Саша Кругосветов «Счастье Кандида»; М., «АСТ», 2021...
Есть как минимум четыре причины не заглядывать в «Счастье Кандида».
Первая: вычурный псевдоним автора с уменьшительным именем. Психолог квалифицировал бы это как один из защитных механизмов: регрессию, то есть демонстрацию незрелых образцов поведения, – какой с дитяти спрос?
Вторая: номинация на «Нацбест» – из этой богадельни может ли что добро быти? Плюс еще одно отягчающее обстоятельство: номинатор – Платон Беседин. Маститый прозаик с «аортой в мозгу», сами понимаете, плохого не посоветует.
Третья: предисловие Евгения Попова, нежного и заботливого опекуна всяко-разных мелких бесов – благословлял и Снегирева, и Леонтьева. А нынче выдал индульгенцию Кругосветову: «Да, так писать нельзя, но нужно». Сомнительный, по-моему, комплимент.
(И. Бояшов «Морос, или Путешествие к озеру»; СПб., «Лимбус Пресс», 2021)
Никогда не пойму манеру перевирать чужие мемуары по принципу «просто добавь воды». Но это многих славный путь. Сначала Юзефович-père в «Зимней дороге» напросился в соавторы к Ивану Строду, дополнив лапидарный рассказ об осаде Сасыл-Сысыы чем ни попадя, вплоть до путешествий фрегата «Паллада». Немного погодя Быков в «Истребителе» обогатил дневники Лазаря Бронтмана зомби-хоррором и магическим реализмом. А давеча Бояшову попались на глаза беляевские «Записки русского изгнанника». С тем же результатом. Однако, тенденция, сказал бы фольклорный персонаж.
(К. Рябов «Фашисты»; М., «Ноократия», 2021)
Намедни в карьере Кирилла Рябова случился сбой. Неясного свойства, но вполне ощутимый. По «Фашистам» это очень даже заметно. Вместо респектабельного «Городца» – маргинальная «Ноократия» со срамным тиражом в 700 экземпляров при полном отсутствии ISBN. Вадим Левенталь разъяснил ситуацию весьма внятно и аргументированно: «по некоторым техническим причинам». То ли злобный вирус сгрыз все копии InDesign в издательстве, то ли злобный ковид под корень выкосил редакторов. Да что проку гадать на кофейной гуще? Одно скажу: трагический форс-мажор в «Городце» длится по сей день – рябовская «Щель», датированная 2022 годом, вышла в маргинальном «Ил-music».