Справочник мусульманской женщины (часть 1)
20-09-2005 23:24
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
'ИБАДАТ
(поклонение, выражение веры в Исламе)
Введение
В Исламе выполнение религиозных обязанностей возлагается и на мужчин и на женщин. Все мусульмане, как мужчины, так и женщины, должны ежедневно совершать 5 молитв, Салят, соблюдать пост в месяц Рамадан, платить раз в год Закят, а также хотя бы один раз в жизни совершить Хадж (при наличии необходимых условий для этого). Однако, существуют и некоторые отличия, при выражении веры мужчинами и женщинами, о чем нам необходимо знать как мусульманкам.
Салят - Молитва
Женщины должны совершать пять ежедневных молитв кроме тех дней, когда у них менструация или наступил период Нифас (послеродовое кровотечение). Некоторые женщины говорят, что им очень трудно молиться, когда рядом находится младенец или малолетние дети, но мы считаем, что детские шалости - это не уважительная причина для того, чтобы не соблюдать молитвы. Только видя, что родители совершают молитвы в одно и то же время, дети также усвоят их в качестве привычки.
Необходимо сказать, что лучше всего обучиться молитве можно от другого мусульманина, но это также можно сделать, используя книги и видеозаписи. В последнем случае все-таки желательно проверить себя у знающего мусульманина или мусульманки, чтобы убедиться, что молитва заучена правильно.
Молитва в мечети
Ислам рекомендует совершать коллективные молитвы в мечети, но данная рекомендация относится лишь к мужчинам. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) советовал женщинам совершать молитвы дома, в самом уединенном уголке:
'Умм Хумайд Са'идийя (да будет Аллах доволен ею) сказала: 'О Пророк Аллаха, я желаю совершать молитвы, будучи руководима в них тобою'. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: 'Мне ведомо об этом, но молитва, совершаемая тобой в укромном уголке (твоего дома) лучше, чем в закрытой комнате, а молитва, совершаемая тобой в закрытой комнате, лучше, чем если бы ты совершала ее во дворике своего дома; но молитва, совершаемая тобой во дворике твоего дома, лучше, чем если бы ты совершала ее в близлежащей мечети, а совершение ее тобой в близлежащей мечети лучше, чем в самой большой мечети города' (Имам Ахмад, Ат-Табарани; подобный Хадис приводится и Абу Даудом)
Маулана Маудуди предположил, что данный совет Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) связан с менструацией у женщин, ведь отсутствие женщин, регулярно посещающих мечеть, может быть замечено в соответствующие дни месяца, что, в свою очередь, может вызвать у них самих чувство неловкости. Уединенность в молитве лучше, поскольку никому не нужно знать о подробностях данного аспекта жизни женщины. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не удерживал женщин от посещения мечети, но ясно дал понять, что им лучше совершать молитву дома.
Однако, женщинам не запрещено посещение мечети, и этого запрета не существует как такового (несмотря на то, что в среде мусульман имеют место некоторые культурные традиции, предполагающие такой запрет!). Если мы хотим соблюсти молитву и получить религиозные знания, тогда мы можем посещать мечеть. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел мужчинам не чинить препятствий женщинам отправляться в мечеть, если они того пожелают:
'Не запрещайте рабыням Аллаха приходить в Его мечети. Если жена одного из вас испрашивает вашего разрешения отправиться в мечеть, ей не должно в этом отказывать' (Бухари, Муслим)
'Не удерживайте ваших женщин от прихода в мечети, хотя для них лучше совершать молитву дома' (Абу Дауд)
Если мы желаем реализовать свое право отправляться в мечеть, нам необходимо соблюдать ряд правил поведения и, в частности, - о недопустимости 'смешения' с мужчинами, т. е. нахождения в мечети в непосредственной близости от них. В мечетях, где предусмотрены 'галереи для женщин', данное правило можно соблюсти без труда. В других мечетях женская территория может просто отделяться от мужской территории перегородкой. Интересно отметить, что во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) мечети представляли собой простые, одноэтажные здания, где мужчины занимали передние ряды, а женщины становились сзади.
Одежда, которую мы надеваем идя в мечеть, также должна быть соответствующей: все тело и волосы, за исключением кистей рук и лица, должны быть надлежащим образом закрыты. Не допускается использование косметики или духов. Нам не следует ошибочно думать, что если мы носим 'традиционное мусульманское платье', оно будет приемлемо и в мечети. Шалвар-хамиз, сари, длинные юбки и подобные им одежды недопустимы, если они прилегают к телу, коротки или же обнажают такие части тела, как руки, живот, ноги и пр. Цель посещения мечети должна заключаться в совершении молитвы и других действий, связанных с выражением веры, а не в том, чтобы рисоваться перед другими и привлекать к себе ненужное внимание.
Интересно отметить, что Халиф Умар и даже сама Айша были против того, чтобы женщины отправлялись в мечеть для совершения каждой молитвы. Умар наложил такой запрет, поскольку нравы в обществе постепенно претерпели изменения в худшую сторону, причем до такой степени, что женщинам нежелательно было ходить в мечеть, особенно ночью. Протестовавшие против этого запрета женщины Медины явились к Айше, но она поддержала Умара, ответив им: 'Если бы Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) было ведомо то, что ведомо Умару, он не позволил бы вам выходить из дома (в мечеть)'.
Очевидно, что сегодня мусульмане живут в обществе, гораздо более испорченном, чем общество времен Умара и Айши. Поэтому в некоторых мусульманских общинах до сих пор имеет место запрет на повседневное посещение мечетей женщинами. Однако, как подчеркивает ученый из Нигерии Абдур-Рахман Дой Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) все-таки разрешил женщинам посещать мечеть. Он полагает, что данный обычай и практика должны быть возвращены к жизни при условии, если все правила, касающиеся одежды и пр., будут соблюдены. Это, в свою очередь, позволит женщинам больше узнать об Исламе, оказывать друг другу поддержку и т.п.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote