
Вчера произошло, можно смело сказать, историческое событие, свидетелем которого я стал вместе с такими же неравнодушными и влюблёнными в небо и авиацию людьми. В подмосковном Жуковском на въезде в наш наукоград. Если по чесноку, то в трёхстах метрах от моего бизнеса и компа, где я сейчас набиваю эти буковки, в преддверии международного авиасалона МАКС-2019 и дня города, которые пройдут в августе, установили легенду авиации СССР - советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы. Красавец Ту-144!
Спешу поделиться самыми первыми впечатлениями. Это было восхитительное зрелище! Ту-144 - это первый и один из двух в мире типов сверхзвуковых авиалайнеров, которые использовались в гражданской авиации для коммерческих перевозок. Работы по созданию сверхзвукового пассажирского авиалайнера в СССР начались в ОКБ Туполева в начале 60-х. Первый полёт Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года.
Ту-144 также является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер. Этот самолет мог садиться и взлетать в 18 аэропортах СССР. Производство самолёта было развернуто на Воронежском заводе № 64. К моменту отказа от эксплуатации было построено 16 самолётов Ту-144, 4 самолета так и не были построены.
У самолета нет ни закрылков, ни предкрылков. Снижение посадочной скорости до приемлемых значений в 350—400 километров в час осуществлялось большим углом атаки крыла и уникальным для гражданских самолётов способом: при помощи отклоняемого носка фюзеляжа и выпускаемого небольшого переднего крыла.
При переходе на сверхзвуковой режим осуществлялась сложная процедура перекачки топлива в центрирующий бак в грузовом отсеке, для компенсации смещения центра давления воздуха. В полёте на сверхзвуковой скорости рекомендовалось не пользоваться элевонами — управление осуществлялось изменением тяги двигателей.
Самолёт не имел реверса тяги двигателей, но имел мощные вентиляторы тормозов в шасси, первоначальное гашение скорости при посадке, по усмотрению командира экипажа, осуществлялось выпуском тормозного парашюта. Руководство по летной эксплуатации запрещало полёты ночью, хотя всё необходимое для этого оборудование имелось.
3 июня 1973 года Ту-144 № 77102 разбился во время показательного полёта на авиасалоне в Ле Бурже. Погибли все шесть членов экипажа (Герой Советского Союза заслуженный лётчик-испытатель М. В. Козлов, лётчик-испытатель В. М. Молчанов, штурман Г. Н. Баженов, заместитель главного конструктора инженер генерал-майор В. Н. Бендеров, ведущий инженер Б. А. Первухин и бортинженер А. И. Дралин) и 8 человек на земле. Причины катастрофы были засекречены, но имели место версии, что причиной катастрофы мог быть слишком резкий манёвр во избежание столкновения с неожиданно появившимся французским «Миражом», задача лётчика которого была сфотографировать советский Ту-144 в полёте. Снимал всё это и второй пилот из кабины Ту-144, во время пролёта "Миража" и резкого маневра "Ту", он мог упасть на приборы и штурвал, ибо был не пристёгнут. Возникшая перегрузка от этого маневра, была критична недопустима для конструкции планера самолёта и он разрушился.
Несмотря на катастрофу 1973 года, самолет принимал участие в следующих двух авиасалонах в Ле-Бурже. В 1978 году случилась еще одна катастрофа с опытным образцом Ту-144, в 1980 году во время очередного испытательного полёта произошло разрушение одного из двигателей самолета, он сел в поле и это событие я уже застал тут, в Жуковском. Тогда обошлось без погибших. Двигатели отправили на доработку. В конце 1981 года самолёт уже должен был начать коммерческую эксплуатацию, летая из Москвы в Красноярск. Однако во время наземных испытаний двигатели разрушились, полёты были вновь отложены. После смерти Брежнева отношение к самолёту у нового руководства страны изменилось. Предпочтение было отдано более простым и надежным дозвуковым аэробусам Ил-86. Помню где-то в начале июля 1983 года вышло постановление правительства о прекращении работ по Ту-144.
Такая вот история и такой вот интересный самолет. Кто из стоящих на земле у памятника сказал, что он похож на очень грустную таксу... И правда очень грустная судьба у этой легенды.
Вот так это будет выглядеть к открытию МАКСа.

1.
[700x525] 2.
[700x525] 3.
[700x525] 4.
[700x525] 5.
[700x525] 6.
[700x525]