
В нашей государственной системе, где количество депутатов голосующих за антинародные законы уже посчитано, собираются демонтировать какие-то остатки самоорганизации. Это мы уже друзья проходили, когда выдачу гвоздей на стройку электростанции, согласовывал сам Ильич. А вот сегодня же, к примеру, вот что бывает в ИТ- компаниях, когда начальник хочет управлять всем. Там люди просто начинают рассылать резюме в другие компании. (А на уровне страны, происходит массовая"утечка мозгов", счет на сотни тысяч). Самые квалифицированные уходят, остаются только те, кого никуда не возьмут. Примерно также разваливалась наши армия и наука. Это стандартный процесс! Как деградируют система понятно. Как же поднималась экономика? Например, в послевоенной Японии. Там делали кружки качества, учили руководство системному менеджменту, контролю качества. Передавали инициативу в цех. Изучали потребителя. В СССР же придумали как выше поднять знамя социалистического соревнования. Мы помним, как эти методы ударно внедрялись на ВАЗе, но ВАЗы так и остались тазиками. Тогда был сделан вывод, что у японцев особый менталитет, нам такое НЕ подходит, так как у нас менталитет... еще более особый.
А подходы всегда похожие, хоть гибкими технологиями их называть, хоть самоорганизацией. Хоть кружками качества, хоть комитетами или советами. Один из наиболее интересных вопросов, откуда возьмутся в нашей стране эффективные управленцы, да и другие системные архитекторы? Оказывается, что они должны быть владельцами той системы, которую придумывают. Тогда у них будет накапливаться экспертиза. Если же владельцами остаются какие-то инвесторы, а экспертиза к ним не прилипает, тогда вся система деградирует. В это же время централизация и вертикаль власти лишает возможности появиться новым владельцам процессов и собственниками. Все места поделены. Такая вот политэкономия.
В любом случае качественные изменения требуют внимания и не могут быть масштабированы за короткий срок. Например, если врач не знает, что при скарлатине нужно делать кардиограмму, то, как без контроля заинтересованного лица проверить его диагноз и метод лечения? А как сделать так, чтобы этих заинтересованных лиц было больше? Это сложный процесс, и он никак не связан с централизацией, скорее наоборот. Сегодняшние проблемы всем очевидны: Дети идут в сад позже 3 лет, талоны к врачу даются через 2-3 недели или через месяц, в школах не хватает учителей и классы переполнены. Как демонтаж самоуправления поможет этой ситуации? Сразу вдруг приедут врачи с квалификацией и учителя появятся. Школы перекроят свои расписания и дороги станут шире? К сожалению, изменения в компаниях идут годами, и без внятного лидерства все проекты изменений обречены на провал.
Чтобы сделать проект изменений нужно глобальное видение. Скорее всего нужен такой управленец, как Сергей Павлович Королев, а не Дмитрий Анатольевич Медведев. Это касается и коммерческих проектов и муниципальных преобразований и... государства. Хотя если масштаб большой, то можно как в истории про Ходжу Насреддина, который обещал научить разговаривать осла за 20 лет: «За двадцать лет или ишак умрет, или эмир умрет, или я умру». Вот такие наши особенности.