• Авторизация


ТРИУМФ ТАЛАНТА? ЛЕНИ РИФЕНШТАЛЬ. 28-02-2018 20:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 24046748_default_riefenstahl_africa_interv_02_0706281504_id_60415 (480x522, 60Kb)Этот пост идёт у меня под рубрикой "Встреча с интересными людьми". Да-да, я видел эту энергичную старушенцию живьём, вот как вас - на расстоянии вытянутой руки, правда уже в возрасте 99 лет в Питере. В 2001 году это было. Тогда на встрече с ней обещали показать два её фильма: "Триумф воли" и "Олимпию". Первый, в бывшем под немецкой блокадой Ленинграде, властьимущие показывать запретили. Ну и правильно. Это типа как хором читать "Маин капф", поэтому на встрече мы смотрели её второй знаменитый фильм - "Олимпию". Питер я тогда проезжал случайно. Транзитом перегонял из Германии подержанную тачку для дружка. И вот - такое везение. Вероятность того, что она (Лени) когда-нибудь посетит Россию, не превышала вероятностей падения тунгусского метеорита или столкновения Титаника с айсбергом, но, как и в двух предыдущих случаях, это произошло! Вероятность того, что она окажется от меня на расстоянии вытянутой руки, вообще - исключалась полностью.

Тем не менее это произошло! Хотя 99-летняя Лени могла бы позволить себе тогда отказаться от визита в Россию, чтобы поберечь силы. Она только-только успела подлечиться после авиакатастрофы. Летела на вертолете в Судан. Это, если помните - Африка. Что-то не сработало. У вертолета отломилась лопасть, машина рухнула на землю с высоты 15 метров...Приземлились, можно сказать, удачно. Ушибы, переломы ребер – могли бы напугать и молодую женщину, но только не Лени. Да она сама во время съемок в ледниках Гренландии научилась управлять самолетом и сажала его на настоящий айсберг. Ребра - это такой пустяк!
Но, ближе к телу. Родилась Лени в августе, умерла в сентябре и прожила в общей сложности сто один год... Без сомнения, Лени Рифеншталь - одна из самых неоднозначных и загадочных фигур ХХ века... Она стремилась объять необъятное и становилась то жертвой, то победительницей. Ей приписывали романы, которых, возможно и не было. Самое пикантное - ей покровительствовал сам Адольф Шикльгрубер (в миру - Гитлер).
Годы спустя в одном из интервью она скажет, что повстречай она Адольфа сегодня, заколола бы его собственной рукой, но с болью утраты, как если бы стала убийцей собственного сына. Кстати детей у Лени так не было, как она могла сравнивать? Всю жизнь она яростно отрицала свою причастность к фашизму. «Все, что я делала, я делала ради искусства», - говорила она.
Женщина железной воли и абсолютного таланта, первая среди равных, последняя среди ровесников...
Вот её ранний портрет. Согласитесь - истинная арийка...
31722_kinonetua (441x700, 141Kb)
 
 
Но вернёмся к теме. В 1932 году Лени попадает на выступление Адольфа Гитлера в берлинском Дворце Спорта, атмосфера митинга и красноречие фюрера завораживают Рифеншталь, как впрочем, и подавляющее большинство немцев. «Хотя многого я не понимала, речь Гитлера оказала на меня колдовское воздействие. Слушателей словно оглушила барабанная дробь, и все почувствовали, что находятся во власти этого человека». Под впечатлением она пишет Гитлеру восторженное письмо. Оказывается и он знает о существовании Рифеншталь. И это не удивительно.

В апреле 1934 года Гитлер поручил Лени Рифеншталь съёмки картины «Триумф воли», ещё одного фильма о «съезде единства и силы» НСДАП. Для этого она основала даже производственную компанию «Reichsparteitagfilm GmbH». Как и «Победа веры», фильм финансировался самой НСДАП. Гитлер догадался, что такой фильм должен снимать не партийный функционер, а художник, и это было настоящее полнометражное кино о нацистах, в котором художественный образ Гитлера был впервые предъявлен миру. Картина пользовалась популярностью, и что уж там скрывать, «Триумф воли» заставил идти за фашистами тысячи людей.

img_ddf4640857c6781ee6b4accc7a5c33ff_2_700x600 (700x523, 88Kb)

О «Триумфе воли» Рифеншталь говорила, что она хотела создать не хронику, не репортаж, а «художественный фильм»: «Это не отвечает ни героическому стилю, ни внутреннему ритму реального события. Его должен ощутить, подчинить своему движению и передать художественный фильм. Внутреннее понимание задачи само по себе выдвигает такое понятие, как художественное решение. Ещё нигде в мире государство не занималось в такой степени вопросами кино. Это его лицо, которое обращается к нам, его фюрер и его соратники. Весь народ узнает в нём самого себя». Эти слова были для Рифеншталь также программой монтажа фильма. Она создала кинематографическую симфонию движения, в которой Гитлер является главным исполнителем даже в том случае, когда его нет на месте событий. Ритм и движение используются при этом в качестве художественных принципов организации киноматериала, чтобы вызвать у зрителя эмоциональную реакцию и впечатление личного непосредственного участия в партийном съезде».

Следующий фильм «Олимпия», снятый Рифеншталь, и посвященный берлинским Олимпийским играм 1936 года, был еще более грандиозным. Нужно было снимать выступления всех спортсменов, каждый момент состязаний. До начала съемок она несколько месяцев учила операторов, для каждого из них были подобраны или изготовлены на заказ камеры и объективы. Придумывались необычные ракурсы: одна камера запускалась на воздушном шаре, другая - для съемки бегунов - вмонтировалась в движущийся механизм, третья приспосабливалась для съемки одновременно в воде и над водой, около площадки для прыжков в высоту рыли яму для оператора. Отснято было 400 километров пленки, просмотр материала занял два с половиной месяца. Рифеншталь сама монтировала фильм почти два года. «Олимпия» вошла в десятку лучших фильмов мира. И техника, и способы съемки, опробованные в «Олимпии», стали классическими и использовались потом неоднократно.

Картина дарит ей и славу, и бурный, но кратковременный роман с американским олимпийцем. Я не умею писать так чувственно, поэтому лучше предоставлю слово ей самой: "Моррис спустился со ступенек и подошел ко мне. Я протянула ему руку и поздравила. Тут он обнял меня, одним движением рук распахнул блузку и поцеловал в грудь - прямо на стадионе, перед сотней тысяч зрителей. Сумасшедший, подумала я, высвободилась из объятий и побежала прочь. Но меня преследовал его странный взгляд… я вообразила, что он - тот мужчина, за которого я могла бы выйти замуж. Я совершенно потеряла голову... Мне еще никогда не доводилось испытывать такой страсти», - пишет она в своих воспоминаниях. 5f2c11759dab3eadc21625e151a6be91 (629x464, 107Kb)

В апреле 1945 года Лени Рифеншталь арестовали и обвинили в пособничестве нацизму. И хотя суд снял с нее обвинение в пропаганде фашизма, три года она провела-таки в лагере. Все бывшие заслуги стали темой для обвинения. Те, кто еще недавно восхищались, рукоплескали, вручали премии и награды, отвернулись от нее. Если бы Лени покаялась, как многие другие, ее жизнь могла сложиться иначе, но она до конца верила в свою невиновность или хотела верить... Находясь на самом пике режиссерских возможностей, она не может работать. На ней – клеймо пособницы фашизма.

Когда Рифеншталь арестовали и обвинили в пособничестве нацизму, она отвечала, что просто снимала документальное кино. Реально она была приговорена к четырем годам лагерей. Отсидела - три. Позже у этой женщины, обладавшей фантастической волей и жизнестойкостью, хватило мужества начать жизнь сначала.

Так что после тюрьмы у неё начинается её новый этап, уже как актрисы связанной с альпинизмом. У Лени не было страха высоты, а в кино в то время не было дублеров, она сама лазала по скалам, и танцевала в случае необходимости на камнях босиком. Режиссёр Штернберг хотел сделать из нее такую же звезду, какую он сделал из Марлен Дитрих, но Рифеншталь отказалась. При этом Марлен жутко ревновала ее к Штернбергу и как-то, со слов Лени, на одной из репетиций с истинно немецким юмором приспустила штаны и показала Лени голый зад. «Марлен, не будь свиньей!» – одернул ее Штернберг.
741151-fotografii-iz-22 (571x700, 220Kb)

 
Фанк приступает к съемкам, но в отличие от других режиссеров, он работает не в павильоне среди декораций, а на натуре, то есть в горах. И там, среди скал и снежных вершин, как эдельвейс расцветает талант Рифеншталь - актрисы. Ее физическая подготовка и азарт позволяют очень быстро освоить горные лыжи, альпинистские навыки и профессию скалолаза. Легкость и грация, с которой Лени выполняет сложные горные трюки, вызывают восхищение съемочной группы, а в последствии - зрителей. Но это только внешняя сторона. На самом деле во время съемок несчастья преследовали и Лени, и всю группу. Режиссер, посчитав количество переломов и менисков, пришел в ужас и признал проект проваленным. Он сбежал в Берлин, тогда Лени сама взяла в руки камеру и отсняла 600 метров... Когда Фанк это увидел, он не поверил своим глазам! Лени спасла фильм! Оставалось закрепить знания в отделе копирования, где Лени освоила работу с пленкой и монтажом
 

«
28936213445_29daaf9813_b (700x466, 143Kb)

 

08cbde0efa7cb43c401cf2d146dfbe12 (500x498, 157Kb)


В жизни её спасает железная воля. Казалось бы, все пути перекрыты, но она не отчаивается. В возрасте 52 лет серьезно увлекается фотографией и предпринимает новые попытки вернуться в кинематограф. За один только 1955 год Лени начинает пять новых проектов, но не один из них не удается довести до финала. Для Старого и Нового света она просто не существует. В 1956 году она впервые посетила Африку. А уже в 1962 году Рифеншталь организует экспедицию в Судан.

Позже, с 1962-го по 1977-й годы она с фотоаппаратом не один раз пересекала нубийскую пустыню, запечатлевая на плёнку жизнь нубийских племён. В 1973 году в свет вышел ее фотоальбом «Нубийцы — люди, будто пришедшие с другой звезды», а в 1976 году следующий фотоальбом «Нубийцы из племени Кау». Дальше я помолчу, а вы полюбуйтесь её работами.

0_145c63_345569_XXXL (1) (700x469, 376Kb)

Именно Лени Рифеншталь открыла нубийские племена центрального Судана для широкой публики во всем мире — после её фоторепортажей об их жизни ими заинтересовались не только журналисты, но и антропологи и историки.

1470487122139310011 (570x456, 321Kb)



1470488054125948172 (530x700, 473Kb)




2.
0_145c77_f0dcfaa7_XXXL (537x700, 274Kb)



0_145c4b_3a0587b7_XXXL (1) (481x700, 269Kb)


0_145c4c_93cfd918_XXXL (450x700, 338Kb)


0_145c5d_161980f0_XXXL (508x700, 451Kb)


0_145c5e_91d108a9_XXXL (478x700, 372Kb)

0_145c6d_345ff680_XXXL (481x700, 398Kb)




0_145c6f_38066ce1_XXXL (700x466, 315Kb)



0_145c7a_8028f0b7_XXXL (511x700, 353Kb)



0_145c7b_5352d92b_XXXL (466x700, 399Kb)



0_145c7c_2b10f77b_XXXL (537x700, 444Kb)


0_145c7d_da6e8c8b_XXXL (466x700, 561Kb)


0_145c48_f56b485a_XXXL (1) (511x700, 440Kb)


0_145c49_e1a1ef51_XXXL (1) (510x700, 458Kb)


0_145c50_a11a0c9c_XXXL (700x536, 332Kb)



0_145c52_350455ec_XXXL (465x700, 387Kb)


0_145c53_3a429c92_XXXL (700x464, 364Kb)

 


0_145c54_2c20bd08_XXXL (1) (700x461, 332Kb)



23.

0_145c60_77b57c95_XXXL (477x700, 357Kb)


0_145c62_9fcbbbbf_XXXL (700x465, 374Kb)



0_145c65_c5ba7068_XXXL (465x700, 326Kb)


Nuba_6 (500x669, 230Kb)

0_145c66_499a1ee8_XXXL (479x700, 380Kb)



0_145c67_5a0f0da_XXXL (476x700, 375Kb)




0_145c69_388e2525_XXXL (477x700, 312Kb)


0_145c72_d1ffd64c_XXXL (465x700, 327Kb)


0_145c79_f31c9014_XXXL (700x504, 412Kb)



0_145c80_aefd7eda_XXXL (508x700, 466Kb)


0_145c82_9cbad583_XXXL (700x466, 419Kb)


0_145c83_a8959278_XXXL (526x700, 310Kb)



0_145c84_833100be_XXXL (475x700, 507Kb)



0_145c86_508be2bc_XXXL (537x700, 314Kb)




0_145c88_6f2e4a0a_XXXL (700x543, 432Kb)


 



 

 

Новые проекты Рифеншталь реализовать не удавалось отчасти в силу её нацистского прошлого, отчасти в силу крупных денежных затрат, которые на них требовались. Все это привело к тому, что Лени Рифеншталь прекратила заниматься кино и увлеклась фотосъемкой. 



 


 

У Рифеншталь так не было детей, о чём она сожалела. «Только под водой я по-настоящему счастлива, - говорила Рифеншталь. - Боль уходит, и я становлюсь другим человеком. Даже акулы не могут остановить меня».

В возрасте 71 год в 1974 году Рифеншталь впервые совершила погружение с аквалангом и камерой для подводной съёмки. Всего за последние три десятилетия своей жизни она совершила более двух тысяч погружений, а результатом её многолетней работы стали фотоальбомы «Коралловые сады» и «Чудо под водой», а также документальный фильм «Подводные впечатления». Несмотря на свой возраст и серьезные травмы, полученные ранее при катании на лыжах, Рифеншталь до последних дней продолжала активно заниматься дайвингом. Чтобы инструктор в школе подводного плавания выдал ей аттестат на право пользования аквалангом, Лени даже подделала свидетельство о рождении, уменьшив свой возраст на 20 лет.

 
 
Leni-Riefenstahl-6 (474x700, 271Kb)


160150706 (700x560, 437Kb)

7.

160150710 (526x428, 216Kb)




 
В 2002 году Рифеншталь работала над фильмом «Подводные впечатления». В этом же году Лени Рифеншталь праздновала свой столетний юбилей в кругу множества звёзд и вновь посетила Россию.


8 сентября 2003 года, через две недели после своего 101-го дня рождения, Лени Рифеншталь скончалась в своём собственном доме в городке Пёкинг на Штарнбергском озере. Её спутник жизни (да вообще-то реально - муж), 61-летний кинооператор Хорст Кеттнер, до самого последнего мгновения не отходил от неё. Когда-то он увидел объявление Рени о поиске партнера по фото-путешествию в Африку. Без оплаты. И... тут же согласился.РҐРѕСЂСЃС‚ Кетнер. (395x260, 75Kb)
 

  Он был тогда минуточку(!) на 40 лет её моложе. Пара была потрясающая. Недели две назад, умер и он..
Leni11 (462x590, 123Kb)
 
Запомним её такой...
leni-riefenstahl-1 (514x700, 269Kb)
 
 
По правде говоря, среди женщин фотографов, определённо гениальными можно назвать только трёх: Вивиан Майер, Ани Лейбовиц и Лени Рифеншталь. Этим постом я исчерпал весь этот список.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (5):
nnadink 28-02-2018-21:20 удалить
"Неисповедимы пути..." Я села за ноут усталая и не в настроении... читать про известную мне давно Лени Рифеншталь ни сил, ни желания не было... Но) Непостижимым образом, "зацепило" и вытянуло наверх несколько кадров, несколько фраз. Спасибо, Борь)
Ответ на комментарий nnadink # Ты знаешь, этот пост провалялся у меня в черновиках несколько лет. Фигура очень не однозначная. Я её не воспринимал от слова совсем. В студенчестве я вёл с дружком в нашей общаге в ХАИ - киноклуб. Была возможность заказывать с Харьковского кинохранилища любые(!!!) фильмы. Когда-то с папанькой с придыханием я смотрел Ромовскую документальную ленту "Обыкновенный фашизм". Тут я её с ностальгии "выписал" и, оснастив своим вступительным словом, показал ребятам. Она меня (в смысле лента) потрясла. Уже потом я узнал, что Ром в основу своей картины положил именно кадры Лени (из "Триуфа воли"). Потом шли годы... и вот Питер. Живая Рифеншталь. Я всех этих подпевал власти, типа Михалкова, Кончаловского, как людей - на дух не переношу. Мне Макаревич и Ахеджакова ближе. Но некоторые ленты их смотрю с удовольствием. Так и с Рифеншталь. Тут в новостной ленте пробежало, что умер её верный оруженосец Хорст Кетнер, проживший с ней от своих 20-ти лет до 60-ти с лишним. И я решил свои архивы опубликовать-таки. Я без ума от её африканских зарисовок.
volynko 01-03-2018-20:56 удалить
Мудрый_Бодрис, меня фотографии так же впечатлили. Судьба и история ее жизни впечетляет. Спасибо за пост.
Ответ на комментарий volynko # уважением отношусь к ней, как к талантливому и одаренному творческому человеку. Но тут - ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ. Так классно воспеть нацизм, что... нельзя не залюбоваться. Поэтому отделив мух от котлет, сделал акцент на африканский период. А он и вправду восхитителен.
volynko 13-03-2018-18:04 удалить
Ответ на комментарий Мудрый_Бодрис # «Мемуары» Лени Рифеншталь (1902–2003), впервые переводимые на русский язык, воистину, сенсационный памятник эпохи, запечатлевший время глазами одной из талантливейших женщин XX века. Танцовщица и актриса, работавшая в начале жизненного пути с известнейшими западными актерами, она прославилась в дальнейшем как блистательный мастер документального кино, едва ли не главный классик этого жанра. Такие ее фильмы, как «Триумф воли» (1935) и «Олимпия» (1936–1938), навсегда останутся грандиозными памятниками «большого стиля» тоталитарной эпохи.https://www.e-reading.club/book.php?book=1016802 Талантливые люди всегда оставляют в истории свой след.


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ТРИУМФ ТАЛАНТА? ЛЕНИ РИФЕНШТАЛЬ. | Мудрый_Бодрис - Ё - моё! | Лента друзей Мудрый_Бодрис / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»