Без заголовка
29-09-2005 15:39
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 075300
ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации
1.2. Квалификация выпускника - специалист по защите информации.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по защите информации по специальности 075300 – Организация и техноло-гия защиты информации при очной форме обучения составляет 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Место специальности в области науки и техники.
Область науки и техники, охватывающая совокупность проблем, связанных с орга-низацией и технологией защиты на объектах информатизации.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности специалиста по защите информации по специальности 075300 (Организация и технология защиты информации) являются правовое обеспечение, организация и эксплуатация систем и средств обеспечения защиты информации на объектах информатизации.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Специалист по защите информации в соответствии с фундаментальной и специ-альной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
• экспериментально-исследовательская;
• проектная;
• организационно-управленческая;
• эксплуатационная.
1.3.4. Специалист по защите информации выполняет сложные работы, связанные с обеспечением комплексной защиты информации на основе разработанных программ и ме-тодик. Проводит сбор и анализ материалов учреждений, организаций и предприятий от-расли с целью выработки и принятия решений и мер по обеспечению защиты информации и эффективному использованию средств автоматического контроля, обнаружения воз-можных каналов утечки сведений, представляющих государственную, военную, служеб-ную и коммерческую тайну. Анализирует существующие методы и средства, применяе-мые для контроля и защиты информации, и разрабатывает предложения по их совершен-ствованию и повышению эффективности этой защиты. Участвует в обследовании объек-тов защиты, их аттестации и категорировании. Разрабатывает и подготавливает к утвер-ждению проекты нормативных и методических материалов, регламентирующих работу по защите информации, а также положений, инструкций и других организационно-распорядительных документов. Организует разработку и своевременное представление предложений для включения в соответствующие разделы перспективных и текущих пла-нов работ и программ мер по контролю и защите информации. Дает отзывы и заключения на проекты вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений и другие разра-ботки по вопросам обеспечения защиты информации. Участвует в рассмотрении техниче-ских заданий на проектирование, эскизных, технических и рабочих проектов, обеспечива-ет их соответствие действующим нормативным и методическим документам, а также в разработке новых принципиальных схем аппаратуры контроля, средств автоматизации контроля, моделей и систем защиты информации, оценке технико-экономического уровня и эффективности предлагаемых и реализуемых организационно-технических решений.
1.4 Возможности продолжения образования специалиста по защите информации, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образо-вания по специальности 075300 – Организация и технология защиты информации.
Специалист подготовлен для продолжения образования в магистратуре и аспиран-туре.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА.
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (пол-ном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем сред-него (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
075300 – ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
3.1. Основная образовательная программа подготовки специалиста по защите ин-формации разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по защите информации к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандар-том.
3.3. Основная образовательная программа подготовки специалиста по защите ин-формации состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факуль-тативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки специалиста по защите ин-формации должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин: цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл ЕН - об-щие математические и естественнонаучные дисциплины; цикл ОПД - общие профессио-нальные дисциплины; ФТД - факультативные дисциплины, а также итоговую государст-венную аттестацию.
3.5. Содержание национально-регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы подготовки специалиста по защите информации должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристи-кой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
075300 – ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины - 1800
Федеральный компонент - 1260
Иностранный язык - 340 часов
Физическая культура - 408 часов
Отечественная история
Культурология
Политология
Правоведение
Психология и педагогика
Русский язык и культура речи
Социология
Философия
Экономика
Национально-региональный (вузовский) компонент - 270
Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом - 270
Общие математические и естественно научные дисциплины - 1400
Федеральный компонент - 950
Концепция современного естествознания - 140 часов
Математика - 300 часов
Физика - 250 часов
Экология - 60 часов
Информатика - 200 часов
Национально-региональный (вузовский) компонент - 250
Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом - 200
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ - 3640
Федеральный компонент - 220
Введение в специальность : - 50 часов
Вычислительная техника и программирование: - 220 часов
Средства и системы технического обеспечения обработки, хра-нения и передачи информации. - 200 часов
Структура и основы деятельности предприятий различных форм собственности: - 80
Менеджмент - 80
Системы организационного управления: - 80
Социальная психология - 80
Управление персоналом - 80
Документоведение - 160
Теория информационной безопасности и методология защиты информации - 200
Правовая защита информации - 220
Организационная защита информации - 240
Защита и обработка конфиденциальных документов: - 200
Инженерно-техническая защита информации - 220
Криптографическая защита информации - 120
Программно-аппаратная защита информации - 120
Защита информационных процессов в компьютерных системах: - 90
Комплексная система защиты информации на предприятии: - 220
Экономика защиты информации - 120
Безопасность жизнедеятельности - 90
Национально-региональный (вузовский) компонент - 250
Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом - 300
Дисциплины специализации - 2074
История и современная система защиты информации в России: - 150
Системы защиты информации в ведущих зарубежных странах: - 120
Организация и управление службой защиты информации: - 100
Факультативные дисциплины - 450
Военная подготовка - 450
Всего часов теоретического обучения ____8260___часов.
Практики - не менее 12 недель
5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
075300 – ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по защите информации при очной форме обучения составляет 256 недель, в том числе:
• теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии - 190 не-дель;
• практики - не менее 12 недель;
• итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы - не менее 14 недель;
• каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) - не менее 40 недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения ос-новной образовательной программы подготовки специалиста по защите информации по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различ-ных форм обучения увеличиваются вузом до 1 года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий дол-жен быть не менее 10 часов в неделю.
При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность заня-тий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.6. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.
6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
075300 – ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
6.1 Требования к разработке основной образовательной программы подготовки специалиста по защите информации.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает ос-новную образовательную программу вуза для подготовки специалиста по защите инфор-мации на основе настоящего государственного образовательного стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дис-циплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисцип-лине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По все дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и на-выков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заве-дение имеет право:
• изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 10%;
• формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кото-рый должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: “Иностранный язык” (в объеме не менее 340 часов), “Физическая куль-тура” (в объеме не менее 408 часов), “Отечественная история”, “Философия”. Осталь-ные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом воз-можно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания.
Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки и специальностей), выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла ГСЭ;
• занятия по дисциплине “Физическая культура” при очно-заочной (вечерней), за-очной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;
• осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисцип-лин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разрабо-танным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, про-фессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения препода-вателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
• устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисци-плин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин спе-циализации;
• устанавливать наименование специализаций по специальностям высшего про-фессионального образования, наименований дисциплин специализаций, их объем и содержание, сверх установленного настоящим государственным образовательным стандартом, а также форму контроля за их освоением студентами;
• реализовывать основную образовательную программу подготовки специалиста по защите информации в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведе-ния, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущих этапах профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна со-ставлять не менее 3-х лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным осно-ванием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и системати-чески занимающимися научной и / или научно-методической деятельностью. Преподава-тели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и / или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере. Желательно, чтобы доля пре-подавателей, имеющих ученую степень и звание, составляла не менее 50% от общего чис-ла преподавателей.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проекти-рованию, практикам, а также наглядными пособиями, мультимедийными и аудио-видеоматериалами.
Лабораторными практикумами должны быть обеспечены следующие дисциплины: математика, математические основы защиты информации, физика; физические основы защиты информации, информатика; аппаратные средства вычислительной техники, мето-ды программирования и прикладные алгоритмы, защита и обработка конфиденциальных документов, инженерно-техническая защита информации, технические средства охраны, криптографические методы и средства обеспечения. информационной безопасности, про-граммно-аппаратная защита информации, защита информационных процессов в компью-терных системах, комплексные системы обеспечения информационной безопасности, а также дисциплины специализации. Лабораторная база высшего учебного заведения долж-на быть оснащена современными стендами и оборудованием.
Практические и семинарские занятия должны быть предусмотрены по дисципли-нам в соответствии с примерным учебным планом по специальности 075300 - Организа-ция и технология защиты информации.
Компьютерные классы должны быть оснащены современной вычислительной тех-никой.
Библиотечный фонд вуза должен быть укомплектован учебниками, учебными по-собиями, монографиями, учебно-методической документацией, руководствами к лабора-торным работам и соответствующими задачниками, включая литературу для выполнения курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ. В библиотечном фонде должны быть “свежие” научно-технические и реферативные журналы по направлению Информа-ционная безопасность. Перечень рекомендуемой литературы и рекомендуемых к подписке периодических изданий формирует УМС УМО и ежегодно доводит до сведения вузов, имеющих лицензию на специальность 075300 - Организация и технология защиты инфор-мации.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, предусмотренных примерным учебным планом и науч-но-исследовательской работой студентов.
6.5. Требования к организации практик.
Практика студента является средством связи теоретического обучения с практиче-ской деятельностью, обеспечивающую прикладную направленность и специализацию обучения.
7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
075300 – ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
7.1.Требования к профессиональной подготовленности специалиста.
Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, ука-занные в п.1.3 настоящего государственного образовательного стандарта,
Специалист по защите информации должен знать и уметь использовать:
• основные понятия и методы математического анализа, аналитической геомет-рии, линейной алгебры, теории вероятности и математической статистики, дискретной математики;
• методы обработки экспериментальных данных;
• основные положения теории информации;
• основные принципы и законы механики, электромагнетизма, колебательных и волновых процессов, явлений радиоактивности и воздействия излучений;
• структуру систем управленческой и научно-технической документации;
• принципы построения информационных систем с применением современных технических средств хранения, обработки, поиска и передачи информации;
• структуру, правовые основы и содержание деятельности предприятий различ-ных форм собственности;
• законы и принципы теории организации;
• инфраструктуру и формы организации менеджмента, природу и состав его функций;
• логические основы и модели системного анализа, методы сетевого планирова-ния и управления;
• закономерности, мотивации и способы регулирования поведения человека в со-циальной группе;
• методы, приемы и инструментарий социальной психологии при прогнозирова-нии поведения человека в различных ситуациях;
• структуру и содержание составных частей, формирующих систему управления персоналом;
• особенности защиты информации на предприятиях различного профиля и раз-личных форм собственности;
• принципы защиты интеллектуальной собственности;
владеть:
• методами количественного анализа процессов обработки, поиска и передачи информации;
• методами моделирования с учетом их иерархической структуры и оценки пре-делов применимости полученных результатов;
• методами обработки и анализа экспериментальных данных;
• методикой отнесения информации к государственной и другим видам тайны и ее засекречивания;
• методикой выявления и анализа потенциально существующих угроз безопасно-сти информации, составляющей государственную и другие виды тайны;
• методами анализа и оценки риска, методами определения размеров возможного ущерба вследствие разглашения сведений, составляющих государственную и другие виды тайны;
• методами организации и моделирования комплексной системы защиты инфор-мации, составляющей государственную и другие виды тайны;
• методами управления комплексной системой защиты информации, составляю-щей государственную или другие виды тайны;
• методами организации и управления службами защиты информации;
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация специалиста по защите информации включает квалификационную работу (дипломная работа или дипломный проект) и госу-дарственный экзамен по специальности, позволяющий выявить теоретическую готовность выпускника к решению профессиональных задач.
7.2.2. Выпускная квалификационная работа специалиста по защите информации (дипломная работа или дипломный проект) имеет целью систематизировать и углубить знания, совершенствовать навыки и умения выпускника в решении сложных комплексных научно-технических задач с элементами научного исследования, а также проявить степень профессиональной подготовленности выпускника, ее соответствие данному образователь-ному стандарту. Дипломная работа представляет собой теоретическое или эксперимен-тальное исследование одной из актуальных проблем по специальности (специализации). Результаты работы оформляются в виде текста с приложением графиков, таблиц, черте-жей, карт, схем. Дипломный проект представляет собой решение конкретной практиче-ской задачи, имеющей прикладной характер, или инженерной проблемы с проведением проекто-конструкторских расчетов и разработок, теоретических и экспериментальных ис-следований. Он оформляется в виде чертежей, расчетно-графических и иных материалов, моделей и пояснительной записки к ним.
7.2.3. Государственный экзамен по специальности имеет целью определение степе-ни соответствия уровня подготовленности выпускников требованиям данного образова-тельного стандарта. При этом проверяются как теоретические знания, так и практические навыки выпускника в соответствии со специальностью (Организация и технология защи-ты информации), квалификацией (специалист по защите информации) и специализацией полученного образования.
ОДНИМ СЛОВОМ БАРАДА!
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote