Чем страшен фанатизм в принципе? Тем, что мир преломляется и воспринимается через призму фанатского безумия. А значит, отображается в умах фанатиков неадекватно.
Религиозные фанатики среди прочих страшны своей популярностью и все ещё существенной властью на общественную жизнь. Религиозные фанатики очень не любят рекламу и очень любят её ругать. Реклама в понимании религиозных фанатиков – вообще дьявольский промысел. Грязный бизнес Антихриста, туманящий мозги праведных людей. Обман, нечисть, разврат и искушения… Хуже не придумаешь.
Тут они, впрочем, не так уж далеки от истины. Не зря ведь общепризнанным знаком рекламы является яблоко, которое Змий так пропЕарил, что Ева не удержалась, да и Адама потом склонила – провела промо-акцию с дегустацией...
Но всему же есть предел! Если на Западе вопрос саморегуляции рекламного бизнеса уже давно решен, и «полиция нравов» вмешивается в крайних вопиющих случаях, то у нас на рынке рекламы все очень-очень дико.
Начнем с маленького недавнего примера «из-за бугра».
[213x322]
Канадская сеть кинотеатров Famous Players прекратила раздавать посетителям подарки, завернутые в их рождественскую оберточную бумагу, после нескольких жалоб от родителей несовершеннолетних клиентов.
Дело в том, что на бумаге были изображены ангелы мужского и женского пола, недвусмысленным образом ласкающие друг друга. Ангел-мужчина держит ангела-женщину за грудь, а та вцепилась ему в член. Оба полностью одеты в белую ангельскую униформу и снабжены крыльями.
«Ангелы не делают это, и уж точно не в Рождество», – заявили родители. «Это прекрасно сработало бы с другими возрастными группами, но детям действительно не подходит», – сообщила газете National Post пресс-атташе Famous Players.
Рекламодатель знал, что ход эпатажный. Просто просчитался насчет детей. Ошибки признаны, мировая подписана, всем хорошо. И религиозные фанатики не всполыхнули.
А что у нас в России? А у нас полный хаос. ТВ разрывается от рингтонов и пошлятины, где карандашик прыгает в стаканчике, а булочка совокупляется с бубликом под звонкий детский голос: «Закажи камасутру в картинках на свой мобильный!» Да много тошнотворного… И катастрофически мало действительно креативного, и просто качественного рекламного продукта. Короче, бардак.
Главная задача рекламы – «отстроить» бренд от других. Один из способов – вывести новый формат. Неважно чего: мысли, одежды, стиля, общения. Например, удаффский стиль – новый формат. Жаль, пошел не от какой-нибудь коммерческой организации.
Не самый плохой, на мой взгляд, пример нового формата – «Мобильные вампиры» от Билайна. Хорошая, четкая идея. Качественный видеоряд. Красивые стильные люди. Грамотный копирайт, который действительно «цепляет».
[235x358]
Днем спят, а по ночам говорят. Бесплатно.
Это не просто реклама тарифа. Это образ жизни, столь близкий целевой аудитории. Это стиль ночной жизни, который очень чутко уловили люди из BBDO. И вывели новый формат мегаполисного жителя: вампиры…ночью бодрствуют, днем скрываются. А когда бодрствуют, говорят по телефону. И все чаще по мобильному… поэтому они мобильные вампиры.
Но что мы имеем в итоге?
Депутаты заксобрания Красноярского края направили в территориальное управление по антимонопольной политике требование проверить рекламный ролик нового тарифного плана сети "Билайн" "Мобильные вампиры" на предмет соответствия закону. Местные депутаты подозревают, что "вампиры" от "Билайна" оскорбляют религиозные чувства граждан. "Нужно изучить неэтичные сравнения и призывы в этой рекламе и при наличии оснований прекратить ее распространение, - говорит один из подписавшихся под инициативой депутат Юрий Швыткин. - К нам обращаются избиратели - в основном верующие люди, - чьи религиозные чувства оскорбляет эта реклама. Само слово "вампир" является оскорбительным - это кровопийца".
По словам замначальника управления Олега Харченко, «признаки нарушения статьи 8 закона о рекламе тут есть, но необходимо определить группу, которую оскорбляют».
Ранее рекламировать тариф "Мобильные вампиры" отказалась телекомпания "Рыбинск-40": "Мы исключили из допустимого в нашем эфире круга образов явно антикультурные, антихристианские образы, к каким относятся вампиры и перевернутые с ног на голову люди, каждый из которых - образ и подобие Божие".
Думаю, каждому очевиден абсурд претензий к Билайну.
Давайте изымем из продажи тогда все фильмы, коих предостаточно: «Интервью с вампиром», «Падший ангел», «Девственницы-самоубийцы»… это ведь тоже противоречит христианским устоям и оскорбляет чувства фанатиков? Мусульмане вот ополчились на российский герб, атеисты требуют убрать слово «Бог» из гимна, а язычники с крестами. Что за диктатура конфессий?!
Про казус с Билайном мне понравилась версия, что все пожаловавшиеся верующие – абоненты МТС=)
А знаете в чем весь парадокс?
На странице с новостью «Депутаты по просьбе верующих пожаловались в ФАС на "мобильных вампиров"» справа висел такой баннер:
[470x210]
У религиозных фанатиков ещё большой фронт работ: Интернет-реклама почти никак не регулируется=)