• Авторизация


Большое уральское путешествие 2006. Невьянская наклонная башня 18-10-2010 05:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!



Она строилась как сторожевая, но имела и много других предназначений. Там есть, среди прочего, тестовая лабораторная комната, оборудованная печью и тигелями, здесь Демидов проверял качество выплавки несравненного невьянского металла. Есть удивительные часы, есть уникальный флюгер, музыкальные колокола.

Есть зала... или лучше сказать - площадка для ассамблей, на которой можно, допустим, в уголке провести переговоры тет-а-тет, а где-нибудь в другом уголке эти переговоры, слово в слово, подслушать. :) Просто станешь и стоишь, хочешь - сострой невинную физиономию, - а чётко слышно всё, что шепчется в противоположном конце. Надо "только" знать, куда стать.

- То есть башня, "с ног до головы", вся напичкана тайнами, секретами, чудесами, поразительными изобретениями безымянных для нас мастеров той далекой - петровской эпохи...

Насчет наклона башни, как говорили на экскурсии, в истории так и осталась загадка. То ли Демидовы так и планировали построить башню наклонной, изначально поставив задачей "переплюнуть" уже прославившуюся современницу - Пизанскую падающую башню, - то ли просто решили поддерживать эту версию, когда поняли, что башня будет иметь наклон и лучше "сделать хорошую мину при плохой игре".

Мне башня, в эстетическом отношении, показалась очень оригинальной и необычайно красивой во всем, кроме наклона. :) А как исторический объект она поистине захватывающая - целая энциклопедия приключенческого романа.

Внутри в башне несколько ярусов или этажей, соединенных разрозненными деревянными лестницами. Заметьте, комфортабельность лестниц резко снижается по мере набора высоты. ;) Это нам не_на колокольню Исаакиевского собора прогулочка. )) Чтобы попасть на самую верхнюю лестницу, нужно на последней ступеньке предыдущей лестницы извернуться и над пустой шахтой, отвесно уходящей вниз до дна башни, вытянуть ногу и прицельно, стало быть, попасть ею куда следует. Хорошо, еще руками к тому моменту уже немножко ухватишься за край поручня верхней лестницы... Бр-р-р-р...

Не_для туристов и даже не_для званых гостей Демидова строились лестницы верхних ярусов - для охранников, сторожей завода, которым нужно было, взобравшись на самый верх, присматривать за порядком на территории. Соответственно, "редкий турист долезет до верха Невьянской башни". Ну, я-то долезла. Но как - только на энтузиазме. Только потому, что знала: под самый верх башни поднимался, и не_раз, народный артист России Борис Григорьевич Плотников. Да ему-то как сюда не_взобраться - родился в этом городе Невьянске и провел здесь все свое детство. Может, и другие знаменитые люди взросли на Невьянской земле, не_знаю, для меня цепочка великих невьянцев тянется от заводчиков Демидовых прямо к артисту Плотникову, и этого было вполне достаточно, чтобы приехать посмотреть такое знатное место. Хотя получилось только на полдня, но всё-таки.

Неожиданно для меня, все эти полдня заняла сама Невьянская башня, на город у меня ничего не_осталось. Правда, конкретные термины и технические нюансы я позорно забыла за прошедшее время. А их было много, но в интереснейшем рассказе экскурсовода они были общепонятны. Экскурсоводом в тот выходной день музея, и даже уже ближе к вечеру, великодушно согласился стать сам главный инженер. Его рассказ был настоящим гимном Невьянской наклонной башне как технологическому чуду, уникальному творению мастеров. Грандиозное общее впечатление не_пересказать, но в душе оно осталось и не_меркнет от времени.

Что-то, совсем чуть, уже выкладывала в дневник, но сейчас новым поводом найти фотографии послужило то, что тема понадобилась в фотобанке Лори. И одна картинка даже действительно для Лори сгодилась. Но и теперь найти удалось далеко не_всё. Если еще найду, то добавлю.

Пока что в серии получилось 30 снимков. Техническое качество плохое, но понять, чтО изображено, вполне можно. ;)
Смотреть удобнее непосредственно в альбоме на Яндекс-Фотках, перейти можно кликом по любой из миниатюр.

[показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать]
Кстати, это памятник Петру Первому (если кто не_узнал)) и Демидову.

[показать]
Это фрагмент фото герба Демидовых на чугунной ограде вокруг Невьянской башни. Полный кадр см. в моем портфолио в фотобанке Лори: http://lori.ru/2055401?ref=1021

[показать] [показать] [показать] [показать] [показать]

...Добавление 22.11.2010:
[показать]
- А это пример изделий Демидовских заводов - богато украшенные кружки из металла. (В сообщении выше - тоже поставила, размером покрупнее).

Теги: Невьянск, Невьянская наклонная башня, Демидовы, чугун, архитектура, узоры, герб, театр, Борис Плотников, биография, русские мастера, артисты, путешествия, история, Урал

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
GenuineLera 18-10-2010-05:31 удалить
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

При последней записи где-то (наверное, на ФАВТе) было 181772, сейчас картинка не_отображается. В районе 200000 - наверное.

_101023 02:50
185894, всего-то. ;))

[показать]
Ничуть не хуже Пизанской :))
Говорят, что еще есть тайные подвалы в башне, скрывающие много темных дел Демидовых...
GenuineLera 23-10-2010-02:48 удалить
Пизанскую не_видела, только на снимках.
Но если специально рассчитали и обеспечили наклон еще более косой, чем у "конкурентки", - то, конечно, Невьянская башня получше будет. "Покруче". )))

Про тайные подвалы главный инженер упоминал, подробностей не_рассказывал, легендами не_пытался увлечь. Да и то сказать, в башне столько всего "явного", и такого интересного, хотя бы о нём что-то успеть!..
GenuineLera 19-10-2022-00:38 удалить
Марина Дмитревская
https://ptj.spb.ru/archive/21/preface-21/sheptalnaya-komnata-vnevyanskoj-bashne/
Петербургский театральный журнал № 21 2000

«У нас великая страна, одна шестая света», — написал С. Маршак. В Челябинской области есть, как известно, и Париж, и Варна — поселки городского типа, в лучшем случае — райцентры. . .

В одной из поездок по России театрального сезона 1999/2000 нас с О. Скорочкиной повезли из Екатеринбурга в Невьянск, смотреть «падающую» башню, построенную на демидовских заводах, а теперь стоящую на закрытой (!) территории неработающего (!) оборонного предприятия. . . На самом деле она никогда и не падала, а сразу была построена наклонно (как Невьянск — не Пиза, так и башня — другой природы, российской — «у нас на все свои законы!»). В 1920-е годы к ней пристроили жуткую котельную, на которую архитектурный шедевр ХVIII века с тех пор опирается боком. («Хотели снести, но трудящиеся Невьянска отстояли ее», — сказала экскурсовод. Я было подумала — отстояли котельную, но оказалось — башню. ) Так вот, на одном из этажей Невьянской башни есть так называемая «шептальная комната». Потолок со сводами, сходящимися из углов, таит акустический секрет. Уткнувшись в один угол носом и чуть шевеля губами так, что не слышно самому, ты будешь услышан в другом дальнем углу и сам услышишь отчетливый шепот собеседника, уткнувшего нос в противоположный угол. А он, не слыша самого себя, будет услышан тобой. Очевидно, все эти шепоты, скользя по сводчатым каналам, сходятся в центре, под потолком, и придуманы были для подслушивания. Отсюда — «и у стен есть уши».

Все это я к тому, что, придумывая и очень трудно делая этот номер, с самого начала назвав его «От Москвы до самых до окраин», мы хотели, чтобы он стал такой «точкой» на потолке «шептальной комнаты». Чтобы шорохи театра на Камчатке отозвались бы шорохами театра в Краснодаре и театральные люди в разных углах России услышали бы друг друга, а их голоса собрались бы в «Петербургском театральном журнале». («Напиши, что мы, наш журнал, — это падающая Невьянская башня посреди неработающего оборонного завода!» — просит О. Скорочкина. «Но ведь с ХVIII века она так и не упала!» — отвечаю ей я. )

Итак — «От Москвы до самых до окраин», то есть, естественно, от Петербурга. И далее — везде. За этот сезон члены нашей редакции посмотрели по России более двухсот спектаклей — от Уссурийска и Черемхово до Армавира и Скопина. В номер вошли принципиальные из них, но не всё, в том числе хорошее, о чем мы хотели рассказать, и в следующей книжке журнала, которая уже верстается, российский раздел будет не меньшим. Мы действительно хотим соотносить спектакли разных регионов, создавая переклички, тем более, что одни и те же режиссеры в Петербурге «аукнутся» — в Самаре, Омске, Новосибирске, Томске «откликнутся». . .


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Большое уральское путешествие 2006. Невьянская наклонная башня | GenuineLera - Георгиевский зал с уголком для папарацци | Лента друзей GenuineLera / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»