|
|
Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца приветствовало решение Дипломатической конференции в Женеве от 8 декабря 2005 года о принятии Третьего Дополнительного протокола к Женевским конвенциям. Этот документ регламентируюет введение дополнительной эмблемы наряду с эмблемами красного креста и красного полумесяца. В чем заключается суть дискуссии по поводу эмблемы? Эмблемами, признанными Женевскими конвенциями 1949 года, являются красный крест, красный полумесяц и красный лев и солнце. По существующим правилам, членство в Международном движении Красного Креста и Красного Полумесяца обязывает национальное общество каждой страны использовать только одну из этих эмблем в качестве знака отличия своего национального общества. С 1980 года государства использовали только одну из двух эмблем - эмблему красного креста или красного полумесяца. Эмблемы красного креста и красного полумесяца используются в более чем 190 странах мира для защиты медицинского персонала, зданий и техники во время вооруженного конфликта, а также в качестве знака отличия национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. К сожалению, эмблемам иногда приписывается определенная религиозная, культурная или политическая окраска. Это обстоятельство негативным образом сказывается на защитных свойствах эмблемы по отношению к жертвам конфликта, медицинским работникам и сотрудникам гуманитарных организаций. Результатом дискуссии об эмблеме стало принятие Третьего Дополнительного протокола. Само ее возникновение было обусловлено необходимостью обеспечить защиту в тех случаях, когда эмблемы красного креста и красного полумесяца не расцениваются как нейтральные, и решить проблему стран, где на протяжении многих лет использовались другие эмблемы. Примером этому может служить израильское общество Маген Довид Адом, основанное в 1930 году. Израиль настаивал на том, чтобы ему было предоставлено право использовать эмблему красного щита Давида при проведении гуманитарных операций на территории своей страны. Национальные общества ряда стран, таких как Эритрея, также выражали желание одновременно использовать обе эмблемы красного креста и красного полумесяца. По существовавшим правилам такое использование было невозможно. Какая роль отводилась Третьему дополнительному протоколу по итогам этой дискуссии? Решение, предложенное правительствами и национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, подразумевало принятие государствами-участниками Женевских конвенций Третьего дополнительного протокола к Женевским конвенциям. Этот документ регламентирует введение дополнительной эмблемы наряду с эмблемами красного креста и красного полумесяца. Дополнительная эмблема, известная под названием красного кристалла, была разработана таким образом, чтобы не нести в себе того или иного национального, культурного, религиозного, политического или этнического оттенка. Она будет иметь такой же международный статус, как и существующие эмблемы, статус которых определяется Женевскими конвенциями. Принятие дополнительной эмблемы открыло возможности для вступления в Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца для национальных обществ, которые испытывают сложности в выборе одной из двух эмблем красного креста и красного полумесяца. Введение дополнительной эмблемы позволит движению добиться выполнения условия универсальности. Проект Третьего протокола был подготовлен Международным Комитетом Красного Креста в сотрудничестве с Международной Федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца по итогам дискуссии с участниками Совместной рабочей группы. В нее вошли представители государств и национальных обществ, которых данная проблема касается самым непосредственным образом. Почему в настоящее время используется более чем одна эмблема? Участники Женевских конференций 1863 и 1864 годов выработали правила, которые в последствии были приняты в виде Женевских конвенций. В качестве нейтральной эмблемы предлагалось использовать красный крест на белом фоне. Этот символ не являлся религиозным, а представлял собой лишь обратную проекцию цветов швейцарского флага. Таким образом предполагалось добиться выполнения требований нейтральности, основополагающих для движения. Однако в ходе русско-турецкой войны 1876 -1878 годов Османская империя, которая присоединилась к Женевским конвенциям 1864 года без каких бы то ни было оговорок, заявила, что для обозначения своих полевых госпиталей и санитарных повозок она будет использовать эмблему красного полумесяца. При этом ее руководство не отказывалось от обязательства уважать эмблему красного креста, которой обозначались полевые госпитали и санитарные повозки противника. С тех пор использование эмблемы красного полумесяца в таких целях вошло в обиход в Османской империи. После продолжительных дискуссий, на дипломатической конференции 1929 года было принято решение о признании эмблем красного полумесяца и красного льва и солнца для тех стран, которые использовали их де факто. Эмблему красного льва и солнца некоторое время использовала Персия (нынешний Иран). Для предупреждения последующих обращений о смене эмблемы и возможного увеличения числа эмблем в будущем на конференции было принято решение, что в дальнейшем никакие другие эмблемы не будут признаны. С этого времени, эмблема красного полумесяца стала широко использоваться многими странами. Предложения других стран о введении новых альтернативных эмблем не принимались. В1980 году Исламская Республика Иран перестала использовать эмблему красного льва и солнца и приняла вместо нее эмблему красного полумесяца. [показать]2. Принятие дополнительной эмблемы Каким образом осуществлялось принятие Третьего дополнительного протокола? Вопрос о принятии Третьего дополнительного протокола был поставлен на голосование на Дипломатической конференции. По неофициальным данным, представители 98 из 144 государств, присутствовавшие на Дипломатической конференции в Женеве в декабре 2005 года, проголосовали за принятие Третьего дополнительного протокола, 10 государств воздержались и 27 проголосовали против. В течение недели после принятия Третьего дополнительного протокола 8 декабря под этим документом поставили свои подписи 27 государств. Какие дальнейшие шаги будут предприняты движением? С принятием Третьего Дополнительного протокола возникла необходимость во внесении изменений в Устав Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, узаконивающих введение дополнительной эмблемы. В этой связи Постоянная комиссия Движения приняла решение о созыве Международной конференции Красного Креста и Красного Полумесяца 20-21 июня 2006 года. На конференцию прибудут представители стран-участниц Женевских конвенций, МККК, Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и 183 национальных обществ. После принятия нового Устава станет возможным признание и принятие новых членов в движение. Кто принимает решение о приеме новых членов в Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца? Для того, чтобы стать участником Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, национальное общество должно быть официально признано. Официальное признание национального общества осуществляется МККК в соответствии с условиям признания, установленными Уставом Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Только признанные национальные общества могут стать членами Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Решение о приеме национального общества в Федерацию принимается на Генеральной ассамблее Федерации. [показать]3. Последствия принятия дополнительной эмблемы для национальных обществ, МККК и Международной Федерации Красного Креста и Красного Полумесяца. |