[319x239]
В сентябре ровно 40 лет назад знаменитый комедийный режиссер Леонид Гайдай торжественно объявил: «Фильм «Кавказская пленница» снят!». На свет появилась картина, ставшая классикой советского кинематографа, народным достоянием, самым веселым фильмом, над которым смеются многие поколения наших граждан.
ИСТОРИИ НА СЪЕМКАХ:
Трюки Наталья Варлей (Нина) и Александр Демьяненко (Шурик) выполняли сами. Варлей прыгала в ледяную горную речку, после чего ее растирали спиртом, дабы актриса не подхватила воспаление легких. Все актеры старались придумать смешные фокусы, потому что за каждую принятую придумку режиссер даровал автору бутылку шампанского. Так, Никулин предложил фишку: положить под одеяло лилипута,
который и чесал ему пятку, а в кадре кажется. будто это именно Балбес, диктуя Трусу меню обеда, запросто, не сгибаясь, достает рукой до своей пятки.
[319x239]Гайдай очень любил работать с Вициным, который отадвался кинопроцессу без остатка, но и у него был свой «недостаток». В группе рассказывали, мол, работа кипит, актеры в кадре, настроены, как надо... свет установлен, камера исправна. Остается скомандовать: «Мотор!», но тут раздается пискливый голос Вицина: «Стойте, мое время подошло!».
И все замирают, поняв, что это «самое худшее» - йога, которой Вицин занимался по своему специальному расписанию. И вся группа в «боевой готовности» вынуждена была ждать, наблюдая, как Вицин стоит на одной ноге или сидит в полосе лотоса минут 15.
[698x243]
Для съемок сцены «прививки» Никулин предложил колоть Бывалого цирковым супершприцем («жанэ»). Конечно, его не втыкали в мягкое место Моргунова. На самом деле актера уложили с подушкой между ног, чтобы ее мякоть, а не его получила укол и инъекцию. Несмотря на все меры предосторожности, Евгений Александрович сначала не хотел «рисковать, но потом сдался: «Колите, черт с вами... Но там же все рядом, и если что...». Все прошло отлично: Александр Демьяненко оказался легок на руку и не промазал, сделав семь дублей! Вицин же придумал, как сделать так, чтобы шприц покачивался. По его предложению Никулин, спрятавшись под ложем «жертвы прививки», захватывал пальцами в перчатке кончик иглы шприца, удерживал его и покачивал.
Так Вицин заработал шампанское за идею, но вернул его в призовой фонд.
Фокус с поворотом головы Вицина на сто восемьдесят градусов снимали в несколько приемов. Первый: Вицин, опустив папаху на лицо, трепещет пальцами рук, сложенных «лодочкой» перед грудью, - камера снимает, останавливается. Второй: Вицин надевает пиджак задом наперед, папаха на лице, пальцы трепещут - камера снимает, останавливается. А эти кадры «разбиваются» еще одним куском, где снят затылок Георгия Михайловича: сначала под папахой, а потом когда ее сдвигают кверху.
[580x204]
В начале фильма есть эпизод – Вицин с удовольствием выпивает кружку пива.
Специально для съемки привезли этого пенного напитка, который актер вдруг наотрез употреблять, попросив разбавленный водой жасмин. Он пил эту сладкую водичку в кадре, но на лице его все не появлялось того кайфа, который ожидал режиссер. Наконец, Гайдай уговорил Вицина один дубль делать с настоящим пивом, и именно эта «проба» получилась самой «вкусной» и вошла в картину.
Цензура на промежуточном просмотре забраковала эпизод, когда Фрунзик на реплику «жены», мол, как же ты мог украсть такую девушку, отвечает: «А в соседнем районе жених украл члена партии!».
- Эти слова оскорбляют и порочат членов партии! Уберите их! – сказали чиновники.
Юрий Никулин нашел выход: «Все дело в армянском акценте Мкртчяна. Давай я за Фрунзика скажу. У меня акцента нет, все получится». В устах Балбеса, сплевывающего на землю арбузные семечки, фраза прозвучала настолько по-дурацки, что не бросала тени ни на единого члена партии. Сразу всем становилось ясно: Балбес - лжец, и нет правды в словах его. Такая поправка в фильме была принята без замечаний.
От Владимира Этуша Гайдай ждал больше эксцентрики, но Этуш для себя решил: чтобы отделиться от «тройки», будет играть «серьез», что и вызовет смех у зрителя. И даже в сцене, когда он впервые входит к запертой Нине в роли жениха, актер отказался кривляться и комиковать, а только согласился на «нюанс»: гвоздика за ухом, а изображал искреннее изумление незадачливого «мужа»: «Обидно, ичего не сделал - только вошел!».
Из воспоминаний Георгия Вицина:
«В фильме «Кавказская пленница» я подпеваю тоненьким голоском. Этим самым голосом я пел и на концертах, на встречах со зрителями. Однажды, когда мы выступали где-то в воинской части, ко мне за кулисами подошла девушка... Худая такая! Еще худей, чем Гурченко. Подошла и говорит так скромненько: «Я тоже стараюсь петь, как вы. Петь актерски». А она исполняла «Все могут короли»... Я ей сказал, что одобряю. И был прав. Так что знайте все: Пугачева — моя ученица».
О мучениях с песнями
«Кавказская пленница» полюбилась зрителям и необыкновенными песнями, ставшими настоящими народными «хитами». Однако именно с песнями возникало больше всего сложностей и споров. Так, Гайдай заказал композитору Зацепину написать для героини Нину такую мелодию, чтобы ее напевали все-все.
Когда съемочная группа фильма отправилась в Крым, композитор Александр Зацепин уехал в Дом творчества в Иваново, чтобы там работать над музыкой. За короткое время он сочинил четыре мелодии (пятая уже стала «Песней про султана»), которые записал на студии и отправил Гайдаю в Крым. При этом на одной из мелодий он сделал пометку, что она вполне может стать песней. Однако Гайдаю она не понравилась. Когда Зацепин узнал об этом, в нем взыграло самолюбие, написал заявление о своем уходе с картины. Однако Пырьев остудил пыл композитора и приказал ему срочно вылетать к Гайдаю в Алушту.
В Алуште, увидев Зацепина, Вицин, Никулин и Моргунов хором запели его мелодию (на которую потом Дербенев напишет слова «Где-то на белом свете»…). Актеры поздравили композитора с успехом. Однако Гайдай продолжал оставаться при своем мнении. Видимо, чтобы убедить композитора в своей правоте, он призвал на помощь сценаристов Слободского и Костюковского, которые, как он знал, всегда старались его поддерживать в спорных ситуациях. Однако на этот раз оба сценариста стали горячо уверять Гайдая, мол, это именно то, что нужно: просто, но со вкусом. Гайдай рассердился и ушел, хлопнув дверью. Затем, остыв, разрешил Дербеневу написать слова на эту мелодию.
Когда в конце июля Гайдай приехал в Москву и прослушал то что получилось, вновь остался недовольным: «При чем здесь мороз, если у нас действие фильма происходит летом? И вообще, такую песню никогда не будет петь народ». Но что-либо изменить уже не смог: через несколько дней надо было возобновлять съемки, где Нине предстояло петь песню Шурику. Пришлось брать то, что было. Лишь много позже, услышав, как поют на улице «ла-ла-ла, вертится быстрей земля», он признает, что был не прав.
Однако к словам песни придрался худсовет – почему, мол, «чешут» медведи спину, у них блохи или вши? «Не эстетично, срочно переделать!». После чего «чешут» заменили на «трутся» спиной медведи о земную ось.
С «Песней о султане» обошлись еще круче.
ЗВОНОК СЦЕНАРИСТУ
Мы позвонили одному из сценаристов фильма Якову Костюковскому с просьбой рассказать, что произошло с песней «Если б я был султан».
- Многострадальная песня! – подтвердил Яков Аронович. – Музыку писал Александр Зацепин на наши слова. Обычно этот постоянный композитор Гайдая работал с поэтом Леонидом Дербеневым. Но здесь был особый случай, требовались сатирические куплеты - как раз наша специализация. Мы так радовались, когда песня была готова и Юрий Никулин ее блестяще спел. Но Пырьев вдруг заявляет: "Выбросить! Она тормозит действие". Все наши попытки переубедить его ни к чему не привели. Но в итоге мы обманули Пырьева, по совету его близкого друга отважившись на хитрый ход. Этот человек посоветовал: "Отложите это дело. Пусть он остынет и позабудет". Мы так и сделали. А через некоторое время опять показали Ивану Александровичу ту же песню, сократив на два куплета (убрали тот, в котором рассказывается о домашних обязанностях каждой жены, что в советские годы выглядело аморально, и куплет про пьянство. - Прим. Ред.). Я был уверен, что он возмутится и с треском выгонит нас из кабинета. Но Пырьев послушал и просиял: "Это как раз то, что надо! Ведь можете, если захотите".
Это было не очень благородно с нашей стороны – дурить Пырьева, поскольку он же свел меня с Гайдаем, он родил нашу творческую троицу: Гайдай – Слободской – Костюковский. Но главное, песня вошла в фильм в урезанном виде.
ФАКТЫ:
1.Идея фильма появилась, когда режиссер Гайдай прочитал в одной из газет историю, как в закавказской республике была похищена девушка влюбленным джигитом. Этот подлинный случай и положили в основу сюжета комедии.
2.Гайдай сразу же хотел снимать своего друга Юрия Никулина и придумал для него роль, но тот пошел в отказ: «В наши дни воруют невесту? Глупость какая-то! Сниматься не буду». Через неделю его вызвали к руководству «Мосфильма», уговаривали и призывали к совести, мол, вы сорвете план съемок, вы же коммунист! На что Никулина ответил, что и у него тоже есть свой партком в «Союзцирке». В итоге Гайдаю удалось уговорить Никулина, пообещав, мол, будем вместе придумывать по ходу съемок и сценарий улучшим. Вместе они придумали такое начало фильма: Трус подходит к дощатому забору и, озираясь, чертит мелом букву «Х». Балбес подходит и пишет буку «»У». Милиционер заливается трелью свиста. Но Балбес, не растерявшись, дописывает «Художественный фильм». Такое начало пришлось по вкусу главному клоуну страны, правда, потом все это «хулиганство» нещадно вырезала цензура.
3. Именно на съемках этого фильма произошел распад прославившейся гайдаевской тройки: Вицин, Моргунов, Никулин. Артисты и так не очень дружили друг с другом вопреки сложившемуся в народе мнению, будто они «не разлей вода». А на съемках зазвездивший Моргунов стал вести себя высокомерно. Однажды привел на просмотр отснятых фрагментов подружек, они пили пиво и громко разговаривали. Режиссер потребовал вывести посторонних, Моргунов вспылил и отказался сниматься.
Пришлось подкорректировать сюжет. Часть сцен с Моргунов выкинули, а часть снимали общими планами, заменив актера похожим по телосложению дублером.
4. У Варлей не получилось озвучить свою героиню Нину; пригласили Надежду Румянцеву, чьи голосом говорит «пленница» Варлей.
ГОНОРАРЫ АКТЕРОВ
Кстати, Моргунов на съемках получал самую низкую ставку в троице — 25 рублей за съемочный день, в то время как Никулин получал 50 рублей, Вицин — 40 (у Демьяненко ставка равнялась 50 рублям, у Варлей — 13 рублей 50 копеек). Но это так, к слову. А теперь вернемся на съемочную площадку фильма.
Зарплата создателей фильма:
Л. Гайдай – 4140 руб., плюс 2000 за соавторство в написании сценария.
А. Демьяненко – 5220 руб.
Н. Варлей – 1219 руб. 24 коп. Н. Румянцева (за озвучание ее роли – 237 руб. 50 коп – за семь рабочих дней).
Ф. Мкртчян – 939 руб.
Ю. Никулин – 4238 руб.
Г. Вицин – 3389 руб. 84 коп.
Е. Моргунов – 1979 руб. 50 коп.
Н. Гребешкова – 279 руб. 40 коп.
Если б я был султан, я б имел трех жен
И тройной красотой был бы окружен
Но с другой стороны при таких делах
Столько бед и забот, ах, спаси аллах!
Не очень плохо иметь три жены
Но очень плохо с другой стороны
(куплет не вошел в фильм)
Зульфия мой халат гладит у доски
Шьет Гюли, а Фатьма штопает носки
Три жены красота, что не говори
Но с другой стороны тещи тоже три.
Не очень плохо иметь три жены
Но очень плохо с другой стороны
(куплет не вошел в фильм)
Если даст мне жена каждая по сто,
Итого триста грамм- это кое что!
Но когда "на бровях" прихожу домой
Мне скандал предстоит с каждою женой!
Не очень плохо иметь три жены
Но очень плохо с другой стороны
Как быть нам султанам ясность тут нужна
Сколько жен в самый раз? Три или одна?
На вопрос на такой есть ответ простой-
Если б я был султан- был бы холостой!
Не очень плохо иметь три жены
Но очень плохо с другой стороны