Этот пост идёт у меня под рубрикой "Встреча с интересными людьми". Да-да, я видел эту энергичную старушенцию живьём, вот как вас - на расстоянии вытянутой руки, правда уже в возрасте 99 лет в Питере. В 2001 году это было. Тогда на встрече с ней обещали показать два её фильма: "Триумф воли" и "Олимпию". Первый, в бывшем под немецкой блокадой Ленинграде, властьимущие показывать запретили. Ну и правильно. Это типа как хором читать "Маин капф", поэтому на встрече мы смотрели её второй знаменитый фильм - "Олимпию". Питер я тогда проезжал случайно. Транзитом перегонял из Германии подержанную тачку для дружка. И вот - такое везение. Вероятность того, что она (Лени) когда-нибудь посетит Россию, не превышала вероятностей падения тунгусского метеорита или столкновения Титаника с айсбергом, но, как и в двух предыдущих случаях, это произошло! Вероятность того, что она окажется от меня на расстоянии вытянутой руки, вообще - исключалась полностью.

В апреле 1934 года Гитлер поручил Лени Рифеншталь съёмки картины «Триумф воли», ещё одного фильма о «съезде единства и силы» НСДАП. Для этого она основала даже производственную компанию «Reichsparteitagfilm GmbH». Как и «Победа веры», фильм финансировался самой НСДАП. Гитлер догадался, что такой фильм должен снимать не партийный функционер, а художник, и это было настоящее полнометражное кино о нацистах, в котором художественный образ Гитлера был впервые предъявлен миру. Картина пользовалась популярностью, и что уж там скрывать, «Триумф воли» заставил идти за фашистами тысячи людей.

О «Триумфе воли» Рифеншталь говорила, что она хотела создать не хронику, не репортаж, а «художественный фильм»: «Это не отвечает ни героическому стилю, ни внутреннему ритму реального события. Его должен ощутить, подчинить своему движению и передать художественный фильм. Внутреннее понимание задачи само по себе выдвигает такое понятие, как художественное решение. Ещё нигде в мире государство не занималось в такой степени вопросами кино. Это его лицо, которое обращается к нам, его фюрер и его соратники. Весь народ узнает в нём самого себя». Эти слова были для Рифеншталь также программой монтажа фильма. Она создала кинематографическую симфонию движения, в которой Гитлер является главным исполнителем даже в том случае, когда его нет на месте событий. Ритм и движение используются при этом в качестве художественных принципов организации киноматериала, чтобы вызвать у зрителя эмоциональную реакцию и впечатление личного непосредственного участия в партийном съезде».
Следующий фильм «Олимпия», снятый Рифеншталь, и посвященный берлинским Олимпийским играм 1936 года, был еще более грандиозным. Нужно было снимать выступления всех спортсменов, каждый момент состязаний. До начала съемок она несколько месяцев учила операторов, для каждого из них были подобраны или изготовлены на заказ камеры и объективы. Придумывались необычные ракурсы: одна камера запускалась на воздушном шаре, другая - для съемки бегунов - вмонтировалась в движущийся механизм, третья приспосабливалась для съемки одновременно в воде и над водой, около площадки для прыжков в высоту рыли яму для оператора. Отснято было 400 километров пленки, просмотр материала занял два с половиной месяца. Рифеншталь сама монтировала фильм почти два года. «Олимпия» вошла в десятку лучших фильмов мира. И техника, и способы съемки, опробованные в «Олимпии», стали классическими и использовались потом неоднократно.
Картина дарит ей и славу, и бурный, но кратковременный роман с американским олимпийцем. Я не умею писать так чувственно, поэтому лучше предоставлю слово ей самой: "Моррис спустился со ступенек и подошел ко мне. Я протянула ему руку и поздравила. Тут он обнял меня, одним движением рук распахнул блузку и поцеловал в грудь - прямо на стадионе, перед сотней тысяч зрителей. Сумасшедший, подумала я, высвободилась из объятий и побежала прочь. Но меня преследовал его странный взгляд… я вообразила, что он - тот мужчина, за которого я могла бы выйти замуж. Я совершенно потеряла голову... Мне еще никогда не доводилось испытывать такой страсти», - пишет она в своих воспоминаниях.
Когда Рифеншталь арестовали и обвинили в пособничестве нацизму, она отвечала, что просто снимала документальное кино. Реально она была приговорена к четырем годам лагерей. Отсидела - три. Позже у этой женщины, обладавшей фантастической волей и жизнестойкостью, хватило мужества начать жизнь сначала.
Так что после тюрьмы у неё начинается её новый этап, уже как актрисы связанной с альпинизмом. У Лени не было страха высоты, а в кино в то время не было дублеров, она сама лазала по скалам, и танцевала в случае необходимости на камнях босиком. Режиссёр Штернберг хотел сделать из нее такую же звезду, какую он сделал из Марлен Дитрих, но Рифеншталь отказалась. При этом Марлен жутко ревновала ее к Штернбергу и как-то, со слов Лени, на одной из репетиций с истинно немецким юмором приспустила штаны и показала Лени голый зад. «Марлен, не будь свиньей!» – одернул ее Штернберг.



Позже, с 1962-го по 1977-й годы она с фотоаппаратом не один раз пересекала нубийскую пустыню, запечатлевая на плёнку жизнь нубийских племён. В 1973 году в свет вышел ее фотоальбом «Нубийцы — люди, будто пришедшие с другой звезды», а в 1976 году следующий фотоальбом «Нубийцы из племени Кау». Дальше я помолчу, а вы полюбуйтесь её работами.

Именно Лени Рифеншталь открыла нубийские племена центрального Судана для широкой публики во всем мире — после её фоторепортажей об их жизни ими заинтересовались не только журналисты, но и антропологи и историки.


2.

















23.















Новые проекты Рифеншталь реализовать не удавалось отчасти в силу её нацистского прошлого, отчасти в силу крупных денежных затрат, которые на них требовались. Все это привело к тому, что Лени Рифеншталь прекратила заниматься кино и увлеклась фотосъемкой.
У Рифеншталь так не было детей, о чём она сожалела. «Только под водой я по-настоящему счастлива, - говорила Рифеншталь. - Боль уходит, и я становлюсь другим человеком. Даже акулы не могут остановить меня».
В возрасте 71 год в 1974 году Рифеншталь впервые совершила погружение с аквалангом и камерой для подводной съёмки. Всего за последние три десятилетия своей жизни она совершила более двух тысяч погружений, а результатом её многолетней работы стали фотоальбомы «Коралловые сады» и «Чудо под водой», а также документальный фильм «Подводные впечатления». Несмотря на свой возраст и серьезные травмы, полученные ранее при катании на лыжах, Рифеншталь до последних дней продолжала активно заниматься дайвингом. Чтобы инструктор в школе подводного плавания выдал ей аттестат на право пользования аквалангом, Лени даже подделала свидетельство о рождении, уменьшив свой возраст на 20 лет.





