«…Чего и ждать от людей, желающих сделать политическую и социальную революцию — без революции духа. Я некогда ждал — по глупости. Ныне эти мещане дождутся того, что разнуздают последнего духа мещанства: духа земли: землероба. Этому и коммунист покажется слишком идеалистом, и он удавит последнего попа на кишках последнего коммуниста.
Впрочем, может быть и другое: Зиновьев будет висеть на моих, скажем, кишках, Троцкий на Ваших, а патриарх Тихон — на кишках профессора Павлова. (Я со смущением вижу, что затесался в слишком хорошую компанию: тут-то и сбудется поговорка, что на людях и смерть красна.)».
Ходасевич * Из письма Максиму Горькому. 28 июня 1923 года
![]()
ПОСЛЕ ЧЕТНИЯ ПИСЬМА ХОДОСЕВИЧА ГОРЬКОМУ
ЗАХОТЕЛОСЬ ПОЧИТАТЬ ЕГО СТИХИ... И? МИЛО...
=== Владислав Ходасевич польско-еврейское происхождение из Прибалтики ===
поэтично... нежно... зримо... искренне
- большие качества
но еще надо что?
чтобы проснулась дремлющая гениальность в поэте...
вот его краткие характеристики по Крыму
Волошина назвал «мистическим гурманом»
а Мандельштама — «посмешищем всекоктебельским»
- они его по-дружески пригласили жить у Волошина
предельная откровенность...
первое о Волошине точно
а второе о Мадельштаме чуть-чуть жестко
интересные и его раздумия о Пушкине
но... стихи в начале очаровав меня
индивидуальным миром своим
быстро разочаровали
когда увидел банальности
- шокирование публики вульгарностями
(баба зад показала...)
- презрение будничной жизни для юной девицы
и романтика жуткого насилия над ней и нож в грудь
я просто порадовался что до сих пор не знал
ни строки этого несчастно не дозревшего поэта...
- и больше трех стихов решил не давать...
но и в первом было предупреждение о его недостатках - ангелы вдруг тушат свечу мира ... человечества...
-=-
интересные и его раздумия о Пушкине
и в них много предположений наблюдательных
но без конкретности:
"Общеизвестно обилие самоповторений в произведениях Пушкина. Одни из них представляют собою использование материала из
недовершенных произведений; другие объясняются сознательным пристрастием к определенным образам, мыслям, слово- и звукосочетаниям, интонациям, эпитетам, рифмам и т.п.; третьи могут быть названы автоцитатами, цель которых — закрепление (иногда — для читателя, иногда — для себя самого) внутренней связи между пьесами, порой отделенными друг от друга значительным промежутком времени; четвертые
суть не что иное, как стилистические, языковые или просодические навыки, штампы; пятые, наконец, являются в результате бессознательного самозаимствования и могут быть названы автореминисценциями. Установить, к какой из этих категорий относится каждое данное самоповторение, не всегда возможно, но все они представляют тот или иной интерес, ибо каждая группа их вскрывает какую-нибудь черту в творческой личности Пушкина.
Многолетние наблюдения над этими самоповторениями приводят меня к убеждению, что если бы можно было собрать и надлежащим образом классифицировать их все, то мы получили бы, между прочим, первостепенной важности данные для суждения о языке и стиле Пушкина, о его поэтике, о связи формы и содержания в его творчестве. Однако такая задача для меня неисполнима по техническим причинам, да вряд ли она и под силу одному человеку, ограниченному возможностями своей памяти. Поэтому я избегаю широких обобщений и выводов, ограничиваясь тем, что предлагаю вниманию читателей ряд отдельных наблюдений, цель и смысл которых могут быть определены словами самого Пушкина: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая
занимательная». Если мне удалось несколько раз уловить ход мысли Пушкина или обнаружить мысль, им не высказанную, но сопутствовавшую его творчеству, то я вправе считать, что моя работа небесплодна.
В.Х. "
Из окна
1
Нынче день такой забавный:
От возниц, что было сил,
Конь умчался своенравный;
Мальчик змей свой упустил;
Вор цыпленка утащил
У безносой Николавны.
Но — настигнут вор нахальный,
Змей упал в соседний сад,
Мальчик ладит хвост мочальный,
И коня ведут назад:
Восстает мой тихий ад
В стройности первоначальной.
2
Всё жду: кого-нибудь задавит
Взбесившийся автомобиль,
Зевака бледный окровавит
Торцовую сухую пыль.
И с этого пойдет, начнется:
Раскачка, выворот, беда,
Звезда на землю оборвется,
И станет горькою вода.
Прервутся сны, что душу душат.
Начнется всё, чего хочу,
И солнце ангелы потушат,
Как утром — лишнюю свечу.
-=- Ищи меня
Ищи меня в сквозном весеннем свете.
Я весь — как взмах неощутимых крыл,
Я звук, я вздох, я зайчик на паркете,
Я легче зайчика: он — вот, он есть, я был.
Но, вечный друг, меж нами нет разлуки!
Услышь, я здесь. Касаются меня
Твои живые, трепетные руки,
Простёртые в текучий пламень дня.
Помедли так. Закрой, как бы случайно,
Глаза. Ещё одно усилье для меня —
И на концах дрожащих пальцев, тайно,
Быть может, вспыхну кисточкой огня.
-=- Я не знаю худшего мучения
Я не знаю худшего мучения —
Как не знать мученья никогда.
Только в злейших муках — обновленье,
Лишь за мглой губительной — звезда.
Если бы всегда — одни приятности,
Если б каждый день нам нес цветы,-
Мы б не знали вовсе о превратности,
Мы б не знали сладости мечты.
Мы не поняли бы радости хотения,
Если бы всегда нам отвечали: «Да».
Я не знаю худшего мученья —
Как не знать мученья никогда.
-=-
теги зоркий глаз * поэт ХОДАСЕВИЧ, зоркий ХОДАСЕВИЧ так и не созрел, |