Назначение нового лица на должность единоличного исполнительного органа (директора, генерального директора, президента и т.д. в соответствии с Уставом) юридического лица производится компетентным органом, как правило высшим органом управления. Так в ООО таким органом является Общее собрание участников, в АО - Общее собрание акционеров или Совет директоров. Данное решение фиксируется в протоколе или решении (в зависимости от количества участников (акционеров, членов и т.д.), подписывается всеми участниками (акционерами) или председателем и секретарем собрания. Как правило, в одном решении принимаются решения по вопросу увольнения предыдущего директора и о назначении нового. На основании этого решения или протокола составляются кадровые приказы об увольнении и о приеме на работу, которые подписываются самими директорами.
До 1 июля 2002г. назначение нового единоличного исполнительного органа происходило достаточно просто: участниками (акционерами) подписывался протокол (решение), составлялись приказы, менялись банковские карточки. Налоговый орган и фонды уведомлялись при сдаче очередной бухгалтерской и налоговой отчетности путем предоставления копии протокола (решения) и приказов.
С 1 июля 2002г. в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей» об изменении единоличного исполнительного органа (лица, действующего без доверенности) необходимо уведомлять налоговый орган по месту нахождения организации в течениетрех дней со дня принятия решения, то есть со дня протокола (решения). За нарушения указанного порядка на должностное лицо (директора, генерального директора) накладывается административный штраф в размере 5 000 рублей. Кроме того, уведомлять налоговый орган необходимо путем подачи заявления по форме Р 14001. Указанное заявление заполняется в электронном виде. Заявителем может являться как старый, так и новый директор. Подпись заявителя на заявлении удостоверяется нотариусом. Для удостоверения подписи нотариусу представляются все документы, подтверждающие правоспособность юридического лица и полномочия директора:
В Межрайонную Инспекцию ФНС России №46 по г.Москве в трехдневный срок необходимо предоставить следующие документы:
Документы на регистрацию принимаются лично от заявителя. Получить зарегистрированные документы и свидетельство о регистрации может любое лицо по доверенности, выданной заявителем. В случае если заявитель не может подать документы на регистрацию лично, пакет документов может подать любое лицо по доверенности, но в этом случае зарегистрированные документы и свидетельство о регистрации будут отправлены почтой на адрес места нахождения организации (юридический адрес).
На седьмой рабочий день налоговая инспекция выдает свидетельство о государственной регистрации изменений, не связанных с внесением в учредительные документы.
После получения свидетельства о регистрации изменений и новой выписки из Единого государственного реестра юридических лиц необходимо предоставить соответствующие изменения в банк. Для этого в банк необходимо предоставить:
Подписи на банковской карточке могут быть удостоверены как нотариусом, так и собственно в банке. Нотариусу для удостоверения подписей на банковской карточке необходимо предоставить:
В заключении хотелось бы отметить некоторые детали, о которых многие при иногда забывают. Первое - это то, что иностранный гражданин может быть директором (генеральным директором) только после получения разрешения миграционной службы. Нарушение этого может повлечь наложение штрафов, как на самого иностранного гражданина, так и на организацию, а также может повлечь выдворение иностранного гражданина из страны. Второе - это необходимость уведомления антимонопольного органа в случае, если физическое лицо (наш директор) занимает руководящие должности или входит в состав директоров двух и более коммерческих организаций и суммарные балансовые активы этих организаций превышают 10 млн. рублей. Если же суммарные активы превысят 20 млн. рублей, требуется получение предварительного разрешения антимонопольного органа на назначение такого директора.