"...Бонд. Джеймс Бонд."
На протяжении пятидесяти лет, примерно раз в два года, люди по всему миру слышат эту фразу. Она неизменна.
Человек, скрывающийся за ней, меняет свою внешность примерно раз в десятилетие. Голубые глаза сменяются на карие, левый пробор сменяется на правый, меняются линия рта и губ, форма носа и скул, однако он постоянно остается англичанином, даже если он шотландец.
А вот образ он сменил впервые совсем недавно. Это случилось в казино. В "Казино Руаяль".
Многие зрители, обожающие создавать себе самим образы ярых поклонников того или иного бренда, приняли нового Бонда в штыки. И не джентльмен он, и лоска в нем нет, и шика. А еще где Маннипени? А с какого лешего М теперь женщина?!
Я же серию про Бонда тоже люблю, но без фанатизма. Для меня очарование этим персонажем в первую очередь объясняется тем, что он олицетворял магию забугорной жизни в представлении простого советского подростка. Этол мое отношение сохранилось до сих пор, и поэтому Дениел Крейг со своим образом Бонда в моих глазах ну ничуть не утерял своего буржуйского очарования.
И вот уже в "Координатах Скайфолл", в очередной раз, очередной новый режиссер Сэм Мендес (пусть и с именем, но имя сделано было на фильмах совсем иного, чем Бондиана, направления) снова переосмысливает Бонда. Вернее, не самого Бонда, куда уже дальше его переосмысливать, он уже после Казино стал выпивохой, склонным к депрессии. Мендес теперь решил переосмыслить, ни много, ни мало, вообще всю концепцию Бондианы.
Получилось ли это у него не в ущерб бренду-тренду? Мне сложно сказать, потому что ощущения от фильма оказались двойственные. Я опишу лишь те из них, которые не связаны с сюжетом. Дело в том, что фильм, как боевик, удался на все сто. Но вот в качестве развития идей Бондианы в целом этот фильм можно будет оценить только после того, как мы, годика через 3 - 4 увидим следующего Бонда. Если следующий Бонд будет развивать идеи именно Скайфолла - то лично для меня Бондиана канет в лету.
Дело в том, что в "Координатах Скайфолл" поменяли всю структуру киноповествования. Ведь как было раньше - Бонд был единственным главным героем, он заслонял собой весь экран и все события в вильме имели одну центральную фигуру - его самого, Бонда. Повествование шло по накатанным рельсам: Бонд с кем-то дерется, потом идут шикарные титры, потом Бонд получает задание от М, перебрасываясь шуточками и с М, и с Маннипенни, Бонд сражается с подручными главного злодея первый раз, Бонд соблазняет красотку, так или иначе имеющую отношение к главному злодею, Бонд дерется с подручными главного злодея второй раз, Бонд узнает, кто злодей, Бонд играет в карты (рулетку), соблазняет... дерется... наконец финальное чукалово, главгад побежден, бонд сдает М задание, перебрасываясь шуточками с М и Маннипенни.
В "Координатах Сайфол" от этого отказались.
Во-первых, в кои-то веки ребрендингу подвергся не только сам Бонд, но и его протагонист - Злодей. Раньше это всегда был некто, в планах которого входило как минимум уничтожение какого-нибудь крупного мегаполиса. Предыдущие злодеи на мелочи не разменивались, мыслили планетарными категориями, то создавали базы на Луне, то проектировали мегалазерные пушки, но при таких наполеоновских планах сами были личностями блеклыми на фоне самого Бонда.
Теперь же картина поменялась на диаметрально противоположную. Злодей в исполнении Хавьера Бордема лично на мой взгляд оказался в разы ярче, колоритнее и... СИМПАТИЧНЕЕ самого Бонда (не внешне, но как человек). При этом цели его по фильму - никак не сравнимы с планами Голдфингера, например, или СМЕРШа. Он, некто Сильва, способен целые страны ввергать в хаос одним открытием ноутбука, но ему это неинтересно, его сжигает глубоко личная ненависть кое к кому, кто вовсе не является видным политическим деятелем, или ученым с мировым именем.
И это первое, на мой взгляд, кардинальное изменение - нет опереточного злодея с бомбой в кармане в один квадрильён килотонн.
Во-вторых, появился еще один, второстепенный, главный герой. тот самый товарищ, за кем охотится главный злодей. А так как этого товарища играет очень талантливый представитель актерского цеха, то и тут мы получили еще одного конкурента Бонду по части зрительских симпатий.
В результате, если с одним конкурентом на экране Бонд, пусть с трудом, но справился бы, наличие двух не менее ярких, чем Бонд, персонажей, не оставило ему шансов.
Как результат, я получил удовольствие от хорошего фильма в жанре экшн. я получил удовольствие от замечательной игры всех без исключения актеров, но я не получил удовольствия от фильма про Бонда. Вот так получилось.
Теперь о положительном для Бондианы аспекте этого фильма. Его финал однозначно удовлетворит труфанатов классической бондианы. Чем именно - говорить не буду, мне финальные кунштюки тоже пришлись по душе, именно поэтому я не посыпаю голову пеплом с плачем про ушедшего от нас навсегда Бонда, которого мы знали. а с нетерпением уже начинаю ждать 24-ю серию. Возможно, что Бонд, напротив, возвращается...