Ежегодно Ангкор посещает около 2 миллионов человек. В этом году и я пополнил эту статистику и... ни чуточки не пожалел! Я вам скажу - оно того стоило!
О чём речь? Здесь(в Камбодже), на относительно небольшой территории, расположено более тысячи храмов, размерами от слегка различимой груды камней, до поражающего воображение (кстати - восстановленного) Ангкор-Вата - крупнейшего религиозного сооружения на Земле(!), по площади, между прочим - большего чем Ватикан!
Ангкор - самый большый город доиндустриальной эпохи. Его площадь составляла 1000 квадратных километров и здесь тогда жило и прокармливалось отличным урожаем риса (три раза в год!) и рыбой из соседнего озера, около 1 миллиона человек. Для сравнения, вторым по величине городом той эпохи был город Тикал, расположенный на территории современной Гватемалы, построенный цивилизацией Майя. Его размер был около 100 квадратных километров, то есть в 10 раз меньше. Сегодня Ангкор это символ Камбоджи. На его флаге изображен как раз этот контур, что у меня на фото, сделанном на закате. Вообще, здешние закт и восход, хитрецами из камбоджийской туриндустрии, искусственно фетишизирован. Тысячи туристов ЕЖЕДНЕВНО(!) мечтают встретиьть этот восход солнца на фоне Анкора и так же ревностно проводить его за горизронт. Всё это неистово фиксируется на цифру. Смотрите!
Инфа из Википедии Та Прум[1], кхмер. តាព្រហ្ម [taː prum], «предок Брахмы») — храм в Ангкоре, построен Джайяварманом VII в честь своей матери, которую он отождествлял с Праджняпарамитой (матерью всех божеств и богиней «совершенной Мудрости»). занимает площадь 180 акров. Был освящён лично Джайяварманом VII в 1186 году.
Из надписи, хранящейся в Бюро консервации памятников Ангкора: «На территории храма проживало 12 640 человек, в нём служило 18 верховных жрецов, 2 740 священнослужителей, 2 232 прислужника и 615 танцовщиц. Храму подчинялось 3 140 деревень (пхум), с населением в 79 365 человек и 102 больницы».
Храм был умышленно оставлен на милость джунглям. По Ф. Штерну, храмовый комплекс состоял из 39 прасатов, 566 каменных и 288 кирпичных сооружений, в которых помещалось 260 статуй богов, помимо изваяний матери Джайявармана.
Приехав к священному храму ранним-ранним утром, мы (как и тысячи других иностранных туристов) замерли в ожидании рассвета. Согласитесь, мистический момент. Предварительно, на пару дней действия, принято покупать билет - пропуск. Стоит такое удовольствие двадцать баксов. На нём ваше фото. Без билета - никуда. Один парень потерял, пробиться к объектам - бесполезно.
Рассвет. Почему-то все норовят снять этот момент себе на память.
Если честно, то со стороны, сей феерический ажиотаж мне был не объясним.
Хотя и мы успешно к нему (ажиотажу) присоеденились и ранним утром крайнего января, в толпе страждущизх, встали перед величественным Ангкор-Ватом.
Вот оно.. свершилось!!! Солнце (как ему и положено) медленно взошло за храмом, отражаясь в пруду, на фоне розовых лотосов.
Расстояние между храмами в Ангкоре приличное. Окружающая местность там - абсолютно плоская. Многие берут на прокат велосипеды, но практичнее всё же, переезжать от точки к точке на тук-туке. Эдакая повозка, запряженная не коняшкой, а... лёгким мотоциклом.
Не торопясь переезжая между храмами, мы любовались окрестностями.
Что любопытно, храмы Ангкора построены без применения цемента и каких-либо других связующих материалов. Каменные блоки в них сцеплены по принципу замка. Поэтому, обычно применяется следующий способ их реставрации: сначала строение очищают от растительности. Надо признать, это очень трудоемкий процесс, так как корни деревьев вросли и переплелись с камнями. На удаление одного большого дерева уходит в среднем четыре месяца. Беспорядочно валяющиеся обрушившиеся блоки разбирают и фотографируют. Также частично разбирают и остатки ещё стоящих стен. Полученную таким образом информацию обрабатывают при помощи специальных компьютерных программ. Компьютер по форме вырезанных на блоках «замков» и фрагментов резьбы воссоздает изначальное взаимное положение этих блоков. Потом сооружение заново собирают из оригинальных блоков и новых, изготовленных взамен утраченных из такого же песчаника... Каково?
Ангкор известен еще тем, что Киплинг написал свою «Книгу джунглей» о Маугли после посещения этого храмового комплекса, а также именно здесь снимался фильм Лара Крофт: Расхитительница гробниц, с Анжелиной Джоли в главной роли.
Теперь немного истории. Не буду врать, я готовился:
Легенда гласит, что храм был построен в XI веке, правителем города Ангкор, Сурьяварман II. Сурьяварман II в свои 14 лет, завладел троном убив своего дядю, и по совместительству действующего царя. Дабы за ним не закрепилась слава убийцы, он решает построить Храм в честь бога Вишну. Изображение Сурьявармана на барельефах храма.
А это уже на закате.
Туристы тоже все спешат налюбоваться и закатом.
Пиктограмма. Чего нельзя делать в Ангкоре...
Выпас коня... разрешен!
Все норовят заглянуть в глаза семиглавой кобре.
Тема секмиглавой герони индуистского эпоса, очень часто встречается в архитекрном (скульптурном) оформлении Анкора.
А это мифические львы. Позади них - уже знакомые нам семиглавые кобры.
Вот тут снималась в десятисекундном эпизоде Анжолина Джоли в фильме "Расхитительница гробниц". Кончно, поинт занят желающими сфоткатся.
Со временем, древние корни нуждаются в поддержке.
Попытка соблюсти кхмерскую классическую танцевальную позу. Она означает полёт.
Вот смотрите, очень интересная вещь. Что изображает эта фреска 14 века? Явно динозавра! Но откуда у людей в 12 веке информация о том, как выглядит динозавр? Ведь они (динозавры) вымерли шесть миллионов лет назад. А их облик, по раскопкам, человечество восстановило только в 20 веке. Загадка.
Вот этот ряд медальончиков древнего камнереза. Там много сюжетов.
Ольга как раз и снимает цепочку этих сюжетов, выполненных древними камнерезами. Это реально 12 век. Откуда у них инфа, как выглядят динозавры?
По другой легенде дело с Анкором, было так. У супруги нового короля, избранного на престол благодаря вмешательству в земную жизнь бога Индры, не было детей. И Индра решил, что Кхмерам нужен король божественного происхождения. И вот однажды, когда король с королевой выходили из храма, к ним снизошел Индра. Люди увидели лишь голубой свет, озаривший небеса. Всех, кроме королевской четы, охватил ужас, и они обратились в бегство. Индра же, бросив в королеву букетом цветов, вновь покинул людей. В тот же час королева забеременела и в положенное время разродилась сыном, которому нарекли имя «Свет Букета Цветов» (Прех Кетомиалиа). Юноша вырос в королевской семье. Однажды ночью небо над королевским дворцом вновь было озарено голубым светом. Стражники, увидев среди сияния человека, бросились к королю и сообщили, что с неба спустился человек озаренный голубым и огненным светом. Король сразу понял, что это Индра. Индра сказал: «У тебя растет мой сын – хотел бы я его забрать на небо». В своих небесных садах Индра семь дней подряд купал принца в волшебных водах по семь раз в день. Затем небесные брахманы совершили над принцем магические обряды. После этого Индра взял принца и облетел с ним вокруг небесного храма. Принц был в восторге от увиденного. «Я возвращаю тебя в страну кхмеров» - сказал Индра, - «велю воздвигнуть такой же на своей земле, у меня есть строитель, который может воздвигнуть подобный храм». На небесах в это время жил юноша по имени Прехписнука, который был сыном прекрасной небесной нимфы Тинсутань, и простолюдина. Как он оказался на небе - совсем другая история. Этот юноша был талантлив и умен. Он умел рисовать, лепить фигурки зверей и животных и строить сооружения. Индре нравился сын Тинсутань, потому что сам Индра, когда в человеческом облачении под именем Мокхоминоп, любил строить на земле дороги, мосты плотины… Индра обучил сына нимфы всему, что сам умел: строить корабли, чеканить монету, заниматься строительным делом, заниматься музыкой. Этому талантливому юноша Индра предложил построить для своего сына принца храма на земле в стране кхмеров подобный небесному. Индра спустился с принцем и Прехписнуке на землю. И короновал своего сына на престол, а Прехписнуке назначили главным строителем храма. Прехписнука приступил к строительству. Он разметил участок и расставил вокруг прекрасные скульптуры. Во время работы он неустанно обучал кхмеров строительному делу. Много разных происшествий случилось вовремя строительства. После завершения строительства храма, король поссорился с Прехписнукой, обидел замечательного строителя своими капризами, тот сел на парусник и уплыл в Китай. О дальнейшей судьбе великого строителя кхмеры не знают. Храм же, построенный великим строителем, получил название Ангкор-Ват. Храм представляет собой сложную трехуровневую конструкцию с множеством лестниц и переходов. Венчают храм пять башен — одна в центре и четыре по краям. Центральная башня возвышается над землёй на 65м и символизирует мифическую гору Меру, которая является центром всего мира.
В одном месте рядом с развалинами выстроен современный храм.
Торговый ряд сувениров в Ангкор-Вате.
А это памятник одному из сиамских королей, который страдал проказой. Очень, кстати, почитаем до сих пор.
В руках у девушек опахала, это такой древний кондиционер.
Вот любили люди красоту.
Хотя, выражение лиц....
А вот отведте мне на вопрос: Кто видит на этом фото, статую лежащего (или уходящего в нирвану) Будды?
А теперь, приглядитесь к совокупности многотысячной груды камней, особенно той, что лежит с левой стороны храма. В ней и угадывается контур лежащего Будды. Видите? На его ухе конкретная возвышенность. Пикольно правда? Не все "видят", кстати, этого Будду.
Тема лежащего Будды очень часто встречается в индуистской скульптуре. Есть целые храмы, посвященные именно этой теме, естественно со скульптурой Будды в горизонтальном положении.
Хороши улыбочки. Да? Это ваяли современники Андрея Рублёва. И тоже на культовых сооружениях.
Никак, на колеснице стрелок с "фауспатронами"? Похоже, правда? Врагов топчет.
Девушка в теме...
Народу к полудню - прибавляется.
А вот, тот самый фирменный лик Ангкора.
На все четыре стороны.
Очаровашка, не правда-ли?
Образ улыбающегося Будды (а по приданию это портрет одного из королей Рамы) часто можно встретить в Камбодже и вообще в оформлении интерьеров. Это на сцене одного из рестроранов близ Ангкора, где мы ужинали в тот вечер.
А это в профиль.
Характерные изгибы рук и ног. Анти-плисецкие короче.
Угадываете портретную схожесть малышки с образами, встречающимися в тех скульптурах?
Мне кажкется, что-то в "этом"есть.
Ребята реально молятся.
Буддистский монах справляет службу в действующей часовенке. Кастрюлька для пожертвований.
Оказывается гуси спасали не только Рим. Крнечно, особенно если в кастрюле.
Межете себе представить, как это выглядело семьсот лет назад? Каждый кхмерский король норовил себя увековечить и вот... десятки храмов стали строить в этой благодатной области. А потом, в 20 веке пришли коммунисты Пол Пот и Енг Сари и из 4 миллионов сограждан, под сурдинку о строительстве этого самого коммунизма, 2 миллиона сограждан уиничтожили. А были планы на все три миллиона.
Вот ряд культовых скульптур, по первоначальному замыслу несёт тело огромной змеи. Тут нет двух одинаковых лиц. Каждое - индивидуально.
Сравните...
А это очень частый сюжет в индуистской скульптуре, священный змей с семью головами. Типа - Наг. Обычно он охраняет Будду. Часто его распологают с зади бога и свои головы он как зонтом распологает над фигурой сидящего или стоящего Будды. Его (змея) туловище очень часто обрамляет входы в индуистские храмовые комплексы не только Ангкора, но и многих других культовых строений. Это его "несут" те самые скульптурно-выразительные ребята.
А это только что, среди древних руин, спел любительский хор. Это выглядело очень живописно. Или скорее экстравагантно.
Фигуристве тётки.
Пирамида из героев идуистского эпоса.
А вот так я и снимал сюжет о местных детишеках в развалинах храма. Помните их портреты?
А это я за съёмкой сюжета с гусями. Для фотографов в Камбодже - раздолье.
А ещё на Анкор-Ват можно любоваться с воздушного шарика. Такой, наполненный водородом аппарат с открытой кольцевой обзорной кабиной и привязанный мощным тросом к электромотру на земле, я уже видел как-то в Гамбурге, Риме и Будапеште.
Стёкол, сами понимаете, в 12 веке у кхмеров ещё не было. Так они использовалив окнах такие фигурные балясины.
Но время делает своё дело и вот, одна из выточенных каменных "катушек" (балясин) выпала из окна и ранила одну из туристок.
Вот так эти катушки (или болясины?) выглядят вблизи и изнутри храма. Кропотливая работа.
Мастерству древник камнерезов не перестаёшь удивляться.
Вот, характерные индуистские танцевальные позы. Воочию мы их наблюдали на специальном шоу для туристов. А здесь - фрески.
Согласитесь, фантазия природы не отстаёт от фантазии человеческой.
Корни хлопкового дерева за столетия живописно оплели камни.
Время не щадит древнее зодчество. Тщательно подогнанные к друг другу камни всё же расползаются.
Почти десять веков взирает этот мудрый лик на человечество.
Вот такой он, Анкор-Ват. Древний храмовый комплекс раскинувшися на одной из равнин Меконга в Камбодже.