Режиссер Прошкин: "Это лучшая роль Меньшикова"
23-05-2006 22:30
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Режиссер "Доктора Живаго" Александр Прошкин:
"Это лучшая роль Олега Меньшикова!"
Режиссер первой отечественной экранизации романа Пастернака Александр Прошкин рассказал нам о том, как снимался сериал.
"Важно найти "электрическое поле"
- Александр Анатольевич, Вы сделали картину о любви больше или об истории страны и интеллигенции?
- О любви снят американский фильм по "Доктору Живаго" в духе классической мелодрамы. У нас - не мелодрама, а история целого пласта русской интеллигенции, кто есть мы, откуда и куда идем. Это трагическая история России.
У Пастернака было два названия романа: "Мальчики и девочки", а второе условное - "Смерти нет". Человек бессмертен, потому что вечно его творчество.
У нас экранизация романа в достаточной степени вольная, свободная, сделана Юрием Арабовым, знаменитым сценаристом, писателем, поэтом.
Сюжет огромный, это эпос такой.
- Говорят, вы взяли актеров на главные роли без проб?
- Нет. Пробы были. Я много пробовал актеров. Те, кто не попал на одну роль, приняты на другие. Почти все играют в картине. Янковскому сразу предложил сыграть Комаровского.
Горобченко пробовался только на свою роль Антипова-Стрельникова.
Главное, нужно было очень точно найти соотношение человеческих индивидуальностей, чтобы само по себе это сочетание уже вызывало некое электрическое поле. Мне кажется, в этом фильме оно абсолютно правильное и в конечном счете соответствует коллизии романа. Столкнуть Янковского и Меньшикова - уже какая-то искра высекается.
А в сочетании Меньшиков-Чулпан-Янковский само по себе заложено электричество.
Все актеры были со мной предельно откровенны. Рассказывали мне о своей жизни, чувствах.
Из этой откровенности и вырастали роли. Это специфика профессии - роли делаются из себя, из своей боли, жизненных потерь, неудач, любви и прочее... Если бы, например, Хаматовой не хотелось играть, она бы так никогда не сыграла!
Моя задача сделать актерам "прививку", а потом наступает период такого легкого "заболевания". Когда актеры уже долго снимаются, иногда они какие-то вещи могут чувствовать лучше меня, и расходиться мы можем, это взаимный процесс обмена энергии, это естественно.
- А параллели между жизнями Меньшикова и Живаго есть?
- Насколько мне известно, Живаго не был богат, но, тем не менее, он человек закрытый, не очень пускающий в свою душевную жизнь. И эта черта общая у Живаго и Меньшикова - человека с чувством собственного достоинства, что в этой профессии чрезвычайно редко встречается. Меньшиков, с одной стороны, веселый, артистичный. И я предложил ему в кадре играть на фортепьяно, зная его музыкальные способности. Но его веселость не исключает закрытости для многих. Я знаю его с детства, знаю все, что он может. Он ведь у меня в "Михайло Ломоносове" снимался, учась на четвертом курсе училища. Считаю, он действительно большой артист и это та роль, где он смог раскрыться. В отличие от того, когда он идет в сторону коммерческую.
- Имеете в виду "Золотого теленка"?
- И не только! В "Сибирском цирюльнике" ему нечего было играть.
Чаще он показывал в кино более локальную человеческую ситуацию, а здесь у него объемная судьба.
Сознает он это или нет, но для него это больше даже не роль, а этап жизни. Он очень уставал, но это время он прожил с Живаго! И эта "прививка" не может не изменить его внутренне.
- А что у Меньшикова на съемках не получалось?
- Иногда отношения актера и режиссера строятся на провокации, иногда на влюбленности или ненависти, но в любом случае они почти интимные. Даже я если я знаю, что у него через дикие сложности что-то получается - я об этом не скажу, это нарушает наши взаимоотношения, может помешать. Многие вещи Олег играет замечательно. Но все не просто. Это не легкие прогулки.
Его герой проживает жизнь от 18 до солидного возраста, даже не по годам, а по судьбе - уже в 39 лет он
выглядит глубоким стариком. Как человек зрелого возраста должен играть молодого? Это очень сложная задача. Можно играть возраст гораздо старше, но моложе - сложно.
Слава Богу, художественно это задача решена, на мой взгляд, довольно точно.
Мы прибегали к приспособлениям: это и грим, и свет, но и чисто актерские вещи в пластике, в поведении.
- Просто Меньшиков - звезда, а в фильме его окружают малоизвестные актеры. Наверное, молодым было сложно найти с Олегом Евгеньевичем контакт, ведь он какой-то обособленный?!
- Если один чувствует себя звездой вне ансамбля и вне общения, то он становится дураком, каким бы он ни был талантом. Слава Богу, у нас этого нет.
Например, командира партизанского отряда играет прекрасный актер Васильевского театра Олег Малахов. Он в паре с Меньшиковым. Конечно, дебютанту пришлось не просто, но у нас на съемках были хорошие партнеры, и никаких сложностей не возникало. Да и мороз стоял такой лютый, что не до отношений было!
Яркими получились сцены в госпитале. Рядом с нами работали настоящие консультанты-хирурги. В кадре Меньшикову ассистирует реальный хирург, который подсказывает, что делать.
Раненного играл человек без ноги, ему делали муляж конечности, которую Живаго резал.
Актеру очень подробно все объясняли, показывали.
На операционных столах лежали ребята, которые в жизни прошли Афганистан, увечные, инвалиды. И это добавляло драматизма.
Какие-то генетические вещи существуют. Когда Меньшиков одевал военную форму, она на нем как влитая, потому что он сын военного.
Об игре актеров
- Кто из актеров идеально попал в образ?
- У меня все играют хорошо! От любого эпизода до главных ролей. В сериале задействованы актеры разных поколений, разного опыта, есть дебютанты. Но разницы между ними нет. Они все существуют в едином ансамбле. Поэтому я не могу вам сказать, кто играет хорошо, а кто плохо. Если что-то не получается - это моя вина и моя тайна.
- Янковский сыграл идеально, не придерешься.
- А вы и к другим не придирайтесь!
- Мне показалось, что Горобченко (Стрельников) в фильме резковат...
- Это трагическая совершенно фигура: мальчик, который влюбился в женщину, понял, что она его не любит и из-за этого комплекса выросла невероятная жестокость. Он превратился в палача и убийцу. Горобченко играет замечательно.
Сейчас некоторые говорят, дескать, трудно среди молодого поколения найти актеров, которые в состоянии погрузиться в атмосферу иной эпохи, восприимчивости культуры. Это неправда.
Вот молодой Сережа Горобченко справился с задачей.
Большое удовольствие работать с Олегом Янковским. Замечательный актер и профессионал просто высочайшего, мирового класса! Редкостный, таких и в мире единицы.
Великолепен Владимир Ильин - это одна из его лучших ролей.
Актер Виктор Степанов играл у меня Ломоносова много лет назад. Я его вытащил из Тамбова в Ярославль на съемки "Доктора Живаго". Не знал, что он тяжело болен. Он сыграл свою последнюю роль (после съемок актер умер. - Прим. Ред.).
"Янковский заколдовал погоду"
- У меня на этой картине работал оператор Геннадий Карюк. Он много лет снимал с Кирой Муратовой. У нас с ним хороший творческий альянс произошел, - говорит режиссер. - Когда двухчасовая картина - это одно, когда 11-часовая - совсем другое. И каждый день ставил перед нами творческие задачи: нужно находить новые мизансцены, пластические ходы, не повторять движение камеры - в этом и есть наслаждение жизнью, творчеством!
Слава Богу, этот материал дал нам возможность все то, что мы любим, знаем и понимаем - выразить.
Живаго - этой некий миф, мифология. Это не конкретный исторический персонаж, не портрет Пастернака, а некий образ русского интеллигента, в какой-то степени он существует в каждом из нас.
В какие-то моменты жизни мы задумываемся и моделируем в себе Живаго.
Ведь Пастернак написал альтернативную биографию самого себя, убрав из нее эгоцентризм, славу, успехи, деньги. Это некий фантом обостренной совести.
У каждого из нас свое отношение с этим гуляющем образом.
И Запад гораздо больше измеряет Россию по этому образу.
Наш фильм - чувственные ощущения России, а то, перешибет ли "Доктор Живаго" рейтинг "Ментов" или еще чего-то, меня мало интересует.
Актеры работали на полной самоотдаче. Раз на площадке у Меньшикова поднялось давление, почувствовал себя плохо, попросил остановить съемки, но вскоре вернулся к работе. Бывало, Чулпан и Янковский играли с температурой.
Не всегда везло с погодой.
Однажды до трех ночи мы снимали в метели и, несмотря на все сложности, были счастливы, что на земле - настоящая метель! Она нам была необходима. Вся зима без снега, и вот - Господь Бог улыбнулся и дал.
И два немолодых человека - я и Янковский и молодая Чулпан были счастливы как дети!
Наверное, с точки зрения обывателя, это бред сивой кобылы, а для нас - вот такая наша жизнь сумасшедшая!
Янковский говорил: "Это я, как Мюнхгаузен, договорился, что б снег выпал".
Кто-то говорил, что свечку поставил. В общем, киношная жизнь состоит из мистики, иногда из многих желаний, которые складываются в какую-то энергию: иногда получается, иногда нет.
Кино - это миф. Мы же не сталь варим.
Мы живем в некоей мифологии, которая нас объединяет и доставляет нам огромное наслаждение
именно тем, что это выдумки, фантазии, иллюзий.
В мире этих иллюзий мы по-своему счастливы, и если мы сделали в результате чего-то такое, что
сделает еще кого-то умнее, тоньше, счастливее, сердечнее - слаба Богу!
- На ваш взгляд, почему добротный, сильный фильм «Доктор Живаго» собрал низкие рейтинги, его обогнал даже незатейливый «Заколдованный участок»?
- НТВ устроило чудовищный показ. 50 процентов рекламы – это тот психологический барьер, который не может выдержать зритель. На 44 минуты фильмы - 26 минуты рекламы. В мире нет такого примера, чтобы картина выдержала бы такого вмешательства.
Люди не выдерживали, покупали и смотрели фильм на DVD. А потом звонили, писали и благодарили,
высказывали хорошие слова. Люди, у кого есть душа, они смотрят. А их много.
В Белоруссии до России состоялась премьера на телевидении «Доктора Живаго», которую посмотрели 45 процентов городского и 12 сельского населения!
Я знаю, что у нас небольшие доли. Но разве в Белоруссии люди из другого текста?
Нет. Просто там показали фильм без рекламы! Если бы не большой интерес к фильму в Белоруссии, я бы, наверное, после нашей премьеры, решил: увы, нашему народу не нужны такие фильмы. Зритель воспитан на насилии, детективах, скандалах и, возможно, фильмы для души им не нужны.
Они такое вообще не хотят смотреть. Их нужно только развлекать. Но это ведь НТВ выступило само против себя, напичкав фильм рекламой.
А, может, в этом была их цель – я не знаю. Все телевидение, оно к сожалению, не простое. Они не дали другим каналам показать, а сами загубили. «Доктор Живаго» - это не провал. Вещь существует в своей человеческой и художественной ценности, а не в том, как определенные каналы, использую свои интересы, представили и подали зрителю картину.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote