– Неприятности у городского фотографа могут возникнуть неожиданно и в совершенно спокойном на первый взгляд месте. Есть ли какой-то список объектов, которые снимать точно не рекомендуется, дабы не иметь проблем с законом и его представителями?
А. С.:
в процессе изучения юридических норм права, в области фотографии, у человека, не являющегося профессиональным юристом, может возникнуть ощущение, что наши законодатели постарались прямо или косвенно запретить фотосъёмку везде. На всякий случай. Есть статья 29 Конституции Российской Федерации (КРФ)...
Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
В этой же части статьи установлено ограничение на действия с информацией, составляющей государственную тайну. Закон РФ «О государственной тайне» и Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», от 30 ноября 1995 содержат определение сведений, распространение которых может нанести ущерб безопасности страны. Этот перечень очень велик.
Кажется, что фотографировать нельзя вообще ничего. В действительности, снимать можно все, что не представляет собой явно стратегический объект с колючей проволокой и предупреждающими табличками. Да, существует список объектов, которые снимать нельзя, но все, что не запрещено – разрешено. Но, как я убедилась на собственном опыте и опыте других фотографов, лучше – не попадаться! Чтобы не пришлось объяснять, кто я и что я здесь делаю. Потому что юридически подтвержденное право – это одно, а наша с вами реальная жизнь – это зачастую несколько другое.
– Где, как и что снимать все-таки не рекомендуется?
А. С.:
не рекомендуется несанкционированно снимать объекты, принадлежащие ОАО «РЖД», согласно «Порядку проведения теле-, видео-, кино- и фотосъемок на объектах, принадлежащих ОАО «Российские Железные Дороги».
Так как нельзя самостоятельно понять, какие именно из объектов, расположенных в районе железнодорожных путей, состоят на балансе ОАО «РЖД», лучше держаться от них подальше – юридически. Но, как показывает практика, за съёмки на железной дороге особых взысканий не возникает.
Кино-, видео- и фотосъемка запрещена без разрешения соответствующих должностных лиц в государственных учреждениях (правительство России, судебные органы и прочие официальные структуры).
Режимные Предприятия, Александровский сад снимать можно только с разрешения властей. И даже детские сады являются государственными учреждениями.
В музее обычно есть два тарифа на фотосъёмку – любительскую и профессиональную. Причём, профессиональной считается съёмка со штатива. Зачастую запрещена съёмка со вспышкой, музейные работники объясняют это разрушительным действием направленного яркого света на предметы старины – это должно быть прописано во внутренних документах, а на дверях обязано висеть предупреждение.
В московском метрополитене не запрещена (а значит, разрешена) не только любительская, но даже профессиональная фотосъёмка, если верить пункту 2.11.13 «Правил пользования Московским метрополитеном». В этом пункте заключена следующая формулировка: «Запрещена кино-, видеосъемка без письменного разрешения администрации метрополитена». Фотосъёмка не упоминается.
Интересно поступили в Санкт-Петербурге. Они сделали съёмку в метрополитене платной и разработали прайс-лист на различные ее виды. Он опубликован на официальном сайте петербургского метрополитена
http://metro.spb.ru/21.html
Е. Т.:
однако в метро лучше фотографировать скрытно несмотря ни на что. Особенно не рекомендуется «заглядывать» объективом в тоннель…
От себя могу посоветовать основной набор так называемых проблемных объектов, которые сложно снимать открыто, не имея проблем с милицией: авто- и ЖД мосты, здания Лубянки (понятное дело!), здания вокзалов, ЖД-платформы.
Нельзя снимать сотрудников МВД и других силовых структур при исполнении служебных обязанностей, то есть в форме. Если очень хочется – наверное, можно только попросить их попозировать, ссылаясь на газету, другое печатное издание или выставку, для которой это делается.
А. С.:
безусловно, это обосновано – ведь специфика их работы предполагает тайну и, дабы избежать разоблачения, фотографировать человека в форме нельзя, это может повредить и его карьере, и создать угрозу жизни этого человека.
– Хорошо, давайте оставим в стороне право и рассмотрим вопрос с практической точки зрения. Как лучше вести себя при съемке людей на улице?
А. С.:
в некоторых случаях можно обезопасить себя: если человек заметил, что вы сфотографировали его, вы можете подойти и, доброжелательно улыбнувшись, оставить свои координаты (вроде электронного адреса), или взять у него e-mail, чтобы прислать фотографию, объяснить, что он невольно послужил подходящей моделью для выставки или публикации в газете. (Кстати, это хороший способ заводить приятные знакомства.) Конечно, делать так можно далеко не всегда, каждый раз нужно оценивать ситуацию. Я много раз пользовалась таким приемом, не относясь к модели как к чему-то деревянному: подбежал, сфотографировал, убежал. Можно пригласить человека на выставку, где будет экспонироваться его фотография.
А. Н.:
а иногда есть смысл быстро и молча уйти, не вступая в полемику ни с органами власти, ни с человеком, который начал возмущаться. Так я снимал в городе Рязани, именно там почему-то на меня как на фотографа на улице реагировали очень злобно.
– Как сделать так, чтобы в толпе или электричке на вас не обратили внимания?
А. С.:
я иногда делаю вид, что ремонтирую фотоаппарат – кручу, верчу, и при этом настраиваюсь, навожу на резкость, выставляю экспозиционные параметры и незаметно нажимаю спуск. У меня не цифровой фотоаппарат, а старый пленочный. На цифровую камеру почему-то реакция хуже – он у населения вызывает ассоциацию с папарацци, а также с богатыми людьми и вызывает порой нечто вроде классового протеста… Еще такая камера может ассоциироваться с богатыми изданиями, готовыми заплатить большие деньги за фото – на это как правило бурно реагируют охранники и милиция.
А. Н.:
Можно снимать от груди, не поднося фотоаппарат к глазам. Мой Nikon F2 очень удобен для этого, так как с него можно снять пентапризму и производить кадрирование по матовому стеклу, глядя на него сверху. Резкость я при этом навожу по дальномеру на объективе, или же сразу настраиваюсь на гиперфокальное расстояние.
Единственное, что иногда может вызвать подозрения – если нужно сделать вертикальный кадр, приходится смотреть на матовое стекло сбоку, склонив при этом голову, что выглядит не очень естественно. В таких случаях я обычно фотографирую, вообще не глядя в видоискатель. Иногда выдает сам звук щелчка затвора – зеркало у старого фотоаппарата громыхает довольно сильно.
– Что делать, если претензии начинает предъявлять охранник частного здания, фасад которого вы снимаете? Ведь официально это не запрещено?
А. С.:
здесь лучше действовать хитростью (особенно этот способ подходит для девушек): делаем круглые глаза и говорим, что снимали вовсе не это здание, а облака вокруг и вообще, я не знала, что здесь фотографировать нельзя, извините.
Е. Т.:
доказывать свои права, ссылаясь на закон, рискованно, потому что на практике дело может дойти и до рукоприкладства.
А. Н.:
я занимался съемкой фасадов различных зданий. В большинстве случаев все проходило гладко – безусловно, я всегда проверял, нет ли поблизости охранников. Иногда все же бывали случаи, когда охранник выходил и просил не снимать – тогда я или прекращал съемку, или возвращался через некоторое и все доделывал. Однако не всегда все бывает так гладко и хорошо. У меня был презабавный случай, когда пленку все же пришлось засветить. Снимал детский сад. На переднем плане – табличка «Опасная зона», на заднем детишки бегают. Было это полтора года назад. Снял – и тут на меня выбежала толпа воспитательниц, охранников и прочего персонала садика, взяли меня в кольцо, стали выяснять, зачем я это делал. Я пытался что-то объяснить, но весь персонал стал настаивать на том, чтобы я немедленно засветил пленку, аппелируя к различным законам. Я не был подкован в этих вопросах, и понял, что живым мне не вырваться – не расталкивать же руками женщин! Пришлось быстро и демонстративно хлопнуть крышкой, показав пленку. Я думал, что несколько первых кадров сохранится, однако засветилось все. Было обидно.
Поэтому свои права знать необходимо, хотя бы для того, чтобы быть спокойнее и увереннее в себе. Знание юридической стороны вопроса поможет выпутаться хотя бы из таких, в общем-то курьезных ситуаций.
К тому же, можно обезопасить себя, заручившись поддержкой какого-либо издания.
– Каким образом?
А. Н.:
я пришел к этому после одного малоприятного случая. Фотографировал я в августе позапрошлого года стройку библиотеки. Вдруг выезжает милиция, фотоаппарат я спрятать не успел. Они спросили, есть ли у меня удостоверение журналиста – его у меня не было. Меня затолкали в машину, повезли к начальнику стройки, чтобы у него выяснить, разрешено ли снимать этот объект. В тот момент я осознал, что хотя бы теоретически должен знать, какие у меня права и чем мне это грозит, потому как сидел в машине в полной прострации не знал, что со мной будет через 10 минут.
Мне повезло, подошел начальник и подтвердил разрешение на съемку этой стойки, после чего милиция сделала мне строгий выговор, мол: «А если б нельзя было? Спрашивай в следующий раз». А у кого? Где? Это я каждый раз должен бегать искать где-то начальников строек, у них спрашивать разрешения? Я поступил просто (что и вам советую): пришел в районную газету и предложил свои услуги в качестве фотографирующего журналиста, показал свои фотографии района. Естественно, газета районного масштаба с удовольствием приняла мое предложение. Меня включили в штат и откликнулась на мою просьбу сделать удостоверение журналиста, с которым я сейчас не расстаюсь, и которое меня во многих ситуациях выручало. Тот же самый садик я все же пришел переснять, уже имея в кармане эту карточку. Снова выскочила воспитательница, и я уже с чистой совестью объяснил ей, что являюсь корреспондентом районной газеты, фотографирую наш район – все вопросы отпали сами собой!
– А как такое удостоверение подействует на милицию?
А. С.:
некоторые ее представители очень не любят журналистов – мне известны случаи, когда подобное удостоверение не было встречено особым оптимизмом. Хотя, по большей части, представители внутренних органов стараются с прессой не связываться. И вообще, журналистом быть хорошо, так как в этом случае вы находитесь под защитой Закона РФ «О СМИ» и можете официально обращаться к Статье 47 «Права журналиста». Хорошо быть даже просто внештатником (Статья 52 «Специальный статус»). Узаконенные отношения с прессой во многом облегчают жизнь фотографа.
А. Н.:
резюмировать все это можно примерно так. Лучше – не попадаться. Если уж пришлось вступить в дискуссию – либо «косить под дурачка», либо показать удостоверение прессы – по ситуации. Ну, на худой конец, располагать телефоном хорошего адвоката (шутка).
И напоследок – не нужно забывать еще об одной опасности, с которой может столкнуться фотограф – о банальном ограблении. Если съемка происходит на улице в темном месте, или в транспорте поздно вечером – велика вероятность того, что вашу аппаратуру приметят искатели легкой наживы. Поэтому перед съемкой лучше внимательно осмотреться и понаблюдать за людьми, а в электричке, сразу же после того, как сделаете кадр, просто выйти в другой вагон, чтобы избежать возможной слежки при выходе. Важно не только думать о том, где и кого снимать, но и всегда заботиться о собственной безопасности и безопасности оборудования.
Вообще, если вы идете снимать на улицу, то имеет смысл класть фотоаппарат не в спецкофр, который с головой выдает вас как фотографа, а в любой другой обычный рюкзак, или же, если позволяют размеры, в сумку. Таким образом вы не будете выделяться в толпе как фотограф и пройдете незаметно в любые интересные для съемки места. Ну, или почти в любые.