И так, первым городом, который мы осмотрели в Португалии был Лиссабон. Как передать свои ощущения, эмоции об этом удивительном городе? Без сомнения это один из красивейших городов Европы. Очень большой и... древний. О его древности говорит тот «неоспоримый» факт, что здесь жил и, даже был женат, Одиссей, на тогдашней владелице прибрежных территорий Диане. Увы, их брак был несчастлив. Почему? Одиссея, впрочем как и нас, сами понимаете, увлекали дальние путешествия. Да и богиня Диана была "хороша". Частенько отдыхала от "божественных" забот неподалёку от Лиссабона, на своём собственном курорте в горах Синтры. Мы там тоже побывали, но об этом позже. Дома Диана бывала редко, однако... я отвлекся от темы. Так вот, Лиссабон является, как я уже писал, одним из старейших городов мира и старейшим городом Западной Европы, на века превосходя в возрасте такие современные европейские столицы как Лондон, Париж и даже Рим. Как и наша Москва он стоит на семи холмах. Но это всё, что его с ней роднит
В первый день мы посмотрели центральные площади города: Россиу, Коммерции, Реставрации, Камоэнша и многие другие поменьше. Пешеходные улицы, смотровые площадки Сан Педру ду Алкантара, Санта Лусия, Граса, Триумфальную Арку и многие церкви и соборы. Всё это построено или восстановлено после землетрясения 1755 года. Оно было ужасным. Утром, в день всех святых, когда весь католический народ молился в церквях, жахнуло не по детски. Около 8 баллов. Пришлось отстраивать город заново. Практически за век, но португальцы справились! Особая благодарность Маркизу Де Помбалу, он организовал этот процесс просто фантастически.
Пристроив свою машинку на подземную стоянку, мы начали свою пешую экскурсию с площади Россиу. Есть такие известные русскоязычные экскурсии по столицам Европы которые начинаются на главных площадях в 15:15. Вот мы и опробовали эту фишку. Нам достался бывший гражданин Белоруссии - Александр, к которому мы заранее записались по инету и... не пожалели.
В центре площади, на мраморной колоне, высотою в 23 метра, стоит статуя короля Педру IV (он же Педру I - император Бразилии), даровавшего португальцам Конституционную хартию (документ, устанавливающий в Португалии демократические основы правления, при которых власть короля существенно урезалась), а бразильцам - независимость. Что сказать? Чувак!

Вообще-то площадь возникла на месте древнеримского ипподрома, ее история насчитывает не одну сотню лет. Расположена она в районе Байша – одном из самых колоритных и интересных мест в Лиссабоне. До 1755 года ее окружали роскошные здания в стиле мануэлино, так как весь город купался в роскоши благодаря баснословным богатствам португальских колоний. После землетрясения весь район и площадь, как я уже писал, были отстроены заново.

Как выяснилось, в городе Лиссабоне можно целый день без устали подниматься и спускаться по крутым улицам, часто переходящим в лестницы, разглядывать и фотографировать окна с цветочными горшками, крошечные балкончики. Прикольно.
Разглядывая его с различных смотровых площадок, не перестаёшь удивляться человеческой фантазии в обустройстве своего жилища в тесном городе.
В этом лабиринте улочек, запросто можно затеряться. Как они в этом разбирались без гугла, ума не приложу.
А вот яркий представитель того самого, чисто Португальского феномена - архитектурного стиля мануэлино. Стиль был назван в честь короля Португалии Мануэла Первого, прозванного Счастливым, который правил страной в звездный час ее истории, с 1495 по 1521 годы, те самые когда наступила эпоха Великих географических открытий. От Бразилии до Индии простерлись португальские владения, колониальное золото и пряности обогатили страну, повсюду, с невероятным размахом и в невиданном для того времени темпе, развернулось строительство. Дух океанских странствий питал португальское искусство. Мануэлино - стиль триумфаторов, стиль дерзких первооткрывателей, покоривших водную стихию и достигших неведомых доселе берегов. Новые континенты, - их экзотическая культура, незнакомые прежде растения, - привнесли в архитектуру удивительные мотивы. Это красивое здание на моём фото - Центральный вокзал Лиссабона.
А вот центральный пешеходный бульвар Лиссабона. В любое время года полон туристов и местных жителей. Он тянется от площади Росиу до триумфальной арки. Улица пестрит необычными атмосферными кафе и магазинами. Мостовая улицы Аугушта выложена вручную, на ней оригинальный орнамент сплетается в причудливый рисунок. Кстати, место было названо в честь португальского таксиста Аугушта Мачедо, который возил пассажиров по Лиссабону почти 70 лет. Короче таксисты рулят. Ей-ей, когда-нибудь в Москве Арбат переиминуют в... Армен. Не смейтесь!
А это, очень знаменитая в истории Португалии личность - Святой Антоний. Он был очень популярным проповедником не только у себя на родине, но и в католических церквях Италии, Бразилии, на юге Франции. Одно время его изображение можно было увидеть на купюрах португальских эскудо. Святому Антонию приписывают ряд чудес, которые он совершил при жизни. Вот, на улице Аугушта его образ представляет модный нынче способ по зарабатыванию денежек у туристов. Ольга отвалила ему с барского плеча и... получила возможность сделать совместное фото. Всё это происходило на всё той же улице Аугушта.
Холмистая местность, на которой расположен Лиссабон, всегда представляла проблему для перемещения жителей города между его нижним районом Байша и верхним Карму. Даже соседние параллельные улицы часто были связаны крутыми лестницами, регулярно преодолевать которые были в состоянии только физически развитые лиссабонцы. Попытки облегчить участь остальных жителей предпринимались с 1870-х гг.: в частности, инженер Роберто Арменио предложил мэрии проект своего рода конки, в которой пассажиров доставляли бы в верхние районы рельсовые вагончики на лошадиной тяге. Это уже потом появились знаменитые Лиссабонские трамваи - фуникулёры.
Вот Ольга с интересом осваивается среди пассажиров такого чисто Лиссабонского фуникулёрного трамвайчика.
Это конечная остановка. Подъем занял всего несколько минут. Похудевшие на пару с половиной евр наши кошельки ни о чем не сожалели. Экзотика, блин!
Вид на Лиссабон с соседней от конечной остановки трамвая, смотровой площадки. Наверное лучшей из всех.
Как видите, весь город в кранах. Строится... или реставрируется?
Не удивляйтесь, если архитектурный облик вооон того лифта Санта-Жушта покажется вам до боли знакомым — проектировал его Рауль Месньер, любимый ученик и преданный последователь Густава Эйфеля. Изящная стальная конструкция с непохожими друг на друга ярусами арок возвышается на углу улицы Ору, а ее подъемный механизм за считанные секунды доставляет жителей и туристов португальской столицы на площадь Карму, расположенную 32 м выше. Воспользоваться Санта-Жуштой стоит, во-первых, чтобы оценить инженерный гений начала 20 века, во-вторых, чтобы почувствовать себя настоящим коренным лиссабонцем, в-третьих, чтобы насладиться замечательным видом на город, открывающимся с верхней площадки лифта. Эта металлическая конструкция является также как и трамваи, частью транспортной инфраструктуры города, так как связывает две улицы города (можно сказать два района), расположенные на разном уровне. То есть подъемник(лифт) существует не только для туристических утех, но практической пользы для.
Башня Белен. Потрясающий архитектурный памятник XVI столетия, внесенный в список ЮНЕСКО. Башня была возведена в честь открытия Васко да Гамой пути в Индию, в разное время в ней располагались: оборонительный форт, пороховой склад, тюрьма, таможенный пункт. Сооружение возведено в уникальном, уже упоминавшемся мной, португальском стиле мануэлино, к сожалениию практически утраченном к XIX столетию (колониальное бабло иссякло). Фасад и интерьер башни украшены бесценными памятниками эпохи Великих географических открытий. Если разглядывать по внимательнее детали этой башни, то поражаешься вдвойне.
Погода за время нашего пребывания в Лиссабоне менялась по нескольку раз на дню. То лил тропический ливень, то выходило весеннее солнышко.
А это памятник самолёту и экипажу, впервые перелетевшему по воздуху из Португалии в Бразилию через Атлантику.
Вот на этом камне, я указываю на удивительный для скромного бипланчика по продолжительности маршрут этого исторического полёта.
С Церковью Святого Доминика мы познакомились одной из первых в нашу пешую по Лиссабону. Она расположена у подножья района Алфама на площади Толерантности. Igreja de Sao Domingos - самое большое здание в Лиссабоне 13 века. Эта церковь - символ большой жизненной силы португальцев! Много раз церковь подвергалась почти полному разрушению. В 1994г. она была открыта после разрушительного пожара 1959г. И память об этом пожаре подчёркивается в интерьере постоянной красной подсветкой базиликальных сводов. Т.е. вглядитесь, красное - это новодел. А сами стены хранят трещины и следы копоти в память о нанесённых зданию ранах. Поэтому посетители не ознакомленные с историей храма, сразу не могут понять язык его интерьера. Чуть пообвыкшись, мы - поняли!
Вот, тоже чисто португальская фишка. Любовь к рыбным консервам. Что уж там скрывать, весьма разнообразные и они классно умеют их делать. Интересно, что впервые в жизни я увидел португальские рыбные консервы ещё мальцом, в Абхазии на Санчарском перевале, в окопах немецкой дивизии "Эдельвейс", что там когда-то обосновались. Немцы (вернее австрийские егеря) как раз ими питались. Но ещё более, тут в Португалии ценится треска. Местные жители потребляют её во множестве видов и магазинчики по её продаже, в слегка солоноватом виде, здесь процветают. Говорят, что у португальцев есть тысяча рецептов приготовления этой рыбы.
Над седой равниной моря... гордо уселся на голову очередного Педро - буревестник (кстати это слово - буревестник, к нам пришло из португальского языка). Ему тут видимо удобно.
А это тоже один из символов Португалии - магазин изделий из пробки. Ну, во-первых собственно винные пробки, это оказывается их изобретение (70% мирового объема выпуска), а кроме этого, они из неё(пробки) делают замечательные сумочки, бейсболки, кошельки и проч. У нас в Сухуми тоже растёт в дендрарии пробковый дуб, так вот, чтоб вы понимали, под словом пробка, понимается всего лишь кора этого дуба. Растёт она очень долго. Как в 60-х годах прошлого века я отломил кусок этой коры от дуба, так с тех пор он всего на сантиметра два (по толщине) и вырос. Представляете?
А это тоже типичный для турбизнеса Лиссабона транспорт. Местный Тук-тук. Водители ловко управляются им на узких улочках Лиссабона. Но мы пользовали в основном такси, что бы поздними вечерами балдеть, попросив водилу поставить в приёмнике фаду. Я потом расскажу что это такое.
А это район Алфама. Уцелевший больше всех во время землетрясения. То есть это самая-самая древность столицы. Переплетение времён и культур. Этот район надо видеть, здесь надо гулять. Здесь надо любоваться азулежу и слушать Фаду. Фада, это стиль, типа наших романсов, только в печальной (минорной) тематике, такой отчаянной португальской морячки, ожидающей своего мужа из долгого плавания. Алфама - это то, что мы называем «соль земли», в данном случае, Лиссабона. Во время нашей пешей экскурсии по Алфаме (спасибо белорусу Саше) мы получили такие эмоции, которые никакая другая экскурсия с путеводителем в руках, не даст. Помпезный купол виднеющийся из глубины жилого фонда, это национальный пантеон. Красотища, да?
Вообще райончик очень симпатичный и весьма фотогеничный.
Две похожие на смотровые башни колокольни-близнецы Кафедрального собора Лиссабона видны практически из любой точки города: их приземистый и немного куцый силуэт возвышается над жизнерадостными цветными фасадами старинных особняков португальской знати. Главный храм столицы, называемый здесь лаконично — «сэ», — свидетель почти всей истории Лиссабона: некогда тут был римский храм, потом вестготская церковь, затем мечеть и, наконец, собор. Эта богатая на события судьба нашла отражение в его облике: внимательный глаз разглядит черты романского стиля, барокко, рококо, неоклассицизма и готики. Заметили? Мы, если честно, не сразу...
44.
45.
А потом мы проголодались. И был обед. Мы выбрали с Ольгой приличный рыбный ресторан, на самой пафосной улице Лиссабона. Помните? Точно - Аугушта. Неожиданно, после нашего заказа официант повязал нам (см.фото) такие слюнявчики.
И выдал спец инструмент, сродни хирургическому, среди которого были специальные щипцы и причудливые ковырялки.
Такая фишка. В этом ресторане то, что вам приготовят, можно выбрать в аквариуме. Видите того очаровательного лобстера? Так вот, именно он был нами... съеден! Да простят нас вегетарианцы.
Что характерно, сели мы предусмотрительно, по ближе к окну, что бы город видел своих героев. Не часто итоговый ресторанный чек, зашкаливает за сто евро. Но нами с улицы, пристально заинтересовались только наши коллеги - туристы, из Японии. С удивлением разглядывая как мы справляемся со всей этой спецтехникой. А зрелище надо сказать было потрясающим. Надо признать, к концу трапезы, мы все с ног до головы, да и окружающее нас пространство, были в следах борьбы с этим лобстером.
Что уж там скрывать. Вот такие незабываемые ощущения надолго заселяют копилку памяти.
19.
5.
6.
Весь первый Лиссабонский тёплый вечер, мы долго бродили по его прибрежным улочкам не веря, что ещё сегодня утром мёрзли на приаэропортной автостоянке дожидаясь шатла до Домодедовского терминала.
На следующий день с утра, у нас по плану было посещение Лиссабонского океанариума. Шел дождь. Мы уже видели нечто подобное, я имею ввиду огромные аквариумы, в Барселоне, но тут оказалась несколько иная фишка.
13.
1.
3.
4.
12.
По пути к океанариуму, совсем недалеко от снятого нами отеля, находилась знаменитая торговая площадь (Praca do Comercio). Встав рано утром, мы заметили огромное число бегунов(и велосипедистов) по приморскому бульвару. Т.е. португальцы не только пьют свой портвейн, модейру и джинжу (густая вишнёвка), но и заботятся о своём здоровье. Потрясающе!
Но ближе всё-таки к площади. Это место, с которого в 15 веке началось бурное развитие Лиссабона как отправной точки великих географических открытий. Тогда она называлась Дворцовой, так как первым строением на ней был королевский дворец Рибейра. Дальше пошло строительство порта, верфи, Дома Индии и других административных зданий, связанных с международной морской торговлей, и это дало толчок развитию этого района у реки. Близость к воде и погубила Дворцовую площадь — во время землетрясения ее постройки были буквально сметены подземными толчками и шквалом воды.
После землетрясения площадь была отстроена в духе Просвещения - вычурный дворец восстанавливать не стали, а сама площадь приобрела симметричные очертания. Тогда же она была переименована в Торговую, и все ведомства экономической направленности «перебрались» в новые здания на площади.
В 1775 году на площади был торжественно открыт единственный в Лиссабоне памятник королю Жозе I, при котором произошли наводнение 1755 года и восстановление Лиссабона. Вот я пристально изучаю морской горизонт в ожидании кораблей из Индии. Но они пришли только через три года после своего отплытия, хоть и не все, но чертовски прославили Португалию.
Надо сказать, что площадь напоминает не только о страшном наводнении в XVIII веке, но и о цареубийстве века XX: 1 февраля 1908 года карета предпоследнего короля Португалии Карлуша I была расстреляна активистами Республиканской партии. Во время покушения король погиб на месте, его наследник Луиш Филипе был смертельно ранен, а принц Мануэл, будущий последний король Португалии, был ранен в руку
Площадь считается одной из самых красивых в Европе. Она находится на берегу реки, где раньше стоял дворец Рибейра, разрушенный землетрясением (именно поэтому второе название места – Дворцовая площадь). Несколько столетий назад Праса-ду-Комерсиу была парадными воротами Лиссабона. Отсюда торжественно уходил в плавание Васко Да Гама. Сюда приставали корабли с богатствами, вывезенными из португальских колоний, и прибывали королевские делегации. О былой славе свидетельствуют величественные монументы и строгие административные здания. Мы сполна прониклись историчностью этого места. Ещё-бы, помимо бразильских алмазов, сюда впервые причалили: картошка, помидор, табак и кукуруза

Кстати, а вы знаете, что слова «альбатрос», «фетиш», «кобра», «москит», «зебра», «альбинос», «командир», «банан» и многие другие имеют португальское происхождение?
Чтобы как-то уравновесить гламурный стиль поста, размещаю фото о жилище лиссабонского бомжа.
Каждый путешественник (если он, конечно, не слепой) во время визита в Португалию отмечает одну характерную особенность: яркую облицовку многих зданий. Керамической плиткой украшены фасады и интерьеры домов, соборов, ресторанов, магазинов и даже станций метро. Эта плитка под названием "азулежу" - настоящий символ страны.
Вот, я читаю отче наш на португальском. Ничего сложного: "Гдеужнамужвыйтизамуж, я и такуждамужвамуш."
В переводе с португальского "azulejo" означает гладкий полированный камень. Слово, как и традиция, пришло с Востока, от мавров. Так, арабское "аз-зулайдж" — это "камешек". Первые азулежу появились у арабов еще в XV веке, их рисунок был зачастую геометрический. К сожалению, самых древних образцов сохранилось крайне мало.
Позже мавры привезли традицию азулежу на Пиренейский полуостров, где она приобрела новые черты и, как цветок лотоса, распустилась именно в Португалии. Уже с XVI века португальцы начали производить собственные изразцы, а к XVIII стали настоящими рекордсменами по производству плитки в Европе. Кстати, голубую и белую плитку этого времени многие ценители считают самой тонкой.
Вообще, традиционная азулежу представляет собой обожженную и глазурованную расписанную глиняную плитку, чаще всего квадратной формы, как правило, размером 14х14 см. Классический португальский изразец выполнен в голубых и синих тонах. Но со временем добавилось богатство оттенков, на картинах стали появляться сюжеты, бытовые и религиозные, животные, а не просто орнаменты. Всё это мы могли осмотреть в национальном музее азулежу в Лиссабоне, который входил во второй день нашего освоения Лиссабона.
4.
Стоит отметить, что несколько столетий азулежу считалось исключительно "удовольствием для богатых". Но после того, как в середине XIX века массовое промышленное производство плитки достигло огромных масштабов, ей стали украшать буквально каждый угол. Некоторые путешественники удивляются, попадая в какое-то скромное жилище и видя стену, богато декорированную ярким азулежу.
Кстати, хозяева декорируют свои жилища изразцами не только красоты ради, но и из практических соображений. Дело в том, что азулежу летом отлично сохраняет прохладу, а зимой защищает от сырости, не плесневеет и хорошо очищается... дождём.
6.
3
4.
И тут под вечер, как Остапу Бендеру, нам несказанно повезло. Именно в Лиссабоне, недалеко от помпезного монумента первооткрывателям, мы обнаружили удивительную передвижную выставку знаменитого графика Эшера.
Наиболее понравившиеся гравюры, я сфоткал
Прямо скажем: его парадоксальная геометрия завораживает.
С живым участием.
Постепенно дело шло к вечеру. Удивительных два дня, посвященных по нашим планам осмотру Лиссабона, подходили к концу.
На вечерней зорьке стал изумительно смотреться мост 25 апреля. Кстати заметили, что это копия "Золотого" из Сан Франциско? Так португальские городские власти сэкономили на технической документации к мосту. Да и и статуя Христа, тоже копия бразильского памятника, что стоит над Рио Де Жанейро.

Вот она - сразу за мостом.

Территориально это уже не Лиссабон, а город Алмада. На Христе есть тоже смотровая площадка. Чтобы подняться на самый верх, придётся купить билет за 5 евро. Но оно стоит того. Вид со статуи - потрясающий!

На следующее утро мы зарядили навигатор нашего авто, курсом на мыс Рока. Это самая западная континентальная точка Европы. Сакральное место. О чем и будет следующий пост.