КАК СЕРИАЛАМИ ЗАШИБАЮТ «ЛЕГКИЕ ДЕНЬГИ»
25-08-2006 22:33
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Нынче стать сериальным сценаристом может кто ни попадя. Например, для «Не родись красивой» пишущих людей набирали через… Интернет. Одна журналистка рассказала мне, что, увидев объявление в Интернете о приглашение поработать в качестве переработчика сценария, отозвалась и была принята в стан «литературных батраков», переписывающих колумбийскую историю «Бетти дурнушки» под российского зрителя. Актерам порой хотелось растерзать горе-сценаристов, часто допускающих ошибки и противоречащих друг другув сценарии, что, впрочем, не помешало «Не родись красивой» завоевать любовь зрителей.
Председатель Гильдии кинодраматургов России Эдуард Володарский»: «Нас превратили в батраков!»
- Сегодня бесчисленные сериалы для каналов снимают фирмочки, которых очень много и подчас разобраться в них невозможно, - говорит Володарский - Такие крупные каналы, как Первый, Второй, половину денег тратят на кинопрокат («Ночной Дозор», "9 рота", «Поцелуй бабочки»). А сериалы штампуют нанятые фирмы. Сейчас развелось тьма тьмущая никому не известных продюсеров, которые придумывают фирмы, приносят чей-то сценарий на ТВ канал, где сценарий утверждают, дают деньги на съемки. И продюсерская фирма уже выступает как подрядчик. А заказчик - телевидение. Телеканалу выгоднее один раз отдать деньги и не мучиться со съемками, а переложить все на плечи продюсера, получить через оговоренный период времени готовую продукцию (даже не важно, какого качества) и запустить в показ. Продюсеры – большинство из них даже в Гильдии не состоят - по своему усмотрению распоряжаются деньгами. Часто «кидают» сценаристов, не выплачивают обещанных денег. Фирму закрывают и открывают новую. По закону все претензии надо предъявлять не лично продюсеру, а юридическому лицу – к прошлой фирме, которой уже не существует. А «кидала-продюсер» уже новый проект затевает. Я - Президент Гильдии сценаристов - сам не знаю, что делать с этими обманщиками. Молодые сценаристы приходят, жалуются. А продюсеры не платят, говорят – нет денег. В суд подавать на этих уродов - но суды могут длиться годами.
Начинающим сценаристам говорю: когда заключаете контракт, требуйте как можно больше в аванс, гарантированные деньги, потом могут обмануть и не дать ничего. А продюсеры стараются аванс заплатить как можно меньше - 25, а то и 10 процентов от суммы - остальные деньги начинают заматывать, или выдают в час по чайной ложке после диких скандалов.
Знаю одну девушку-сценаристку, которая наняла двух бандитов, и они вытряхивали эти деньги из продюсера.
Разница между гонораром сценаристов и продюсеров велика. Средняя ставка сценариста в сериале - 2 -3 и до 5 тысяч долларов за серию.
Если даже честно платят по 5 или 7 тыс. долл. за серию - это копейки по сравнению с тем, сколько оседает в карманах продюсеров.
На деле же получается так, что продюсер старается нанимать людей значительно дешевле. Студенты, закончившие ВГИК, соглашаются писать и за гонорар в 500 долларов за серию, трудятся бригадами, но когда окунаются в такую потогонную систему, молотилку, то быстро понимают, что большие деньги заработать очень сложно даже на безбедное житье.
Отсюда у многих и такое отношение к работе - не очень патриотическое.
Если композитор, к примеру, может рассчитывать на деньги, которые ему причитаются за исполнение его произведений, то сценарист – нет. Ни с кино, ни за тираж, ни со сборов - ничего не получает. Только фиксированную сумму за сценарий.
К тому же его голос при выборе артистов и при монтаже картины ничего не значит.
Так что положение сценаристов в нашем кинематографе весьма неказистое, в большей степени подчиненное.
КСТАТИ:
Съемки сериала «Две судьбы - 3» застопорились из-за ссоры режиссеров
Сегодня скандалы и выяснения отношений у кинематографистов – не редкость.
Недавно разругались два режиссеры сериала «Две судьбы» Усков и Краснопольский. Они всю жизнь снимали дуэтом, вдвоем, и вдруг «на старости лет» поссорились. Сняв два сериальных блока «Двух судеб» мэтры отказались работать вместе. Проговаривают, они не смогли поделить славу. Вроде как Краснопольский стал тянуть одеяло на себя. Ему больше благоволил сценарист Малков. А Ускова как бы отодвинули от процесса, что его очень обидело. Он дико переживал и нервничал, и, возможно, это сказалась на его самочувствии – попал в реанимацию с сердечным приступом. Сегодня здоровье Ускова наладилось, но обида не забылась, он заявил, что не будет снимать «Две судьбы-3». Словом, из-за дрязг и неумения договориться долгожданный зрителями проект завис и его будущее неопределенно.
Нечто похожее на вражду существует между режиссерами Никитой Михалковым и Владимиром Меньшовым, ехидно подчеркивающим в интервью, мол, в детстве на коленочках у знаменитостей не сидел, связей не имел, всего добивался сам.
К слову, у братьев Михалкова и Кончаловского тоже в свое время случались недомолвки из-за творчества. Кончаловский, уезжая за границу, сказал отцу, мол, тяжело двум братьям-режиссерам ужиться. И по сей день их творчество постоянно сравнивают, как бы провоцируя соперничество.
Не сложилась дружба между Кончаловским и Тарковским. Они расстались, не сойдясь во взглядах на искусство. Тарковский до конца жизни таил обиду на Андрона.
Соревновательность всегда незримо присутствовала между двумя режиссерами Марком Захаровым и Константином Бромбергом. Так получалось, что фильмы Бромберга выпускали вперед, тормозя захаровские ленты. Например, на худсовете в один день рассматривали две картины: «Дом, который построил Свифт» Захарова и «Чародеи» Бромберга. И предпочтение - что показывать телезрителям на Новый год - отдали второй ленте, что, как рассказывают, расстроило Марка Анатольевича.
Ссоры режиссеров и актеров
Нередко режиссер, открывший звездного актера, затем даже не здоровается с «любимцем». Например, создатель «Бригады» Сидоров, после которой прославился Безруков, обиделся на Сергея, отказавшегося играть в его следующем фильме «Бой с тенью». С Эльдаром Рязановым перестал общаться актер Мягков («Ирония судьбы»), заявивший, что фильма Эльдара Александровича все глупее.
Ставшего классикой фильм «Дартаньян и три мушкетера», оказывается, тоже не обошли скандалы. Режиссер Юнгвальд-Хилькевич что-то не поделил с актрисой Ириной Алферовой (Констанция), которая теперь и слышать его имя не желает, и отказывается приходить на творческие встречи, если там будет Георгий Эмильевич.
А на съемках продолжения картины приключений о ДАртаньяне в пух и прах разругались режиссер со своими «мушкетерами», превратившимися из «мальчиков в звезд и ставшими совершенно неуправляемыми».
Известно, что режиссер Пырьев, из чувства мести перекрывал кислород возлюбленным актрисам.
Не простые отношения складываются сегодня у создателя фильма «Влюблен по собственному желанию» Сергея Микаэляна и актера Олега Янковского, исполнившего главную роль.
Янковский не пришел на юбилей режиссера, но все же согласился сыграть в продолжении «Влюблен по собственному желанию – 2». Много времени заняло поиск денег на съемки, однако, как выяснилось, не в этом основная сложность. Второй год бедные сценаристы перелопачивают сценарий «в угоду» Янковскому. «Олег – профессиональный человек, хорошо разбирающийся в кино, - сказал «КП» Микаэлян. – Он хочет играть в продолжении, но его что-то не устраивает в сценарии, из-за чего проект пока отложили до следующего года».
Бывает, наоборот, режиссеры обожают своих «птенцов». Михалков всю жизнь «опекает» Олега Меньшикова. «Актер» Хотиненко – Сергей Маковецкий, который признается, что, никогда не отказывается играть у «своего режиссера». Известно, что Алексей Учитель больше года ждал Евгения Миронова для съемок фильма «Космос как предчувствие», а Алла Сурикова в своtвремя - Андрея Миронова на съемки «Человека с бульвара Капуцинов».
КОРОТКОЙ СТРОКОЙ:
Известен скандал с сериалом «Брежнев». Его режиссер Сергей Снежкин («Убойная сила») выступал в прессе с заявлением, что снятый материал перемонтировали продюсеры и выдали зрителю в ином, более жалком варианте. «Я бы судился, но, как мне пояснили адвокаты, в этой ситуации у меня нет шансов: подписал договор о том, что не имею прав на фильм. Был уверен в хорошем человеческом отношении. Разве мог предположить тогда, что продюсеры обойдутся так жестоко с моим лучшим трудом жизни», - говорит Снежкин.
Популярная писательница Юлия Латынина тоже пришла в ужас, увидев на Первом канале серии «Охоты на Изюбра» режиссеры Митты по ее роману.«За роман боролись сразу два канала – НТВ и Первый. Из-за этого раздрая мне даже пришлось уйти с НТВ, - рассказала корреспонденту «КП» Латынина. - Я там вела передачу «Рублевая зона». И мой уход выглядел предательством. На Первом сначала был написан сценарий, который Эрнст выкинул в корзину. Затем проект реанимировали. Однако сценарий поручили писать той же бессмертной девушке, что писала первый вариант. Она смастерила второй. В нем, например, сестра олигарха, чтобы позвонить в другой город, едет на междугородний переговорный пункт. Видимо, сотовый телефон для нее - неподъемная роскошь. Путем долгих препирательств мне удалось эту сцену изъять. Но на все сил ругаться не хватило... Я поняла, что не могу эту машину переиграть». Латынина при экранизации другого своего романа – «Промзона» – поставила перед продюсерами жёсткое условие, оформленное в контракте, что она будет отслеживать все этапы кинопроизводства: от подготовки сценария до монтажа ленты.
В этом году вышел в прокат фильм Артема Антонова «Полумгла» о Великой Отечественной войне. Сценаристы Виктор Смирнов и Игорь Болгарин заявили, что их сценарий режиссер полностью переврал, показав русских солдат «ублюдками». Они обращались в различные министерства с просьбой снять фильм с проката и даже грозили судом. Однако премьера состоялась.
Сценарист и режиссер-постановщик фильма "Сделай мне больно" Александр Исаев судился с телеканалом "ДТВ", "ТВ-3" и компанией "Русский мир" из-за незаконного показа его киноленты. Именно ему принадлежат исключительные авторские права на показ трагикомедии по телевидению.
Драматург Радзинский («Еще раз про любовь») признается, что во избежании неприятностей часто отказывается от сотрудничества с современными, даже знаменитыми и зарекомендовавшими себя продюсерами. «Владимир Бортко меня просил написать сценарий . После « Идиота » он хотел снимать про Сталина. Но я сказал, что не готов, хотя у меня есть пьеса о Сталине», - говорит драматург.
Как у них?
За рубежом кинематографисты регулярно выясняют отношения в суде. Недавно сценарист обвинил Дженнифер Лопес в краже идеи сериала. Речь идет о мыльной опере "Южные пляжи" (South Beach), которую продюсировала Джей Ло. Джэк Баник (Jack Bunick) утверждает, что фильм основан на сценарии, написанном им в 1999 году.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote