[180x231]
Ирина Купченко на съемках «Бесов» подвернула ногу
На «Мосфильме» приступили к экранизации многосерийного телефильма по роману Достоевского «Бесы». Киногруппа готова к любым сюрпризам – ведь у произведения «Бесы» такая же дурная слава, как у «Мастера и Маргариты», «Вия»...
Снимать классику стало модно. Жизнь показала, что современный зритель вполне готов к серьезным многосерийным телефильмам по произведениям русской классической литературы. Успех «Идиота» оказался ошеломляющем. Получили высокие рейтинги «Мастер и Маргарита» Бортко, «В круге первом» Панфилова. Скоро премьера «Доктора Живаго» с Олегом Меньшиковым и «Печорина» с Игорем Петренко. Режиссер Мороз ведет подготовительный период съемок фильма «Братьев Карамазовых», Сергей Соловьев бьется над «Анной Карениной». А на «Мосфильме» компания «Телефильм» материализовывает «Бесов» Достоевского; этот проект обещает стать сенсацией.
Актеры отказались играть из суеверия
Как нам рассказали, фильм «Бесы» будет снят не строго по книге, а по мотивам произведения Достоевского, но ощущение книги не утрачено. Все диалоги в фильме - это стопроцентный Достоевский.
Jдного из самых загадочных и трудновоплотимых героев русской литературы Ставрогина покажет Юрий Колокольников, звезда «Современника». Вдовиченков сыграет Шатова. Лямшина – Анатолий Горячев. А роль Варвары Петровны досталась Ирине Купченко.
В других ролях заняты сериальные актеры Женя Стычкин, Леонид Мозговой, Игорь Яцко, Игорь Гордин (бывший муж Юли Меньшовой) и другие.
Режиссер - немец Феликс Шультесс. Он уже 15 лет живёт в России, окончил ВГИК – мастерскую Сергея Соловьёва. «Бесы» считает программным произведением, в котором Достоевский предсказал будущие революционные потрясения.
Немец, говорящий на русском с акцентом, снимает русский фильма по русской классике – случай уникальный. Заинтригованные, мы поспешили на «Мосфильм».
Как Гоша портил воздух
- Столько грязи каждый день - сено, лошадиные яблоки, - ворчит уборщица на «Мосфильме», но в голосе уважение. – Уж столько здесь сериалов снимали. «Бедную Настю» в этом же павильоне «мылили», внимания не обращали. А сейчас совсем другое дело – «Бесы»! Снимают серьезно, завезли настоящих лошадей, горы сена.
В холле толпятся люди в старинных одеяниях: дамы в кокошниках, мужики с бородами и в шляпах - массовка.
В павильоне выстроены фасады «кирпичных» зданий, арки и деревянные дома, улочки с фонарями, церковь, «резиновая» мостовая - все это превратиться на экране в грязный уездный городишко, который «черт няс да растряс».
Рабочие разбрасывают поверх резиновых «булыжников» сено, поливают из лейки, образовывая непросыхающие лужи.
- Внимание, приготовились! – командует режиссер.
Камера работает, жеребец везет бричку, обрызгивая грязью «случайных» прохожих.
- Стоп! Дрессировщик, надо поработать! Лошадь прошла не по луже, а свернула на сухое. А нужно, чтобы она прошлепала по самой грязи! – говорит режиссер.
- Умная лошадь! – выкрикивает кто-то из группы.
Кстати, этот рассинант Гоша – "звезда" экрана, снимался во многих фильмах и еще в рекламе «Веселого Молочника».
- Мы подбираем для съемок смирных жеребцов, послушных, но однажды Гоша перепугал актера Беляева на съемках фильма «Юрий Долгорукий», - рассказывает каскадер. - Мы еле усадили Беляева в его латах, кольчуге, шлеме с доспехами на коня. И жеребец, как положено, пустился в галоп по полю. И вдруг все увидели, что Беляев сползает набок и падает, но нога остается в стремени. Гоша его понес, а тот, грохоча всем своим металлом, звякая кольчугой, пропахал поле. На силу мы коня остановили.
На съемках «Бесов» жеребец вел себя образцово. Вот только не в масть тишину несколько раз нарушал. Когда режиссер в очередной раз скомандовал: «Мотор!», Гоша демонстративно вдруг поднял хвост, и на весь павильон издал неприличный звук. Уставшая массовка заметно оживилась. На следующем дубле каскадеры решили его напоить. За минуту Гоша, смачно фыркая, словно помпа, высосал ведро воды. Пришлось объявить перерыв, дабы он утихомирился.
Кони, крыса и свиньи
Следующим снимали эпизод, как циники идут и едут в церковь, а потом раздается крик, и батюшка выносит в руке крысу.
Крысу купили накануне настоящую в зоомагазине. На камеру она образцово крутила длинным лысым хвостом, а вечером реквизиторы искали, кому бы из группы подарить «кинозвезду».
К приезду Ирины Купченко, в трейлере доставили партию экстравагантных «артистов» – десяток свиней разного калибра.
Купченко уже стояла в гриме и замерла, услышав душераздирающий визг.
- Бесы орут! – пошутили в группе.
Это визжали свиньи, которых волоком на веревках тащили по полу, как мешки.
Хотя и заказывали хрюшек для съемок специально обученных (самые опытные уже засветились в разных фильмах), однако на этот раз они находились явно не в духе и отказывались идти.
- Тишина на площадке! Люди не говорят, свиньи не визжат! – закричал режиссер.
Но хвостатые артисты вели себя по-свински, и продолжали «симфонию».
- У нас сегодня просто день зоопарка, - говорили актеры.
По сценарию «пяточки» нужны для сложного эпизода «изгнания бесов». Впрочем, в этот день им так и не дали сыграть – группа выбилась из графика, говорили, по вине декораторов.
Как наш фотокор дал подсказку режиссеру
Режиссер Феликс Шультесс работал с упоением, азартом, необыкновенной отдачей. Было видно – он действительно любит то, что делает. Взмыленный, носился по павильону, размахивая руками, подбегал к актерам, советовал, как встать и что делать. Раз выхватил метлу у «полицейского» и с остервенением расшвырял солому, показывая, как надо мести в кадре.
Группа стонала, мол, устали, перерывчик бы, но «железный» Феликс оставался неумолим.
«Быстрее, динамичнее, не стойте без движения, чтобы зрителям потом не было скучно!» - подбадривал он артистов, в минуты крайнего волнения путая слова.
Снимали эпизод – Лиза (актриса Глафира Тарханова) на скакуне подъезжает к «церкви». Режиссер подбежал: «Так, хорошо, теперь она должна спрыгнуть с лошадки, но как-то изящно, как будем снимать?».
Стоявший за их спинами фотокор «КП» в пол голоса предложил: «Пусть Хроникер (Алексей Гришин) подхватит ее за талию...».
- Да, правильно! Хорошо! – завосклицал режиссер, приняв находку.
- Мы за Феликса переживаем, - сказали нам в группе. – Прежний режиссер Ахадов, думаем, ответственности испугался. Ведь даже Бортко не смог передать в своем «Мастере и Маргарите» дух Булгакова, а эта тема не менее сложная. Феликс раньше всех на съемочную площадку приходит, уходит позже остальных. Кажется, и сутками мог бы работать, очень энергичный. Мы не видим, когда он обедает, шлифует каждую сцену. Некоторые по пятнадцать дублей снимает. Если по секундомеру не уложился – снимаем заново, несмотря ни на что. Работаем без выходных. Вот сегодня должны были в 21 час закончить, а закончили в 22-30. Постановщики получают 800 долларов в месяц, реквизиторы чуть меньше. За переработку – 15 долларов в час. Самые большие доходы у главных героев. Говорят, Купченко платят 3 тыс. долларов в день, Вдовиченкову и Сечкину – не меньше тысячи «зеленых».
Это чистый бюджет, без «черной кассы». Деньги в основном дало Правительство Москвы. Планируется восемь серий. Премьера пройдет обязательно на одном из федеральных каналов – то ли на Первом, то ли на РТР, пока еще не решено.
Как Купченко «подложили свинью»
Жена Василия Ланового Ирина Купченко своей очереди в гримерке прождала час.
Мы думали, будет возмущаться, как это делали некоторые молодые актеры, но она не произнесла ни слова упрека. Зато как вошла в кадр – будто появился другой человек. Было видно, что у нее с режиссером полное взаимопонимание. Они переговаривались, и именно от их пары словно бы исходили флюиды творческой страсти.
Сначала сняли шествие актеров мимо губернаторского дома. Купченко (Вера Петровна) в кадре оживленно разговаривала Анатолием Горячевым (Лямшин), Глафирой Тархановой (Лиза), Евгением Стычкиным (Верховенский).
Для следующего эпизода в павильоне выключили свет, оставив освещенным узкий деревянный мосток. По нему «под покровом ночи» в ливень должна была «лететь пешком» героиня актрисы Варвара Петровна со своей сумасшедшей идеей «выдать замуж» Степана Трофимовича.
Рабочие подогнали огромный вентилятор, направили воздушную струю на Купченко, а сверху на "ветродуй" лили воду, так что брызги окатывали актрису.
- Давайте определим темп, - по-деловому сказала Ирина Петровна.
Она несколько раз прорепетировала. Причем, режиссер не настаивал, но актриса искала то, чего ей, видимо, недоставало. Даже за кадром она говорила резко и властно, не выходя из образа.
- Ветер есть, но вода порой не долетает. Давайте зонтик польем, чтоб с него капало, - предложила актриса. И реквизиторы из опрыскивателя перед каждым дублем поливали ее зонтик.
Мы с замиранием сердца смотрели на съемку эпизода – как «Варвара Петровна» с до ужаса неподвижными глазами («страшное видение») в невыносимой тревоге, словно одержимая, несется против ветра «в дождь, темноту», словно «в бездну».
И было в ее лице, в выпученных глазах что-то такое непередаваемо отчаянное и «бесовское», что тишина на площадке воцарилась сама собой. И возникло ощущение, что вот-вот появится нечистая сила…
И даже глупые хрюшки (в которых, по Евангелию, переселяются бесы), до этого измучившие всех взвизгиваниями, разом притихли.
Актриса каждый раз возвращалась на исходную позицию и, не моргая, все смотрела вперед, как бы измеряя и взвешивая тот путь, который ей нужно «прожить».
- Замечательно! – режиссер подошел к ней, и мы заметили, как они обменялись пылающими взглядами.
- Это как сон. Ты будто живешь, но во сне, – взволнованно переговаривалась с режиссером актриса.
– Общий план великолепен, сейчас крупный снимем.
Реквизиторы придумали полить доски мостка, чтоб они блестели.
- Дайте-ка я попробую пройтись, что-то скользко, - озаботился режиссер.
- Ничего, все в порядке! – взметнулась актриса, готовая снова ринуться «в бой». – Ира, Аня! - с требовательностью в голосе она подозвала зазевавшихся гримеров. Они ей подправили грим, натянули на голову платочек.
- Последний дуль! Мотор! Начали!– скомандовал режиссер.
Купченко с каждым дублем все увеличивала темп – сначала шла быстрым шагом по мостку, а на этот раз – буквально побежала на каблучках и…
- Боже мой! – раздались женские крики.
Мы замерли, увидев силуэт актрисы где-то на середине дорожки - она лежала в распластанной по земле накидке. В следующий миг к ней побежали, а она, приподнявшись, обернулась на оператора, словно бы отказываясь от протянутых к ней рук: «Снимайте, что же вы!».
Можно было бы включить этот незапланированный момент в фильм, но в кадр попала женщина, побежавшая к упавшей приме.
Купченко объяснила, что попалась прогнившая доска, нога в нее угодила и подвернулась, и актриса упала. Несмотря на боль и перенесенный стресс, Ирина Петровна настойчиво потребовала: «Давайте еще раз снимем! Я буду обходить ту доску».
Мало того, что подвернула ногу, еще и простудилась в ту ночь, промокнув. Но всех поразила своим мужеством и рвением (мы сошлись во мнении: «Грандиозная актриса!»).
А за спиной кот-то шепотом сказал: «Это же «Бесы»! То ли еще будет».
КСТАТИ:
«Бесы» приносят несчастья?
В актерском мире к некоторым произведениям особое отношение. Не каждый режиссер возьмется за «Бесов» Достоевского, потому что они как бы относятся к особым «неприподъемным» и даже опасным произведениям. Неоднократные попытки театральных режиссеры ставить спектакли по этому произведению заканчивались провалами и неудачами.
Актриса Нонна Мордюкова в свое время исполняла Варвару Петровну Ставрогину в спектакле «Бесы» Театра Киноактер. Ей стало плохо прямо на сцене, после чего она долго болела и больше с «бесами» не хотела иметь дело.
В 1992 году на «Мосфильме» талантливый режиссер Игорь Таланкин отважился снять фильм по «неподдающемуся» произведению, но критики в штыки приняли его работу,
фильм не вызвал должного отклика и показывался крайне редко.
После этой картины на Андрея Руденского словно легко «проклятие», он пропал с экранов.
Актриса Алла Демидлова, снявшаяся в «Бесах» у Таланкина, после фильма потеряла покой, увлеклась эзотерическими знаниями и даже ездила на прием к Ванге, которая сообщила звезде русской сцены, что актерство - не ее профессия, ей лучше заняться научными исследованиями, вернула ей душевное здоровье. «У меня уже не было вопроса: что там, за чертой? А был ответ Гамлета: да, есть!", - говорила актриса.
Признавалась, что «заболела душой, заболела Достоевским» после съемок актриса Дарья Михайлова. Писатель словно бы не отпускал ее, и она через некоторое время сделала авторскую постановку по Достоевскому на театральной сцене. Постановку быстро закрыли. Зато во время работы над своим спектаклем актриса познакомилась с будущем мужем Владом Галкиным, которого взяла на роль.
Неудовлетверенность от работы осталась у актера Сергея Гармаша. Свою роль Шатова
он называет «неожиданной, хотя мало кому известной», а экранизацию Таланкиных - несовершенной, не сложившейся. Но считает, что именно у Достоевского надо учиться «наматывать свои кишки на кулак» и нравственно обнажаться.
Есть надежда, что новая экранизация «Бесов» все-таки передаст драматургию и нерв этого сложного и недоразгаданного произведения.
[425x298]
Хвостатый Гоша отказывался идти в грязь, которую в павильоне развели киношники.
[567x378]
Из фанеры построили целый город.
[510x340]
[567x378]
[482x579]
Батюшка выносит крысу.
[397x595]
Хроникер (Алексей Гришин).
[567x378]
Лизу играет актриса Глафира Тарханова.
[368x594]
[425x413]
Устрашающий грим.
[567x378]
Эпизод - Книгоноше (Софья Горшкова) Лямшин (Толя Горячев) с сообщником подкладывают порнографические снимки...
[340x454]
...сам же Лямшин их "случайно" обнаруживает и вызывает полицию.
[482x321]
Ирине Купченко поправляют грим.
[510x340]
[425x542]
[283x410]
Варвара Петровна Ставрогина (Купченко).
[425x412]
[425x260]
Ирина Купченко и режиссер Феликс Шультесс.
[312x500]
Купченко на камеру бежит...
[283x425]
...и неожиданно для всех падает. Войдет ли это незапланированное падение в фильм?
[425x266]
Актер Евгений Стычкин.