Это цитата сообщения
_Dia_ Оригинальное сообщениеМетоды влияния религиозных культов
Готовлю курсовую работу о стереотипах. В связи с этим, изучаю большое количество разной литературы - рефераты, учебники ну и собственную точку зрения. Наткнулась на работу о влиянии на стереотипы людей религией. Пока читала, проводила параллели с РПЦ, людьми, которые собираются на митинги, некоторыми субкультурами, ведь их всех объединяет ИДЕЯ, которая при определенных обстоятельствах превращается в религию. Какие связи и какие различия я нашла, упоминать не буду, чтобы оставить вам шанс, составить своё мнение в этом вопросе.
Методы влияния религиозных культов
Религия является непосредственной, то есть эмоциональной, формой отношения людей к господствующим над ними чуждым силам, природным и общественным. Это и опре-деляет значение религиозного культа. В нем получают свое выражение, прежде всего, эмоциональные моменты. Все современные богословы связывают крепость веры, пре-жде всего, с интенсивностью религиозно-эмоциональной жизни. Они понимают, что регулярное систематическое повторение культовых действий, вызывающих, а затем за-крепляющих в сознании верующего определенный строй чувств, эмоций, мыслей, идей, оставляет в центральной нервной системе человека глубокие и устойчивые системы очагов возбуждения и торможения, создают своеобразную привычку. И когда такой ре-лигиозный стереотип поведения, чувств и мыслей формируется не у одного человека, а у целого коллектива, в действие вступают законы коллективной психологии.
Культ порождает у верующих определенные чувства, поддерживает эмоциональную жизнь людей в определенном привычном направлении. Участие в молитвенных собра-ниях делается для верующих необходимостью.
Вот почему руководители сект уделяют такое внимание обрядовой стороне. Вот поче-му они проявляют заботу о том, чтобы верующие строго соблюдали обряды, пытаются с помощью специфической организации закрепить определенный образ религиозной жизни членов сект. (5)
Эстетика сектантов
Упрощение культа в ряде христианских сект не означает отказа от обрядности. Напро-тив, в этих сектах делается все возможное, чтобы усилить психологическое воздействие обрядов и богослужений. Этой цели служит и чтение проповедей, и пение, и музыка, и сам порядок богослужения. Широко используя разнообразные средства эстетического воздействия на верующих, вожаки сект превратили богослужение в своего рода театра-лизованные представления.
Эстетическое чувство верующего во время богослужения получает особую направлен-ность, оно выступает как один из путей, с помощью которых человек приобщается к религиозным представлениям и образам. Эстетические чувства, эстетические воспри-ятия поддерживают и укрепляют религиозную веру, вовлекают людей в сферу идейно-го воздействия проповедников. Это понимала и верхушка сект, которая в большинстве своем сознательно использовала это могущественное средство влияния на души.
Музыка и пение, чтение стихотворений и рассказов используются отнюдь не для обла-гораживания человека, не для воспитания общечеловеческих эстетических чувств, а во вред ему, для культивирования религиозных чувств и, прежде всего, рабской покорно-сти и страха. Культовые действия, практикуемые в большинстве сект во время бого-служений, являются одним из средств создания общих настроений, общих чувств, вну-шения общих идей. Коллективное пение заключительных гимнов закрепляет результа-ты собрания. В таких гимнах обычно говорится о радости взаимного общения верую-щих, о том, что такие встречи дают «ободрение... в господних словах», «чтобы с силою новой идти». С помощью подобных культовых действий в секте создаются широкие возможности для влияния на верующих. Здесь вступает в действие коллективная пси-хология, коллективное внушение.
Наряду с этим используется коллективная молитва-исповедь, которая является своего рода апофеозом молитвенного собрания. С ее помощью руководители общин достига-ют высшего обострения переживаний верующих, огромного воздействия на их психи-ку.
Мнимая коллективность
Сектантам мало, чтобы человек посещал молитвенный дом и исполнял обряды. В сек-тах ярко проявляется стремление сделать религию внутренним миром каждого верую-щего, превратить его в религиозного фанатика, ставящего религию на первое место в своей жизни. Целью сектантского воспитания является, чтобы человек никогда, нигде, ни на одно мгновение не забывал о Боге, чтобы вся его жизнь была проникнута верой. Особенно ярко это выражено у баптистов. Внутренняя жизнь общин ЕХБ характерна показным демократизмом. Члены общины называют друг друга братьями и сестрами, им вменяется в обязанность принимать деятельное участие во внутренней жизни общи-ны. Они выполняют различные поручения: заботятся о чистоте молитвенного дома, на-блюдают за порядком во время собраний, собирают пожертвования, посещают верую-щих на дому, работают с группами молодежи ЕХБ, в отличие от православной церкви, религиозная организация с прямым членством. Всякий вступающий в ЕХБ предвари-тельно проходит испытательный срок. По прошествии этого срока приближенный, если его рекомендуют два члена секты, на закрытом собрании принимается в организацию. После этого над ним совершается обряд крещения, знаменующий окончательное при-нятие в секту. Собрания могут также исключать из членов секты за те или иные про-ступки. Формально община управляется избираемым на общем собрании церковным советом, состоящим обычно из трех человек. Выбираются также ревизионная комис-сия, обычно состоящая из трех человек, и проповедники (благовестники). Фактически же управление общиной сосредоточено в руках пресвитера, одновременно являющего-ся председателем совета. Пресвитеры, как правило, профессиональные священнослу-жители, полностью живущие за счет рядовых верующих и извлекающие из своего по-ложения немалые материальные выгоды. Их избрание не зависит от массы рядовых ве-рующих, так как решение собрания утверждается вышестоящими пресвитерами. Таким образом, в секте существует институт священников-профессионалов и религиозная ие-рархия, которая по существу не отличается от православной. Показной демократизм все более выветривается. Это выражается хотя бы в отправлении рукоположения в пре-свитеры у баптистов. Отвергая профессиональное жречество, священство, утверждая, что ни у одной группы верующих не может быть монополии на общение с Богом, при-знавая право толкования священных книг и проповеди за каждым верующим, бапти-сты, с другой стороны, считают, что обряды могут совершать только особо выделенные люди — пресвитеры, причем в пресвитеры человек может быть посвящен только дру-гим пресвитером, и некем иным. Обряд рукоположения в пресвитеры и есть возведение в сан пресвитера. Фактически у баптистов в явном противоречии с основными положе-ниями их вероучения введен институт профессиональных служителей культа, не зави-сящих от массы верующих и стоящих над ними.
Нетрудно видеть, что демократизм сект носит показной характер, как и коллективизм, о котором так много говорят сектантские руководители. Многие секты находятся в плену религиозной иерархии, во многом напоминая те церкви, которые сектанты осуждали и продолжают осуждать в своих проповедях и писаниях.
Искусство проповеди
Проповедники играют важную роль во всех религиозных культах тоталитарного толка. В их обязанность входит в основном миссионерская работа. «Главная цель евангель-ской работы — приобретение душ» — такую основную задачу ставит перед проповед-ником адвентистская инструкция «Служителям евангелия». А для того, чтобы уметь вливать души, нужно овладеть искусством проповеди. Проповедь должна быть огнем, а не дымом»,— говорится в одном из адвентистских «Уроков ответственной деятельно-сти проповедника». Чтобы не отталкивать от себя верующих, проповедник должен вы-полнять множество правил произнесения проповеди: «Не стоять за кафедрой напря-женным. Не присваивать местных привычек изнуренных старушек. Выходить за ка-федру свободно, мужественно, смело и благородно, вызывая этот же дух в аудитории». Так проповеднику рекомендуется вести себя на кафедре. Столь же много внимания уделяется голосу, интонации, языку: «Голос — это инструмент для произведения мыс-лей. Так мыслей множество, то и голос должен быть гибок, послушен и выразителен.
Говорить своим, а не чужим голосом. Никогда не следует запоминать интонацию — это сделает механической, но нужно уметь восстанавливать психическую причину ее воз-никновения — это ее оживит». Особенное внимание уделяется «психологической пау-зе» речи: «Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической — она безжизненна. Логическая пауза служит уму; психологическая — чувству».
Важную роль в деятельности проповедника играют глаза, их игра.
«При словесном общении,— рекомендуют ему авторы «Уроков»,— говорите не столь-ко уху, сколько глазу... В творческом общении с аудиторией основную, решающую роль играют глаза исполнителя, его взгляд, в котором отражаются малейшие оттенки его внутреннего состояния... Глаза слушателя, как термометр, определяют степень на-шего мастерства...»
Серьезные требования предъявляются к содержанию проповеди. От проповедников прямо требуют приспосабливаться к уровню развития своих слушателей, их интересам, настроениям: «Проповедник должен возбудить интерес; чтобы материал был всегда свежий, мы должны приспособиться к требованию времени... должен понимать спосо-бы мышления мужчин, женщин и детей; их восприятия и способы воздействия на них», должен читать не только религиозные книги: «история церкви, философия, этика, пси-хология — это хорошие книги», должен «иметь библейские примеры к следующим примерам: для крестьянина, для строителя, для портного, для домашней хозяйки, для детей, которые не хотят слушаться», по журналам, газетам должен ежедневно знако-миться со всеми событиями, «чтобы разумно беседовать».
Очень детально разработана методика проповедничества у свидетелей Иеговы. Особое внимание они обращают на методику проповеди там, где люди не хотят слушать их «слово Божье». «В проповедническом служении,— говорится в методическом пособии «Как успешно представить благую весть»,— почти у каждой двери наталкиваемся на возражения. Цель наша заключается в том, чтобы дать отпор этим, выдвигаемым людьми, возражениям».
В секте пятидесятников разработано специальное методическое пособие «Отражение возражений при дверях», где дается по нескольку вариантов на возможные попытки «домочадца» прогнать нежелательного, навязчивого проповедника Иеговы. Например, если ему скажут: «Я католик и не интересуюсь вашей работой»,— надо отвечать: «Я радуюсь, что вы католик», ...и приступить к проповеди «Только одна истинная рели-гия». Если ему скажут: «Не имею времени...», надо ответить: «Да, это правда, сегодня существует много проблем для решения...» И начать соответствующую проповедь. Проповедники должны по этим указаниям лишиться всякой стеснительности, быть гибкими, как змеи, не гнушаться никакими уловками, лишь бы заставить слушать себя.
Повышению качества проповедей всегда большое внимание уделяли вожаки пятиде-сятников. Штат проповедников обычно являет собой большую группу искусных орато-ров. Им даются советы, как влиять на массы, как заставить аудиторию слушать пропо-ведь, подчинить ее своей воле и т. д. Вот что писал журнал «Атеист» об одном из про-поведников пятидесятников, некоем Воропаеве И. Е.» пытавшемся всячески активизи-ровать проповедническую деятельность: «Почему так мало приведено ко Христу душ? — вот вопрос... Или уже не стало на земле ни трудящихся, ни обремененных грехами и беззакониями? О нет! Вина в самих проповедниках. Как часто, будучи занятыми дру-гими делами, они не вкладывают своего сердца, не вкладывают любви в это великое дело — спасение душ! Сердца их холодны и не горят должной любовью к тому, кого они проповедуют, нет любви и к тем, кому проповедуют. Этим объясняется их сухость в проповедях и молитве, а пустота сердца отталкивает слушателей, ибо к засохшему роднику не заставишь нагнуться жаждущего». В другом его писании говорится: «Мы должны быть энергичными и плодотворными работниками на ниве Господней, чтобы успех наш был для всех очевиден... На нас лежит долг евангелизировать и реформиро-вать весь мир, подобно первым христианам и великим реформаторам: Джону Виклифу в Англии, Иоанну Гусу в Чехословакии, Мартину Лютеру в Германии». Ограждая ве-рующих от влияния внешнего мира, руководители сект всегда создавали крайне благо-приятные условия для поддержания и развития религиозного фанатизма. В этих усло-виях искусный проповедник действует не столько путем убеждения, сколько силой внушения. В особенности это характерно для баптизма, пятидесятничества и других евангельских сект.
Молитва
Очень важное значение придается в культе буквально всех сектантских организаций молитве. Ежедневная молитва — непременное требование ко всем членам общин. Ру-ководство общин понимает, что человек, ежедневно возносящий молитвы Богу, выра-батывает в себе внутреннюю потребность в ней, а следовательно, самопроизвольно уг-лубляет религиозность. «Жизнь христианина,— поучают баптистские проповедники,— должна быть жизнью непрестанной молитвы». Адвентистские проповедники повторя-ют слова Елены Уайт, которые она приводит в своей книге «Путь ко Христу»: «Мы должны ежедневно молиться, ежедневно возрастать в вере и познании... Старайтесь всеми силами сохранять общение с Христом, держа свои сердца открытыми перед ним. Пользуйтесь всяким случаем для молитвы».
В многочисленных наставлениях для членов сектантских общин подчеркивается, что молитвы не должны иметь автоматического характера, что человек должен вкладывать в них все свои чувства, ощущать связь с божеством. Практически речь идет о том, что-бы молитвы не были формальными, своего рода служебным исполнением религиозных обязанностей. Молитвы совершаются верующими и на богослужебных собраниях, и в домашних условиях. И руководители общин зорко следят за тем, чтобы никто из ве-рующих не уклонялся от домашних молитв. Понимая эффективность обрядности в эмоционально-психологическом воздействии на людей, некоторые руководители об-щин евангельских христиан-баптистов и адвентистов седьмого дня в настоящее время заявляют о желательности приглашать на молитвенные собрания и нечленов церкви. Так, например, в адвентистских инструкциях рекомендуется допускать к «вечере гос-подней» и неадвентистов. Расчет прост: новичков может увлечь торжественная служба, а это может оказаться побудительным толчком для принятия ими впоследствии адвен-тистской веры. Большое значение придается музыкальному и хоровому сопровожде-нию богослужебных собраний, пению духовных песен.
Накатывание духа или экстатическое состояние
Довольно ясное представление об экстатическом состоянии и условиях его возникно-вения во время молитв можно получить, познакомившись с рассказом члена хлыстов-ской секты «Богомольский союз» Андрея Зотова: «Мне самому случалось после долго-го воздержания от плотского греха и строгого поста на собраниях плакать, как никогда не плакивал, просил сперва у Филиппика (Копылова), а потом у братии и сестер одного с нами союза прощения, каялся в грехах, и, когда мне прощали, я начинал смеяться и так становилось на душе легко и радостно, что я прыгал до изнеможения». Он расска-зывает о том, что в секту «принимали следующим порядком: когда человек уже про-слушивал несколько раз основы вероучения и изъявлял желание вступить в общину, его заставляли несколько дней кряду поститься и молиться, потом он приходил в соб-рание и его испытывали. Сумеет ли он довести себя до состояния экстаза? Под влияни-ем песнопений человек зачастую начинал рыдать, рыдание сменялось буйной радостью и т. п. Это истерическое состояние считалось предзнаменованием того, что вновь по-священный обретает дар пророчества». Указанный обряд сами сектанты называли «хо-ждением в духе», «накатыванием духа», «восхищением духом», «духовной радостью». В нем, как это видно, сочетаются два рода явлений: физиологические (смех, слезы) и психические (чувство легкости, радости, умиления). Правда, нередко обряд доводил верующего до прямого расстройства сознания (беспамятство, галлюцинации). В разви-тии экстаза наблюдается определенная последовательность. Первые проявления экстаза обнаруживаются у человека в таких факторах, как возбуждение, учащение работы сердца, изменение цвета и выражения лица, необычный блеск глаз, изменение темпера-турных ощущений, а также в плаче, рыданиях и т. п. Слезы непременно сопутствуют экстатической молитве. Сцены со слезами, воплями, рыданиями постоянно происходят на хлыстовских, пятидесятнических, скопческих молениях. Не только пение, молитва, но даже одна мысль о страданиях Христа часто приводит сектантов в состояние экста-за. Слезы сплошь и рядом переходят в смех, непроизвольные гримасы, кривлянье, воз-дыхания, стоны, крики, вызываемые дыхательными спазмами. Все эти явления посте-пенно переходят в непроизвольные судорожные движения мышц. Человека начинает трясти. Под влиянием этих движений люди один за другим начинают принимать неес-тественные позы, дергаться, бить себя в грудь, рвать на себе волосы. Все более и более входя в экстаз, они занимаются настоящим самоистязанием. От притоптывания сектан-ты переходят к подпрыгиваниям, которые продолжаются по нескольку часов кряду, Они искренне верят, что ими в этот момент владеет сам Дух Святой. Правда, имеются случаи притворного хождения в духе и духовного крещения. Иногда опытные вожаки секты, не желающие подвергать свою психику потрясениям, связанным с экстатиче-скими состояниями, попросту играют роль. Однако большинство верующих действи-тельно доводит себя до исступления. «Толпа всегда готова слушать человека, одарен-ного сильной волей и умеющего действовать на нее внушительным образом. Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил» (18).
После радения устраивается общая трапеза: угощение чаем и закуской. В современной хлыстовской общине, носившей конспиративное название «Сад», подобные трапезы совершались и в начале собрания для придания радению видимости семейных и друже-ских встреч. Собрание обычно начиналось с обеда: за накрытым столом с разнообраз-ной закуской рассаживались мужчины и женщины в белых рубашках. Пророк подни-мался с места и начинал читать проповедь, говоря о мирской суете, о спасении души, о бренности земного существования, о грехе. После проповеди все присутствующие рас-саживались вдоль стен и начинали петь, сначала медленно, тихо, протяжно, затем громче и громче. Пение постепенно вводило присутствующих в состояние духовного веселья. В ритм песен верующие пристукивали ногами, хлопали руками. С ускорением ритма начиналась всеобщая пляска — хождение в духе. Как бы сам собой образовывал-ся круг, в середину которого входил пророк. Постепенно темп движения нарастал. Иные приходили в исступление, другие падали в обморок: на них якобы снизошла бла-годать. Такие обеды устраивались по самым разным поводам. То по случаю смерти родственника, то по случаю дня рождения члена семьи и т. п. Весной проводилось главное, так называемое годовое, радение.
О том, какие чувства приходится переживать верующему-пятидесятнику во время мо-лений и после них, подробно рассказала журналистка В. Шапошникова в рассказе «Вы-рвалась»: «Сначала все слушают проповедь, молятся, а потом начинают вскрикивать, трястись и биться об пол. Рвут на себе одежду, стенают, теряют человеческий облик. И что страшно, гляжу я на них и чувствую, как сознание мое мутнеет, неведомая сила кружит, захватывает, и страх, и волнение, и куда-то несет, несет. И кричишь от ужаса. А потом уже ничего не сознаешь, только кружит и кружит, и бьешься об пол, о стенку, хочется еще сильнее биться, чтобы заглушить стыд и ужас. А потом, когда проходит это состояние, чувствуешь, как внутри все выжали, вытоптали. Пустота. И сил нет ни думать, ни двигаться. Всю неделю живешь, как в тумане, а потом опять начинаешь го-товиться и уже ждешь этого дня, как свидания»,
Главную роль здесь играет взаимовнушение. Взаимовнушение во время коллективных молений поднимает экзальтированные чувства верующих до необычайного напряже-ния, никогда не испытываемого при иных условиях. В результате верующие в общей молитве как бы сливаются в одно целое, имеющее одни и те же чувства, переживания, живущее одними мыслями, произносящее одни и те же возгласы, повторяющее одни и те же жесты и телодвижения. Все это непонятно для рядовых верующих и часто пред-ставляется им действительным общением с Богом. Полученные во время собраний ил-люзорные радости и наслаждения в последующем становятся столь притягательными для отдельных членов общин, что они готовы преодолевать любые препятствия и рас-стояния, чтобы попасть на моления, где они могут снова испытать подобные пережива-ния.
Все обряды секты хлыстов имеют строгое назначение: внушать верующим страх Бо-жий. «В страхе, трепете, молчании надо жизнь проводить» — такова одна из заповедей, определяющих поведение каждого верующего. Для осуществления этой цели разрабо-тана целая система мер психического воздействия на членов секты: прежде всего это — постоянное физическое и психическое истощение членов общин, достигаемое с помо-щью постов, аскетического отказа от нормальной человеческой жизни, обеспечиваю-щей культурный отдых, укрепляющей здоровье человека. Более того, обряды секты за-частую доводят верующих до такого психического состояния, когда у людей появляют-ся слуховые и зрительные галлюцинации, которые под влиянием мистических пропо-ведей и обрядов воспринимаются человеком как непосредственное общение со Святым Духом. Все направлено на то, чтобы специально культивировать и поддерживать осо-бую психологическую обстановку постоянного страха, недоверия по отношению к ми-ру, обстановку общей нервной напряженности.
Многие члены секты хлыстов связаны семейным родством. Руководители стремятся разорвать и эти узы. Они делают все возможное, чтобы лишить людей таких чувств, как чувство любви к родителям и детям. Члены секты воспитываются в духе недоверия и подозрительности не только к окружающему миру, но и к своим родственникам, роди-телям, детям. Родители до определенного времени должны скрывать от детей свою принадлежность к секте. Вовлекать детей в секту рекомендуется постепенно и в выс-шей степени осторожно. После вовлечения в секту своих детей их «не надо держать в уме», а поскорее «отдать на престол богу-отцу», т. е. полностью поручить их воспита-ние и судьбу вожакам секты. Дети приносят только вред для души, убеждают руково-дители секты верующих, а поэтому «порвите связь с ними и не вкладывайте сердце свое в них! В секте широко применяются жестокие меры наказания, вплоть до изгнания из общины, а порой до принесения жизни в жертву Богу. «Власть вожаков очень деспо-тична, но именно этот деспотизм и заставляет ей подчиняться» (18). Одним из главных средств психологического воздействия на верующих является своеобразный бойкот со стороны общины провинившегося члена секты — духовный арест. Человек, оторван-ный от внешнего мира самой сектой, лишается и последнего — возможности общения с людьми. Такие наказания оказывают сильное воздействие на членов секты.
Жертвоприношения
Нервные, истерические срывы, возникающие в результате такой обстановки, нередко используются вожаками секты для самого крайнего изуверства. Атмосфера всеобщего помешательства благоприятствует всякого рода изуверству, жертвоприношениям, ко-торые совершаются и добровольно, и принудительно. Жертвоприношение рассматри-вается многими сектами как наиболее достойное искупление грехов. «Беззакония и преступления ничем нельзя больше смыть, невинно пролитою кровью искупление можно свершить»,— говорят новоизраильтяне, рассматривая принесенного в жертву как небесного ходатая за всю секту. Тайна покрывает немало страшных дел, лежащих на совести руководителей хлыстовства и лидеров многих других сект. Например, в 1955 году покончила с собой девушка по имени Галина. Даже по признанию сектантов видно, что это была не жертва Богу, а жертва мести, наказание за отход от секты. Пер-воначально назначенное на 1954 г. жертвоприношение не состоялось. Только 7 сентяб-ря 1955 г. «решилась дева юна за народ всю жизнь отдать». Под давлением матери Ека-терины она уморила себя голодом. Смерть эта была использована в целях возбуждения религиозных чувств. Были сочинены специальные стихи, проведены беседы и пропове-ди, прославляющие эту смерть как образец борьбы с плотью. «Показала она на приме-ре, как... убивать свою плоть постом». День смерти Галины ежегодно 7 декабря отмеча-ется постом для всей секты.
Другое жертвоприношение стало готовиться с августа 1954 г. в связи с тем, что «Изра-иль погряз в грехах» и «без невинно пролитой крови дело нельзя начинать». В качестве жертвы намечалась некая девица Лена из ново-сергиевской общины. Жила она в доме сектанток Пелагеи и Насти, которые взяли над нею опеку, «чтобы вынести его (страда-ние) до конца». Неизвестно, удалось ли сектантам осуществить свой замысел. О даль-нейшей судьбе девушки они умалчивают. 13 июля 1954 г. было совершено жертвопри-ношение некоей Салмониды, «решившейся неложно отдать жизнь свою». Она, по сло-вам сектантов, «заложила душу в жертву за Израиль». Так, под религиозным покровом расцветают дикие суеверия и мистика, создающие благоприятную атмосферу для пре-ступлений. Еще для примера можно привести несколько недавних случаев, широко ос-вещавшихся в мировой печати. Так, несколько лет назад очередное человеческое жерт-воприношение произошло в северо-восточном индийском штате Орисса. В округе Су-ренд-ранагар на алтаре одного из храмов богине Мелди, которой поклоняются местные жители, были «переданы» сразу три ребенка — самому старшему из них было всего шесть лет. Ритуальное убийство совершил отец, кровью собственных детей начертав-ший на стене одного из домов свое обращение к небесам. Потеряв работу и не имея возможности прокормить семью, он решил принести дочь и двух сыновей в жертву бо-гине. На следующий день после содеянного он покончил жизнь самоубийством. По данным полицейских властей Ориссы, за последние шесть месяцев в этом отдаленном штате, где люди все еще продолжают жить по древним правилам и обычаям, это уже третий случай человеческих жертвоприношений.
В конце 1990-х годов по меньшей мере 15 жителей деревень в окрестностях столицы Замбии Лусака скончались после участия в ритуалах по «изгнанию нечистой силы», которые регулярно устраивает с одобрения традиционных вождей знахарь по прозвищу Чака. После проведенного расследования выяснилось, что жертвы умерли, отведав сна-добья, приготовленного этим «специалистом» по борьбе со злыми духами. Правда, Ча-ку ничуть не смущает летальный исход. По его словам, смерть как раз доказывает пра-вильность его метода. «Если бы подвергшиеся испытанию были чисты, они остались бы в живых,— убежденно заявляет он.— К тому же подозреваемые могут отказаться от испытания»,— говорит Чака. Однако такой вариант возможен только теоретически. Нежелание участвовать в ритуале рассматривается как признание вины и неизбежно приводит к изгнанию «нечистого» соплеменника из деревни. Одной из первых жертв «охотника на ведьм» стала его собственная жена. Вернее, одна из 12 жен. Когда подру-ги заподозрили ее в насылании порчи, Чака приготовил снадобье и отправил вредную супругу в мир иной. «Сразу после кончины жены один за другим умерли ее мать, отец, дед и некоторые менее близкие родственники — еще одно бесспорное доказательство того, что она была ведьмой»,— удовлетворенно констатировал он. Приглашение вож-дями специалистов по изгнанию злых чар из своих подданных — дело в африканской глубинке обычное. Но на сей раз даже привычные к подобным ритуалам заказчики на-чали выражать беспокойство в связи с количеством смертей. Вместе с тем отказаться от института магов не позволяет традиция. У Чаки даже имеется выданная властями ли-цензия.
Наркотики и медитация
К сектантству можно отнести такие движения, поборники которых провозглашают сво-ей целью познание божества через осмысление опыта применения наркотиков или че-рез медитацию (внутреннее духовное сосредоточение). В 1958 г, в США возникло об-щество «Трансцендентальной медитации». Оно практикует сеансы выхода за пределы сознания с помощью ежедневного и многократного повторения мистического слова на санскрите. Основатель этого движения Махариши Махеш Йоги, бывший физик, пола-гает, что опыты такого рода могут привести к истинному духовному обновлению лю-дей. С этой целью он переехал в 1959 г, в Америку, где стал рекламировать медитацию, с одной стороны, как средство приобщения к божеству, а с другой — как способ изба-виться от перенапряжения, тревоги, повышенного кровяного давления и других психо-соматических заболеваний о Таким образом, движения такого типа не являются чисто религиозными. Они содержат в себе переплетение религиозных мистико-магических мотивов и терапевтической (психотерапевтической) практики. С помощью медитации, аутотренинга действительно можно избавиться от тех или иных заболеваний, нормали-зовать давление. Однако данное движение рассматривает терапию как чудо, как движе-ние к божеству, что и позволяет отнести его к мистическим культам. «Механический путь приобщения к Богу, то есть трансцендентальная медитация,— говорит Махари-ши,— настолько прост и универсален, что он привлекает внимание всех, кто любит Бо-га и ищет истину». Махариши трактует медитацию как прекрасную форму молитвы, способной приблизить верующих к Творцу, к источнику творения, к Богу. Махариши объясняет в своих рекламных листках и проповедях, что современное человечество по-грязло в неразрешимых противоречиях. В обществе царят непослушание, анархия. Лю-ди перестали выполнять свои обязанности, власти не могут терпеливо и мудро управ-лять массами. Где же спасение? Оно, поучает этот гуру, в овладении методами транс-цендентальной медитации. Если все научатся приемам духовного сосредоточения, во-царятся порядок и взаимопонимание. Даже если один процент населения получит не-обходимые навыки, все изменится коренным образом. Однако речь идет о том, чтобы «пропустить» через медитацию все человечество. Создан весьма обширный план, по-зволяющий внедрить трансцендентальную медитацию в политику, экономику, в другие области общественной жизни. Для этой цели, как полагает Махариши, на каждую ты-сячу жителей Земли надо подготовить по одному инструктору, который владеет мето-дикой трансцендентальной медитации. Чтобы «знатоков» хватило, предполагается соз-дать 3600 центров по обучению, в каждом из которых будет подготовлено по одной ты-сяче инструкторов. Махариши широко использует все средства рекламы. Он выпускает книги, в которых «научно», доказывает, как можно решить все мировые проблемы с помощью медитации. Он создал также «Объединение немецких врачей для содействия здоровью через трансцендентальную медитацию». Реклама изображает Махариши в образе босого индусского монаха, который держит в руках цветы, символизирующие счастье человечества.
Босой монах, однако, вовсе не бредет по миру под дырявым зонтиком. Он руководит мультиконцерном, который формально возглавляет Исполнительный комитет по все-мирному планированию. Организация опирается на множество групп из различных слоев населения, особенно представителей молодежи и творческой интеллигенции. Махариши не скупится на обещания. Он уверяет в своих рекламных листках, что за приличную сумму каждый посетитель студии может парить в воздухе, не имея никаких специальных приспособлений. Однако эти опыты проводятся в большом секрете, по-сторонних на «свободные полеты» не допускают. О жизни концерна можно судить по некоторым свидетельствам журналистов. Так, один из фотографов журнала «Штерн» проник на ежедневно проводящиеся конференции Махариши. Он рассказывает: «После того, как я снял обувь и перевязал, как предписано, галстук, меня провели в Золотой зал. Махариши сидел на софе, которая стояла на возвышении. Справа и слева от него в роскошных креслах расположились его ближайшие советники. Стены были завешены дорогими тканями, весь зал погружен в мягкий свет. Основные реквизиты — глобус и телефон». О чем же толковало высокое собрание? Ни о какой медитации, ни о какой философии вообще на протяжении трех часов не было и речи. Обсуждали вопросы, связанные с возможностью купить 100 гектаров земли в Венесуэле. Гуру согласился приобрести этот участок, а заодно и реактивный самолет, которым надлежало отпра-вить инструкторов по медитации. Аналогичная тема возникла при телефонном разгово-ре с Таиландом. Одновременно обсуждался вопрос о реставрации замка, купленного в Англии. Постановили в расходах не стесняться, немедленно заняться приведением зам-ка в блистательное состояние. Послушав эти речи, фотограф пришел к убеждению, что гуру купается в роскоши, которую получает от массы простофиль, мечтающих о не-медленном разрешении всех проблем своего бытия.
Методы влияния религиозных культов, применяемые для привлече-ния новых членов
Членство в деструктивном культе является результатом двух взаимодействующих сил: тактики, которой пользуются культы, чтобы вербовать, обращать, обрабатывать и удерживать культистов, и личной уязвимости потенциального новичка. Начнем со вто-рого фактора. Вербовщики культа, искусные в оценке предполагаемых клиентов, чаще всего обращаются к тем, кто находится в данный момент в непривычном, неустойчи-вом или неприятном социальном и психологическом положении. Это могут быть люди на отдыхе (отпуск, путешествие, места развлечений), студенты вузов (особенно первый и последний годы учебы), пожилые люди (недавно ставшие пенсионерами или оказав-шиеся в длительном одиночестве), наивные подростки с их кризисом самоопределения, любой человек, переживающий какой-то стресс (болезнь, смерть близких, развод и т.п.), мигранты, беженцы, безработные, из которых все, вероятно, испытывают потреб-ность в дружественности, сердечности и ищут установления связей.
Особую группу риска составляют личности, занятые интенсивными духовными поис-ками, стремящиеся к «полной и абсолютной Истине» (часто понимаемой как простые и однозначные ответы на сложные вопросы), а также индивиды с художественным скла-дом мышления. Эта группа частично совпадает с категорией лиц, которых на Западе называют «true believers» («истинно верующие») и которые характеризуются преобла-данием внешнего локуса контроля в поведении и сознании. В целом же можно сказать, что при некотором стечении обстоятельств жертвой манипулирования со стороны де-структивных культов может оказаться, хотя бы и ненадолго, любой человек.
Тактики вербовки
В брошюре Американского семейного фонда приводятся четыре признака вербовщика:
* Это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали.
* Это человек, СЛИШКОМ заинтересованный в том, что и вам, как он выяснил, нра-вится делать.
* Тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, деньги, квартиру и т.п.
* Тот, у кого есть все ответы на все вопросы. Коль скоро предполагаемый клиент вы-глядит восприимчивым, вербовщик предпринимает преднамеренную, рассчитанную попытку вовлечь его в беседу, разжечь его интерес и увлечь следующими средствами:
* показывая заботу о благополучии предполагаемого клиента, выражая необычно хо-рошую осведомленность о его чувствах и эмоциональном состоянии, что заставляет предполагаемого клиента поверить, что его действительно понимают. Например, узнав о поездках вербуемого, вербовщик может сказать: «Итак, ты был в дороге два месяца. Ты, должно быть, устал, чувствуешь себя одиноко, без каких-либо реальных корней?»;
* демонстрируя острый, объединяющий интерес к идеям вербуемого, интересам, наде-ждам, целям, говоря, например: «О, ты музыкант. Ну, мне как раз случилось жить с группой музыкантов...»;
* удерживая контакт глазами, поддерживая тесную физическую близость, «нападая» сексуально (в психологическом смысле);
* извлекая личную информацию о текущем положении вербуемого, о его заботах, про-блемах, стрессах. Например, вербовщик может спросить: «что твои родители думают о твоих путешествиях через всю страну?» или «Есть ли у тебя интимные отношения с кем-нибудь?» или «Знаешь ли ты, что хочешь делать со своей жизнью?».
Если вербовщик добивается успеха, вербуемый ощутит эмоциональную связь с вер-бовщиком, а также готовность или желание поддерживать контакт. Когда вербуемые клиенты считаются готовыми, — а это может быть после пятнадцати минут разговора или после нескольких случайных встреч, их могут пригласить присоединиться или по-сетить группу. Вербовщики часто подгоняют свои описания группы таким образом, чтобы они соответствовали интересам вербуемого. Например, вербуемый клиент, ищущий духовного свершения, может быть приглашен в «духовную дискуссионную группу», в то время как тот же самый вербовщик может пригласить другого вербуемо-го, интересующегося психологией, на «семинар по человеческому потенциалу». Для наивного или неинформированного наблюдателя вербовщики культов кажутся очень озабоченными благополучием тех, с кем они вступают в разговор. Однако их истинное намерение гораздо менее привлекательно — быстро оценить, будет ли вербуемый кли-ент ценным приобретением для группы, то есть способным приносить деньги и при-влекать новых последователей. Если его считают заслуживающим «вложения», на вер-буемого будет обрушиваться ливень внимания и щедрой заботы до тех пор, пока он не примет обязательство присоединиться к группе. В этот момент первоначальная забота вербовщика перемещается на других вероятных кандидатов. К несчастью, новый рек-рут часто слишком охвачен энтузиазмом своей новой преданности, чтобы заметить, что этот хороший приятель и вербовщик покинул его для кого-то другого.
«Чемпионами» по методичности вербовки являются, видимо, члены секты «Свидетели Иеговы», которые обходят квартал за кварталом, квартиру за квартирой, иногда по не-сколько раз, вооружившись подробной инструкцией, содержащей 86 способов завязы-вания контакта и вступления в беседу с вербуемыми. От их назойливости спасает толь-ко специальная табличка на двери с надписью «Свидетелей Иеговы просят не беспоко-ить».
Обратите внимание: Различные культы используют разные методики вербовки, в то время как некоторые культы уделяют вербовке мало внимания. Указанное выше явля-ется очень общим и довольно эскизным описанием. Также, пожалуйста, заметьте, что многие популярные терапии и даже некоторые традиционные религии предлагают обещания свершения, сходные с деструктивными культами. Однако, деструктивные культы можно отличить по их тоталитарной структуре, бессовестной манипуляции и по вытекающему из них вреду, наносимому последователям. Согласно определению Е.Н.Волкова «Деструктивные культы - это такие группы и организации, которые ис-пользуют крайние и неэтичные техники манипулирования для вербовки и удержания своих членов, имеют тенденцию или прямо осуществляют тотальный контроль мыслей, чувств и поведения своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров и самодовлеющей группы» (5). Стивен Хассен определяет деструктивный культ таким образом: Деструктивный культ - это любая авторитарная иерархическая организация (религиозная, политическая, психотерапевтическая, образовательная или коммерче-ская), которая практикует:
1. обманную вербовку;
2. прибегает к использованию контроля сознания, чтобы сохранить своих последовате-лей зависимыми и покорными лидеру и доктрине (30).
Литература
1. Аронсон Э., Праткинс Э. Эпоха пропаганды. - СпБ, 2002
2. Бессонов Б.Н. Идеология духовного подавления– М.,1971г.
3. Бехтерев В. М. «Внушение и его роль в общественной жизни». – СПб.: Питер, 2001
4. Блумер Г. Коллективное поведение // сб. Психология масс– Самара, 1998
5. Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. — М., 1996 №6
6. Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога. — М., 1996 №5
7. Волков Е. Н. Анализ жизненного решения: проверка на манипулирование и кон-троль сознания // Журнал практического психолога. 2000. № 1-2
8. Гужов В. Основные способы зомбирования. - Интернет-ресурс
9. Домовец О.С. Манипуляция в рекламном дискурсе.// Языковая личность: аспек-ты лингвистики и лингводидактики. Волгоград, 1999
10. Доценко Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции//Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. 1993.N 4
11. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М., 1996
12. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия.- Екате-ринбург. 1995
13. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние, «Питер» 2000
14. Зимбардо Ф., Андерсен С. Объяснение контроля сознания: экзотические и обы-денные психологические манипуляции // Журнал практического психолога. 2000. № 1-2
15. Кабаченко Т. С. Методы психологического воздействия. - М.: Педагогическое общество России, 2000
16. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000
17. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия, Новосибирск, 1999
18. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1995
19. Мачкарина О.Д. Социальная адаптация как высшая форма отражения действи-тельности, МГТУ, 2001
20. Массовое сознание и массовые действия– М.,1994 г.
21. Морозов А.М. Психологическая война. Киев, 1996 год
22. Орел Н. Психологические механизмы влияния тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости, М., 2001
23. Пратканис Э., Аронсон Э. Эпоха пропаганды: повседневное использование и злоупотребление убеждением. - СПб.: прайм-Еврознак, 2001
24. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. - М.: Аспект Пресс
25. Сидоренко Е. В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Журнал практического психолога, 1999, № 9
26. Тадески Дж.С., Неслер М.С. Основы социальной власти и социального влияния. (Иностранная психология. т.2 №2(4), 1994
27. Таранов П. С. Приемы влияния на людей. - Симферополь: Таврия, 1995
28. Толстова Ю.Н. Измерения в социологии. М., 1998
29. Уфаев К. Психологическое давление, «Вечерний Петербург» 7 августа 1996
30. Хассен С. Контроль сознания и феномен культа, М., 2000
31. Хрестоматия по психологии влияния. - СПб.: “Питер”, 1999
32. Цуладзе А. Политические манипуляции или покорение толпы– М.,1999
33. Чалдини Р. Психология влияния, Питер 2000
34. Шейнов В. П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000
35. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М.: "Мысль", 1980
36. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. - Мн., 1992
37. Под ред. В. Н. Куликова «Теоретические и прикладные исследования психоло-гического воздействия». – Иваново: 1982