Кладдахское кольцо... легенда Ирладии
Кладдахское кольцо, символическое кольцо, изображающее две руки, которые держат коронованное сердце. Каждый элемент этого кельтского символа объединен с категориями любви (сердце), дружбы (руки), верности (корона). Среди известных ирландских ювелирных изделий Кольцо Кладдах широко известно. Его дарят и в знак дружбы, и в качестве обручальных колец.
Легенд, связанных с кольцом, немало. В самой популярной истории рассказывается о молодом человеке Ричарде Джойсе, уроженце из графства Голуэй, который уехал из родного дома, чтобы найти работу за границей. Дело происходило в далеком семнадцатом веке. Корабль, на котором он отправился в путешествие, подвергся нападению алжирских пиратов, и Джойс был взят в рабство. На восточном рынке его продали одному мавританскому ювелиру, у которого и научился ювелирному мастерству.
Но по требованию британского королевского правительства все английские рабы были освобождены. Тогда Ирландия была английской колонией, и Джойс также являлся английским гражданином.
Ювелир полюбил способного парня и даже предложил ему жениться на своей дочери. Но Джойс отказался, тем более, что на родине его ждала невеста, для которой он изготовил золотое кольцо. Вернувшись на родину, он подарил кольцо своей верной подруге, которая продолжала ждать его все годы. Они поженились и обосновались в деревне Кладдах.
Другой рассказ делает героями принца и девушку из народа. Принц влюбился в незнатную девушку, но ее отец не поверил в его чувства. Чтобы доказать свои честные намерения, молодой человек попросил мастеров изготовить ему кольцо, как представление его любви и предложения руки и сердца.
Кольцо Кладдах имеет большое значение в Ирландии как обязательство. Этот кельтский символ хранят как семейную реликвию.
Кольцо на правой руке с сердцем, повернутым от человека, означает, что она или он пока в одиночестве, но готовы и желают рассматривать любовные предложения.
Как только между людьми завязываются глубокие чувства, кольцо поворачивают сердцем к себе, но оно по-прежнему остается на правой руке.
Кольцо на левой руке сердцем к владельцу свидетельствует о том, что два любящих сердца соединены навечно.
Позднее появился ещё и четвёртый способ ношения кольца — на левой руке, сердцем от носителя. Так его носят, согласно разным источникам, во время свадебной церемонии (как знак того, что сердца жениха и невесты устремлены друг к другу), помолвленные, вдовые и разведённые.
По традиции кладдахское кольцо из поколения в поколение передаётся от бабушки к внучке или же от матери к дочери.
Кельтский крест
Наряду с кольцом Кладда и Арфой, Кельтский Крест, один из самых известных и, может быть, загадочных ирландских (кельтских) символов. Сохранилось, по крайней мере, 60 кельтских крестов в Ирландии, созданных до середины 12 столетия. После 12 века их практически не устанавливали. В Ирландии (так же как и в Великобритании) кельтские кресты начали появляться в седьмом столетии, те, которые известны сегодня, изготовлены от имени христианства, ссылки на библейские сцены очевидны, и устанавливали их ирландские монахи.
Замечательные памятники истории, сохранившиеся кресты обычно использовались для того, чтобы провести границы церковного прихода, как окружение монастырей, соборов, церквей. Вопреки некоторым утверждениям, старые кресты не использовались в качестве могильных ориентиров. Кресты уже, можно сказать, современной работы отмечали захоронения, начиная с 1850-х годов, во всем мире, где проживали представители шотландской или ирландской Диаспоры, подчеркивавшие таким образом гордость за свое происхождение. Примерно с этого времени и стали использовать фразу «Кельтский Крест», «ирландский Крест» или «ирландский Высокий Крест». Новый интерес к родной старине, разделенный между Шотландией, Уэльсом, Корнуоллом, другими областями, известен как «кельтское Возрождение».
История сильного символа, кельтского Креста неоднозначна. Существует много легенд и их интерпретаций об оригинальном значении символа. В современном мире, кольцевидный крест, прежде всего, символ этнического наследия и используется как эмблема идентичности ирландской, шотландской и уэльсской культур. Термин «кельтский» относится именно к культуре, а не к какой-либо определенной стране или народности, поскольку сами КЕЛЬТЫ представляли собой обширный конгломерат людей разных национальностей, объединенных общей культурой и владевших почти до 400 года до нашей эры половиной известного тогда мира.
Оригинальность крестов не столько в их основной форме, а в том уровне художественной работы, показанной в виде сложных резных изображениях на крестах, которые объединяют с изумительными иллюстрациями Келлской книги, созданной также ирландскими монахами.
Кельты были большими мастерами в изобразительных искусствах, особенно в ювелирном и металлургическом мастерстве. Античное Кельтское искусство известно замысловатыми узорами, украшавшими драгоценности, оружие. Животные, птицы, рептилии, переплетенные с кельтскими узлами, так называемая культура «зооморфизма» или звериный стиль. Антропологи теоретизировали кельтскую символику тем, что поскольку запрещалось делать точные изображения богов, кельты и обращались к геометрическим, абстрактным, преувеличенным формам.
Кельтский Крест имеет крепкие связи с христианством, но многие считают, что Кельтский Крест возник в языческой религии. Когда на территории Ирландии было принято христианство, ответственным за преобразование считают Святого Патрика и «двенадцать апостолов Ирландии», стремившихся сделать переход безболезненным, использовались старые известные символы в новом толковании.
В популярных ирландских легендах дизайн кельтского креста приписывают Святому Патрику, который объединил христианский крест с символом луны. Когда Святой Патрик проповедовал новую религию, кельты-язычники показали ему священный камень, символ лунной богини, отмеченный кругом. Патрик обозначил круг латинским крестом и благословил камень. Идея состояла в том, чтобы выдвинуть на ведущий план важность креста, но в комбинации с древним кельтским символом жизни.
Согласно другой легенде кельтский Крест был введен как символ кельтской христианской Церкви Святым Колубмой, и по этой причине его называют ещё Крестом Колубма. Форма, возникшая на Святой Земле, корректировалась в Египте, затем Коптский Крест, который использовали христиане-гностики, попал на Британские острова перед серединой восьмого века. Есть предположения, что именно в монастыре Колумбы на острове Иона и появилась версия креста, которая послужила вдохновением для создания монументальных кельтских крестов.
Ирландский католический священник без всякого колебания на этот счет ответит, что круг Кельтского Креста – символ вечности, безграничной любви Бога показанной в том, что он принес своего сына в жертву, который воскрес, это гарантирует любому верующему надежду на спасение. Круг не что иное, как ореол, и таково может быть объяснение.
Хорошо известно, что крест не выказывался как общий символ христианства до четвертого столетия. Символом христианства являлась монограмма имени Христа (Хи-Ро). Император Константин, принявший христианство как официальную религию Римской империи использовал монограмму в своем лавровом венке. Диагональные линии монограммы изображались в условном круге. Языческий военный отличительный символ с символом новой веры.
На британских каменных памятниках можно найти изображения, которые также могут быть предками кельтского Креста. Хотя сложно найти человеческую культуру, которая не включала в свое искусство круги и кресты.
Друиды поклонялись и Солнцу и Луне. В друидическом учении очень важна была концепция круглой формы.
Если простой круг – символ луны, то равносторонний крест (ТАУ) представлял равенство, концепцию равного движения по всем направлениям одновременно (четыре направления Земли). Он виделся в форме, которая ловит ветер любого направления, символ воздуха.
Кельтское христианство использовало и преобразовывало символы и идеи, знакомые друидам, жрецам кельтов, чтобы привести их к Христу.
Кельтский Крест очень привлекателен. В отличие от распятий Южной Европы, которые больше сосредоточены на страданиях Христа, Кельтский Крест изготовлен с акцентом на зрелищность. Когда на кресте появляются человеческие фигуры они очень простые, в отличие от сложных декоративных украшений. В соответствии с Византийской моделью, когда Распятое Тело Христа изображается на кресте, оно одето в колобиум (тунику без рукавов), чтобы внимание сосредотачивалось не на боли, а не красоте.
Римские модели, хотя и показывают полунагого Христа, живописно оформлены декоративными элементами. На трех крестах в Монастербойс (графство Лаут) изображены сцены из Библии. На самом значительном, среди них, кресте Муирдаха Христос возведен на престол в центре креста. Интереснейшие Кресты сохранились в монастыре Клонмакнойс (графство Оффали).