(А. Снегирев «Плохая жена хорошего мужа»; М., «АСТ», 2021)
Снегирев, как и прочие издательские проекты, изготовлен по маяковской схеме: делают из мухи слона, а после продают слоновую кость. Над мухой с птичьим псевдонимом трудились долго и вдумчиво: «Дебют», «Звездный билет» и, наконец, «Русский Букер».Вот о «Букере», пожалуй, надо подробнее: натуральный цирк с конями. В 2015-м в тамошних тараканьих бегах было два фаворита: Сенчин с «Зоной затопления» и Яхина с «Зулейхой». Голоса разделились, судьи полаялись и в итоге лауреатом назначили аутсайдера Снегирева. Точь-в-точь старый анекдот: аппендицит или гастрит? – бросили монетку и вырезали гланды.
И случилось страшное: критики, особливо критикессы, уверовали, что награда нашла героя. Понятно: им кто ни поп, тот и батька. Правда, разговора о литературе пишбарышни-панегиристки тщательно избегали. Его подменяли мутной логореей, как Пустовая: «Он написал роман-обряд. Редкий пример писательского шаманизма». Или вываливали на читателя ведро влажных девичьих мечт, как Жучкова: «Снегирев победоносно шествует по литературе: имидж брутальный, взгляд самцовый».В свое время Евгений Попов благословил литературного новобранца: «Снегирев пытается работать “поверх барьеров” авангардизма, “чернухи”, лакировки, самолюбования, макабра, попсы и прочей мути». Перевожу на русский разговорный: пишет ни о чем.Снегиревские сюжеты – гимн эпохе, беспощадной в своем безмыслии, а персонажи – титульные герои нищего времени