Это цитата сообщения
Алина_Бриз Оригинальное сообщениеЛитературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме
Шереметевский дворец, Фонтанка, 34 (вход в музей с Литейного пр., 53, под арку) - не единственный петербургский адрес Анны Ахматовой. Но именно здесь она прожила большую часть своей жизни (с 1927 по 1952 годы), и под многими ее стихотворениями обозначено точное место их написания - Фонтанный Дом.
[400x226]
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (открыт в 1989 году) расположен в садовом флигеле Шереметевского дворца (Фонтанного Дома), принадлежавшего старинной семье графов Шереметевых. С историей дворца связаны многие страницы истории русской культуры. В конце ХVIII века здесь был прославленный домашний крепостной театр, на сцене которого выступала Параша Жемчугова. Несколькими десятилетиями позже именно здесь, в мастерской художника Ореста Кипренского А. С. Пушкин позировал для своего ставшего знаменитым портрета. В 70-е годы ХIХ века в Фонтанном Доме, где был собран огромный семейный архив, под эгидой графа С. Д. Шереметева развернулась деятельность нескольких исторических обществ, в том числе Общества любителей древней письменности, Русского генеалогического общества и т.п.
Общим пространством, соединявшим дворец и флигель в саду, был парадный двор со стороны Фонтанки, украшенный аркой с изображением герба Шереметевых с их девизом «Бог хранит все» - «Deus conservat omnia». Не случайно Анна Ахматова выбрала этот девиз эпиграфом к своей «Поэме без героя»: он очень точно выражал ее отношение к памяти о прошлом, к исторической памяти поэта. Именно Фонтанный Дом стал местом жизни Ахматовой на протяжении трех десятилетий, с 1927 по 1952 годы.
Музей, расположенный в квартире третьего этажа садового флигеля (здесь жил Николай Николаевич Пунин, известный историк искусств, муж Ахматовой), рассказывает о ее литературной судьбе - от первого сборника «Вечер» 1912 года - через написанные, сожженные и сохраненные только в ее памяти стихи «Реквиема», до работы над «Поэмой без героя», вобравшей 25 лет жизни, с 1940-го до середины 1960-х годов.
В экспозиции находятся портреты Ахматовой работы О.Л.Делла-Вос-Кардовской, З.Серебряковой, К.Петрова-Водкина (эскиз), Н.Тырсы, А.Тышлера, ее подлинные вещи (том числе гребень, подаренный Н.С.Гумилевым, веер, привезенный Н.Пуниным из Японии, флаконы венецианского стекла), книги с автографами, рукописи. Вместе с тем музей дает представление о жизни целого поколения - поэтов, художников, людей эпохи серебряного века, жизнь которых пришлась на годы сталинских репрессий.
Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме открыт в 1989 г. к столетию со дня рождения поэта в южном садовом флигеле Шереметевского дворца (Фонтанного Дома).
Вход в музей с Литейного пр., 53, тел. 272-22-11, выходной - понедельник). В конференц-зале довольно часто проходят различные выставки и вечера, см. афишу. Кроме того, в музее есть небольшой книжный магазинчик, где можно купить книги об Анне Ахматовой и о других поэтах Серебряного Века.
Сайт музея
Муниципальный музей "Анна Ахматова. Серебряный Век"
(Санкт-Петербург, ул. Автовская, д. 14 (ст. м. Автово), тел. +7(812)785-04-42. Время работы: ежедневно с 10.00 до 17.00, выходной - воскресенье)
Музей, посвященный творчеству Анны Ахматовой, Николая Гумилева и Льва Гумилева.
Директор и хранители музея проделали колоссальный труд по сбору уникальных материалов: портретов Анны Ахматовой и Николая Гумилева, раритетной мебели, скульптур, книг с автографами А. Ахматовой и из ее личной библиотеки.
Экспозиция музея написана в хронологической последовательности: Царское Село, Слепнево, Гумилев, Петербург, Блокадный Петербург, Комарово, Поэма без героя).
А начиналось все так:
В Ленинграде, на Кронштадтской, 15, в здании ПТУ-84, появился первый народный музей Ахматовой. Училище готовит кадры для судостроительной промышленности, но как-то в классе прозвучали стихи Ахматовой и решено было посетить могилу Ахматовой в Комарове. После этого возникла идея создать в училище музей Ахматовой. Дело возглавила учительница В. А. Биличенко. Вокруг нее объединились Андрей Жуков, Сергей Павлушин, Андрей Ольшевский, Лена Горбатовская, Нина Азарченко и многие другие. Ребят поддержали директор училища В. И. Сергеенко, замполит Н. И. Басипов, а в самые трудные дни им всем протянул руку помощи Балтийский завод во главе с директором В. А. Емельяновым.
И вот со всего города, из пригородов Ленинграда потянулись на Кронштадтскую все, кто хочет больше узнать об Ахматовой. Им рассказывают о ней не только уже довольно многочисленные экспонаты, здесь выступают писатели Москвы, Ленинграда, других городов, которые считают своим долгом принять участие в проводимых Ахматовских чтениях, вечерах, посвященных ее творчеству.
Огонек на Кронштадтской давно уже разгорелся, и свет его виден издалека. А энтузиасты не успокаиваются. В повестку дня становится вопрос о создании в Ленинграде настоящего музея Анны Ахматовой, и, конечно, быть ему не где-нибудь, а в Фонтанном доме, где свыше четверти века прожила Ахматова. Начался сбор средств на него. Первый взнос сделал от своего творческого вечера Виктор Конецкий.
Первый музей Анны Ахматовой
Музей представляет собой частную коллекцию жителя г. Пушкина Сергея Дмитриевича Умникова, которую он завещал городу. Музей находится на 3-м этаже бывшей Мариинской гимназии (где училась Анна Ахматова), ныне Царскосельская гимназия искусств.
Проехать в музей можно с Витебского вокзала (ст. м. Пушкинская) до станции Детское Село (Пушкин), затем автобусы 370, 383, 382 до ост. Гостиный двор, адрес: Леонтьевская ул., д. 17.
Время работы: с 11 до 18, воскресенье - выходной.
Об экспозиции в Царском селе
Фонтанка, 2 (Дом Баура)
Это окно на набережной - шестое от угла, где сливаются не улицы - две реки, Фонтанка и Нева, - уже навсегда останется для нас окном Ахматовой. Там внутри, за стёклами этого дома на подоконнике первого этажа всё лето 1924 года Ахматова напропалую любовалась закатами и Невой.

[400x300]
Фонтанка, 18
В конце лета 1921 года Ахматова поселилась на Фонтанке в доме 18 вместе со своей подругой - актрисой, художницей, создательницей волшебных кукол Ольгой Афанасьевной Глебовой-Судейкиной ("Коломбина десятых годов" (с) "Поэма без героя"). Чтобы попасть к ним, надо было пройти в четвертый двор, во флигель, подняться по черной лестнице на самый верхний этаж и сначала открыть дверь в кухоньку, а через нее - в темные комнаты со старинной мебелью, увешанные иконами и картинами Сергея Судейкина.
[210x280]
Фонтанка, 18 - это напоминание о любовном увлечении Ахматовой Артуром Лурье - адресатом нескольких ее стихов.
Но в своих записных книжках рядом с этим адресом Ахматова указывает написанное здесь стихотворение "Страх", которое она включает в свой пятый поэтический сборник "Anno Domini". Состояние страха было связано для нее с переживанием смерти самых духовно близких ей людей - Александра Блока, Николая Гумилева и брата - Андрея Горенко.
См. статью В. Недошивина "Четвертый двор..."
Тучков пер., 17
Чтобы жить поближе к университету, Николай Гумилев снял недорогую комнату по адресу Тучков пер., 17, кв. 29, на Васильевском острове. Это и была петербургская квартира Н. Гумилева и А. Ахматовой - "Тучка", в которой они останавливались, приезжая из Царского села.
[289x300]
Это был самый центр Петербурга, пронизанный ощущением зыбкости, непрочности, окруженный водой со всех сторон:
...Я тихая, веселая, жила
На низком острове, который, словно плот,
Остановился в пышной невской дельте.
("Эпические мотивы")
Комнату свою супруги шутливо именовали "Тучкой", по названию переулка. В противовес более-менее размеренной жизни в Царском селе, где рос у бабушки А.И. Гумилевой маленький Лев, где периодически устраивались заседания "Цеха поэтов", жизнь на "Тучке" носила более чем "игривый" характер. Об обстановке комнаты вскользь упоминает Ахматова в "Листках из дневника" ("О Мандельштаме"): "Это была просто студенческая комната Николая Степановича, где и сидеть-то было не на чем". Подробнее
Ул. Красной Конницы, 4
С марта 1952 г. по июнь 1961 г. Анна Ахматова вместе с Ириной Пуниной, ее мужем и Аней жила в коммунальной квартире на ул. Красной Конницы (бывшей и нынешней Кавалергардской), д. 4, кв. 3. Они перехали туда после того, как Арктический научно-исследовательский институт, размещавшийся в Шереметьевском дворце, вынудил жильцов освободить помещения.
[215x300]
Район, где Ахматова жила в эти годы, был связан с разными периодами ее жизни. Рядом, на Таврической - "башня" Вячеслава Иванова, его квартира, где Ахматова бывала в молодости. Недалеко, на Шпалерной - Большой Дом, заключавший в себе первого ее мужа, ее сына, последнего ее мужа...
В квартире было 5 комнат. Ахматова занимала небольшую светлую комнату. Из окна было видно старинное, типа казарм XIX века, здание - Николаевский госпиталь, где умер Мусоргский.
Вот как описывает дом Ахматовой Сильвия Гитович: "Переехала она на улицу Красной Конницы, 4, где когда-то в незапамятные времена, по ее словам, помещался постоялый двор, а весь второй этаж занимал ямщицкий трактир. Сейчас ничто не напоминало о былых временах. Квартира коммунальная, из пяти комнат. Здесь как-то заметнее стало, что вся мебель в квартире ветхая. Но, как всегда, в углу висели иконки, а над изголовьем - знаменитый портрет Модильяни. У окна стоял низкий резной ларь, "сундук флорентийской невесты"*, как его называла Анна Андреевна, в нем лежали папки и рукописи".
В этом доме было написано много стихотворений: "Последнее стихотворение", "Седьмая" из "Северных элегий", "Конец демона", "Наследница", "В ту ночь мы сошли друг от друга с ума...", и др. Как и всегда, вопреки слабому здоровью, бытовой неустроенности и отголоскам деятельности Большого дома, звучал голос поэта:
А я говорю, вероятно, за многих:
Юродивых, скорбных, немых и убогих,
И силу свою мне они отдают,
И помощи скорой и действенной ждут.
30 марта 1961
Красная Конница
Ул. Ленина, 34
Ул. Ленина, 34, кв. 23 - последний ленинградский адрес Анны Ахматовой.
В июне 1961 г. дом на ул. Красной Конницы пошел на капремонт, и Ахматова вместе с семьей Пуниных - Ириной Николаевной с мужем и их дочерью Анной Каминской с мужем получили от Союза Писателей 3-хкомнатную квартиру в новом доме на Петроградской стороне.
[300x245]
Квартира находилась на втором этаже. Окна самой маленькой в квартире комнаты, которую занимала Ахматова, выходили на улицу Ленина, в скверик во дворе дома. Натан Готхарт, статья "Двенадцать встреч с Анной Ахматовой": "В комнате Анны Андреевны (это и кабинет, и спальня) против входа стоит деревянная кровать. В изголовье небольшая иконка. Рядом с кроватью шкаф для одежды. В правом углу у окна горка со статуэтками (там стоит и фарфоровая головка - скульптурный портрет Ахматовой работы Данько). Узкий деревянный сундук старинного вида. На стене у кровати висит известный рисунок Модильяни. Книжная полка. Небольшой письменный стол, на нем книги".
Московский поэт Людмила Клементьева , жившая несколько лет в доме 34, сообщила нам, что дом этот имеет п-образную форму, по два подъезда в каждом крыле. Окна комнаты Ахматовой выходили на север, солнца не много, но за окнами - сквер, где растут сирень, шиповник и жасмин, а за ними и за тополями - уже сама улица, люди, трамвай... Сквер хорош и цветущ до глубокой осени. А если пройти в одну из двух сквозных арок этого дома - попадаешь сразу на солнечную сторону, на улицу Лахтинскую - далее легко идти на Большой проспект П.С. и через мосты, и мимо Биржи и Ростров - к Эрмитажу, на Невский, Фонтанку... А с улицы Ленина путь ведет скорее к Финляндскому вокзалу и к Крестам.
Ахматова называла Петроградскую сторону Франкфуртом-на-Одере, недолюбливая этот район за периферийность и отсутствие пушкинских или воспетых Пушкиным мест, что являлось немаловажным для нее.
Как и предыдущие дома, квартира на улице Ленина не была постоянным пристанищем Ахматовой. В одном из писем к Анатолию Найману она упоминает о своем "доме" - слово "дом" взято в кавычки. Ахматова часто гостила у друзей в Москве, подолгу жила в "Будке" и в Доме творчества в Комарове, продолжая работать, несмотря на преклонный возраст и трудную кочевую жизнь.
10 марта 1966 года траурная процессия, провожающая поэта в последний путь, остановилась у дома № 34 по улице Ленина - дома, в котором жила и творила Анна Ахматова.
Материалы сайта
www.akhmatova.org