РРО и касса: «штрафной» аспект(c. 9)
Опубликовано в Бухгалтерии N34 (865) от 24 АВГУСТА 2009 года
РРО и касса: «штрафной» аспект
Татьяна СУШАЛЬСКАЯ, редактор
Прежде чем вы, уважаемые читатели, ознакомитесь со второй частью обзорного письма ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/5721, необходимо обратить внимание на следующее. В этом номере «Бухгалтерии» (спецвыпуск «Письма о «наличке»: классика жанра». Часть 2) представлены два раздела письма: 2.5 «Порядок ведения кассовых операций» и 2.7 «Применение штрафных (финансовых) санкций». Многие ответы на вопросы, изложенные в этих разделах, «перекликаются» с тематикой РРО, которой была посвящена первая часть спецвыпуска. Это неудивительно, ведь оформление кассовых операций и применение РРО тесно связаны между собой, в том числе и с точки зрения проведения представителями ГНС проверок порядка осуществления наличных расчетов.
Скажем сразу, что часть ответов ГНАУ не требует комментариев, поскольку в них изложено не мнение налогового ведомства по той или иной проблеме, связанной с наличностью, а лишь приведены цитаты из нормативных документов, содержание которых бухгалтерам известно. Но есть вопросы, которые требуют пристального внимания. Именно они и стали объектом нашего анализа.
О месте проведения расчетов (вопрос 2.5.2)
Крайне важный ответ, который нужно взять на вооружение всем субъектам предпринимательства, применяющим РРО при расчетах с покупателями. Как следует из его содержания, ГНАУ уже не отождествляет место проведения расчетов исключительно с кассовым ящиком РРО, а смотрит на это определение намного шире. То есть рассматривает место проведения расчетов, по сути, как рабочее место кассира-оператора РРО. Правда, установку сейфа необходимо «подкрепить» приказом по предприятию, что сделать совсем несложно.
Кассовая книга в обособленных и необособленных подразделениях, которые осуществляют торговлю (вопрос 2.5.10)
По нашему мнению, ГНАУ слегка «запуталась» в вопросе. В нем идет речь о необособленных подразделениях предприятия, а в ответе налоговое ведомство ссылается на п.4.2 Положения № 637, согласно которому не вести кассовую книгу могут обособленные подразделения. И действительно, если подразделение предприятия не обособлено (находится буквально «под одной крышей» с предприятием), то нет необходимости вести кассовую книгу при условии, что в нем не осуществляются кассовые операции, требующие оформления кассовыми ордерами. Хотя отметим, что прямой нормы, позволяющей обойтись в этом случае без кассовой книги, Положение № 637 не содержит. Отсутствие кассовой книги в необособленном подразделении можно обосновать, принимая во внимание общие нормы оформления кассовых операций и ведения кассовой книги, которые оно содержит.
Оприходование наличности, поступившей в кассу предприятия из обособленного подразделения (вопрос 2.5.15)
Вопрос, на который попыталась ответить ГНАУ, очень важен, но пользы от ответа налогового ведомства субъектам предпринимательства мало. Особенно ввиду того, что п.4.3 Положения № 637 выписан некорректно. После его прочтения можно сделать вывод, что если обособленное подразделение не ведет кассовую книгу, но осуществляет расчеты с покупателями в выходные и праздничные дни (когда кассир центральной кассы, то есть кассы предприятия, не работает), то выручка этого обособленного подразделения должна быть оприходована в кассе предприятия на следующий рабочий день предприятия. Например, если обособленное подразделение работает в субботу и воскресенье, то кассир кассы предприятия должен оприходовать выручку за эти дни в понедельник. Однако такой вывод преждевременный. Выручка обособленного подразделения может быть сдана непосредственно банковскому инкассатору согласно соответствующему договору с инкассаторской службой и вообще пройти «мимо» кассы предприятия, то есть вообще не отражаться в его кассовой книге. Для этого есть обоснования — норма абзаца третьего п.2.6 Положения № 637, согласно которому при расчетах с применением РРО, оприходованием наличности является запись в книге учета расчетных операций (КУРО). Именно поэтому обособленные подразделения могут не вести кассовую книгу, если у них нет кассовых операций, которые необходимо оформлять кассовыми ордерами, а вся наличность проходит через РРО (абзац четвертый п.4.2 Положения). То есть если выручка обособленного подразделения сдается инкассатору, то запись в КУРО и является ее оприходованием, а значит, приходовать ее в кассовую книгу кассы предприятия не нужно. Впрочем, это и невозможно, поскольку оприходование предполагает физическое наличие выручки, чего в данном случае нет.
Пункт 4.3 Положения № 637, который комментирует ГНАУ при ответе на рассматриваемый вопрос, применяется только в том случае, если предприятие сдает выручку самостоятельно, причем, не из обособленного подразделения, а из кассы предприятия. Тогда, конечно, после выходных и праздничных дней выручка должна быть оприходована в кассе предприятия, а затем сдана в банк.
Хранение в кассе сверхлимитной наличности (вопрос 2.5.25)
Отвечая на вопрос о том, какая наличность может храниться в кассе предприятия сверх установленного лимита свыше трех-пяти рабочих дней, ГНАУ забыла упомянуть, что согласно п.2.10 Положения № 637 предприятие в течение трех рабочих дней имеет право хранить наличность, предназначенную для выплат, которые относятся к фонду оплаты труда и осуществляются за счет выручки. Во-первых, это означает, что выручку (не сдавая ее в банк) можно использовать на осуществление таких выплат. Во-вторых, следует помнить, что накапливать выручку сверх лимита до наступления сроков указанных выплат, которые обозначены в ведомости на выплату денег (если выплаты осуществляются по ведомости) или в соответствующем распоряжении руководства (если выплаты осуществляются по расходным кассовым ордерам), запрещено.
Отсутствие записи о сумме выручки в КУРО (вопрос 2.7.1)
Как следует из ответа на указанный вопрос, ГНАУ считает, что если нет записи в КУРО (на основании Z-отчета), то применяется «пятикратный» штраф за неоприходование наличности. Но на самом деле, это не совсем так. Применение данной штрафной санкции не вызывает сомнений в случае, если такое нарушение порядка заполнения КУРО произошло в обособленном подразделении предприятия, в котором нет кассовой книги (согласно п.4.2 Положения № 637). Тогда действительно, спорить не о чем: единственная возможность оприходования — это запись полученной выручки в КУРО. Но если в таком обособленном подразделении ведется кассовая книга, и выручка, которая по какой-то причине не записана в книгу КУРО, оформлена приходным кассовым ордером (о чем есть соответствующая запись в кассовой книге), то говорить о неоприходовании этой суммы наличности уже нельзя. Запись в кассовой книге подтверждает оприходование наличности, а отсутствие записи в КУРО в этот день может повлечь за собой наказание в виде административного штрафа, поскольку порядок ведения КУРО все же нарушен.
Ответственность за нераспечатку соответст-вующего расчетного документа (вопрос 2.7.10)
Согласно п.1 ст.17 Закона об РРО за нераспечатку соответствующего расчетного документа, то есть кассового чека РРО, к предприятию-нарушителю применяется штраф «в пятикратном размере стоимости проданных товаров».
В связи с этим напомним нашим читателям о существовании письма ГНАУ от 09.12.2008 г. № 12115/6/23-70192. В этом письме главное налоговое ведомство высказало следующее мнение: если фискальный кассовый чек РРО на продажу товаров (услуг) не содержит все обязательные реквизиты, он считается несоответствующим, и проведение расчетной операции не подтверждает. И за это всем нарушителям грозит «пятикратный» штраф. ГНАУ уверенно интерпретирует норму п.1 ст.17 Закона об РРО, которая предусматривает этот штраф, в частности, за то, что субъект предпринимательства вообще не распечатывает кассовые чеки (хотя на практике такое вряд ли возможно). Как следует из письма № 12115/6/23-7019, ГНАУ в целях применения пятикратной штрафной санкции уравнивает две ситуации:
- отсутствие кассового чека по причине его нераспечатки (прямая норма Закона об РРО);
- наличие распечатанного чека, но с имеющимися нарушениями в его оформлении, например, отсутствие хотя бы одного обязательного реквизита (прямо об этом в данном Законе не сказано). Однако косвенно такой вывод можно сделать, основываясь на формулировке п.2.1 Положения о расчетных документах: если нет хотя бы одного обязательного реквизита, то документ не является расчетным, то есть он не подтверждает проведение расчетной операции. Такой вывод, который является вполне обоснованным, ГНАУ и делает в письме.
Отметим, что хотя письмо и является «плохим» для налогоплательщиков, в целом оно вполне укладывается в рамки Закона об РРО.
Ответственность за проведение операций на неполную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг) (вопрос 2.7.14)
Прямая норма п.1 ст.17 Закона об РРО гласит, что в этом случае субъекта предпринимательства ждет «пятикратный» штраф на сумму выявленного несоответствия. Действительно, такая норма есть, и на практике она применяется. Тем более непонятно, почему ГНАУ, зная об этой норме, в вопросах 2.2.17, 2.2.31 и 2.2.1393 комментируемого письма предлагает варианты проведения через РРО расчетных операций с отсрочкой платежа, когда невозможно соблюсти порядок осуществления расчетов, в частности, п.1 ст.3 Закона об РРО, согласно которому расчетные операции должны проводиться на полную сумму покупки с распечаткой соответствующего расчетного документа. В случае отсрочки платежа, когда товар фактически реализован в один день, а оплата за него поступает в другой, невозможно соблюсти требования к обязательным реквизитам фискального кассового чека. Как, например, включить в чек (при поступлении оплаты) наименования товара и его количество, которого уже нет в учете продавца? Жаль, что ГНАУ сама «подводит» субъектов предпринимательства под нарушение норм Закона об РРО.