ж-л-"Вечерняя Москва"
Настало время Высоцкого забыть 25 июля — сорок лет, как умер Владимир Высоцкий / Фото: Кадр из фильма «Вертикаль», 1966
Жалко, что его так заездили. Владимир Семенович — из каждого утюга. А что делать — последний русский поэт. После него ведь никого не было. Боюсь, что и не будет.
25 июля — сорок лет, как он физически умер. Умер страшно, в разгар Олимпиады-80, от абстинентного синдрома: не смог купить наркотиков. Наши поэты обычно так и уходили: кто от пули, как Пушкин, Лермонтов, Гумилев, Маяковский, кто повесился, как Есенин, кто от непонятной болезни, как Хлебников, кто под «Икарус» заехал, как Цой. Ранняя смерть у поэта — профессиональная болезнь, так что Высоцкий в тренде. (продолжение ниже - ЮК)
КОНЕЧНО ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД СЛАДОК
- НО ИСТИННАЯ ПОЭЗИЯ ВЕЧНА
==================================
если признают то "умрет как Александр Сергеевич"?!
![]()
Косаговский * поэт
автор статьи не прав - Маяковского и Есенина
- убили - они не кончали с собой
ну а далее автор статьи ради красного словца ляпнул
что если признают Высоцкого
- то он "умрет как Александр Сергеевич"!?
какая школьная наивность что поэт интересен
только из подполья
хотя верно - что Окуджава и Высоцкий
были более волнительны когда не издавались...
вот где великолепен Высоцкий:
"открою кодекс на любой странице
и не могу читаю о конца..."
это сопереживание всем невинно посаженным
или по неосторожности выбравшим преступный путь
а когда признали Высоцкого
- он стал не понятен:
он "едет по краю пропасти"
- почему и куда?
"Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому краю
Я коней своих нагайкою стегаю, - погоняю, -
Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю,
Чую, с гибельным восторгом - пропадаю, пропадаю!"
в чем трагедия? что у него есть машина "Мерседес"
и у Брежнева тоже?
да и Высоцкий был признан и зазвучал в кино
и действительно стал чуть другой
и Окуджва чуть по другому запел
когда стали издавать его стихи
хотя критика его фальши жизни была так остра
что в метро поснимали знаки:
"стойте справа - проходите слева"
и больше не вешают...
каждый знает себе цену...
но Пушкин так и остался на первом месте:
"я памятник воздвиг себе нерукотворный ...
к нему не зарастет народная тропа
вознесся он главою непокорной
выше Александрийского столпа..."
т.е. выше царского трона...
Высоцкий даже и не претендовал на его место
- о Пушкине ни слова не сказал
а вот Маяковский не боялся
- "Вы на Пэ а я на Мэ" говорил он Пушкину
в целой поэме с ним гулял и разговаривал...
Есенин собирался встать рядом:
"О Александр ты был повеса
как я сегодня хулиган..."
или
"еще мне долго надо петь
чтобы мое степное пенье
сумело бронзой прозвенеть..."
Окуджава примеривался слегка:
"А все-таки жаль что нельзя с Александром Сергеичем
поужинать в Яр заскочить хоть на четверть часа..."
и все...
ни один русский поэт к Пушкину не пристраивался
- все знают свое место
хотя вот и я однажды
осмелился:
"Катулл отдыхает...
Овидий уволен с работы...
Пушкин ногти грызет...
- когда ставлю я точку в стихе"
-=-
Что от него осталось? Осталось много: около тысячи песен, десятки ролей в театре и кино, но это не главное. Главное — образ. Высоцкий не только последний крупный поэт, он прежде всего Мужчина. Вот только так, с большой буквы. Попробуйте найти другого такого же и поставить рядом. Вот чтобы Мужчина, и с большой. Мало кандидатов, правда? Единицы. А он был такой — настоящий, патентованный, стопроцентный. Несмотря на алкоголизм и наркоманию. Кстати, именно поэтому Высоцкого крайне тяжело перепеть, хотя попыток было немерено. Очереди выстраивались покататься на чужой славе. И все облажались. Когда за столом кто-то берет гитару и хочет что-то исполнить «из Володи», я ухожу. Испанский стыд называется, стыд за другого. Дотянуться до Высоцкого смог только один и только единожды — Егор Летов, перепев «Белое безмолвие». Только он достиг градуса. Они с Высоцким, кстати, были во многом похожи — такая же убедительная глыба творчества, подпольная слава, ранняя смерть и культ после.
Сейчас поэзия — это рэп. Тебе за три минуты выплевывают в лицо тысячу слов, и ты просто не успеваешь понять: ой, а что это? Ну и, очевидно, чем больше слов, тем меньше смысла — мысль просто заболтали. Есть еще жанр виршей по случаю. Тут Сергей Шнуров упражняется, умудряясь комментировать в рифму чуть ли не снижение ключевой ставки. А вот поэзии как таковой — глубокой, осмысленной, яростной, с пронзительными образами, увы, не осталось. Есть Высоцкий и мелкая поросль вокруг, жонглеры рифмами.
Наверное, Владимира Семеновича нам нужно на время забыть. Оставить, не трогать, перестать банализировать. Вернуть в подполье — оттуда звук лучше распространяется. Когда в 1970–80-х его слушали почти тайком, переписывая друг у друга кассеты, то его слышали. Сейчас не слышат. Слова вроде знают — смысла не понимают. Потому что поэт идет фоном, как Пушкин. Скоро, боюсь, тоже будет официально объявлен «нашим всем» и тогда точно умрет, как Александр Сергеевич, превратившийся усилиями школьных учителей в «наше ничто», в общее место.
Хороший рецепт, сам, наверное, того не ведая, дал поэт Александр Башлачев: «Нас забудут, да не скоро. А когда забудут, я опять вернусь». Высоцкий должен быть на время забыт, как закопанный в землю сундук с сокровищами. А потом вновь явлен миру и вновь осмыслен. Пусть наши дети откроют этот сундук и удивятся: надо же, сколько тут всего, и ведь все наше!
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции Анатолий Горняк из дневника Чингиз
теги Анатолий Горняк загнул о Пушкине, русские поэты примеривались к Пушкину, Есенин Маяковский Окуджава и Пушкин, непонятные неистовства Высоцкого
|