Год 2009
Страна Россия
Режиссер Павел Лунгин
Сценарий Алексей Иванов, Павел Лунгин
Жанр драма, история
Премьера (РФ) 4 ноября 2009
В ролях: Петр Мамонов (Иван Грозный), Олег Янковский (Митрополит Филипп), Юрий Кузнецов (Малюта Скуратов), Иван Охлобыстин (Вассион), Александр Домогаров (Федор Басманов), Вилле Хаапасало, Алексей Макаров, Анастасия Донцова, Рамиля Искандер
Сюжет: 1565 год. Темные времена. Правление Ивана Грозного. Русь, растерзана голодом и ливонской войной. Во всем мерещатся правителю измена и предательство. Его верные слуги, опричники, залили страну кровью. В каждом готовы они увидеть государева врага. Главный закон для них — царь. Единственный, кто пошел против царской воли и опричных злодейств — митрополит Филипп, верный друг детства Ивана Грозного. Он возвысил голос свой и принес себя в жертву. Это противостояние расскажет о том, на что была способна Русь и в падении и в величии духа.
Мнение: Царь – кино правильное. Лунгин поставил так, что вывести единую мораль фильма сложно, каждый видит свое. Кто-то говорит о противостоянии церкви и правительства, кто-то считает, что речь о власти, кто-то - о Боге… Мне ближе всего характеристика его как истории об отдельно взятом самодурстве. О том, как непоколебимая уверенность в себе, уверенность в собственной святости может погубить многих. О том, как власть дает иллюзию непогрешимости…
Лунгин выбрал из жизни царя самый «сочный» период для Грозного, и Мамонов, надо отдать ему должное, великолепно справился с ролью. Показал жестокость, мнительность, паранойю и вместе с этим мне царь показался большим ребенком, которому когда-то просто не объяснили элементарных вещей.
Опять же Янковский. Великий актер, знаковая роль митрополита удалась ему на все тысячу процентов. Сложно играть святого, но у него получилось. Глубоко верующий, праведный человек, не знаю, кто бы еще смог показать его так естественно.
Да, фильм роскошный: качество, декорации, атмосфера… Но «Царь» не был бы таким, если бы не Янковский и Мамонов. Именно из-за их профессионализма, из-за так ярко показанного контраста между кровожадностью той власти и справедливой святой церкви, я не постесняюсь назвать его лучшим нашим фильмом за последнее время.