• Авторизация


Место приложения моих технических знаний - самолёт «Атлант» 08-10-2020 10:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


atlant005-17 (700x499, 216Kb)

Все знают самолет Ан-225 «Мрия» как самый большой и грузоподъемный самолет в мире. И многие знают, что он создавался под конкретную задачу – для перевозки советского космического челнока «Буран» и его узлов для сборки. Но немногие знают, что Ан-225 перевозил «Буран» только единожды(!) и то на Парижский авиасалон 1989 года и еще совершил несколько показательных полетов на космодроме «Байконур». Основную же работу выполнил совсем другой самолет.

А вот к нему я кстати, имею самое прямое отношение, ибо попал в КБ Мясищева после распределения (была такая опция в СССР), ещё совсем молодым конструктором летательных аппаратов. Аккурат к началу этого удивительного проекта.

Почему я поднял именно эту тему? Обидно понимаешь, когда этот уникальный самолёт не заслуженно находится всё время в тени Ан-225, хотя именно он и выполнил тогда поставленную нашей партией и правительством, сложнейшую техническую задачу.

Знакомьтесь – тяжелый транспортный самолет ВМ-Т «Атлант». Да, я имел честь над ним  потрудиться.

 

 

 

Наш «Атлант» был создан на базе мясищевского стратегического бомбардировщика 3М, выпущенного ещё в 1956 году!  Минуточку, от момента Сталинского приказа: создать реактивный стратегический бомбёр, который смог бы долететь до США, до его первого полёта, прошло всего два года! Вместе с группой студентов(!) из МАИ, Мясищев в рекордные сроки создал реально гениальный самолёт. К примеру, современный истребитель Сухого 5 поколения, уже взлетев 10 лет назад, до сих пор всё испытывается и скорее является 4++, ибо пока нет таких реактивных двигателей, чтобы он на номинале летел быстрее звука. Этот небольшой самолёт всё ещё не встаёт на вооружение нашей армии, а представьте себе объём работы над невиданным тогда оружием - стратегическим бомбардировщиком. Богатыри - не мы.

Сегодня, эти весьма радио-малозаметные стратеги Мясищева, уже давно распилены по очень "мудрому" договору с США, ибо оставшиеся на вооружении у России ТУ-95, прекрасно "светятся" ( восемь огромных винтов!) и видны лютому "партнёру" на его локаторах, аж за пол-тыщи вёрст. Но ближе к телу.

t63RImihhdefc9TXYWilhA9tGTJaJuSXuXWSRz0u3dPGjzGEFNI0mgk-yLgRG9S8YM0Gf5SCw10Ql8b1d0-xiw (700x468, 26Kb)

 

Основное отличие, которое бросается в глаза у нашего самолёта – удлиненная на 4,7 метров хвостовая часть и двухкилевое хвостовое оперение. Проект получил название ВМ-Т (Владимир Мясищев – Транспортный). Вот на этом фото, он делает эффектный пролёт над Тушинским полем в столице.

4076539_original (700x457, 155Kb)

Помимо удлиненного хвоста самолет был подвергнут множеству других доработок. Всё вооружение было снято, убран бомболюк. Каждая консоль крыла обзавелась дополнительным лонжероном, шасси были заменены на более мощные. Внешнюю верхнюю часть фюзеляжа оборудовали креплениями для груза. Грузы могли быть четырёх видов. Три в виде "бочек", собственно бак ракетоносителя "Энергии", и два вида грузов в обтекателях, ну и собственно "Буран", для облегчения - без киля. 

vertol4 (700x404, 70Kb)

 

Экипаж самолета составлял восемь человек, расположенных на двух уровнях (среди которых был даже инженер-наблюдатель груза). Выбор в пользу переделки бомбардировщика 3М был сделан в первую очередь из-за подходящей грузоподъемности и габаритных параметров, а также из-за достаточно высокого для подобных машин аэродинамического качества – 18. Именно последний параметр и стал решающим фактором в выборе самолета, так как внешняя «навеска» груза на фюзеляж существенно снижает его аэродинамику.

0_171821_27d26e25_XXXL (700x466, 67Kb)

 

Первый полет «Атланта» состоялся в апреле 1981 года, всего же было построено три таких самолета, два из которых совершили в общей сложности свыше 150 полетов, доставляя на космодром Байконур множество крупногабаритных грузов – частей многоразового космического корабля «Буран» и сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия».Самым тяжелым грузом для самолета, конечно стал планер «Бурана» без килевой части, масса которого составляла 50 тонн! Богатыри не вы, нынешние копировальщики западных технологий.

После того, как проект «Буран» вместе с развалом Советского Союза оказался никому не нужен, «Атланты» также стали никому не нужны. Рассматривалось несколько вариантов применения этих самолетов в разных областях, но ни один проект так и не был реализован. На всех последних авиасалонах МАКС самолет ВМ-Т «Атлант» можно увидеть в качестве экспозиции.

А вот "Буран" летит на "Мрии". Это была уже запоздалая показуха.

vtbrussia.ru_05_samolety_2 (690x463, 39Kb)

 

А так его прикрепляли и к "Руслану".

s-6t (700x466, 215Kb)

 

На Мясищеве он конечно же смотрелся иначе, но задача поставленная Родиной, была выполнена в срок.

images (294x171, 3Kb)

Вот такие мысли пришли ко мне к памятной дате, когда мы на крыше нашего ангара, впервые провожали в небо эту уникальную машину.

P.S. Пост был написан в апреле, ещё до коронавируса, но тут грядёт не шуточная "вторая волна" и как знать, увидят ли все мои "набросы" в черновиках свет. Надо поторопиться.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
Pe4nik 08-10-2020-21:13 удалить
Борь, мой тебе глубочайший респект, за то, что ты был причастен как к советской авиации, так и к космонавтике, но врать-то зачем? Ты рассчитываешь на лохов или идиотов?... 1. ВМ-Т «Атлант» был создан еще в 1982 году и никак не мог служить заменой или альтернативой "Мрии". Тем более - 2. Грузоподъемность ВМ-Т «Атлант» - 40 тонн, а "Мрии" - 225 тонн!!! Это самолеты совершенно разного класса! Даже пресловутый Ил-76 со своими 60 тоннами превосходит ВМ-Т «Атлант». Он - того же класса и ему далеко даже до "Руслана"... 3. Никто не забывал и не замалчивал самолет ВМ-Т «Атлант». Тут все дело в том, что это - узкоспециализированный "грузовик", как и Ми-10 среди вертолетов, многие ли о таких знают, кроме причастных специалистов? Тем более, что эта машина выпущена всего в 3 экземплярах, достаточных для поставленных целей перевозки ракет и их частей, и мало кто видел ее. Ну, и как-то не принято было в СССР пиарить ВПК и прочий космос... 4. То, что на Байконур "Буран" был доставлен ВМ-Т, это ни от кого не скрывалось, но и не афишировалось. Чья вина в том, что наиболее удачные кадры получились с участием "Мрии" которые и стали "каноном"? Да, она более "фотогенична", в отличие от тощего "работяги" ВМ-Т, что и послужило созданию мифов и фейков... Тем более, "Мрия" и создавалась под перевозку подобных грузов, и... (если ты действительно работал в КБ Мясищева, то не дашь соврать) под стартовую площадку проекта "Спираль". 5. То, что самолет оказался никому не нужен - это конечно же прискорбно! Но это обусловлено его спецификой, как и у других аналогичных - перевозка грузов на внешней подвеске. Не стало СССР, не стало грандиозных проектов, не стало грузов для этих проектов... Диалектика, мать ее!...
Ответ на комментарий Pe4nik # Только крохотная "Спираль", это проект более ранних лет, чем программа Буран-Энергия. Я знаком с его разработчиками, им уже за 80-т. В чем фишка ВТ-Т? Выполнение поставленной задачи партии ТОЧНО в срок! Это Мясищевская черта. Причем по затратам, вся эта история обошлась стране в десятки раз меньшими, чем славная "Мрия". И Энергия и Буран, были доставлены на Байканур одной машиной. Наше КБ + производство это было от силы 5 тыс человек. Взяли старые машины и модернизировали их так, что они сделали это! И это в параллели с другими выдающимися машинами, например "Геофизика" и ещё маленькая "Гжель". Для примера, на банальный ближнемагистральник "Суперджет" угрохали 8 миллиардов долларов. Самая дорогая в истории гражданской авиации машина. Его величество распил.
Pe4nik 10-10-2020-22:19 удалить
Ответ на комментарий Мудрый_Бодрис # Ты претендуешь на объективность??? Ну, так я тебе возражу - только последние траблы у "Бобика" вогнали его в финансовые проблемы на 18,5 ярдов, не считая будущих проблем, которые к концу года привлекут еще 12 ярдов. Итого - 30,5 миллиардов долларов только для расплаты за долбоебизм!!! Это не считая того, что аналог "Суперджета", который Бобик-737 выпускается с 1967 когда и сколько потрачено на его разработку и мудернизирование - сие тайна капиталистическая есть! И это сумма никак не меньше нонешних проблем, и уж никак не сравнимая с затратами на "Суперджет"... Уж чья бы корова мычала! ))) Насчет ВМ-Т - я жэж грю - это ниипический проект для своего времени! К сожалению - узкоспециализированный и не нашедший дальнейшего применения в нынешних условиях. Жаль, конечно, но шопаделать?... Кстати, один борт из трех находится на консервации и возможно, когда-то будет востребован. Тебя хоть это радует? "Спираль", как ты знаешь, это космический истребитель, со стартом с суборбитальной платформы. Похрен, когда он был разработан! Пока не было реальной стартовой платформы, он так и оставался проектом, а единственная стартовая платформа для него - это "Мрия", которая и была разработана в свое время. Так уж совпало, что ей довелось пересечься с проектом "Энергия-Буран". Что в этом плохого? Что на всех попсовых фотках именно "Мрия" тащит "Бурана" вместо ВМ-Т «Атлант»? Ну, как одному из разработчиков, тебе конечно обидно. Но тут обижаться надо на СМРАДы, причем совковые! А не на исторические факты. "Мрия" таскала "Буран"? Таскала! Ну и в чем проблема-то?


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Место приложения моих технических знаний - самолёт «Атлант» | Мудрый_Бодрис - Ё - моё! | Лента друзей Мудрый_Бодрис / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»