Посвящается
ОченьСерое_Инкогнито...
За чистым-чистым полем, за дремучим-дремучим лесом. за дальней дорогой, за сахарной горой есть город...
Ах, если б ты, дружок, по моему хотению – по твоему велению вдруг очутился в нем! Ты даже рот открыл бы от удивления.
Дома тут сложены из шоколада. Крыши леденцовые. В каждом доме ставни из кренделей. А на остроконечных пряничных городских башнях вертятся флюгерные петушки.
Всех чудес в Сказочном Городе не перечесть.
Во-первых, тут в высокой-превысокой башне, под говорящими часами, в маленькой комнате за разноцветным оконцем живет самая образованная фея на белом свете. Она с шоколадной медалью закончила Академию Всех Волшебных Наук. Зовут ее – фея Здрасте.
Во-вторых, в Сказочном Городе живет самый веселый на белом свете Почтальон. Шутник и хохотун. Он умеет так завлекательно смеяться, что все-все-все вокруг вдруг, тоже начинают хохотать! Его так и зовут: Веселый Почтальон.
В-третьих, в Сказочном Городе в небольшой избушке из шоколада живут три мудрых-премудрых Гномыча. Гномыч-дедушка. (Он с длинной бородой и в красном волшебном колпаке). Гномыч-сын. (Он с рыжими усами, в зеленом волшебном колпаке). И Гномыч-внук. (Он с веснушками на толстеньком носу и в синем волшебном колпачке на макушке).
Гномычи умеют вылечить от насморка лягушку или заштопать стрекозе порванное крыло... И, если нужно, вылечат сразу от всех болезней всех жителей Сказочного Города.
Но... Честно говоря, сказочные горожане живут по строгому режиму. (По утрам они, конечно, делают зарядку. Обливаются холодной водой. Моют руки перед едой. Вовремя гуляют и ложатся спать). Поэтому никто из них не болеет.
Есть в городе и Продавщица летающих зонтов.
Есть тут Сапожник, который шьет семимильные башмаки.
Есть Булочник, который выпекает прыг-скок-булочки. Они сами собой прыгают к вам в рот.
И прочие – остальные жители Сказочного Города – каждый из которых хоть чем-нибудь да удивит тебя, дружок... Конечно, если ты (по твоему хотению – по моему велению) однажды попадешь вдруг в сказку.
думаю, что в этом случае прежде всего они тебе расскажут про чудесный замечательный фонтан, который находится за главной городской площадью. чуть-чуть левее парка...
олубые, серебряные, золотые струи фонтана взлетают почти до неба, почти до синих алых облаков. И падают на землю, рассыпаясь на сорок сороков волшебных брызг. И если кто-нибудь умоется этой чудесной водой и выпьет три глотка ее... Тогда любое доброе его желание исполнится...
Жить-поживать в этом городе одно удовольствие. Все жители здесь сказочно вежливы... Даже собаки стесняются тут слишком громко лаять. А щенки протягивают лапу прохожим, чтоб поздороваться.
Воробьи не смеют здесь драться. Галки и грачи не галдят, а мирно - ихо решают свои птичьи проблемы...
флюгерные петушки на пряничных ашнях каждое утро будят горожан веселым криком:
Ку-уука-ре-кууу! Вставайте! С добрым утром! то самый-самый вежливый город из всех сказочных городов на белом свете.
Но так было не всегда...
аша история начинается гораздо раньше. В те времена, когда город назывался Обыкновенным Городом. Жили в нем обыкновенный Почтальон, обыкновенный Постовой, обыкновенная Продавщица вовсе даже не летающих зонтов... И прочие-остальные обыкновенные жители. Были они не очень-то хорошо воспитанными и вежливыми людьми. И поживали так до той оры, пока Алеша Иванов однажды не поссорился друг с феей...
тот Алеша был сказочно невежливым мальчишкой. Честно говоря, дружок, мне б е хотелось, чтобы ты хоть чуточку был на него похожим.
Поэтому я прерываю свой рассказ, чтобы объяснить тебе:
Зачем быть вежливым
Не только детям, но и очень многим взрослым людям хочется, чтобы все их друзья, и все соседи, и даже вовсе незнакомые прохожие всегда бы относились к ним внимательно, по-доброму, всегда б любили и уважали их. Чтобы никто-никто не делал им замечаний.
Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И у него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.
А впрочем, вежливому, хорошо воспитанному человеку и некогда скучать. Ведь он живет по строгому режиму.
Рано утром он сделает зарядку. Потом умоется. Потом убирает свою постель. Аккуратно одевается. Потом помогает маме и бабушке приготовить завтрак и накрыть на стол.
Днем вежливый человек – если он не в детском саду и не в школе – обязательно помогает бабушке убрать в квартире, поливает цветы, кормит кошку и рыб в аквариуме. н не ленится почистить обувь и сходить в магазин за хлебом или за молоком...
Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им.
И это очень правильно. Ведь если хорошо разобраться, все люди на белом свете помогают друг другу, трудятся друг для друга. А значит, они трудятся и для тебя, дружок.
Строители выстроили для тебя дом.
Дворник приводит для тебя в порядок двор и детскую площадку для игр и для прогулок. Шоферы везут тебя по городу. Врачи лечат от болезней.
Садовники и лесники сажают для тебя сады, растят леса...
Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так уж трудно!
Нетрудно уступить в трамвае или автобусе место пожилому человеку.
Нетрудно здороваться с людьми при встрече. И говорить им “до свидания”, “всего хорошего” при расставании.
Нетрудно быть опрятным, причесанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с тобой общаться.
Нетрудно помочь по дому старшим.
Нетрудно не разбрасывать по комнате свои вещи и складывать игрушки.
Но вежливый человек должен выполнять не только эти правила. Их гораздо больше. Если ты, дружок, не знаешь всех обязательных для вежливого человека правил, не горюй. Я постараюсь помочь тебе. И не только я, но и все герои этой сказки.
Но сначала... Сначала совершенно необходимо, чтобы с этой вот минуты ты сам совершенно твердо решил стать вежливым человеком. Затем, чтобы у тебя появилось много новых замечательных друзей.
Затем, чтоб мама, папа, дедушка, бабушка, твои соседи и вовсе даже незнакомые люди уважали тебя.
И кроме того... Обещаю тебе, что именно тогда, когда ты станешь по-настоящему вежливым, воспитанным человеком, по моему велению и по твоему хотению ты попадешь однажды в сказку.
Возвращение феи
Итак, чтобы тебе все было ясно и понятно, начнем нашу историю с тех давних пор, когда Сказочный Город назывался Обыкновенным Городом. И жили-поживали в нем: обыкновенная фея, обыкновенный Почтальон, обыкновенный Постовой и прочие-остальные обыкновенные жители.
Среди них жил мальчик. Алеша Иванов. Были у Алеши мама, папа, две бабушки и тетя Липа. Они его любили-обожали.
Потому Алеша ложился спать, когда ему хотелось. Спал до полудня. Просыпался... Зевал, широко разинув рот. И тетя Липа тотчас же вливала ему в рот какао. А обе бабушки протягивали ему пирожное. Алешин папа в это время играл на дудке, чтобы развеселить ребенка. А мама бежала в магазин, чтобы купить Алеше какой-нибудь подарок.
У этого мальчишки было ужасно много всяких игрушек, альбомов, книжек, красок! Они ему так надоели, что Алеша бросал их из окошка на головы прохожих. Алешин папа играл при этом на губной гармошке. Бабушки били в барабан. А мама хлопала в ладоши, чтобы развеселить ребенка.
Алеше постоянно было скучно. Поэтому – от скуки – он дергал за косы девочек. Бил малышей. Кидал камнями в птиц. Толкал прохожих.
Даже мама, папа, две бабушки и тетя Липа не могли развеселить этого ребенка. И вот однажды они решили-придумали повести Алешу в зоопарк.
...В зоопарке всегда так весело и шумно! Старик-верблюд катает тут ребят по узеньким дорожкам. Обезьяна нанизывает себе на хвост очки. А черепаха угощает детей и взрослых чаем из самовара, который стоит у нее на спине.
Так было в зоопарке до тех пор, пока не появился Алеша.
Он плюнул в старика-верблюда. Дернул за хвост рыжую обезьяну. И бросил камень в черепаху, так что самовар упал у нее со спины.
– Ай-ай! – сказали звери и покачали головами. Фея, которая беседовала о чем-то с мудрым львом, прервала свою беседу и тоже покачала головой. А мудрый лев зарычал.
– Если ты и дальше будешь таким невежливым и злым, – сказала фея, – однажды ты превратишься вдруг в дракона.
Тут мама, папа, две бабушки и тетя Липа Ивановы подбежали к фее и сказали:
– Не смейте нервировать ребенка! Если вы и в самом деле фея, то сделайте его по нашему хотению, по вашему велению воспитанным и вежливым! Да-да!
Обыкновенная фея не умела – не могла совершить такое сказочное превращение. Она тотчас решила отправиться учиться в Академию Всех Волшебных Наук, чтобы пополнить свое волшебное образование.
И вот... Фея простилась с мудрым львом, а также с маленькими и большими и прочими-остальными жителями Обыкновенного Города. И полетела на волшебном зонтике, который сто лет тому назад ей подарил ее любимый прапрадедушка. Она летела над сахарной горой... Над дальней дорогой... Над чистым-чистым полем...
Она летела три ночи и три дня. И приземлилась на крыльце Академии Всех Волшебных Наук.
Тут фея проучилась три года, три месяца, три дня и три часа. Она отлично освоила все-все волшебные науки. И за это ей вручили большую шоколадную медаль.
Повесив медаль на грудь, фея отправилась на почту и послала в Обыкновенный Город телеграмму: “Встречайте. Вылетаю. Ваша фея”.
Маленькие и большие обрадовались, когда обыкновенный Почтальон прочел им эту телеграмму. Ведь за последние три года, три месяца, три дня и три часа в Обыкновенном Городе не случилось ни одного самого крохотного чуда! А без чудес жить-поживать на белом свете очень скучно.
Вот почему все горожане выглянули в окна, выбежали на балконы, а кое-кто даже залез по пожарной лестнице на крышу... И стали смотреть на вершину сахарной горы, из-за которой должна была явиться фея.
Они глядели в телескопы, в подзорные трубы, в очки, и в микроскопы, и даже просто так... И наконец все увидели фею, которая летела на своем волшебном зонтике.
Маленькие, и большие, и прочие-остальные почти что хором закричали:
– Фея, здрасте!
(С тех самых пор ее так и зовут все: фея Здрасте.)
– Я рада видеть вас! – пропела фея, кружась над городом. – И более того! Я очень-очень рада! Я сейчас готова исполнить все ваши желания!
Тут мальчики и девочки (которые были пока еще не очень хорошо воспитаны) воскликнули:
– Хотим! Хотим, чтобы наш город стал Сказочным! И пусть дома в нем будут шоколадными! А крыши–леденцовыми! А ставни – пусть из кренделей!
– А башни – пряничные! – крикнул самый маленький малыш.
– Пожалуйста! – пропела фея. И Обыкновенный Город стал Сказочным! Мальчишки и девчонки от радости захлопали в ладоши. Но никто из них не догадался сказать “спасибо”. (Ведь они были пока еще не очень вежливые дети).
Поэтому их мамы, папы, бабушки, дедушки и тетеньки ужасно покраснели. И попросили почти что хором:
– По нашему хотению, по твоему велению, фея, сделай наших детей воспитанными и вежливыми.
– Пожалуйста! – пропела фея.
И в Сказочном Городе забил фонтан. Позади главной площади. Чуть-чуть левее парка.
Голубые-серебряные-золотые струи взлетели до синих-алых туч. И вновь упали, рассыпавшись на сорок сороков волшебных брызг. Маленькие, и большие, и прочие-остальные – все, на кого упала-пролилась волшебная вода фонтана, тотчас же сделались сказочно воспитанными и вежливыми людьми. Они улыбнулись друг другу.
_ Здравствуйте! Добрый день!
_ Мы очень рады видеть вас...
._ Будьте так любезны...
_ Пожалуйста, садитесь!
_ Проходите!
Фея Здрасте от радости захлопала в ладоши.
– Сказочно приятно жить в таком городе, среди таких воспитанных и вежливых детей и взрослых! Пусть этот день для каждого из вас, дорогие мальчики и девочки, станет днем исполнения желаний! Говорите! Я слушаю...
– Спасибо... – сказали вежливые девочки и мальчики.
– Пожалуйста! – вежливо попросила Юлика-Юла. – Пусть мой отец – обыкновенный Почтальон – превратится в самого веселого Почтальона на белом свете.
– А наш... – попросили семь сыновей Сапожника. – Пусть шьет семимильные сказочные башмаки. Пожалуйста!
– Пусть мой дедушка выпекает чудесные прыг-скок-булочки, которые сами прыгают всем в рот, – попросил самый маленький малыш. – Пожалуйста!
– А наша мама пусть продает всем сказочные летающие зонты! – попросили девочки-близнецы. – Пожалуйста!
– И пусть... – сказали остальные дети. – Пусть каждый день в Сказочном Городе будет исполняться чье-нибудь желание. Пожалуйста!
Так все и стало.
Прости, я прерываю свой рассказ, мой маленький дружок. Кто-то ко мне звонит. Открою дверь... Минутку! Я сейчас, сейчас!..
О чем спросила фея, когда ты прочитал эту главу:
1. Нравится или не нравится тебе Алеша Иванов?
2. Если не нравится, то почему?
3. Какие невежливые поступки он совершает?
4. Чем нравятся тебе остальные жители Сказочного Города?
Три мудрых-премудрых Гномыча
Едва я отворила дверь, как в нее влетели три зонта... Да что же это такое?! Невиданное - неслыханное диво!
Зонты довольно ловко приземлились в старое кресло. И тут же объявились три мудрых-премудрых Гномыча.
А-а-а... Вот оно в чем дело!
– Уф!!! – сказали Гномычи. И огляделись. Заметили на кухонном столе банку черничного варенья. И – даже не спросив у меня разрешения – начали есть его руками и большой ложкой, облизывая ее по очереди.
– Простите... – шепнула я, так как от удивления у меня пропал голос. – Но... Так ведь нельзя! Откуда вы взялись?.. Мне кажется, вы жили-поживали до этих пор в волшебной сказке .
– От сказки до взаправды не так уж далеко! – ответил Гномыч-дедушка. (Тот самый, который с длинной седой бородой и в красном волшебном колпаке .)
– Тем более, когда попутный ветер... –прошамкал набитым ртом Гномыч-сын. (Тот, который с рыжими усами и в зеленом волшебном колпаке).
– Что требовалось доказать... – хихикнул Гномыч-внук, сдергивая с головы ярко-синий волшебный колпак и вытирая им испачканные вареньем губы.
Тут гномы опрокинули банку с вареньем на мою любимую скатерть. И застучали по столу, как по барабану.
– Мы пить хотим! Дай нам скорее пить! – закричали они.
Вот кран... – сердито сказала я. – Вот чашки. А мне не хочется – не нравится сидеть тут с вами.
Почему? – удивились три мудрых-премудрых Гномыча.
Потому что я до сей поры не видела таких невежливых гномов, сказала я.
Гномы зарыдали.
– В том беда! Несколько дней тому назад мы заразились… Мы заболели страшной болезнью – невежливостью!..
– Да как же это с вами приключилось? – спросила я.
Хлюпая носами, перебивая друг друга, размахивая руками так, что посуда со стола летела на пол, – три Гномыча мне рассказали:
– Был на белом свете город. Все жители его болели ужасной болезнью – невежливостью. При встрече они не здоровались друг с другом. При расставании не говорили “до свидания” или “всего хорошего”. За столом болтали ногами и разговаривали с набитым ртом. Сильные тут обижали слабых.
Взрослые ссорились, кричали друг на друга. Дети никогда не уступали в автобусах или в трамваях место пожилым людям.
Короче, жители этого города вели себя так скверно, что вот-вот должны уж были все до одного однажды стать драконами. К счастью, про их беду проведали три мудрых-премудрых Гномыча.
Не мешкая, гномы начали собираться в срочную сказочную командировку. Они прихватили с собой три бадейки, наполненные голубой-серебряной-золотой водой из всех чудесных фонтанов и родников.
Затем мудрые-премудрые Гномычи перевернули свои волшебные колпаки задом наперед. И превратились в невидимок.
Подхватив бадейки с чудесной водой, каждый из гномов раскрыл свой зонтик. И полетели...
Прохожим - проезжим казалось, будто в облаках сами собой парят три зонтика и три бадейки.
Потому больные невежливостью горожане от удивления широко раскрыли рты и быстро начали моргать глазами. Тут невидимые гномы влили каждому в рот по три глотка волшебной воды. И каждого умыли. А когда жители Невежливого Города закрыли наконец свои рты, они уже успели превратиться в сказочно вежливых и воспитанных людей.
С этих пор они при встречах здоровались друг с другом. При расставании говорили: “всего хорошего вам” или “до свидания!”.
За столом не болтали ногами. И никогда не разговаривали с набитым ртом. Сильные тут защищали слабых.
Взрослые были добры и деликатны друг с другом. И с детьми. Дети уступали в автобусах или в трамваях свое место пожилым людям.
И эта сказочная командировка кончилась бы очень и очень хорошо, если бы три мудрых-премудрых Гномыча сами вдруг не заразились ужасной, страшной болезнью – невежливостью.
Ой! Что тут стало! Ты и представить этого не можешь, дружок...
Невидимые гномы без разрешения взяли у продавщицы тридцать пачек сливочного мороженого. Громко чмокая, съели его. И бросили на мостовую все обертки.
Они сорвали с большой городской клумбы все цветы.
Потом вдруг начали дразнить большую старую ворону. И бросили в нее все три бадейки, при этом облив ворону остатками голубой-серебряной-золотой воды...
– Карр! Карр! – прокаркала ворона, которая тотчас же стала сказочно вежливой птицей. – Бедные Гномычи! Вы заболели невежливостью!.. Карр!.. Если вы станете себя так вести, однажды вы превратитесь вдруг в драконов! Карр!
– Ой! – испугались Гномычи. – Что же нам делать?
– Немедленно летите куда глаза глядят, – посоветовала им вежливая ворона. – Карр! Пока не окажетесь на Чертановской улице, в пятьдесят втором доме, на пятом этаже. Там снова превратят вас в сказочно вежливых гномов. Карр! Спешите!!!
Вот как Гномычи очутились на моей улице, в моем доме, на моем этаже.
– Не простое это дело: вновь превратить гномов в сказочно вежливых! – вздохнула я. – Для этого мне понадобится волшебная палочка...
Раз!.. И три мудрых-премудрых Гномыча уже протягивали мне взаправдашную волшебную палочку.
– Спасибо...–сказала я.– Что ж... Я готова вам помочь. И провести для вас несколько уроков вежливости. Но, пожалуйста, запомните: во время этих уроков вы должны быть сказочно внимательными и сказочно терпеливыми учениками.
– Мы постараемся... – решили гномы.
Тут я взмахнула волшебной палочкой.
Раз! Два! Три!
– Начинаем.
Первый урок вежливости
И в кухне снова полный порядок. Все вещи – на своих местах. Кастрюли – по полкам. На столе – моя любимая скатерть. Нарядная и чистая. На ней – чашки, блюдца и тарелки, большие и маленькие вазочки для варенья, печенья и конфет... Каждая ложка и каждая вилка на столе заняла свое положенное место.
– Итак, – сказала я трем мудрым-премудрым Гномычам, – сегодня мы поговорим о том, как нужно вести себя за столом.
– Ага! Поговорим! –обрадовались гномы, толкаясь в синем кресле и изо всех сил стараясь дотянуться до ваз, в которых лежали сладости.
Я снова взмахнула волшебной палочкой.
Раз! Два! Три!
И старое синее кресло со всех своих ног помчалось в ванную.
– А это что вдруг значит?! – Ужасно рассердились Гномычи.
– Это значит, что каждый раз перед едой необходимо мыть руки.
Из крана полилась холодная вода... А мыло и мочалка тотчас же принялись за дело... После того как три мудрых-премудрых Гномыча вытерли руки полотенцем, я пригласила их за стол.
Гномы снова попытались втроем вскарабкаться в синее кресло.
Пришлось опять взмахнуть волшебной палочкой. Раз! Два! Три! И стулья запели:
– Спокойно! Сядьте каждый на свое место!..
Гномычи расселись по местам. И от смущения изо всех сил стали болтать ногами.
– Пожалуйста, не болтайте ногами за столом, – попросила я их. – И не стучите ложками по блюдцам. За столом следует вести себя не торопясь, спокойно, без лишнего шума.
– Ага... Понятно... –согласились три мудрых-премудрых Гномыча. И начали хлебать суп, отпивая его прямо из тарелки.
Пришлось мне снова пояснить:
– Суп едят ложкой, а второе – вилкой. Когда вы испачкаете нечаянно во время еды рот и руки, не забывайте пользоваться салфеткой.
Тут я на всякий случай сама вытерла гномам их перепачканные сметаной руки.
– Выходя из-за стола, не забудьте сказать “спасибо”.
– Спасибо...–пробурчал Гномыч-дедушка. – Только это, оказывается, ужасно трудная наука...
– Карр!–сказал вдруг кто-то сидящий на кухонном подоконнике. Это была, конечно, мудрая вежливая ворона. – Карр! Чтобы выучить и запомнить все обязательные правила вежливости, необходимо терпение и труд. Запомните, пожалуйста! Карр! Карр!
И, как всегда, она была права. Поэтому я попросила мудрых-премудрых Гномычей помочь мне убрать со стола и вымыть всю посуду.
Что они и сделали...
Что значит “вежливый человек”? (разговор с родителями)
Вежливость – это сумма поступков, определяющих внутреннюю культуру человека. Между тем ни у кого, видимо, не вызовет возражений утверждение того, что само понятие “культура” вытекает из нравственно-моральных и даже социальных норм. Таким образом и понятие “вежливость” перерастает свои узкие, кажущиеся рамки, становясь – пусть внешним – отражением внутренней нашей культуры и внутренней нашей духовности, определяясь той суммой конкретных поступков, тем комплексом поведения в обществе, которые естественно вытекают из нравственно-моральной образованности и социальной воспитанности каждого человека.
Вот почему, объясняя нашим малышам, как? для чего? зачем? человек обязан вести себя в соответствующей обстановке так или иначе, мы стараемся прежде всего пробудить и развить в наших сыновьях и дочках их нравственные чувства, их духовность, гуманизм. Стараемся воспитать в них деликатное, доброе отношение к людям.
Будь добрым, –говорим мы. – Умей добрыми глазами увидеть радость или беду ругого человека. Добрым сердцем откликнуться на нее. И добрым делом помочь.
– Будь честен! – говорим мы. – Порой это совсем не просто. Не бойся говорить в глаза людям правду. Старайся не совершать поступков, которых бы тебе пришлось стыдиться. Но коли все-таки ты совершишь такой поступок, имей мужество честно признаться в нем. И постарайся его исправить.
– Умей трудиться, –говорим мы, – Труд, в который вложены мысль, терпение, старание и сердце, – обогащает душу, осветляет ум. Труд научит тебя понимать и уважать других людей и тот огромный и прекрасный мир, в котором мы живем.
– Расти гордым и независимым, – говорим мы, – Да будут яркими твои чувства! Добрыми желания! И горячим сердце!
Сегодня мы вкладываем в понятия “вежливый, “воспитанный человек” не только и даже не столько умение вести себя благопристойно, хотя, бесспорно, подобные навыки (внешнее проявление культуры) обязательны для каждого истинно воспитанного человека!.. Вежливый человек не тот, кто никогда не оскорбит женщину (иначе и быть не может!), а тот, кто не пройдет равнодушно мимо распоясавшегося хулигана, позволившего себе подобное.
Вежливый человек не тот, кто сам никогда не сломает ветку дерева и не притащит охапку поникших цветов из пригородного леса (нормально и естественно сегодня не совершать подобных варварских поступков), а тот, кто остановит эгоиста, не находящего нужным беречь живую красоту природы.
Современный воспитанный человек – личность активная. Он способен не только совершать поступки, но и отвечать за них. Человек глубокого, серьезного образования и развитого ума. Вежливый – это человек, умеющий управлять своими эмоциями. Вне зависимости от того, каким темпераментом наделила его Природа... Это всегда личность в высшей степени гуманизированная. Личность, обогащенная всем разнообразием существующих ныне в мире связей и отношений.
Такие качества, как холодное равнодушие к людям, способность юлить и пресмыкаться ради собственных удовольствий, карьеризм, стяжательство, пошлость, – чужды нашей культуре.
Вот почему мы мечтаем сегодня воспитать в наших сынах и дочерях гражданственную активность и высокую моральную ответственность. Мы стараемся приобщить их ко всему богатству человеческой культуры и к сложнейшему многообразию человеческих отношений. Мы стремимся не только распахнуть перед ними удивительный мир современных знаний, сегодняшней науки, но и заложить в сердца и умы наших детей доброту, гуманность, стремление к высоким идеалам и счастливую страсть к творчеству.
Некоторые напоминания взрослым
Внутренняя культура человека обязательно проявляется в его каждодневном внешнем поведении. Об этом мы – взрослые – не имеем права забывать. Собственное наше поведение, наши поступки, отношение друг к другу сильнее всяких нравоучительных бесед воспитывают малышей.
Поэтому спешу напомнить мамам, папам, бабушкам, дедушкам, дядям и тетям, которые вдруг почему-либо забыли некоторые правила вежливого поведения.
. Пожалуйста, никогда не забывайте здороваться при встрече со знакомыми людьми. При этом мужчина (или тот, кто младше) должен первым произнести приветственные слова, А енщина (или тот, кто старше) должна первой протянуть руку. Мужчина, приветствуя человека издали, может чуть приподнять шляпу.
2. Некрасиво, здороваясь, протягивать руку в перчатке.
3. Войдя в дом или в кабинет к кому-нибудь, нужно поздороваться с хозяином.
Войдя в помещение, мужчины (и дети) должны снимать шапки. Исключение только магазины.) А в кино и театре головные уборы должны снимать и женщины.
4. В кино или в театре, когда нам требуется пройти на свое место мимо уже сидящих в нашем ряду зрителей, необходимо извиниться перед ними. И (обязательно) проходить лицом, а не спиной к ним.
5. В транспорте вежливый мужчина (если только он не инвалид и не слишком стар) обязательно уступит место женщине. Тем более пожилой.
. В гостях, на собрании и в любом другом помещении ужчине принято садиться в том случае, когда уже сидит женщина.
Чрезвычайно невежливо, когда мужчина сидя разговаривает со стоящей перед ним енщиной.
Как мама, папа, две бабушки и тетя Липа стали сказочно вежливыми людьми
В то утро, когда в Сказочный Город должна была вернуться фея, семейство Ивановых решило отдохнуть. Мама, папа, две бабушки, тетя Липа и Алеша уселись в мото-сказоход и покатились куда глаза глядят.
Их глаза глядели за сахарную гору... За дальнюю дорогу... За чисто-чисто поле... Туда, где зеленеет дремучий лес.
...В лесу стояла избушка на курьих ножках.
Вокруг нее улыбались прохожим синие-красные-желтые цветы. Тянулись к солнцу голубые травы. На серебряных кустах сидели красные белки и звонко щелкали орехи.
Цок да цок!
Возле крыльца избушки стояла очень старая сосна. Ее верхушка доросла до неба. По ночам между ветвями играли в прятки звезды. По утрам на ней дремали облака и птицы. А вечером из черного дупла выглядывал ушастый дядя Филин. И ухх-ххая и хохх-ххоча, рассказывал лесному люду сказки.
Сюда-то и прикатили мама, папа, две бабушки, тетя Липа и Алеша.
– Хочу этих цветов! – сказал Алеша.
тетя Липа принялась рвать синие-красные-желтые пветы… Хотя цветы так горько плакали! И так просили не драть –не убивать их. Но тетя Липа не понимала их языка.
– Хочу орехов! – закричал Алеша.
И обе бабушки, разогнав всех красных белок, стали ломать серебряные ветки и собирать орехи. Хоть белки очень-очень рассердились и бранились! Но бабушки не понимали их языка.
– Хочу! Хочу костер из этой вот сосны! – крикнул Алеша.
И мама дала папе большой топор. И папа подошел к сосне и стукнул-ударил ее топором.
Вздрогнула очень старая сосна. И застонала...
– Беда! Беда! – вылетел из черного ее дупла ушастый дядя Филин.
– На помощь! – подхватили белки. – Разбой! Услышав про такое, из белоствольного березняка примчались зайцы!
Из дальнего оврага – лисы!
Из ельника дремучего – два седых волка!
А из берлоги притопала медведица Матрена. С ребятками своими, с медвежатами... Матрена много лет дружила с феей Здрасте и потому прекрасно знала человеческий язык.
– Стыдитесь, люди! – сказала она и покачала лохматой головой.
Тут остальные звери-птицы тоже покачали головами:
– Как же вам не стыдно?
Зачем вы рвете-убиваете цветы? – спросили зайцы.
– Зачем ломаете ветки орешника? – протявкали лисицы.
– Зачем вы губите сосну? – завыли волки.
А дядя Филин вовсе рассердился:
– Уфф! Ступайте прочь отсюда! Злые! Невежливые люди! – крикнул он.
И белки подхватили:
– Прочь! Прочь! Прочь!
Мама, папа, две бабушки, тетя Липа и Алеша испугались. Помчались к мото-сказоходу. Завели мотор. И покатили прочь из леса!
Через чисто-чисто поле... По дальней по дороге... Вокруг высокой сахарной горы... Ночью въехали они в свой город.
Ничего не заметив и не приметив, Ивановы вбежали в свой дом. Улеглись в свои кровати. И заснули.
На другое утро мама, папа, две бабушки и тетя Липа проснулись рано.
Наконец и Алеша Иванов проснулся, открыл глаза и зевнул.
етя Липа скорее влила ему прямо в рот какао .
абушки сунули ему в рот несколько пирожных. А папа заиграл на дудке. И все-таки Алеша закричал:
– Мне скучно!
– Придется купить ребенку какой-нибудь подарок, – решила мама.
И побежала в магазин.
Но только она вышла за порог, как вдруг остановилась и быстро-быстро заморгала глазами. И даже открыла рот от удивления.
Вокруг нее были дома из шоколада. И крыши леденцовые. На окошках ставни из кренделей. А на остроконечных пряничных башнях сидели флюгерные петушки.
– Кууу-куа-реукууу! – кричали они. – Добрый день, Иванова мама! Спеши скорей к чудесному фонтану! Там дожидается тебя фея Здрасте!
_ Чудеса!.. – сказала мама.
И ноги сами понесли ее к фонтану.
Там на скамеечке сидела фея.
– Здравствуйте, – сказала она маме и протянула ей стакан волшебной голубой воды. –Лишь три глотка. И я бы посоветовала вам сейчас умыться... Пожалуйста.
– И вправду – чудеса! – сказала мама.
Честно говоря, она была послушным человеком. Все проделала, как ей подсказала фея Здрасте. И тотчас превратилась в самую вежливую маму на белом свете. И тут же покраснела от стыда.
– Ой-ой-ой! Как стыдно! Вчера я скверно вела себя в лесу дремучем.
– Знаю, – ответила ей фея. – Возьмите эту лейку. Наполните ее волшебной водой... И отправляйтесь в лес. Да не забудьте купить зонт у Продавщицы за углом. Тем временем я постараюсь, чтобы Алеша прибежал к чудесному фонтану.
– Благодарю! – сказала мама и побежала к Продавщице летающих зонтов.
Скоро она уже неслась над городом... Над сахарной горой... Над дальней дорогой... Над чистым-чистым полем... Направляясь туда, где зеленел дремучий лес...
Ивановы ждали-пождали ее и начали уж волноваться. Тем более что мальчик не переставал реветь.
– Придется мне купить подарок, – решил наконец папа и поспешил из дому.
Выйдя за порог, он быстро-быстро заморгал глазами и разинул рот.
Вокруг него стояли шоколадные дома с леденцовыми крышами. И флюгерные петушки на башнях кричали:
– Куукарууукууу! Привет, Иванов папа! Спеши! Тебя ждет фея у чудесного фонтана!
Папа побежал к фонтану.
– Добрый день, – сказала фея Здрасте и протянула папе стакан с волшебной водой. – Прошу вас. Ровно три глотка. И, если вам не трудно, умойтесь голубой-серебряной-золотой водой из фонтана.
– Можно и умыться, – согласился папа. Он проделал все, что посоветовала фея. И превратился в самого вежливого папу на белом свете.
– Стыд какой! – воскликнул он, тотчас же покраснев. – Вчера я очень плохо себя вел в лесу!
Фея Здрасте протянула папе лопату и мешочек с семенами.
Не волнуйтесь, – сказала она. – Алеша сам прибежит к фонтану... А вы... Вы не забудьте, пожалуйста, купить летающий зонтик у Продавщицы за углом.
– Благодарю! – ответил папа.
Очень скоро он уже парил над городом... Над сахарной горой. Над дальней дорогой...
Ивановы ждали-пождали его и начали уж волноваться.
– Я хочу подарок! – вопил Алеша.
Сейчас мы его купим, – крикнули обе бабушки. За порогом они от удивления раскрыли рты. На пряничных остроконечных башнях сидели флюгерные петушки.
– Кууукуареуууу! – кричали они. – Приветствуем вас Ивановы бабушки! Спешите к чудесному фонтану!
Бабушки выпили по три глотка замечательной воды, умылись ею. И превратились в самых вежливых бабушек на белом свете.
– Ай-ай! – сказали они и покачали головами. – Вчера-то мы такого натворили! И вспомнить совестно!
Фея дала им корзинку со спелыми орехами. И указала, где можно купить летающие зонтики.
Бабушки Ивановы неслись над городом... Над сахарной горой... В сторону дремучего леса.
Последней прибежала к фее тетя Липа. Скоро она тоже превратилась в сказочно вежливую тетеньку. И купив себе летающий зонт, полетела над Сказочным Городом... В сторону дремучего леса.
В лесу, возле избушки на курьих ножках мама Иванова поливала живой-волшебной водой кусты, цветы и травы. Обе бабушки кормили спелыми орехами красных белок. Папа сажал на поляне семена диковинных деревьев и цветов. А тетя Липа замазывала раны на стволе очень старой сосны целебной мазью, которую ей дала фея.
Очень-очень скоро на лесной поляне улыбнулись синие-красные-желтые цветы. Потянулись к солнцу голубые травы. Запрыгали-заплясали на ветвях белки. А из черного дупла вдруг выглянул ушастый дядя Филин, Уфф! – крикнул он. – Скорее все сюда!
Из белоствольного березняка примчались зайцы. Из дальнего оврага – лисы. Из ельника дремучего – два седых волка. А из берлоги притопала медведица Матрена с ребятами своими, медвежатами.
– Большое вам спасибо, люди! – сказала медведица и низко поклонилась.
И остальные звери-птицы тоже поблагодарили Ивановых.
А старая сосна уронила в мамины ладони маленькую зеленую звезду.
И от всего этого маме, папе, двум бабушкам и тете Липе сделалось так хорошо-приятно, что, возвращаясь домой, они даже запели песенку.
Наконец внизу заблестели разноцветные леденцовые крыши.
Мама, папа, две бабушки и тетя Липа приземлились возле чудесного фонтана. Тут на скамейке возле него сидела фея Здрасте и горько плакала.
А под голубыми-серебряными-золотыми струями фонтана стоял лохматый, мокрый Алеша Иванов.
– Хочу - хочу - хочу быть самым - самым - самым ужасным - невежливым мальчишкой на белом свете! – вопил охрипшим голосом Алеша.
– К несчастью, он уж тут давно... –вздохнула фея. – И более того... Его желание исполнилось!
Тут мама, папа, две бабушки и тетя Липа зарыдали.
О чем спросила фея, когда ты прочитал эту главу:
1. Вежливо или невежливо вели себя сначала в дремучем лесу мама, папа, две бабушки и тетя Липа?
2. А как ведешь себя в лесу ты?
3. Почему капризничал Алеша?
4. Вежливо или невежливо капризничать вообще? Как ты считаешь?
5. Правильно ли повели себя в лесу мама, папа, две бабушки и тетя Липа, когда они сделались вежливыми?
О том, как нужно вести себя с мамой, папой и остальными членами твоей семьи
Ни в сказке сказать, ни пером описать, как это скверно, когда какой-нибудь ребенок так невоспитан и зол, как наш Алеша!
Надеюсь, что ты, мой маленький дружок, себя так не ведешь?
Ты конечно, знаешь о том, что мама, папа, бабушка, дедушка и остальные члены твоей семьи – твои самые верные, самые надежные друзья. Они всегда-всегда с тобой рядом. И в праздники. И в трудную для тебя минуту.
И как бы ни были они утомлены, а иногда даже больны, они всегда тебя накормят, напоят, выслушают, приласкают. Дадут тебе добрый совет. Не так ли?
Вспомни: когда ты болен, и лежишь в постели, и у тебя высокая температура, как внимательны и заботливы с тобой в эти дни мама и бабушка! Дают тебе лекарство. Ставят горчичники и градусник. И шепчут-говорят тебе такие добрые-ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит.
А если в вашем доме праздник?.. Ну, скажем. Новый год... Вместе с тобой родители убирают в сказочный наряд квартиру. Бабушка печет пирог. В эти дни от веселых забот и от любви твоих близких в вашем доме становится так тепло, что даже Дед Мороз с внучкой Снегурочкой Заглядывают на огонек!
Все-все, что есть в доме и у тебя самого, – все вещи, книги и игрушки сделаны руками или куплены на деньги, заработанные твоими родителями, твоими близкими. Ведь твои мама, папа, бабушка, дедушка всю свою жизнь не устают трудиться.
Взгляни-ка, мой дружок, внимательно на руки твоей бабушки или твоего деда. Сколько работы переделали они за свою жизнь!.. Быть может, они строили дома? А может, водили в море корабли? Или самолеты в небе?.. Может быть, твои бабушка и дедушка учили в школе детей? Или лечили людей? Или растили хлеб, сады?
Как-нибудь ласково попроси их рассказать тебе об этом. Послушав их рассказ, ты еще лучше поймешь – какие замечательные люди живут в твоей семье.
Если сказать по правде, некоторые мальчики и девочки не очень-то хорошо знают своих родителей, не очень часто думают о них. А между тем...
Вот твоя мама... Сколько всяких-разных дел успевает она сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить тебя, малыш, в детский сад, а твоего старшего брата или сестру в школу. Много часов мама на работе. Но она еще успевает сходить в магазин и приготовить ужин. Привести все в порядок в доме. Почитать с тобой книжку и поиграть. Помыть тебя и уложить в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка... А у мамы такой палочки нет. Впрочем.. . Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал твой папа (и остальные члены семьи). Потому что твой папа почти что сказочно добрый, почти что сказочно умный, почти что сказочно образованный. Про все на белом свете знает. Про свой завод. Про хоккей. Про то, откуда взялись звезды. И чем нужно намазать лыжи в большой мороз. Про разные страны. И про рыб, которые водятся в вашей речке. Про знаменитых шахматистов. А иногда даже ро то, как нужно жарить яичницу-глазунью.
Вот какие удивительные люди живут-поживают в твоей семье, дружок. Все они самые верные и самые надежные твои друзья.
А друзей нужно беречь. Заботиться о них. Во всем стараться им помочь.
Поэтому, пожалуйста, как можно чаще сам мой посуду после еды. Не оставляй это дело для бабушки и мамы.
Когда бабушка, дедушка, мама приходят с улицы домой, помоги им раздеться. И принеси тапочки.
А если ты отправился с родителями (или с бабушкой и дедушкой) в гости или на прогулку в автобусе, в трамвае, не спеши скорее сесть сам. Обязательно усади на свободное место своих любимых старших друзей. Тем более женщин. Они ведь так редко отдыхают.
Никогда не перебивай в разговоре взрослых. Не груби им, пожалуйста...
Старайся быть настоящим хозяином в своем доме. Хороший хозяин опрятен и аккуратен. Он знает место для своих вещей, игрушек, книг. Он каждый день наводит чистоту в доме, подметет пол и вытирает пыль. (Жить в чистой, аккуратной квартире приятно и маленьким и взрослым.)
Не шуми, если кто-нибудь из твоих близких болен или работает. Старайся не ссориться, не драться с младшими братьями и сестрами, если они у тебя есть.
Будь, пожалуйста, ласков и добр со своими близкими и со всеми окружающими.
Тогда ты не огорчишь маму, папу, бабушку или кого-нибудь в твоей семье. И не будешь походить на мальчика Алешу из нашей сказки.
Бабушкин праздник
Праздники приятны всем.
Бабушка за свою жизнь больше всех в вашей семье работала-трудилась.
Бабушка вырастила твою маму или твоего папу. Твоя бабушка любит тебя больше всех на белом свете. И ты ее, конечно, очень-очень любишь
Ты, наверное, давным-давно уже мечтаешь устроить Бабушкин праздник.
Только, пожалуйста, не перекладывай все-все праздничные заботы на взрослых (тем более на бабушку!), Чтобы праздник получился веселым - настоящим, готовится к нему должны все. И прежде всего ты сам. Для этого:
1. Помоги взрослым убрать квартиру. Подмети в комнатах. Вытри мокрой тряпкой пыль.
2. Помоги маме накрыть на стол. Правильно расставь тарелки, разложи вилки, ложки и прочие необходимые предметы.
3. Помоги маме приготовить салат и бутерброды. А может быть, мама доверит тебе самому поджарить гренки или почистить картошку? Это в сто раз интересней!
4. Потом вежливо пригласи бабушку к столу.
5. А ты должен вежливо встретить всех гостей. Помочь им раздеться и пригласить к столу.
6. Вручи бабушке какой-нибудь подарок (который ты смастеришь своими руками).
7. Когда все выйдут из-за стола, не забудь, пожалуйста, помочь помыть посуду и поставить ее на место.
Что это?.. Кто-то будто плачет и вздыхает?.. Да это ж мудрые-премудрые Гномычи! Что случилось?
– Нам сказочно обидно! – вздохнули три мудрых-премудрых Гномыча. – У нас нет бабушки! И потому мы никогда!.. Мы никогда не сможем устроить Бабушкин праздник.
– Не плачьте! – сказала я. – Добрый, веселый праздник можно устроить и для друзей. У вас ведь есть друзья?
– Конечно! – обрадовались Гномычи.
– Вот и прекрасно, – сказала я. –Тогда давайте проведем сейчас вместе с ними...
Второй урок вежливости
– Жалко, что у нас нет, как в настоящей школе, звонкого колокольчика...
– Как это нет? – проворчал Гномыч-дедушка. И достал из своего кармана большой - пребольшущий и синий-пресиний колокольчик-цветок.
Тотчас раздался такой звон-перезвон, который было слышно во всех сказочных тридевятых и тридесятых государствах.
...Откуда ни возьмись в мои окна и двери влетели сказочные жар-птица, вбежали сказочные чудо - звери!.. Принцессы! Принцы! Мальчик с пальчик! И девочка Дюймовочка!
– Здравствуйте!–пропели жар-птицы.
– Добрый день! – вежливо прошипели-прорычали чудо - звери.
– Мы рады видеть вас, – сказали почти что хором принцессы принцы и остальные друзья Гномычей.
– Я тоже всем вам очень-очень рада, – ответила я.
– Но все-таки... – пропели вдруг мои окна и двери. – Прежде чем войти к кому-нибудь в дом, следует постучаться или позвонить в дверь, а уж потом – войдя – обязательно поздороваться с хозяевами.
– Ах! Извините! – сказала девочка Дюймовочка.
– Пожалуйста. Проходите, – пригласила я друзей Гномычей.
– Только... Позвольте всем вам напомнить о том, что, войдя в чей-либо дом, необходимо снять шапку. Даже если это шапка - невидимка.
Тут принцы, принцессы и даже чудо - звери скорее сняли свои шапки. И поспешили вытереть ноги и лапы о половичок возле дверей.
– Молодцы! – похвалила я их всех. – Однако не толпитесь все в дверях. Принцы должны сначала пропустить принцесс и тех, кто старше... Например, этого седого уже Дракон Драконыча.
Все прошли. Жар-птицы уселись рядком на подоконник и запели. Чудо - звери залезли под кровать и зарычали. Принцессы тотчас стали танцевать. А принцы вдруг поссорились из-за чего-то.
Короче, поднялся такой шум-гам, что даже гномы закричали:
– Мы, кажется, оглохли!
– Вообще-то, – сказала я, – в гостях не полагается шуметь и разговаривать всем сразу. Тем более не нужно ссориться и драться Не следует ломать мебель. Давайте лучше во что-нибудь все вместе поиграем.
__ Играть! Играть! – запели - зарычали - закричали друзья трех мудрых-премудрых Гномычей.
Только, пожалуйста, во время гр не ссорьтесь, не грубите друг другу, не деритесь, не называйте друг друга обидными словами.
Ага... Мы поняли, – сказали гости, от нетерпения топая ногами. – А во что играть?
Как и во что играть с друзьями
1. Вежливые прятки. Как и в обыкновенных прятках, играющие сначала считаются, чтобы узнать, кто должен водить.
Водящий, закрыв глаза, медленно считает до десяти. Остальные играющие в это время прячутся. Но не слишком далеко. Так, чтобы водящий мог слышать их голоса.
Как только водящий громко произнесет: “Десять!”, каждый из срятавшихся игроков кричит в ответ какое-нибудь вежливое слово. По желанию:
– Здравствуй!
– Добрый вечер!
– Всего хорошего!
– Спасибо!..
И водящий по голосу должен узнать спрятавшихся и назвать, кто из них где находится. Если он не узнает их голоса с первого раза, водящий может еще дважды прокричать:
– Десять!
Если все-таки водящий не узнал кого-нибудь, он должен водить второй раз.
А если узнал все голоса, водит тот, кого узнали первым.
2. Вежливые жмурки. Считалкой выбирается водящий. Ему завязывают глаза. И он ловит остальных игроков, бегающих в не очень большой комнате.
Тот, кого он поймает, становится помощником водящего. Ему тоже завязывают глаза.
Теперь водящих уже двое. Третий, кого они поймают, тоже становится их помощником. И так далее, пока не будут пойманы все игроки. Тот, кого поймают последним, водит в следующий раз.
С друзьями можно вместе рисовать, или клеить, или лепить из пластилина. Это тоже очень интересно. Я предлагаю тебе, дружок и всем твоим друзьям выполнить несколько забавных поделок. Если ты постараешься, они могут стать подарками для твоей бабушки, мамы, тети или младшей сестренки.
С чего начать (разговор с родителями)
“От новорожденного до пяти лет страшное расстояние”. С этими словами Льва Николаевича Толстого не согласиться невозможно.
Дитя является в наш многосложный мир – в наш мир, наполненный заботами, страстями, многоликостью человеческих отношений и сонмом радостей-тревог, которые копились на Земле десятки тысяч лет.
За “расстояние” в пять лет ребенок должен уловить в изначальном для него хаотическом нагромождении цветовых пятен, в сиянии отдельных красок направленность и четкость линий, трехмерность объемов, в которую заключены предметы. И более того... За это время малыш должен понять-запомнить назначение огромного количества предметов. И научиться пользоваться некоторыми из них.
За пятилетний срок ребенок должен обрести такую ясность-четкость слуха, дабы из несущихся со всех сторон на него звуков выделить-услышать те, которые сливаются в слово родного языка. Понять значения отдельных слов. Постигнуть премудрость разговорной речи.
В течение пяти первых лет малыш овладевает движениями своего тела. И вот уже после первых своих шагов он устремляется “вперед и выше” по ступеням своего раннего детства. Он изучает и познает мир, овладевая правилами общественного поведения. Экспериментируя-играя, ищет свое место в мире.
Вовсе нелегки для человека эти годы! И не в бездельных забавах – как это кажется кое-кому из взрослых – проводит их маленький человек! Невероятно важное это “расстояние” заполнено напряжением и сложностями, отражающимися на всем детском организме, на всей психике ребенка.
И потому мы, взрослые, в этот период (как, впрочем, и всегда) должны быть добрыми, понимающими, сочувствующими и мудрыми помощниками наших детей. Мы должны быть их верными и надежными друзьями.
(Видимо, с осознания этой цели и стоит начинать воспитание ребенка...)
Возраст от 3 до 7 лет психологи и педагоги назвали игровым.
Малыш познает мир взрослых и приобщается к нему, проигрывая этот мир, все то, что видит-наблюдает вокруг. У него уже накоплен некоторый жизненный опыт. У него прекрасная память. И внимательно-пристальные глаза исследователя, наблюдателя, первооткрывателя.
Правда, наш малыш еще не выработал своего собственного (независимого) поведения. У него еще нет собственного мнения о людях и событиях, за которыми он так пристально наблюдает.
Он не научился еще сравнивать, оценивать. Зато, как талантливый актер, он может повторить (и повторяет) все поступки, слова и жесты взрослых людей, которые его окружают. И нам – родителям и воспитателям – никогда не следует об этом забывать!..
В этот период мы должны как можно больше и чаще играть с ребенком. Учить его тем играм, которые нам хорошо известны. Придумывать с ним вместе новые (пусть самые простые) игры.
Играя, учить малыша культуре поведения. Учить его общению с людьми. Играя же, приучать ребенка к дисциплине, порядку и труду.
Готовить малыша к школе. (Тоже в игре!) Ибо за игровым этапом следует учебный этап детства.
Собственно, любознательность ребенка, его жадное стремление к знаниям пробуждается гораздо раньше. Уже в 3-5 лет наши дети становятся “почемучками”. При правильных же занятиях с ребенком он уже к 7 годам готов не только к случайным “почему”, но и к постоянным систематическим занятиям.
Самой природой заложена в наших мальчишках и девчонках тяга к знаниям. Наша педагогическая задача, нелегкая (!) задача взрослых, — не прозевать этого божественного дара. Не убить его однообразно-демагогическими назиданиями и категорически – безапелляционными приказами. Поэтому, воспитывая в детях навыки культурного поведения, вежливость, деликатность и доброту, мы – взрослые – должны не упускать из виду психологические особенности развития ребенка.
Психика ребенка-дошкольника податлива и пластична. В эти годы ребенок склонен к эмоциональной отзывчивости, к подражанию. Хотя, конечно, не всегда умеет разобраться в том, чему следует подражать. Именно в дошкольные годы закладываются в уме и сердце ребенка нравственные чувства. Именно в это время родители должны воспитать в ребенке отзывчивость и деликатность по отношению к другим людям, заботливость, тактичность и сочувствие к сверстникам и взрослым, ко всем людям.
Взрослые воспитывают эти качества в детях собственным своим положительным примером и дружеской похвалой, одобрением, сопровождающими всякий положительный добрый поступок малыша. В то же время детская грубость, лень, жадность, несправедливость или ложь должны вызывать естественное родительское негодование.
При всей требовательности к малышу родителям следует не скупиться на ласку, В случае, если взрослые дружелюбно и ласково относятся к ребенку, выражают веру в его возможности и силы, – у ребенка появляется чувство эмоционального благополучия. Тогда наша требовательность и строгость не выбьют его из колеи, а лишь приучат к необходимому порядку, к дисциплине.
Психически и физически каждый ребенок развивается в достаточной степени своеобразно.
И все же есть святые законы, бесспорно обязательные для каждого из нас – родителей и воспитателей.
Творящий человеческую душу и характер прежде всего и обязательно должен сотворить самого себя.
Лишь истинно гуманный человек может воспитать человека гуманного.
Лишь человек, активно относящийся к окружающей его жизни, может воспитать личность активную.
Лишь честный человек может воспитать человека честного.
И лишь человек высокой культуры может воспитать истинно культурного человека. Деликатно - внимательно и доброжелательно относящегося к людям. Умеющего творчески трудиться и получать радость от своего труда. Видящего и ценящего живую красоту природы и принимающего всю многосложную гармонию мира, в котором он живет.
Мать и отец, любящие своего ребенка, желающие воспитать его душу и чувства, должны призвать на помощь себе книги, живопись, театр, музыку, радио и газеты. Они должны учиться – в первую очередь сами – думать и рассуждать над увиденным или прочитанным. Они обязаны развить свой вкус искусством и общением с природой. Они постараются обогатить свои чувства добрым отношением ко всему живому, и в первую очередь к людям.
...Вежливость ребенка проявляется в его умении правильно себя вести, соблюдать правила поведения, в его внешнем облике, речи, отношении к вещам, характере общения с окружающими. Таким образом, ребенку нужно знать эти правила и уметь выполнять их.
По мнению педагогов и психологов, дошкольник должен освоить следующие навыки :
навыки, связанные с личной опрятностью;
с культурой еды – поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами;
с культурой общения со взрослыми и сверстниками – дома и в общественных местах ;
с культурой игры, выполнения трудовых обязанностей.
Выполнение режимных моментов с раннего возраста дает возможность закрепить гигиенические навыки и навыки организованного поведения, выработать самостоятельность.
Как прививать навыки вежливого поведения? Конечно, в первую очередь пример, затем показ с четким объяснением и организация упражнения.
Систематическая, планомерная работа (а не от случая к случаю) несомненно принесет свои результаты.
Когда прививать эти навыки? С самого раннего возраста. Чем раньше ребенок усвоит правила поведения, тем естественнее он их будет выполнять.
В этом плане педагогами и детскими психологами неоднократно подчеркивалось, что воспитание ребенка необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы.
И плюс к тому – опять же учитывая возрастные особенности развития нашего ребенка – начинать его воспитание, видимо, необходимо с создания духа игры, с причудливо-живой сказки, которая должна войти в наш дом, дабы питать собой фантазию, творчество и живую наблюдательность малыша. Именно игра и сказка станут – во всяком случае на первых порах – добрыми и надежными нашими помощниками в нелегком деле – во всестороннем сотворении личности маленького человека.
“Азбука вежливости" и ее герои могут стать в некоторой степени помощниками-подсказчиками в такого рода воспитательной игре.
Пусть для начала появится в комнате малыша фея Здрасте. В кармане ее передника ребенок может находить шуточное замечание-указание или упражнение, которых немало в этой книге и которые ребенок должен проделать, оценить свои поступки. Оценка может быть не только привычная нам, взрослым, т. е. в баллах... Ежедневно можно вывешивать на стене комнаты ребенка оценку-маску. Если малыш вел себя прекрасно во всех отношениях – появляется улыбающаяся маска феи Здрасте. Если он слегка нашалил – маска одного из гномов. Если ведет себя совсем из рук вон плохо, на стене появляется изображение дракона. Естественно, что организовать и смастерить все это должны взрослые.
Пусть рядом с малышом оживут (по нашему родительскому хотению) три мудрых-премудрых Гномыча. Каждому из них малыш – под нашим руководством – сможет объяснить усвоенные им правила вежливого поведения...
В мир воспитательной игры, в мир сказки, которая с этих пор поселится в доме, могут быть вовлечены товарищи ребенка, все члены семьи и даже игрушки. Ведь если мы – взрослые (особенно мамы) – этого очень-очень пожелаем, мы сможем на некоторое время превратиться в волшебников и чародеев.
Ожившие рисунки
К сожалению, чудесный фонтан исполнил недоброе Алешино желание. (Фонтан ведь исполнял любое желание!) И Алеша стал самым невежливым мальчишкой на белом свете.
Он показал своей маме, папе, двум бабушкам и тете Липе язык! И убежал куда глаза глядят. По дороге Алеша облизывал стены домов… Дергал за хвост собак и кошек… Бросал камни в птиц. Отнимал мороженное у малышей… Он вел себя так скверно, что маленьким, и большим, и прочим остальным жителям Сказочного Города стало стыдно за него. Они все покраснели и побежали к высокой башне, чтоб посоветоваться с феей.
– Что делать, чтоб Алеша по нашему хотению превратился в вежливого ребенка?
– Простите… Об этом мне хорошенько следует подумать, – ответила им фея. – До свидания!
Она затворилась в своей комнате. И стала думать думать-думать. Но так ничего не придумала. Потом она достала из потайного ларца волшебную энциклопедию. И стала читать–читать–читать. Но ничего не вычитала. От огорчения у нее даже заболела голова.
Фея Здрасте выпила таблетку аспирина и позвала на помощь Сапожника, Постового, Будочника и Почтальона.
– Как нам сделать, – спросила она их, – чтоб Иванов Алеша стал вежливым ребенком? Первым заговорил Сапожник.
– Вот как, – сказал он. – Я подарю ему семимильные башмаки. Алеша наденет их. Обежит весь город... Увидит сказочные чудеса. Й сразу сам захочет стать добрым–вежливыім ребенком.
– К сожалению, – вздохнула фея Здрасте, – от разных злых поступков глаза этого мальчика стали плохо видеть. Он не заметит никаких чудес...
– Тогда... – сказал строгий–вежливый Постовой, прикладывая руку к козырьку, – необходимо объяснить Алеше все обязательные правила уличного движения. Привыкнув к сказочной дисциплине и порядку, ребенок, естественно, захочет стать вежливым.
– От разных злых проделок, – вздохнула фея, – уши этого мальчика стали плохо слышать... Он не услышит никаких правил.
– Давайте накормим его моими прыг–скок–булочками, которые сами прыгают и скачут в рот, – улыбнулся Пекарь. – Они сказочно вкусные! И ребенок сразу пожелает стать вежливым.
– Ах! – вздохнула фея. – Алеша избалован. У него нет даже аппетита. И он не станет есть прыг–скок–булочки...
– Тогда необходимо устроить праздник! – воскликнул Веселый Почтальон.
– Как это праздник? Почему вдруг праздник?
– Всем детям и даже всем-всем взрослым, – сказал Веселый Почтальон, – необходимо как можно чаще веселиться. Смеяться! И плясать! От этого у них появляется сказочное настроение. А сказки, как известно, всегда кончаются добром. Веселый мальчик в конце концов сам пожелает превратиться в вежливого человека.
И скоро флюгерные петушки на башнях закричали:
– Куу-ауууреукууу! Девочки и мальчики! Сегодня на главной городской площади будет Праздник волшебных рисунков.
Услышав про такое, мальчики и девочки – и рыжие, и русые, и черные–кудрявые – скорей–скорей–скорей спросили очень вежливо у взрослых разрешения... И те, конечно же, позволили им оставить на время все дела и поспешить на площадь.
А тут... На главной площади не ехали машины, не топали прохожие...
Посреди площади стоял строгий–вежливый Постовой, подняв свою почти волшебную палочку. Рядом с ним – на скамейке под зонтиком сидела фея Здрасте. Возле нее стояли банки с волшебными красками, коробки с кисточками и разноцветными мелками.
– Пожалуйста, – сказала фея Здрасте детям, берите поскорее краски, кисточки, мелки и нарисуйте прямо на главной площади, на асфальте кто что захочет... И все ваши рисунки оживут!
– Ура! – обрадовались мальчики и девочки – и рыжие, и русые, и черные–кудрявые.
И стали рисовать.
И на асфальте расцвели чудесные цветы, взмахнули крылышками чудо–бабочки. Чудесные деревья подняли к небу ветки. И запели чудесные птицы.
...В этот час Алеша карабкался на липу, которая росла в парке. На верхушке липы жил грач с грачихой. И было у них семеро грачат.
– Ха-ха! Я разорю ваше гнездо! – кричал Алеша.
– Пожалуйста! Не делай этого! – просил грач.
– Это ужасно! Невежливо! Позорно! – стыдила мальчика грачиха.
И липа, на которую карабкался Алеша, пожалела их. Хрусть! Обломилась ветка... Бац! Алеша полетел на землю...
— Ну, погодите! — рассердился он.
Но тут вдруг закричали флюгерные петушки.
— Кууукауреуу-кууу! Все мальчики и девочки! Скорее на главную площадь! Там вы получите волшебные мелки и краски!
Ноги сами помчали Алешу на городскую площадь.
На главной площади...
На черном ее асфальте семь сыновей Сапожника рисовали чудесные цветы. И только дорисовали они последний лепесток, как вдруг цветы ожили-поднялись на тонких стеблях. И улыбнулись солнышку и детям.
На главной площади внук Булочника нарисовал бабочку. Только-только он дорисовал ей самое последнее пятно на одном из крыльев... Бабочка вдруг ожила! Взмахнула крыльями! И полетела в небо!
А Юлика-Юла, дочь Почтальона, сначала нарисовала на асфальте два добрых и веселых глаза, похожих на цветы. Потом – два длинных уха, похожих на лопухи. Потом – кудрявую и золотую гриву.
–Что это? – спросили ее самые маленькие малыши, которые не решались рисовать.
– Наверное, это Игогоня, – засмеялась Юлика. – Самый-самый добрый на белом свете сказочный конь. Кто хочет – каждый – может нарисовать ему по одной ноге. У быстрого сказочного коня должно быть очень много ног!
Самые маленькие обрадовались. И принялись за дело. Юлика дорисовала Игогоне все остальное и длинный и кудрявый хвост. Тут Игогоня сделался живым–взаправдашним. Вскочил! Тряхнул золотой гривой! И заржал:
– Игого-го-го-го! Садидесь на меня! Я всех вас прокачу!
Мальчики и девочки – и рыжие, и русые, и черные–кудрявые – вскочили на него. А вслед за ними фея… А следом вежливый и строгий Постовой… И многоногий конь помчался по главной площади!
– Игого-го-го!
Алеша Иванов стоял в сторонке. Ребята не окликнули его.
– Ну, – разозлился он. – Ну! Я вам покажу!
Алеша взял мелки и краски. И нарисовал два злых–угрюмых глаза. Потом – два острых уха. Потом – двугорбый нос.
– Кто это? – спросила его Юлика–Юла, которая оказывется, стояла все время рядом.
– Группи–Группи–Ян! – нахмурился Алеша. – Самый-самый злой сказочный волшебник.
– Ой! – испугалась девочка. – Пожалуйста! Не надо! Не рисуй его! Но Алеша нарисовал волшебнику руки и ноги. И даже высокие башмаки на ногах. Только-только он дорисовал башмак на левой ноге, как... Группи–Группи–Ян чихнул. И поднялся с асфальта живой–взаправдашний.
– А? Кто это меня намалевал?
– Ну... я, – нахмурился Алеша. – А ты за это... Сделай так, чтобы никто и никогда меня не мог воспитывать!
– Будь спок! – сказал волшебник.
И прошептал злые–ужасные слова...
Все мальчики и девочки –и рыжие, и русые, и черные–кудрявые – сразу упали с Игогони наземь... Даже фея... И даже Постовой... Сказочный конь остановился.
– Иго-го! Что это? Мы так играем? – удивился он.
– Играем! – прокричал злой волшебник. Потом схватил Алешу. И вместе с ним вскочил на многоногого коня. – Ну! Жми! Давай!
Не успел еще никто прийти в себя, как они скрылись в неизвестном направлении!
О чем спросила фея, когда ты прочитал эту главу:
1. Что хотел сделать Алеша, когда он залезал на липу? Каким был его поступок?
2. Нравится ли тебе дочь Почтальона Юлика-Юла? И почему она тебе понравилась? За что?
3. Злой или добрый поступок совершил Алеша, когда нарисовал волшебной краской Группи-Группи-Яна?
4. На кого тебе хочется быть похожим? На Юлику? Или на Алешу? И почему?
Дом, в котором ты живешь
Пока жители Сказочного Города думают-гадают, куда же скрылся Алеша Иванов, давайте немного отдохнем от сказочных событий. И поговорим о доме, в котором ты живешь... Ты знаешь, как построили твой дом?
Сначала архитектор нарисовал его на ватмане (так называется специальный лист бумаги). Он вычертил твое окно (и все другие окна), твой балкон (и другие балконы), вашу кухню (и прочие кухни), и все прихожие, и коридоры, и лестницы, и все-все-все...
Строитель-инженер взял этот удивительный чертеж. И приказал бульдозеристам копать огромный котлован.
Котлован – это такая яма, в которую сажают низ дома, основание его- И заливают это основание бетоном. Чтоб здание стояло крепко на земле и не упало даже при сказочно сильном ветре.
Едва бульдозер закончил свою работу, примчались прочие машины. Одни везли цемент. Другие – кирпичи. А третьи – целые строительные блоки. (Блоки – это части дома. Их готовят-строят на заводе.)
У-ух! Как весело и споро работали монтажники, шоферы, Сменщики... Сильные–умные машины и краны слушались людей и ловко–споро надстраивали этаж за этажом.
Дом был почти готов, когда явились маляры. Они покрасили потолки. Потом обойщики оклеили обоями стены. Электрики включили в доме свет. А слесари доделали все остальное.
До чего красивым–нарядным стал новый дом!
каждом окне его сияло солнышко. А по лестничным площадкам бродил очень строгий домовой. Заглядывал в квартиры: все ли тут в порядке? И только когда он все-все-все проверил и, кажется, остался всем–всем–всем доволен, тогда сказал:
– Пусть будет новоселье...
Тут началось!.. К новому дому одна за другой подъезжали машины с мебелью, с цветами! На лестничных площадках засмеялись дети! В лифт вошел чей-то мохнатый добрый пудель. На скамейку перед домом присели чьи-то бабушки! И чьи-то мамы, папы, дедушки и тети стали с тех пор жить-поживать в прекрасном новом доме...
Конечно, ты любишь свой дом. И бережешь его. Не так ли?
Поэтому ты никогда не бросаешь мусор на лестнице и лестничные площадки. Тебе приятно, когда в твоем прекрасном доме чисто. А кроме того, ты бережешь труд уборщицы. Ведь у нее нелегкая работа!
Ты всегда вытираешь ноги перед тем, как войти в свой дом.
Ты никогда не пишешь и не чертишь на стенах. И не играешь в лифте. (Лифт вовсе не подходит для детских игр. Он может испортиться.)
И вообще-то играть с товарищами на лестницах и на площадках невежливо... Вдруг кто-то из соседей болен? Вдруг кто-то отдыхает? Или работает – сочиняет музыку, пишет сказки детям. Всякий шум мешает этим людям.
Поэтому играть удобнее и вежливее во дворе.
Там есть детская площадка, песочница, качели. Там можно погонять с друзьями мяч. Или помочь дяде-дворнику, если он позволит, полить из шланга деревья и цветы. Зимой во дворе можно построить горку и даже крепость из снега.
Мало ли какие игры тут можно затеять-провести?
Неожиданные игры
1. Рисунки на асфальте. Сначала нужно посоветоваться с мамой или с кем-нибудь из родителей, из взрослых. Попросить, чтобы они купили цветные мелки. И чтобы выбрали на дворе подходящее место для предстоящей игры.
Участвовать в этой игре могут все желающие. Все живущие в вашем и соседних домах дети. Хоть пять, хоть двадцать человек.
Решите между собой и со взрослыми точно день и час игры. И когда все соберутся, пусть кто-нибудь вручит каждому участнику мелки и разделит между ними отведенную для игры асфальтовую площадку.
Вот, собственно, и все приготовления. Теперь пусть кто-то скажет:
– Раз! Два! Три! И принимайтесь рисовать цветными мелками на черном асфальте. Нарисуйте любого из героев нашей сказки или Сказочный Город – все, что пожелаете. Пусть оживут они на черном асфальте вашего двора!
Побеждают в этой игре все ее участники. (Поэтому каждому – об этом, конечно, должны позаботиться взрослые – можно вручить приз: яблоко или нарядную открытку.)
2. Рисунки на стене. Эту игру лучше не начинать без разрешения мамы, папы или бабушки. Они должны прикрепить на стену комнаты несколько больших листов белой–белой бумаги. (Можно и обои. Только клейте их наизнанку.) Взрослые по вашей просьбе должны купить для маленьких игроков цветные карандаши, акварельные краски или гуашь.
Потом уже ты сам аккуратн