Звездные антиквары
19-12-2006 22:06
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Последняя громкая кража в Эрмитаже не только подняла на поверхность проблему хищений старинных раритетов, представляющих собой достояние страны, но и всколыхнула колоссальный интерес к антиквариату в принципе. Не секрет, что последнее время коллекционирование вещей прошлых веков стало не только модным и престижным, но и превратилось в бизнес, приносящий миллионные доходы антикварам.
Звездные антиквары
Антиквариат всегда считался хобби богатых и выдающихся.
Известно, изначально основными покупателями дорогого русского антиквариата была артистическая и литературная среда.
Начиная с 1947 года в ЦДРИ устраивались выставки русской живописи и графики из частных собраний. На них соревновались шедеврами своих коллекций балерина Екатерина Гельцер, певица Лидия Русланова, актриса Дарья Зеркалова.
Коллекция старинных изделий прошлых веков в частном доме нынче считается элементом аристократической роскоши и признаком достатка.
На сегодня лидером в растущей армии знаменитых антиквариатов можно назвать чету юмористов Петросяна и Степаненко. Кто бывал у них дома, рассказывает, что это индивидуальный музей с картинами-подлинниками художника Поленова, антикварной мебелью и посудой (говорят, имеется набор посуды Фаберже), раритетными бытовыми изделиями, а также роскошными старинными вазами прошлых веков. Супруги примерно посещают все российские и даже международные антикварные салоны и аукционы, не жалеют денег на приобретение изысканных старинных штучек. А началось их увлечение еще лет десять назад. Один ассистент по актерам на «Мосфильме» рассказал нам неизвестную историю, связанную с Еленой Степаненко.
- Леночка тогда, в начале 90-го года снималась в нашей картине «Мышеловка», играла миссис Бойл. Для съемок привезли из запасников старинную иранскую вазу.
В кадр она так и не попали стояли в шкафчике у реквизитора. И на нее положила глаза Степаненко. Это она сейчас выглядит как Гранд-дама, а вообще она из простой семьи, ну и выражалась по-простому, бывало, и матерком могла пустить. Вот она и сказала мне со всей своей провинциальной откровенностью: «У меня к тебе дело на сто тысяч! Давай спи..дем вазу. Все равно будет где-нибудь пылиться, а я ей достойное применение найду! Не бойся, есть же возможность хорошо заработать». Я опешил. С деньгами то у меня тогда был полный напряг, и все же выносить раритетную вазу! Степаненко уговаривала, дескать, ты ее главное через проходную »Мосфильма» вынеси, а дальше я все устрою. Я побоялся, однако на всякий случай обратился к нашему реквизитору.
Он испугался и тут же вазу сдал на склад. Правда, она потом и оттуда исчезла. А Степаненко очень расстроилась. Я знаю, она уже тогда собирала посуду, в частности кузнецовский форфор, старые вазы».
Как рассказывают столичные антиквариаты, индивидуальная коллекция картин подлинников Шишкина, Коровина и других художников хранится в частной коллекции патриарха отечественной литературы Сергея Михалкова. Часть вещей досталось потомку дворянского рода по наследству, часть он купил. Его молодая жена увлекается коллекционированием предметов прошлых веков.
Питерская квартира актрисы Нины Ургант, прославившейся ролью в фильме «Белорусский вокзал», обставлена уникальной антикварной мебелью.
Актриса рассказывала подругам, что на самом деле еще в давние годы, когда граждане повально выбрасывали старинную мебель на свалки, покупая в квартиры модные современные гарнитуры из прессованных опилок, она ходила по мусоркам и несла все в дом. Признается, что всегда испытывала трепет при виде старинных комодов из красного дерева с причудливой отделкой и резных стульев с кривыми ножками. Теперь ее та «странная привычка» «борохольщицы» обернулась возможностью слыть владелицей мебели, представляющей собой антикварную ценность.
Кстати, раритетная мебель имеется в семье актрисы Натальи Селезневой.
Актриса рассказала историю одной старинной вещицы – дамского бюро.
По ее словам, когда-то в детстве ей запомнилась старинная литография «Прощальное письмо», на которой красивая дама с прической по моде начала 19 века, за изысканным бюро с изогнутыми ножками, множеством ящичков, читает письмо. Когда Наталья выросла она лелеяла мечту иметь такое бюро, но где его было взять? В Театре Сатиры Селезнева познакомилась с актрисой Валентиной Токарской, однажды в гримерке посетовавшей, мол, ей нужен цветной телевизор, за который бы она отдала… даже свое дамское бюро! Селезнева купила цветной телевизор «Рубин», по тем временам большой дефицит, в обмен на бюро. Однако, когда увидела странный предмет с облупившейся краской, чуть не расплакалась: дефицитный телевизор не шел в сравнение с этой «развалюхой». Токарская показала секретик – потаенное отделение для любовных писем. Однако Селезнева так и не могла побороть разочарование. По совету мамы отдала «мечту» на реставрацию, где неожиданно в бюро вдохнули вторую жизнь, превратив в изысканный с переливающейся инкрустацией и потертым «родным» синим бархатом внутри, предмет дамской комнатки актрисы.
Рассказывают, увлекаются предметами старины бывший министр культуры Швыдкой. Поговаривают, его квартира словно «мини-Эрмитаж». Правда, сам хозяин предпочитает не афишировать свои сокровища.
У кинооператора В. Шумского («Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие», «Белый Бим Черное Ухо») большое собрание старинных ручных мельниц, предназначенных для помола кофе, перца, зерна. Они покрыты орнаментом, богатой инкрустацией. Самая старая мельница 1861-го года выпуска и стоит на сегодняшний день от 10.000 евро.
У сценариста, режиссера и актера Виктора Мережко собрана одна из самых дорогих коллекций холодного оружия. Он - владелец уникальных экземпляров, например, двух мечей, которые Гельмут Коль когда-то презентовал Борису Ельцину, передарившему их своему повару, а тот продал оружие ценителю Мережко.
Знатоки высоко оценивают личную экспозицию клоуна Андрея Николаева. Среди кукол, игрушек, масок выделяется подлинная «Маска Грока», раз в два года присуждаемая в Италии лучшему клоуну мира!
Писательнице Устиновой по наследству от прабабушки достались поднявшиеся в цене старинные предметы быта (веер, длинные перчатки в моде прошлых столетий, посуда ручной работы).
В актерской среде одной из самых дорогих коллекций в свое время обладал актер Малого театра Григорий Душин. Он был страстным любителем картин и антиквариата. После смерти всю свою коллекцию завещал Эрмитажу.
Известно, что актер Малого театра Михаил Жаров давно собирает редкие почтовые марки, каждая из которых стоит приличных денег. В его собрании видели марки, посвященные В. Шекспиру, Б. Шоу, А. Островскому, А. Чехову.
Если у Александра Ширвиндта страсть к курительным трубкам (их у него сотни), то у его сына – к утюгам! Можно, конечно, потешаться над необычной привычкой, однако антиквариаты знают, что в коллекции Михаила Ширвиндта есть золотые и серебряные утюги, оцениваемые в сотни тысяч евро!
Спартак Мишулин при жизни собирал значки, которые были выпущены к определенным юбилеям, и оттого считающиеся не обычными, а имеющими высокую цену.
Кто из звезд пострадал?
Естественно, хозяева частных коллекций нередко рискуют остаться без сокровищ.
Похитители ведут охоту за раритетом ежегодно. В прошлом году воры обчистили трехкомнатную квартиру актрисы Елены Кондулайнен. Кроме денег и драгоценностей, актриса осталась без коллекции картин-подлинников в драгоценной оправе, стоившей целое состояние.
Любительница антиквариата Эдита Пьеха тоже лишилась части своего собрания старинных вещиц (за пять лет трижды воры проникали в ее квартиру, видимо, специально за ценным товаром). У народного артиста Игоря Дмитриева
вынесли из квартиры старинные иконы, которые он коллекционирует.
Обокрали тещу Кобзона.
Воры, судя по всему, разбирались в живописи. Картины современных художников они не взяли. А подлинники мастеров прошлых столетий аккуратно вырезали, не повредив ни одной рамы.
Ювелирные украшения стоимостью в 1,5 млн. рублей украли из дома певицы Лады Дэнс. Драгоценную ювелирку, среди которой были изделия знаменитых мастеров прошло века, утащили у Юлии Меньшовой.
В свое время обокрали знаменитого хирурга, академика Александра Шалимова. Вынесли звезду Героя Социалистического Труда, золотой скальпель, именные часы, такие на антикварных аукционах стоят от 5.000 у. е.
Пострадала от воров несколько лет назад актриса Вера Сотникова – у нее украли коллекцию эксклюзивных драгоценностей.
17-летний Георгий Хубиеров летом 2002 года забрался в загородный дом актера Сергея Шакурова и вынес украшений и ценностей на 600 тысяч рублей, но был пойман милицией и понес наказание.
За двумя золотыми царскими червонцами, хранящимися в личной коллекции
бывшего и. о. Генпрокурора России Алексея Ильюшенко, охотились преступники, совершившие задуманное и обокравшие коллекционера. Раритетные червонцы «канули». А вот поэту Вознесенскому повезло – сотрудники уголовного розыска Московской области сумели раскрыть в течение одного дня кражу с дачи поэта 28 января 2003 года. Преступники вынесли деньги и дорогую коллекцию старинных монет. Оперативники, получив описание украденных вещей, сразу стали проверять ломбарды, перекупщиков антиквариата, коллекционеров монет и узнали, что один человек пытается продать коллекцию монет, похожую по описанию на ту, что была похищена у Вознесенского. За подозреваемым установили наблюдение и определили место, где скрывались грабители. Всех троих задержали в Москве (двое из них оказались жителями подмосковного Наро-Фоминска, а третий – приезжий с Украины) изъяли похищенный антиквариат и вернули знаменитому владельцу.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
СПРАВКА: антиквариат – это старые и редкие художественные произведения или ценные вещи, которые являются объектом торговли и собирательства. Это могут быть предметы быта, фарфор, посуда, мебель, живопись, книги, монеты, марки.
Признаками антикварной вещи специалисты считают:
- старость;
- редкость или уникальность;
- несерийность;
- связанность с исторической эпохой или с историческими событиями;
- невозможность воспроизводства;
- художественная ценность.
Для того, чтобы вещь считалась антикварной, у нее не обязательно должны быть все перечисленные выше признаки. Вещь становится антикварной в первую очередь благодаря времени и истории. Чтобы попасть в разряд раритетов, в предмете обязательно должна быть изюминка, художественная индивидуальность или какая-либо историческая особенность.
Сколько лет должно быть антикварной вещи ?
C юридической точки зрения антиквариатом считается любая вещь, созданная более 50 лет назад. Так говорится в президентском указе "О реализации предметов антиквариата". Но специалисты трактуют это понятие шире. Например, книги считаются антикварными , только если были изданы до 1940 года. Мебель - если ей больше ста лет. Если вещь отреставрирована, то в ней должно быть не более 25 процентов современных деталей. А те предметы, которые недостаточно стары для того, чтобы быть антиквариатом, называются винтажными.
Как появился антиквариат?
На самом деле, раньше проблемы антиквариата вообще не было. Исторически события развивались так: в 70-х годах на Западе произошел крупный кризис, во время которого обесценились деньги, и основная масса народа стала вкладывать свои средства в недвижимость, золото и еще в ценные, старинные вещи - антиквариат. Поскольку появился массовый спрос на вещи старины, начались их кражи по всей Европе. При этом правоохранительные органы не выделяли отдельно проблему кражи антиквариата, они входили в общую криминальную статистику. Тогда на Западе встал вопрос о создании специализированных подразделений, занимающихся именно раскрытием краж антиквариата.
С Запада мода на антиквариат пришла и в нашу страну. Традиционно советских коллекционеров до 80-х годов волновали только "российские древности", все остальное было "иностранщиной" и не заслуживало внимания. Но после того, как западные бизнесмены стали проявлять интерес к всевозможным старинным вещам, в ходу у фарцовщиков появились предметы старины, иконы из храмов, церковная утварь, получившие в скором времени «статус» антиквариата. Само слово «антиквариат» появилось в нашем обиходе в 60-е годы. В то время и начался массовый вал икон и антикварных вещей на Запад (в те времена у нас не было таможенного контроля за вывозом антиквариата). Любой заграничный богатей стремился иметь у себя в доме русскую икону или, допустим, фарворовую кофейницу из частной коллекции семьи Романовых. Тогда же в криминальном мире и появилось новое «направление» - кражи антикварных предметов из церквей, госучреждений, частных коллекций, продолжающиеся по сей день.
Первые кражи знаменитостей
Нашим правоохранителям памятны дерзкие ограбления Крашеннинникова Николая Николаевича (его прадед был известным путешественник по Дальнему Востоку). Крашенниникова грабили три раза – опустошили частную коллекцию антиквариата. Часть вещей из коллекции (так же как и похитители) были найдены. Один из преступников потом сказал следователю, мол, мы попались из-за того, что мало вложили денег в подготовку преступления.
Одно из разбойных нападений – на вдову Алексея Толстого, хозяйку антикварной коллекции.
В историю вошло убийство из-за антиквариата вице-адмирала Холостякова (он командовал первыми подводными лодками «Щука-1», «Щука-2»). Преступники убили его и его жену, бывшую супругу Коникова, забрали из дома китель с боевыми наградами, среди них орден Ушакова первой степени. В 1986 году такой орден оценивался от 20 тыс. долл. и выше. Преступники не смогли сбыть эти предметы, и были пойманы. Потому-то воры, специализирующиеся на антикварных изделиях, в дальнейшем и примкнули к перекупщикам, которые выполняют заказ коллекционеров. Как нам рассказали в правоохранительных органах, 99 процентов всех краж антиквариата сегодня совершается под чей-то заказ и по наводке. То есть сначала находятся желающие стать владельцем неких вещиц. И, если нет возможности приобрести нужную раритетную вещь, разрабатывается операцию по ее краже. Кражи совершаются как из личных коллекций граждан, так и из государственных учреждений.
Как на антикваре можно разбогатеть?
Один московский антиквар рассказал нам, что сколотил себе состоянием банальным собиранием раритетных вещей. Когда сносили старые дома, он ходил и выносил из них мебель, часы, люстры, вроде бы ненужные, но превращающиеся в его руках в дорогостоящий товар. Например, найдет три люстры, кладет их в кастрюлю с порошком, отваривает. Вся грязь сходит, обнажая чистое золото или серебро. Потом из трех люстр он собирал одну и продавал ценителям старины за 3000 долларов.
Сегодня богатые владельцы выставляют свои частные собрания по всему миру и собирают огромные кассы.
Полным ходом развивается более цивилизованный вид предпринимательства – крупные инвестиции в предметы искусства. Наши люди поняли, что в иконы, вещи старины выгодно инвестировать миллиардные деньги. Это сравнительно молодой вид предпринимательства, в котором свои законы, экономика и свои подводные камни, такие, например, как подделки.
Нередко богачи покупают за бешеные деньги вещи, которые в реальности являются лишь копиями раритетов, подделками.
О подделках
За последнее десятилетие русское искусство 19-20 веков стало особо
популярным у западных коллекционеров, чему свидетельствует резкий
скачок цен на них. Ситуацией воспользовались мошенники, наладив новый
«бизнес» – дорисовывание картин или «перелицовку». Технология заметно
упростилась: если раньше подельщики искусственно «старили» полотна,
особым образом подбирая состав краски, то сейчас на европейских
недорогих аукционах покупаются картины нужного периода, по стилю схожие
с русской классикой, и затем что-то стирается или, наоборот,
дорисовывается, подделывается подпись автора.
Несколько лет назад на знаменитом аукционе «Сотбис» разразился
нешуточный скандал, когда на торги была выставлена картина кисти
Шишкина, оцененная в миллион долларов. На деле оказалось, что полотно
принадлежит скандинавскому художнику Кукука, стоимость едва
дотягивала до 50 тысяч. Русские «умельцы» сумели затереть некоторые
детали и фигуры людей, а тени от них убрать забыли!
Другие примеры: известную картину английского художника Ватерхауза «Леди
из Шалот» выдали за Васнецова «Княгиня Ольга», а работу
австро-немецкого мастера «Вид римской Кампании» - за Поленова «Речка
Свинка». Элементы рисунков немецких пейзажистов (красная цена которым
30-40 тыс. долл) - белые домики на фоне пыльных дорог заменили на хаты с
изгородями, превратив в “украинские пейзажи” Джогина и Орловского. Цена
“новых” картин при этом подскочила до 180 тыс. долл.
Приключения картины
Редко, но случается, ворованные картины возвращаются в музеи. Так,
российский Минкульт вновь обрел уникальное полотно Генриха Семирадского
«Утром на рынок», похищенное из музея в Таганроге. Последний раз его
видели в музее в 1998 году при составлении описи экспонатов.
Недавно одно питерское издание взялось за составление альбома Семирадского, сделали запрос в Таганрог, а картины там не оказалось. Тогда в популярном у антикваров журнале
опубликовали объявление, что разыскивается картина “Утром на рынок”. На
счастье музейщиков на объявление откликнулись владельцы одного
антикварного салона, продавшие эту картину одному влиятельному
московскому бизнесмену за 160 тыс. долл. (на тот момент они не знали,
что полотно украдено). Арт-дилеры связались с владельцем Семирадского, который после долгого
раздумья (за краденую картину государство не делает компенсации) вернул
ее в музей.
Однако после осмотра полотна экспертами оказалось, что и она тоже была
“перелицована” – если на оригинальной версии мальчик стоял в сандалиях,
а у храма были ступеньки, то на нынешней мальчик - босяк, а
ступеньки стерты.
Кражи исторического антиквариата
Как нам рассказали сотрудники МВД, в музее Ленина хранились подарки Сталина. В коллекции были старинные подсвечники, лампы, картины, привезенные делегациями из разных концов мира, например, из Туниса. Правоохранители задержали электрика, который воровал предметы для заказчиков.
Был случай, когда посетитель вынес из библиотеки имени Ленина старинную книгу с человеческий рост. Засовывал под свитер по странице и на животе выносил. Ценитель старины был задержан с поличным и осужден.
Громкие музейные кражи
Крупная музейная кража произошла в 1999 году в подмосковном городе Рузе и была раскрыта сотрудниками УГРО. Похитители утащили более двух тысяч монет, 117 орденов и медалей, оклады на иконы и иконы, старинное оружие и книги на общую сумму более 400 тыс. долл. В коллекцию входили экспонаты разных эпох начиная с XVII века. Среди них были представлены и особо редкие предметы – так называемые догосударственные монеты (самые первые деньги, которые появились еще в Древней Руси). На сегодняшний день их сохранилось всего несколько штук. Грабителями оказались школьники, вынесшие из запасников музея раритетные экспонаты.
В Питере в Музее декоративно-прикладного искусства украдена картина
Герарда ван Хонтхорста «Портрет Фридерика V, императора Священной
Римской империи» (Голландия, 1650 год). По версии следствия, ее унес
один из посетителей.
В 2001 году из Эрмитажа в Санкт-Петербурге была похищена подлинная картина Жана-Леона Жерома, французского художника XIX века "Бассейн в гареме" (1876 г.) стоимостью более 900 тысяч долларов (это полотно купил когда-то
Александр III). Ее вырезали из рамы, когда смотритель вышел из
зала.
Одна из самых дерзких краж совершена из Выставочного зала
Государственного архива Российской Федерации. Преступник под покровом
темноты преодолел три рубежа защиты, спустился с крыши с альпинистским
снаряжением, выбил окно. Сигнализация сработала, но пока завывала
сирена, вор “под шумок” успел похитить партийный значок Гитлера, ордена, документы и с добычей перелез через забор, сел в машину и был таков.
В прошлом году почти все похищенные из Национальной библиотеки книги (нет только одного издания Гоголя) нашли в Москве, у известного перекупщика. Но краденых раритетов неожиданно оказалось даже больше, чем насчитали библиотекари. У россиянина было еще пять старинных книг с печатью Национальной библиотеки Беларуси, которые раньше в розыске не числились. Как выяснилось, вынесли книги, спрятав их под одеждой в штанах, четверо студентов 5-6 курсов. Преступники продали книги на следующий день после кражи, а вот промотать 16 тысяч долларов не успели.
Правоохранители признают, что последняя кража в Эрмитаже может войти в историю как самая крупная, аналогов которой просто нет.
До этой кражи (по оценкам, из Эрмитажа «ушло» более ста уникальных экспонатов), общее число ценных пропаж по всей стране насчитывалось 55 тысяч украденных предметов искусства на сумму более 900 млн. долларов, которые были контрабандой вывезены за границу и проданы на черном рынке. Газета «The Sunday Times» (перевод на сайте Inopressa.ru ) называют эти поиски крупнейшей охотой за сокровищами.
Российские власти пытаются вернуть 3,4 тысячи картин, 37 тысяч икон и 1,5 тысячи редких книг, а также ювелирные украшения, монеты и музыкальные инструменты, которые были украдены из музеев, церквей и частных коллекций. Следователи российского министерства внутренних дел составили первую обширную базу данных утерянных предметов искусства. Передали Интерполу описания 700 самых ценных предметов в надежде, что их удастся выследить при продаже на международном рынке искусства.
Сегодня составлен и подробный перечень украденных в этом году экспонатов из Эрмитажа. Список также будет передан Интерполу.
СПРАВКА:
За последние 15 лет в России украли и незаконно вывезли предметов
искусств на миллиард долларов.
В США оборот “черного рынка” похищенных ценностей составляет
6 млрд. долл.
Громкие зарубежные кражи
Самая крупная и загадочная кража произошла в 1990 году в Музее Стюарта
Гарднера в Бостоне. Похитители вынесли картины на 300 млн. Долларов,
среди которых: три полотна Рембрандта, пять полотен Дега, картины Моне.
Однако, грабители так и не пытались продать похищенные картины.
В Лувре (Франция) в 1911 году произошла самая громая кража – была
похищена картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза», точная стоимость
которой никогда не определялас. Не исключено, это самая ценная из
когда-либо похищавшихся картин.
В 70-е годы была украдена шпага короля Карла X, усыпанная бриллиантами.
До сих пор не найдена
В 1988 года похищена мраморная статуя, и чуть позже - работа Камиля
Коро «Дорога на Севр» (оценена в $1,3 млн.) - не найдены.
Вот список, опубликованный ФБР, самых дорогих из похищенных шедевров:
-картины Ван Гога «Церковь в Ньюнене» и «Вид моря в Шевенингене»,
стоимость каждой - 30 млн. долларов. Украдены в Амстердаме в 2002 году.
- полотно Эдварда Мунка «Крик». Украдена из музея художника в Осло.
- «Рождество» Караваджо, украдена в Палермо 35 лет назад, а также «Вид
Овер-сюр-Уаз» Сезанна и «Мадонна с веретеном» да Винчи.
СПРАВКА: В Москве насчитывается несколько сотен крупных владельцев антиквариата. Есть Союзный клуб коллекционеров антиквариата, который когда-то возглавляла Раиса Горбачева. Большой коллекцией раритета владела Галина Брежнева.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote