• Авторизация


ПРЕКРАСНЫЙ МАТЕРИАЛ!!! для восполнения знаний о неофициальном искусстве Юрий Соостер - для меня особенно... 30-11-2021 02:34 к комментариям - к полной версии - понравилось!


16-АВТОПОРТРЕТ (464x640, 190Kb)
Юло Соостер * автопортрет
 
 
ПРЕКРАСНЫЙ МАТЕРИАЛ!!!
для восполнения знаний о неофициальном искусстве
Юло Соостер - для меня особенно...
 
 
.
т.к. я не тусовался и кроме рисования
еще по 10 часов бегал по клавишам пальцами в Консерватории...
да еще и рассказы и стихи ... - когда тусоваться?
.
к Кабакову меня друзья приводили
- и он мне ясно представляется
- а Соостер был неведом...
.
... вот теперь слава богу многое увиделось
- особенно проникся к Соостеру когда он повернул
от Пикассо и от Дали к более серьезному пути Магрита...
.
по тексту заметил описку:
.
"не было бы счастья да несчастье помогло..." - написано о смерти Сталина
.
а надо иначе
- но мрачная полоса не вечна - "и тут случилось счастье - умер Сталин"...
.
.
.
-=-
.
В КОНФЛИКТЕ С ХРУЩЕВЫМ ВИНОВАТО
РУКОВОДСТВО СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ
 
вспомним что прекрасный фильм "Белое солнце пустыни"
руководство  Союза Кинематографистов СССР приняло решение 
не пускать к зрителю и смыть пленку
 
и только разрешение генсека Брежнева спасло фильм
- так что упрек к советской власти неуместен
это были происки конкурентов и только
 
тоже и с конфликтом Хрущева с авангардистами
- его настроили враждебно
и это было сделать легко
у него голова занята как накормить страну хлебом и мясом
и бороться с ракетами направленными против СССР
 
хлебом он накормил
- хлеб бесплатно стал лежать в столовых в вазах
 
Хрущев добился что американцы убрали
ракеты против СССР из Турции
 
а тут ему видимо объяснили:
 
что подозрительные художники
рисуют карикатуры на советского человека
страны социализма с человеческим лицом
рисуют уродцев - вот как дескать плохо
живут советские люди
- играют на руку врагам СССР
 
естественно что Хрущеву недосуг вникать в авангард
и видя искаженные формы - поверил в клевету
что это карикатуры на советского человека
 
потому и стал кричать на авангардистов...
.
 
 
МЕСТО СООСТЕРА В ИСКУССТВЕ
 
конечно его рисунки будучи заключенным в лагере 
- драгоценные документальные свидетельства
 
то что он был жертвой вернувшейся из лагерей
тоже делало его крайне уважительной фигурой 
 
Соостер занимает достойное место в искусстве
как последователь Магрита
давая свободу фантазиям в причудливые ассоциации
человеческой души...
 
-=-
1-hudoznik-v-zone-1951-kp-63 (683x700, 678Kb)

3.
2 (512x399, 79Kb)

4.
обгорелые рисунки которые надзиратель бросил в печь3-solnecnyi-den-v-lagere-kp-980 (546x700, 362Kb)

5.
4-СПИТ (511x700, 483Kb)

6.
6-russkii-v-zone-195362 (491x700, 381Kb)

7.
7-_sooster_0 (426x700, 317Kb)

8.
8-СООСТЕР-СОБОЛЕВ (528x700, 365Kb)
 
перфоманс

9.
9-Ж-Л-ЗНАНИЕ-СИЛА (700x487, 304Kb)
 рисунки для журнала "знание - Сила"
 
10.
10--КРСНОЕ-ЯЙЦО (600x427, 257Kb)

11.
11--ГЛАЗ-ЯЙЦО (700x468, 262Kb)

12.
12-razvorot-ИЛЛЮСТР-К-КНИГЕ-ЭВАЛЬДА-ТУМАН (700x455, 546Kb)

13.
13-turkmen-nar-muhani-karlag-1950 (414x700, 379Kb)

14.
13-СИДЯЩИ-za-ko-Еucei-provolokoi-1952-kp-53 (700x511, 447Kb)

15.
14-ЛУННЫЙ-ПЕЙЗАЖ (700x492, 288Kb)

16.
14-ПОЛДЕНЬ (700x475, 316Kb)

17.
15-ХРУЩЕВ (700x350, 133Kb)
 
возмущенный Хрущев
 
 
____ НАПИСАНО ПО ПОВОДУ ПУБЛИКАЦИИ _____
 
.
.
.
ГУЛАГ  и  его  заключенные
 ЮЛОИЛЬМАР  СООСТЕР 
(1924 -  1970)                     
.
.
Лично с Юло   Соостером мне  столкнуться  не  пришлось.
       Но  в 1960-е  годы,  и  позднее  , когда  я брала   интервью  у  художников -  нонконформистов,  при  вопросе  о  влиятельных  личностях  в  художественной  среде  того  времени,  все  время  называлась  фамилия  Соостер.  Юло  Соостер  был  эстонцем  по  происхождению,  родился  в  1924  году  в  Эстонии   на  острове Хийумаа  в  семье  крестьян.  И  прежде  всего  меня  заинтересовало,  как  и  когда он  или  его  семья  оказались  в  Москве.  Дело  в  том,  что  по  отцовской  линии  моя  бабушка  была  эстонка,  не  понятно  какими  судьбами  оказавшаяся  в  Сибири  под  Томском.  Там  у  ее родителей  был  хутор.  Соответственно  меня  интересовало ,  каким  ветром  их  туда  занесло :  то  ли после  восстаний  в  середине  19  века  сослали,  то  ли  при  Столыпине  земли  там  давали ?  Так  до  сих  пор и не пойму.
   
 Но  у  Юло  Соостера  была  другая  история.  В  Россию  ни  он,  ни  его  семья  переезжать  никогда  не  собирались.  Напротив,   Соостера  тянуло  на  Запад,  в  Париж. В  1945  году  он  поступил  в  Тартусский  художественный  институт.  И  по  его  окончанию  собирался  продолжить  учебу  в  Париже.  Но  28 декабря   1949   был  арестован вместе с четырьмя студентами (В. Охакас, Э. Рооде, Х. Рооде, Х. Вийрес), мечтавшими после окончания института стажироваться в Париже или Италии. Группе предъявили   обвинение в измене Родине и в том, что у них якобы был самолет, на котором они собирались лететь в Париж.   Всех  осудили   по статье 58-1"а" (измена Родине) сроком на 10 лет.  Отбывал свой  срок  Соостер в Казахстане, в Карагандинском лагере (Карлаг), отделении Долинка. 
 
В лагере Соостера сначала определили пожарником. Ночные обходы позволили ему потихоньку выкраивать время для рисования и даже живописи. Затем Долинка — центр Карлага. Соостер работает в межлагерном доме культуры — сначала столяром, потом главным художником. В его обязанности входило изготовление всякого рода стендов, оформление соревнований, выставок типа сельскохозяйственных и т. д., а также копирование с репродукций картин Третьяковской галереи — его начальница была «большой» эстеткой и любила прекрасное. 
  В  Карлаге  Соостер  влюбился     в  такую  же  заключенную  из  Москвы -  Лидию  Серх ,  которая впоследствии стала его женой. Лидия  быда   художницей, окончившей отделение игрушки в Школе художественных ремесел.  Лидию обвинили в шпионаже и в связях с американской разведкой. В 1943 году она была осуждена на три года ссылки в Красноярский край, затем  переведена  в  Карлаг.   Юло писал Лидии письма  на ломаном русском языке, он только начал учить его в лагере , и присылал рисунки.  Впоследствии  Лидия  вспоминала:
 
«В лагере Юло работал художником. Днем он отсыпался, а ночью рисовал. Заключенные заказывали ему портреты, рисовал он их за пять рублей. Но это не все. Он еще, в надежде как-то переправить рисунки домой, тайком зону рисовал. За это у него могли быть большие неприятности, но иначе Юло не мог. (Позже, когда мы поженились и сняли комнатку невдалеке от зоны, он смог потихоньку свои рисунки выносить). Во время шмонов рисунки пачками летели в огонь, и спасти удалось далеко не все»
Но  не  было  бы  счастья,  да  несчастье  помогло.  В  1953  году  умирает  Сталин. И  в  1956  году  Соостера  досрочно  освобождают. 
 После  освобождения  Юло  и  Лидия  едут  в  Эстонию,  пытаясь  там  обосноваться.  Но  эта  попытка  терпит  крах.  И  тогда  в  1957  году  они  переезжают  в  Москву на  улицу  Красина в  квартиру  Лидии, которая  становится  одним  из  центров  неофициальной  художественной  жизни  Москвы.  
 
    В  Москве  Соостер  обращается  к  книжной  графике  и  находит  работу  в  московских  издательствах.    В  Москве  он зарабатывал на жизнь сотрудничеством с журналом «Знание – сила» и издательствами «Мир», «Знание», «Молодая гвардия», «Детская литература». Получил известность как один из лучших иллюстраторов отечественной и зарубежной фантастики и научно- популярной литературы. 
     Но  помимо  работы  в  издательствах  Соостер  упорно  занимается  собственным  творчеством.  Он  органично  входит  в  нонконформисткую  среду.  Знакомится с лианозовской группой художников .  Но  более  тесно и  дружески  общается  с  художниками  ,  сотрудничавшими  с  журналом  "  Знание - Сила",  главным  редакторов  которого  был  Юрий  Соболев:   с Ильей Кабаковым, Михаилом Гробманом,  Виктором  Пивоваровым,  Анатолием  Брусиловским  , В.  Янкилевским  и  др.
 
       Соостер  к  началу  1960-х  годов  уже  вполне  авторитетен  в  своем  кругу. Поэтому,  когда в  ноябре  1962  года Элий  Белютин  предлагает  своему  бывшему  ученику  Владимиру  Янкилевскому  поучаствовать в  выставке  его  студии « Новая  реальность» на  Б.  Коммунистической  ул,  Янкилевский  приглашает   дополнительно  Ю.Соболева  и  Ю.  Соостера.  А  когда  эту  выставку  перевозят  в Манеж  и  располагают  на  втором  этаже  в  сотаве  юбилейной  выставки  МОСХа,  Соостер  невольно  оказывается  участником  жуткого  разгрома,  устроенного  по  инициативе В. Серова  Н.С.  Хрущевым.  Выставку  с  треском  закрывают,  картины  конфискуют  и  полгода  не  возвращают,  а  Соостер  в  напряжении  ждет  очередной  посадки.  
 
   Уникальность и  авторитетность   Соостера  в  нонконформистской  среде  заключалась  прежде  всего  в  степени  культурной  развитости.
Как пишет Кабаков, «60-е годы – это годы невежества в самом точном смысле этого слова, годы тяжелого, томительного сна в стране, отрезанной от всякой культурной традиции. И как неизбежное следствие атмосфера тихого, почти идиотического неведения была возведена в 60-е годы чуть ли не в достоинство. Огромное количество художников, ничего не знающих, не читавших, не видевших, вышли на сцену. И это «незнание ничего» было своеобразным условием их креативности, ценилось ими самими лишь то, что они сами придумали, вычислили». В таком контексте резко выделялись   Юло Соостер и  Юрий Соболев. Оба они имели достаточно  обширные знания мирового контекста  и воспринимали  современное   искусство как вписанное в этот контекст. Европейское искусство оказало, в отличие от многих других художников, непосредственное влияние на Соостера,  так  как  он  был  воспитан педагогами «европейской школы».
 
         Для  Илья  Кабакова  и  художников  его  круга  Соостер  был  образцом  во  многих  смыслах,  но  главное  : "Юло был образцом еще в одном смысле: все интересы его были связаны с искусством, но не в том плане, чтобы заработать, продать что-то и т.д., а все его стремления и разговоры восходили к философской, почти космологической высоте. Начинаясь и заканчиваясь на рабочем столе или за мольбертом, его мысли шли дальше, пытаясь охватить смысл и устройство мира как он есть. Все беседы в мастерской Юло легко переходили от техники изготовления офорта к проблемам математики, географии, политики, истории, философии. Вот этот особый универсализм Юло как художника, которого интересовало абсолютно все, но не сплетни в бытовом смысле, а для чего жить, как жить, он задавал «последние вопросы», оставаясь при этом ремесленником, который стоит за мольбертом и работает, – вот эта невероятная-нормальность также восходит к художникам-мыслителям, какими они были в эпоху Возрождения, и самые крупные из них в другие времена, до сегодняшнего дня..."
 
   В   своей  живописи  1960-х Юло  Соостер  использовал ограниченное число жестко  отобранных  сюжетов   – рыба (  как  символ  христианства), яйцо (отсылка к шумерскому мифу о сотворении мира), можжевельник (символ родины – острова  Хийумаа).  Сюррреалистическая  направленность  его  работ,  как  живописных,  так  графических  ставила  многих  в  тупик.  И  когда  Хрущев  в  Манеже  заорал  на  его  " Можжевельники" :  "  А  это ,  что  такое". -  Соостер  спокойно  ответил:  "  Это  лунный  пейзаж.  Я  так  его  себе  представляю". 
          Ближайший  друг  Ю.Соостера  Илья  Кабаков   замечательно   определил  его  значение  в  художественной  жизни  Москвы  1960-х  годов :  
 
« Соостер является изумительным метрономом или, лучше сказать, «золотой осью», по отношению к которому вся жизнь 60-х годов выглядела отклоняющейся в той или другой степени от этой оси. Юло в этом отношении выглядел инородным телом, ну как абсолютный какой-нибудь «нуль», запущенный в атмосферу, он показывал, где начинается тот отсчет, от которого можно считать минус или плюс климата этого места. Юло для меня всегда был некоторой нормой, которая показывала, до какой степени отклоняется все в ту или другую сторону, включая все наши жизненные обстоятельства, ситуацию политическую, социальную, нашу психику и т.  д.» 
 
Стихи памяти художника Юло Соостера, сочиненные поэтом Генрихом Сапгиром и не прочитанные им на поминальном вечере в Доме художников, который не состоялся:
 
Недостает среди нас одного,
Недостает тебя, Юло.
Ты первый... теперь пойдут умирать
Через год, через пять.
Три десятка лет ожидания —
Перемрет в основном компания.
Растащат наши картинки,
Отправит нас в долгий ящик
Государство-душеприказчик. 
   
(нет не государство!!! а конкуренты коллеги!!! которые были у государственной кормушки - ЮК)
 -=-
 ЮРИЙ    СОБОЛЕВ
ЮЛО  СООСТЕР  и  его  влияние  на  московских  художников
 
             Юло   Соостер  приехал  в  Москву   в   1955  году.  Тогда  же  мы  познакомились  и  до   самой  его  смерти  были  неразлучны  и  многое  сделали  вместе.     В   1956  году   мы  получили   мастерскую  и  стали  работать  вместе.  Возможно  наш   способ  работы  был  наивен,  но  , в  конечном  счете,  дал  нам  обоим  много. Мы  решили,  что   поскольку  целые   культурные  пласты  нам  практически  незнакомы,  необходимо  "пройти"  всю  историю  современного  искусства,  начиная , примерно,  с  тридцатых   годов.  Мы  ставили  натюрморт  или  приглашали  модель  и  рисовали:  были  то  кубистами,  то  дадаистами,  то  сюрреалистами.  Целый  год  ушел  на  изучение  Пикассо,  который  поворачивался  к  нам  то  классической,  то  кубистической   стороной.
             Постепенно   Соостер  стал  "сворачивать"  меня  в   сторону  сюрреализма.  Наиболее  пристально   мы  изучали  двух  художников - Макса  Эрнста  и   Рене  Магритта.  Самый  популярный  вариант  сюрреализма  в  интерпретации  Дали  нам  не  был  близок.  Но  искусство,  несущее  характер  концептуальности  или  некую  развернутую  поэтическую  метафору, -  и  для  него,  и  для  меня   оказалось  чрезвычайно  важным.
                 Несмотря  на  богемность,  Соостер  был  человеком  дотошным  и  въедливым.  Свое  чисто  эстонское  стремление  к  систематизации  знаний  он  навязывал  и  мне.  И  оказался  прав.  Постепенно  шаг  за  шагом  мы  входили  в  новые  области  культуры  и  не  тратили   время  на   "  изобретение"   велосипеда.
                   Несмотря  на  долгие  годы,  проведенные  в  лагере,  в  облике  и  поведении  Юло  не  было  н  малейшего  намека  на  внутреннюю  подавленность,  надломленность,   ущербность.  Напротив -  те  годы  стали  для  него  превосходной  школой  жизни.  В  лагере  он  познакомился  и  подружился  с  прекрасными  образованнейшими  людьми.  Он  часто  рассказывал  мне об  одном  крупном  ученом,  кажется, по  фамилии  Косаров, -  универсале,  энциклопедисте,  с  очень   своеобразным  синкретическим   представлением  о  мире.    Комаров  устроил  в  лагере   нечто  вроде  университета  для  политзаключенных,  регулярно  читая   лекции  по  физике,  философии,  естествознанию.  Поскольку  Соостер  был   человеком  с  ярко   выраженным   философским  складом  ума,  он  легко  впитывал  и  усваивал  все,  что  слышал  от  Комарова  и  других  ученых,  сидевших  в  лагере  вместе  с  ними.       Не  надо  забывать,  что  сам  Соостер  был  великолепно  образован,  главным  образом  в  области  западной  культуры.  Его  учителями  в  художественном  училище  в  Тарту,  а  потом и  в  художественном  институте  в  Таллине,   были  художники   "  парижской  школы".
              И  вот  с  этим  багажом -  необычных  и  разнообразных  знаний,  и  с  тем  духом  свободной  коммуникации, которая  царила в  среде  эстонской  интеллигенции,   но   абсолютно  не  свойственной  московской  художественной  среде,  Соостер  появился  в  Москве.
             Его  незаурядная  личность  и  ежедневное  общение  с  ним  оказали  на  меня  большое  влияние.   Соостер  внезапно  погрузил  меня  в  совершенно  иное  ощущение  культуры,  чем  то,  которое  было  во  мне  воспитано  ранее.  С  Соостером   появился   более  широкий,  более  свободный  взгляд  на  искусство   и  ощущение  непрерывности  его  развития.
              Обосновавшись  в  Москве,  Соостер  начал  поиски  работы,  чтобы  хоть  как-то   обеспечить  существование  своей  семье.  Тогда  я  стал  привлекать  его  к  работе  в  издательствах  и  показывл  разные   "  хитрости",  связанные  с  книжными  делами.  К  тому  времени,  я  уже  основательно  проштудировал  русскую  философию  и  критику  конца  19 - начала  20  вв.  и  что-то  ему  рассказывал.  Так  у  нас  начался  период  взаимного  обучения.
 
ИЛЬЯ   КАБАКОВ  о  ЮЛО  СООСТЕРЕ
 
Я хотел бы сейчас перейти к описанию искусства Юло Соостера, которое для многих из нас было очень важно, я даже книгу написал о нем, может быть, она выйдет в Эстонии; личность слишком близка мне, и поэтому трудно дать полный обзор его искусства и вообще того явления, которое можно назвать «Юло Соостер». Но так как тема этих заметок – 60-е годы и я веду речь не столько о самих художниках, сколько о связи их с атмосферой 60-х годов, с тем напряжением и ситуациями, породившими столько разнообразных художественных направлений, – то я хотел бы увязать искусство Юло именно с этой темой.
Поэтому тот ракурс, под которым я хочу сейчас рассмотреть искусство Юло, можно обозначить так: взаимоотношения абсолютно нормальной художественной личности, я бы сказал, идеальной художественной личности, с абсолютно ненормальной, патологической, дикой общей житейской и художественной ситуацией 60-х годов. Соостер является изумительным метрономом или, лучше сказать, «золотой осью», по отношению к которому вся жизнь 60-х годов выглядела отклоняющейся в той или другой степени от этой оси. Юло в этом отношении выглядел инородным телом, ну как абсолютный какой-нибудь «нуль», запущенный в атмосферу, он показывал, где начинается тот отсчет, от которого можно считать минус или плюс климата этого места. Юло для меня всегда был некоторой нормой, которая показывала, до какой степени отклоняется все в ту или другую сторону, включая все наши жизненные обстоятельства, ситуацию политическую, социальную, нашу психику и т.д.
Можно сказать, что он жил правильно, а стены его дома были кривые. Почему я говорю все это о Юло – потому что такого чувства у меня не вызывал ни один человек из окружающих: все искривлялись и косили вместе со стенами домов и улиц. У нас все косое и все косые, как у всех косых, у нас странные спины, плечи, физиономии, мысли, поступки, все изгибалось и корчилось сообразно пространству, которое нас окружало. Сам я был бесконечно кривой, имел, по крайней мере, шесть или восемь кривых изломов, так что если бы нас сфотографировать каким-то специальным фотоаппаратом, то мы бы представляли собой ветвящиеся деревья, как в известном стихотворении Хармса «Шел куда-то человек-Скрюченные Ножки...». Так вот, Юло никогда не был скрюченным. Это было, несомненно, свойство самого Юло и, несомненно, свойство той эстонской культуры, к которой он принадлежал и в которой сформировался до того, как оказался в лагере. Это нормальная спокойная ветвь европейской школы, скорее всего французской (педагоги Юло учились в Париже, и сам Юло по окончании школы должен был поехать в Париж), то есть все предвещало «естественную», как любил говорить Юло, перспективу художественной жизни. Но вот после страшных поворотов судьбы Юло оказался в Москве, в центре этого странно искривленного нового пространства, и жил, если можно так сказать, по памяти: он ничего не понимал, не принимал и страшно удивлялся огромному количеству вот этих зигзагообразных фигур и спиралей, которые представляли весь наш способ жить в бытовом, психическом и художественном отношении.
Юло имел мощь и силу не сломиться и не только не приспособиться к этим новым зигзагам или лабиринтным извивам нашей жизни, а он как бы демонстрировал абсолютное какое-то противостояние и фигуру естественности в крайне неестественных и невероятных условиях. Кстати, все неофициальное искусство 60-х годов было, в сущности, сходной попыткой «выправления».
Юло был одним из примеров того, как надо жить нормальному художнику. Я не могу говорить об утопическом проекте Соостера и Соболева внести элемент художественной жизни в кафе «Артистическое», в проезде МХАТ, куда вечером собирались художники (якобы «по европейской традиции»), общались, обсуждали события художественной жизни, – я не застал его, кафе было вскоре закрыто. Оно, кстати, прекрасно описано в воспоминаниях Уваровой о Соостере. Но я застал другую замечательную европейскую традицию – художественные вечера у Юло и Лиды в доме. Это были «среды», на которые приходили «шестидесятники», вся художественная «общественность» – жужжали, гудели, общались, рисовали, обсуждали, танцевали. Это было «нормальное» художественное общение у себя в доме.
Юло жил естественно, как нормальный художник-ремесленник, то есть жил в мастерской, вся его жизнь была связана только с работой, то есть не делилась на художественную и бытовую – это тоже восходит к традиции, где глава семьи – художник – является центром семьи и его дело является главным и определяющим весь образ жизни семьи. Это тоже великая и прекрасная традиция, полностью истребленная в наше время, когда любая жизнь делится на жизнь «для себя» и жизнь «для них».
Юло был образцом еще в одном смысле: все интересы его были связаны с искусством, но не в том плане, чтобы заработать, продать что-то и т.д., а все его стремления и разговоры восходили к философской, почти космологической высоте. Начинаясь и заканчиваясь на рабочем столе или за мольбертом, его мысли шли дальше, пытаясь охватить смысл и устройство мира как он есть. Все беседы в мастерской Юло легко переходили от техники изготовления офорта к проблемам математики, географии, политики, истории, философии. Вот этот особый универсализм Юло как художника, которого интересовало абсолютно все, но не сплетни в бытовом смысле, а для чего жить, как жить, он задавал «последние вопросы», оставаясь при этом ремесленником, который стоит за мольбертом и работает, – вот эта невероятная-нормальность также восходит к художникам-мыслителям, какими они были в эпоху Возрождения, и самые крупные из них в другие времена, до сегодняшнего дня...
Нормальность Юло проявлялась и еще в одном смысле. Я уже много раз говорил, что при той скрытой, двойной, закрытой, подпольной психологии, характерной для большинства из нас (ну разве кроме Оскара Рабина и его круга), жизнь делилась на внешний мир, где надо было быть внешне похожим на других, думать о заработке, и внутренний, свой мир, где можно было решать свои художественные проблемы. Так вот Юло не разделял свою работу на собственно творческую и для заработка, на чем он, кстати, роковым образом и пострадал. Он одинаково серьезно относился как к книжной, журнальной и прикладной графике, так и к своей живописи, к своим глубоким творческим замыслам. И никакие просьбы, уговоры отнестись к работе халтурно, сделать ее побыстрее его не касались, он считал, что все должно быть сделано с полной отдачей, с полной ответственностью по внутренней божественной совести. Любой заяц для Детгиза выполнялся им с высокой степенью отдачи.
Юло представлял собой эталон, «золотой метр» и в том отношении, что был всегда максимально требователен, не знал никакого либерализма, не умел вести себя «по ситуации» в оценках чужих работ (например, «это мой друг, надо сказать помягче или промолчать») и, где бы он ни был, всегда говорил то, что думает, потому что его требовательность и оценка художественной деятельности были всегда предельно максимальными, кривить душой в этом смысле он не считал возможным, то есть он не был в этом отношении релятивистом, любое художественное произведение должно было выдержать самую высокую мерку отсчета; его суждения все побаивались, хотя сам он не был самонадеянным человеком и не считал свое мнение последней инстанцией, часто повторяя, что он, может быть, отстал и неверно судит. Вообще тема, что он «многого, наверное, не понимает», постоянно сквозила в речах Юло. Человек, обладающий абсолютной, невероятной мощи интуицией огромного диапазона, он постоянно чувствовал при этом, что чего-то не понимает, не знает, что в нем есть косность и т.д.
Нарисовав таким образом принцип нормативности Юло, я хочу с удовольствием и злобным отчаянием нарисовать тот фон, все те ненормальные обстоятельства, с которыми столкнулась нормальность, естественность Юло как личности и как художника. Вся действительность существовала поперек самой фигуры Юло и его искусства. Любые формы начинания в общественном смысле нормальной художественной жизни были пресечены и уничтожены. Выставочная деятельность в нормальном смысле вообще не существовала (если не считать молодежного кафе «Синяя птица» в конце 60-х годов, где процветали одновременно джаз и живопись, но это носило скорее такой наблюдательно-выяснительный характер, чем по-настоящему выставочный, хотя выставки там устраивались еженедельные, и даже выставлялись Комар и Меламид, Булатов, Беленок и многие другие, происходили также псевдообсуждения, «дискуссии» и т.д.). Юло невозможно тяготился отсутствием выставок и всегда поддерживал любые неофициальные попытки их организовать, начиная с первой, скандальной, выставки на Коммунистической улице, которую организовал Белютин (кажется, это 62-й год), и потом в гостинице «Юность», и, наконец, в Манеже, где Хрущев почему-то спрашивал Юло, есть ли у него мать, а затем, тыча пальцем в картину, спрашивал: «Что это такое?» Юло отвечал: «Это странный мир». Юло принимал участие во всех этих выставках и надеялся, что это и будет началом какой-то нормальной художественной жизни (хотя после Манежа ждал репрессий и просил Лиду «приготовить вещи»). Он никак не мог поверить, что идиотизм нашей жизни есть норма, и все надеялся на чудо, ожидая появления неизвестно откуда чего-то другого.
Особой трагедией был для него заработок. Детгиз с трудом принимал его картинки, и изготовление их отнимало у него много времени и сил, он вкладывал огромный труд в эту побочную продукцию, времени на картины оставалось не так много. Покупателей на картины не находилось, он почти не продавал их, но много дарил. И это тоже была травма.
И все же классическим подпольщиком, который рисует только для себя, только то, что хочет, Юло не мог быть в силу своего «генетического» кода. Он все ждал и ждал отклика, признания, покупателя и, не находя ни того ни другого, не мог примириться внутренне, не мог окончательно застыть в этом ожидании. Он все ждал, что что-то случится... И вот эта «неслучаемость» и безысходность невероятно травмировали и парализовали его художественное продуцирование.
Юло не дожил до возможности отъезда, до периода ослабления феномена страха (об этом феномене мы поговорим отдельно; этот страх не мог не владеть им, человеком, перенесшим лагерь). Он  умер  в   1970  году в  своей  мастерской  от  сердечного  приступа.  Ему  было  всего  46  лет. 
            После смерти Юло судьба его искусства стала меняться, почти все его картины и рисунки Лидой были отправлены в Тарту, где он учился в Художественном институте, и в Таллинский музей. И там, одна за другой, проходили выставки, и Юло был постепенно признан, сперва как просто художник, а потом – как основа и пример современного искусства, как классик, что ли, эстонской живописи. Например, вчера Лида позвонила и сказала, что Таллин купил 10 его картин. Был проведен ряд его персональных выставок в Тарту и Таллине, в 80-м году (через 10 лет после его смерти) была персональная его выставка в Москве, в горкоме графиков. И сегодня его называют «третьим классиком» эстонской живописи, после Рауда и Вийрайта. О нем уже можно вести передачи, с него снято табу и т.д. То есть он полностью подтвердил классическую историю воскрешения художника после смерти.
Но в этом радостном явлении есть доля грусти. Юло принадлежал, с моей точки зрения, как бы к двум культурам, русской и эстонской. Так вот, все признание, вся нормальная слава его и место обозначены только в Эстонии, а в Москве он по-прежнему остается неофициальным автором или, в лучшем случае, хорошим графиком-иллюстратором научно-популярных и фантастических книг лишь в этом качестве участвует в сборниках советской графики.
Таким образом его подлинное место в московской художественной жизни сохраняется только в памяти его друзей   и коллег, то есть самих художников.»
 
Стихи памяти художника Юло Соостера, сочиненные поэтом Генрихом Сапгиром и не прочитанные им на поминальном вечере в Доме художников, который не состоялся:
 
Недостает среди нас одного,
Недостает тебя, Юло.
Ты первый... теперь пойдут умирать
Через год, через пять.
Три десятка лет ожидания —
Перемрет в основном компания.
Растащат наши картинки,
Отправит нас в долгий ящик
Государство-душеприказчик.
 
-=-
.
.
(нет не государство!!! а конкуренты коллеги!!!
- не надо валить на государство происки конкурентов художников 
что выступали  ложно конечно
от имени интересов государства
 
- еще раз напоминаю "фильм "Белое солнце пустыни"
решением комиссии руководства в Госкино СССР 
собирались смыть пленку - т.е. уничтожить шедевр кино
а правительство наоборот в лице Брежнева
- разрешило фильм к показу!!! - ЮК)
.
.-=-
.
.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ПРЕКРАСНЫЙ МАТЕРИАЛ!!! для восполнения знаний о неофициальном искусстве Юрий Соостер - для меня особенно... | Yuri_Kossagovsky - ИСТИННОЕ-НЕИСТИННОЕ идет!! - из криков школьников когда я шел на урок... | Лента друзей Yuri_Kossagovsky / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»