
Все знают самолет Ан-225 «Мрия» как самый большой и грузоподъемный самолет в мире. И многие знают, что он создавался под конкретную задачу – для перевозки советского космического челнока «Буран» и его узлов для сборки. Но немногие знают, что Ан-225 перевозил «Буран» только единожды(!) и то на Парижский авиасалон 1989 года и еще совершил несколько показательных полетов на космодроме «Байконур». Основную же работу выполнил совсем другой самолет.
А вот к нему я кстати, имею самое прямое отношение, ибо попал в КБ Мясищева после распределения (была такая опция в СССР), ещё совсем молодым конструктором летательных аппаратов. Аккурат к началу этого удивительного проекта.
Почему я поднял именно эту тему? Обидно понимаешь, когда этот уникальный самолёт не заслуженно находится всё время в тени Ан-225, хотя именно он и выполнил тогда поставленную нашей партией и правительством, сложнейшую техническую задачу.
Знакомьтесь – тяжелый транспортный самолет ВМ-Т «Атлант». Да, я имел честь над ним потрудиться.
Наш «Атлант» был создан на базе мясищевского стратегического бомбардировщика 3М, выпущенного ещё в 1956 году! Минуточку, от момента Сталинского приказа: создать реактивный стратегический бомбёр, который смог бы долететь до США, до его первого полёта, прошло всего два года! Вместе с группой студентов(!) из МАИ, Мясищев в рекордные сроки создал реально гениальный самолёт. К примеру, современный истребитель Сухого 5 поколения, уже взлетев 10 лет назад, до сих пор всё испытывается и скорее является 4++, ибо пока нет таких реактивных двигателей, чтобы он на номинале летел быстрее звука. Этот небольшой самолёт всё ещё не встаёт на вооружение нашей армии, а представьте себе объём работы над невиданным тогда оружием - стратегическим бомбардировщиком. Богатыри - не мы.
Сегодня, эти весьма радио-малозаметные стратеги Мясищева, уже давно распилены по очень "мудрому" договору с США, ибо оставшиеся на вооружении у России ТУ-95, прекрасно "светятся" ( восемь огромных винтов!) и видны лютому "партнёру" на его локаторах, аж за пол-тыщи вёрст. Но ближе к телу.

Основное отличие, которое бросается в глаза у нашего самолёта – удлиненная на 4,7 метров хвостовая часть и двухкилевое хвостовое оперение. Проект получил название ВМ-Т (Владимир Мясищев – Транспортный). Вот на этом фото, он делает эффектный пролёт над Тушинским полем в столице.

Помимо удлиненного хвоста самолет был подвергнут множеству других доработок. Всё вооружение было снято, убран бомболюк. Каждая консоль крыла обзавелась дополнительным лонжероном, шасси были заменены на более мощные. Внешнюю верхнюю часть фюзеляжа оборудовали креплениями для груза. Грузы могли быть четырёх видов. Три в виде "бочек", собственно бак ракетоносителя "Энергии", и два вида грузов в обтекателях, ну и собственно "Буран", для облегчения - без киля.

Экипаж самолета составлял восемь человек, расположенных на двух уровнях (среди которых был даже инженер-наблюдатель груза). Выбор в пользу переделки бомбардировщика 3М был сделан в первую очередь из-за подходящей грузоподъемности и габаритных параметров, а также из-за достаточно высокого для подобных машин аэродинамического качества – 18. Именно последний параметр и стал решающим фактором в выборе самолета, так как внешняя «навеска» груза на фюзеляж существенно снижает его аэродинамику.

Первый полет «Атланта» состоялся в апреле 1981 года, всего же было построено три таких самолета, два из которых совершили в общей сложности свыше 150 полетов, доставляя на космодром Байконур множество крупногабаритных грузов – частей многоразового космического корабля «Буран» и сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия».Самым тяжелым грузом для самолета, конечно стал планер «Бурана» без килевой части, масса которого составляла 50 тонн! Богатыри не вы, нынешние копировальщики западных технологий.
После того, как проект «Буран» вместе с развалом Советского Союза оказался никому не нужен, «Атланты» также стали никому не нужны. Рассматривалось несколько вариантов применения этих самолетов в разных областях, но ни один проект так и не был реализован. На всех последних авиасалонах МАКС самолет ВМ-Т «Атлант» можно увидеть в качестве экспозиции.
А вот "Буран" летит на "Мрии". Это была уже запоздалая показуха.

А так его прикрепляли и к "Руслану".

На Мясищеве он конечно же смотрелся иначе, но задача поставленная Родиной, была выполнена в срок.

Вот такие мысли пришли ко мне к памятной дате, когда мы на крыше нашего ангара, впервые провожали в небо эту уникальную машину.
P.S. Пост был написан в апреле, ещё до коронавируса, но тут грядёт не шуточная "вторая волна" и как знать, увидят ли все мои "набросы" в черновиках свет. Надо поторопиться.