Это цитата сообщения
Мудрый_Бодрис Оригинальное сообщениеИ всё же немного истории, этого самолёта, что стал сегодня памятником.

Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 называют пиком гражданской авиации. Самолет установил множество мировых рекордов, которые держатся до сих пор, это уникальное воздушное судно остается непревзойденным образцом инженерной мысли, во многом обогнавшем свою эпоху. Но даже среди всех Ту-144, конкретно этот борт самый быстрый и необычный. Почему?
Слухайте сюда.
Тот, что сегодня устанавливают как памятник самолет Ту-144Д с бортовым номером 77114 совершил свой первый полет 13 апреля 1981 года. И я хорошо помню, его тут же перегнали из Воронежа в Жуковский. Самолет принимал участие в завершении государственных испытаний Ту-144Д. Тогда было выполнено всего 9 полетов.
И да, это тот самый Ту-144 один из двух, находящихся на территории Летно-исследовательского института имени Громова, что каждый раз вытаскивался для стояночной демонстрации на последних МАКсах.
В июле 1983 именно на этом самолете было установлено 3 мировых рекорда. Два из них – 13 июля установлен мировой рекорд скорости полета по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км с грузом 30000 кг. Достигнута средняя скорость 2031,5 км/ч. 20 июля установлен рекорд скорости и высоты полета по замкнутому маршруту протяженностью 2000 км. Получена средняя скорость 2012,2 км/ч и высота 18200 м с грузом 30000 кг.
В 1986 году самолет Ту-144Д был оборудован научно-исследовательской аппаратурой для проведения исследования радиационной обстановки в верхних слоях атмосферы в интересах института медико-биологических проблем. Полеты выполнялись до 1988 года.
27 февраля 1990 года был выполнен крайний полет самолета в варианте Ту-144Д. К этому моменту его налет составлял 82 ч 40 мин.
А дальше начинается самое интересное, в котором если честно, я "принимал участие". По договору с ТУполевцами где-то с пол-года кормил делегацию американцев в своём ресторане. О чём речь?
17 июня 1994 года был подписан контракт с NASA «О доработках самолета Ту-144Д и проведении комплекса исследований в интересах создания СПС (сверхзвукового пассажирского самолета) 2-го поколения». Главным финансистом выступила компания «Боинг». Стоимость переоборудования Ту-144 в Летающую лабораторию оценили в 14 миллионов долларов.
Вместо двигателей РД-36-51А были установлены форсированные двигатели НК-32-1, используемые на самолетах Ту-160.
Изменения коснулись мотогондол двигателей и воздухозаборников. Было усилено крыло, доработаны топливная и другие системы, изменена механизация крыла. Эти изменения повысили скорость самолета с 2,15 маха до 2,3 маха. Первый полет в новом варианте состоялся 29 ноября 1996 года.
Сегодня в салоне нет пассажирских кресел. Потому что в ходе того эксперимента он был под завязку заполнен аппаратурой, как и положено лаборатории. Забегая вперед, скажу, что сверхзвуковой пассажирский самолет 2-го поколения американцами так и не был создан. Что называется: не шмогли.
На летающей лаборатории Ту-144ЛЛ (на его борту красовалась надпись "Москва" см.фото) было выполнено 19 полетов с комплексным выполнением экспериментов, а также 8 полетов с участием летчиков-испытателей США для качественной оценки характеристик сверхзвукового самолета. Вот этих "орлов" я и кормил.

11 февраля 1998 года программа летных экспериментов на Ту-144ЛЛ была завершена. У меня был банкет. Есть фотки. В апреле 1999 года этот самолет выполнил заключительный полет в истории Ту-144. Всё - амба!
Дальнейшая история борта несколько раз грозила утратой самолета. Сначала его хотели продать за границу. Продать самолет в США помешали те самые двигатели, что так же стояли на Ту-160. Это тот, что "Белый лебедь".
После этого самолет переходил из рук в руки и едва не был распилен на металлолом. К счастью, есть еще люди, для которых судьба и история отечественной авиации дороже денег. Путем невероятных усилий этот борт удалось спасти от разрушения и оставить на территории ЛИИ. Мой давнишний дружок, лётчик-испытатель, герой России Магомет Толбоев, помню, много хлопотал по его сохранению.
Вот из него, сегодня и сделали этот "памятник". Только что и остаётся. Вновь покорить подобные вершины современные российские конструкторы очевидно не в состоянии. И не отсутствие денег у Медведева, тому виной. Уничтожена научно-техническая конструкторская школа, продуктом которой и являлся сегодняшний ресторатор - ваш покорный слуга.
Коммерческие итоги использования Ту-144.
Только два самолета из всей линейки самолётов Ту-144 осуществляли пассажирские перевозки. Хотя построено их было 17-ть. штук. За время эксплуатации этого лайнера было совершено около сотни рейсов, самолеты перевезли более 3000 людей. Однако власти быстро осознали, что использование таких технологий затратно, несмотря на то, что перевозка на Ту-144 стоила выше почти в половину, чем на обычных рейсах. Это все равно не позволяло его окупить. Рейсы совершались один раз в неделю, по четвергам, но потом и их отменили. Для примера, "Конкорд" обогнал Советский Союз на 2,5 миллиона человек! Но заграничные сверхзвуковые перевозки тоже прекратились, хотя и намного позже.
Ещё важно отметить, что дело не только в стоимости перевозок. При СССР деньги не особо считали, тем более, что все предприятия работали от затрат. Главное было "пробить фонды", то есть получить финансирование. Но это я отвлёкся...
Так вот, красавец Ту-144 оказался охиренно сложным в эксплуатации самолётом. Я говорил с механиками и заправщиками, они утверждали, что обслуживание было невероятно сложным.
Если даже рядовую топливную заправку судна нельзя было делать ни в одном гражданском аэропорту (да и на подавляющем большинстве военных тоже), так как не было оборудования азотирования и специального топлива Т-6В. Я не говорю про про остальные операции, которых ох как до хрена.
Дальше, пассажирский самолёт должен регулярно и по расписанию возить людей, с минимальными трудозатратами на обслуживание и быть надёжным и простым, как автомат Калашникова. А подготовка к вылету Ту-144 напоминала подготовку к запуску космического корабля!
К полетам на ТУ-144 были допущены только летчики-испытатели Туполева, каждый рейс ТУ-144 провожал и встречал лично министр гражданской авиации, если по каким либо причинам или в связи с плохой погодой аэропорт в городе Алма-Аты не принимал, ни на какой другой аэропорт топлива уже не хватало.
Никому не нужен был этот суперский геморрой в виде Ту-144. Только для престижу страны. От него даже командование ВВС отбрехалось, хотя туполевцы ещё долго пытались продвигать этот проект.