• Авторизация


Глюки_яйцекосмизма:_Зародыш_или_Матричный_Бог? 06-02-2009 17:17 к комментариям - к полной версии - понравилось!


     Яйцо.
     По-гречески "orchis". По-латыни "ovum".
     Значит, мою старую наивно-глупую теорию, придуманную года четыре тому назад и тогда же опубликованную на Самиздате, с точки зрения классических научных традиций правильней называть "косморхизм". Или "овумундус"?
     И то в радость.
     А то я уже, на почве своего незнания древних языков, думал называть её просто: "яйцекосмизм".
     Мелькнула даже мысль назвать её "креосмизм". Двойная нелепость: иррациональное смешение двух разных корней - и неполная передача сокровенного смысла теории.
     

*    *    *    *

     Суть этой концепции - не только и не столько в том, что Космос кем-то создан. Суть её - в том, что Космос похож на яйцо, из которого кто-то вылупится. Мы вылупимся - если нам повезёт. Преобразуем в своих интересах всю материю Вселенной, подобно тому как зародыш внутри яйца преобразует в своих интересах питательную жидкость белка и желтка. Пронзим Вселенную своими информационными и транспортными сетями - подобно тому как белок и желток яйца постепенно пронизываются нервными каналами и кровеносными сосудами. И вежливо постучимся наружу.
     Вылупившийся детёныш един.
     Значит, нам тоже предстоит тотальное объединение. В ноосферу, сверхразум или что-нибудь подобное.
     Объединение технологическим путём - поскольку, выдумывая эту теорию, во всяческую эзотерику я не особо верил, да и сейчас не слишком верю.
     Яйцо - замкнутая среда.
     И наша Вселенная - сравнительно замкнутая среда. Согласно теории суперструн, она представляет собой колышущуюся трёхмерную плёнку посреди гигантского многомерного мира. Почему эта плёнка практически изолирована от окружающего мира? Можно объяснить это через антропный принцип: разумная жизнь могла возникнуть лишь в достаточно стабильной среде. Но можно попытаться найти и дополнительное объяснение.
     Яйцо снесено животным.
     Из аналогии "Космос - Яйцо" вытекает, что Вселенная наша представляет собой искусственную среду, специально созданную неким Высшим Организмом, чтобы внутри неё сформировался новый Сверхорганизм.
     Для чего Сверхорганизмам размножаться именно таким образом? Почему бы им просто не нажать Ctrl+V?
     А почему куры не занимаются самоклонированием?
     Во имя генного разнообразия.
     Можно предположить, что именно такой способ размножения приводит к максимальной непредсказуемости возникающего Сверхорганизма. Также можно предположить, что законы нашей Вселенной на заре её развития специально были изменены парадоксальным образом - парадоксальным с точки зрения Прародителя - чтобы обеспечить упомянутую непредсказуемость.
     Чем эта концепция отличается от религии?
     Да ничем, пожалуй. Подобно любой религии, она основывается на взятом с потолка допущении и черпает свои силы в надежде.
     Что она даёт?
     Веру в лучшее и возможность объяснить текущий мировой раздрай, не прибегая к горьким умозаключениям в духе вытекающих из парадокса Ферми. Всё сущее циклично. Мы все - часть Яйца, и когда-нибудь мы станем Птенцом, который проломит Скорлупу, вырастет в Птицу и сам в свою очередь снесёт Яйца. Возможно, когда-нибудь он умрёт. Возможно, что и нет. Так или иначе, его Гены найдут своё продолжение в его Яйцах, тем самым ведя Естественный Отбор в неизвестном нам направлении и придавая некую видимость смысла этой цикличной бесконечности.
     Гены - genius - "дух" по-латыни.
     Забавный каламбур, не правда ли? При желании под это можно подогнать немалое количество мистики.
     Самое интересное, что таинственная и непостижимая среда обитания Высших Организмов, в которой они живут и сносят свои Яйца, также может оказаться Яйцом - Яйцом большего масштаба.
     Яйцом в квадрате.
     Расположенном внутри Яйца в кубе.
     Вся бесконечная Мультивселенная может представлять собой иерархию Яиц, вложенных друг в друга. Яиц, обитатели которых могут встречаться между собой, общаться, мириться и ссориться - но всё лишь ради того, чтобы однажды объединиться в Организм Высшего Уровня и проломить ещё один слой Скорлупы.
     Тогда процесс проламывания Скорлупы бесконечен.
     
*    *    *    *

     Интересно, что с момента публикации этой теории на Самиздате отношение моё к ней несколько раз менялось.
     Первоначально наивно-радостно веря в неё, впоследствии я испытывал по её поводу некоторый тоскливый скептицизм - причём даже не в связи с её верностью или неверностью, а в связи с тягостными сомнениями: что эта теория, даже если она целиком верна, нам даёт? Неизвестно ещё, каким образом и на каких условиях будет происходить Слияние.
     Вызывает некоторые сомнения и авторство этой теории.
     Отдельные её ингредиенты можно без труда найти где угодно. Мысль о слиянии всех во всеобщую ноосферу. Мысль об использовании технологий для слияния. Мысль о том, что мир кем-то создан. Мысль о том, что мы сами когда-нибудь сможем создавать миры.
     Но соединял ли кто-нибудь раньше эти четыре мысли? Скорее всего, да.
     Нравится ли мне эта теория?
     Ну, во всяком случае, она более оптимистична, чем предсказываемый некоторыми рукотворный Большой Взрыв - который мы будто бы создадим своими собственными руками, уничтожив себя и Вселенную.
     Жаль, что теории сравнивают между собой не по их оптимистичности.
     
*    *    *    *

     Интересно и то, как эта теория коррелирует с недавно опубликованными мною рассуждениями о Сумбуре и Статисе.
     Напоминаю, что под первым здесь условно понимается вседозволенность, независимость, свобода, а под вторым - долг, ограничения, связи. Почему не "Хаос и Порядок"? Ну, мне так удобней. И потом, вам самим не кажется, что использование этих терминов чрезмерно очерняет первое и чересчур обеляет второе?
     Напоминаю, что в конце этих рассуждений я пришёл к парадоксальному выводу. Точнее, даже к двум парадоксальным выводам.
     Сторонники Сумбура, движимые эгоистичным желанием прогнуть мир под себя и наивным желанием слепить свой кулич в одиночку, ежечасно спасают человечество. Их нелепые и часто самоубийственные амбиции рвут в клочки лоскутное одеяло ноосферы, мешая человечеству превратиться в гигантский муравейник - не стремящийся ни к чему и не интересующийся ничем.
     Сторонники Статиса, движимые вроде бы альтруистичным желанием помощи ближнему и стремлением сродниться с окружающими, на самом деле просто выбрали оптимальную стратегию взаимодействия с обществом. Менее ранящую и накладную. Со временем приносящую плоды. И приближающую превращение человечества в гигантский бессмысленный муравейник.
     Не противоречит ли это представленной выше теории, где слияние всех людей в ноосферу подаётся как благо?
     Не обязательно.
     Ноосфера и бессмысленный муравейник - понятия разные. Ключевое слово - "бессмысленный". У современного человечества действительно существует тенденция к превращению в Систему, лишённую целеполагания в человеческом представлении, Систему, лишённую смысла и цели. Лишённую способности к движению, не считая инерционного или рефлекторного.

          Ты в лабиринте вечных истин,
          Где тускло факелы горят,
          Здесь можно дать свободу мыслям,
          Толкуя знаки на свой лад,
          Но ты игрушка в хитрой схеме,
          Со дня рожденья на земле.

               Матричный Бог решает всё -
               Быть или нет,
               Не спешит давать ответ...
               Он всё сильнее с каждым днём
               Матричный Бог,
               Подчиняя мир себе,
               Великий Матричный Бог.

          Невидим всем, но всемогущий,
          Сменивший тысячи имён,
          Он заполняет наши души,
          Шлифуя память о былом,
          Дает иллюзию свободы,
          И веру в то, что выбор есть.

               Матричный Бог решает всё -
               Быть или нет,
               Не спешит давать ответ...
               Он всё сильнее с каждым днём
               Матричный Бог,
               Подчиняя мир себе,
               Великий Матричный Бог.

          Теперь ты прост и одномерен,
          Не в силах что-то изменить,
          Звёзд жестяных гремит конвейер,
          Чтоб ложью небо заслонить.
          И ты не видишь тонких пальцев
          Что бьют по клавишам судьбы...
                              © Валерий Кипелов


     Как известно медицинской науке, зародыши не всегда рождаются - или вылупляются - полноценными.
     Иногда они появляются на свет дебилами. Иногда они появляются на свет мёртвыми.
     Иногда они вообще не появляются на свет.
     Угроза возникновения Великого Матричного Бога - умоляю вас, не будьте наивными, Интернет здесь ни при чём, компьютерные технологии как таковые вообще не имеют отношения к делу, - сравнима с угрозой рождения мёртвого детёныша. Это примерно то же самое, как если бы мозговые структуры, предназначенные для обучения младенца ориентации и движению, начали функционировать и целиком выработали свой ресурс ещё во время пребывания эмбриона в утробе. Тем самым лишив его возможности ходить и видеть.
     Если Великий Матричный Бог войдёт в полную силу, то об осмысленном объединении разумов в ещё более мощный разум можно и не мечтать.
     Правда, пока Великий Матричный Бог слаб. Частные человеческие амбиции в низах пирамид с лёгкостью разрушают его.
     Но это - пока.
     С каждым новым поколением Система находит всё более эффективные способы контроля человеческих амбиций. От водомётов для разгона толпы - до вживляемых медицинских чипов.
     Судьба не лишена иронии.
     Ирония на сей раз состоит в том, что против Великого Матричного Бога выступают и будут выступать противники систематизации. Те, кого я условно назвал сторонниками Сумбура. Но при этом - хотя, возможно, и не догадываясь о том - они будут защищать системный курс эволюции Вселенной, плавно ведущий к слиянию всех умов в целеполагающую ноосферу, а не в бессмысленный муравейник.
     Ирония состоит и в том, что на стороне Великого Матричного Бога выступают и будут выступать сторонники Статиса - хотя их истинным идеалом в принципе должна являться целеполагающая ноосфера. Но сторонники Статиса консервативны и не любят рисковать. Великий Матричный Бог - в лице стремительно усложняющейся сети масс-медиа и экономических связей - покажется им воплощением их фантазий о стабильности и конкретности.
     Не заключается ли истинная роль сумбуритов именно в том, чтобы поддержать Зародыш в грядущей исполинской битве между Великим Матричным Богом и Зародышем Сверхорганизма?
     Эдакая развилка времени.
     Два пути.

*    *    *    *

     Рассуждения об "истинной роли" могут показаться отдающими телеологией, то есть религиозным учением о Предназначении. Но почему бы и нет? Я ведь пытаюсь рассуждать в рамках теории яйцекосмизма, или косморхизма, или овумундуса - согласно которой весь наш мир является искусственной средой, запрограммированной тем или иным образом.
     Загрузил я вас?
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (9):
May-Be-I 06-02-2009-18:23 удалить
Мне кажется, что в данном случае, неправильно столь однозначно говорить о ролях Сумбура и Статиса.... Они могут оказаться если не обратными, то просто другими. (А вообще я, если честно, думаю, что "муравейник" будут потом учить уму-разуму во "внешнем мире". Передавать опыт. )
Айсидора 07-02-2009-00:02 удалить
Не, не загрузил. Это ж не про математику.:) Легко прочиталось. Интересно.

Да, меня тоже несколько смутило пренебрежение к роли сторонников Статиса.
Если сумбуриты и сторонники Статиса (статисты?) - полярные части одной неразрывной совокупности, то результирующий вектор развития человечества мне видится где-то посередине.
По аналогии с основными эволюционными закономерностями, сумбуриты отвечают за изменчивость, прогресс, обновление, движение, а сторонники Статиса - за закрепление обновлений, накопление, их сохранение и количественное преумножение.
У сумбуритов же коммуникативность плохо развита, индивидуальность подразумевает и изоляцию. Психологи говорят, всё самое важное и погрессивное в жизни совершается, как правило, в одиночестве (кроме детей). Но в любом случае, каким-то образом они (сумбуриты) должны передать обществу новую информацию, иначе этой информации - грош цена. Дальнейшая обработка информации уже осуществляется в среде Статиса.
А что, если Статис и является основой, базисом, сердцем яйца, а сумбуриты - гиперчувствительные рецепторные щупальца-разведчики, которые периодически выбрасываются вовне, посредством которых "яйцо" собирает необходимую информацию и модифицирует свой дальнейший путь развития в соответствии с полученными новыми данными? Этим можно объяснить и бОльшую уязвимость сумбуритов, и то, что их частая гибель мало сказывается на общем состоянии "зародышевого образования" - отсекло одно щупальце, появилось другое - делов-то.

И что является мерилом пользы и соответствия основной цели развития? Естественный отбор - третья направляющая или его функции закреплены за сторонниками Статиса или/и Сумбура?
Айсидора 07-02-2009-00:10 удалить
Хочу себя поправить.
"Дальнейшая обработка информации уже осуществляется в среде Статиса."

Нет, среда Статиса является потребителем (!) полученной и обработанной сумбуритами информации.
Плюмбэкс 07-02-2009-21:10 удалить
     Я называю их "статиками", хотя...
     Позитивная роль Статиса самоочевидна, поэтому я на ней и не останавливался. Скорее всего, цивилизация в его отсутствие перестала бы существовать. Хотя, может, и не перестала бы, но это уже извечный спор на тему: "Возможно ли общество анархистов, Тёмных, Истинно Свободных, et cetera?" Подозреваю, что даже если бы таковое общество и организовалось, то оно само по себе быстро стало бы тяготеть к шаблонам Порядка.
     Речь не о том, что сумбуриты - рыцари в синих плащах, сознательно рискующие жизнями ради новых знаний для человечества. Хотя ты так и не считаешь, но мне почему-то хочется развеять это интуитивное впечатление.
     Сумбуриты просто живут своей жизнью, а возможная польза для человечества - не более чем побочный эффект с их точки зрения. Нет необходимости в пафосе. Впрочем, сумбуриты и не нуждаются в социальном одобрении.
     Ирония в том, что социальное одобрение - или его иллюзия - может заметно усилить внешнюю "сумбурность" индивидуума.
     Меня это умиляет.
     Тинейджер, начитавшийся литературы про вампиров или чёрных магов - и начинающий рассуждать о путях личной свободы и независимости от общества. Он не понимает, как парадоксально это выглядит? Выходит, до получения "социальной санкции" он не смел лелеять фантазии о Тропе Темноты, зато стоило ему - через книгу - получить намёк, что эти мысли кем-то одобряются в Большом Мире, как воображение тут же сорвалось с цепей.
     Это может свидетельствовать о том, что и Сумбур не столь самодостаточен, как хотелось бы думать его сторонникам.
     Дело не только в том, как возрастает доля "сумбуритов" после каждой "социальной санкции", будь то прокат фильма "Дневной Дозор" или выпуск игрового сеттинга "Мир Тьмы".
     Дело ещё и в их специфических "кодексах чести".
AngelCat 07-02-2009-22:57 удалить
Интересно. Но лучше пусть всё будет иначе.
Айсидора 08-02-2009-01:43 удалить
Да, забавно.:)
Радость сумбурита единомышленникам действительно выглядит парадоксально. Но, по правилам игры, сумбурит должен иметь прескверный характер, затрудняющий общение даже с "единоверцами".
И что это за специфические "кодексы чести"?
Плюмбэкс 09-02-2009-17:30 удалить
     Ну, как же. Редко в каком произведении, обращающемся к Тёмной Стороне Силы, не упоминается что-нибудь подобное.
     Наиболее ярко об этом, на мой взгляд, у Цепеша. Можно встретить отдельные пассажи и у Перумова - слово Тьмы нерушимо, и прочее в том же стиле. А также специфическое деление на "своих" и "чужих" - по отношению к первым Тёмный может быть "посветлее" иного филантропа. Впрочем, это не означает, что подобный индивидуум склонен прощать "своим" глупость или малодушие - в этом случае, полагаю, он просто выводит их за рамки категории "своих".
     Также интересное впечатление производит линейка альтернативных "моральных кодексов", используемых вампирами по сюжету ролевой игры "Маскарад".
     В первых выпусках игры, насколько я понял, предполагалось сделать одной из основ сюжета противостояние Человечности и Зверя.
     Каждый вампир балансирует между этими двумя началами. Совершая тот или иной аморальный поступок, особенно без надлежащей мотивации, он теряет некоторое количество остаточных баллов Человечности. Когда он теряет все баллы или большинство из них - не знаю точно - происходит высвобождение Зверя. Зверь во многом крут и быстр, но он лишён разума и цели, поэтому это можно считать началом гибели вампира.
     Чтобы держать Зверя под контролем, необходимо ограничивать себя.
     Но как?
     Изначально единственным мерилом "успешности контроля" предполагалось использовать соответствие общепринятой абстрактной морали, то есть той же Человечности. Но потом кому-то пришло в голову - а почему вампиры обязаны придерживаться именно такого свода правил? почему бы не подойти к этому творчески?
     И стали возникать разные уставы.
     Путь Соглашения Чести, допускающий любую степень жестокости, но исключающий вероломство. Путь Выжженного Сердца, поощряющий тягу к знаниям и требующий практического отказа от эмоций. Путь Парадокса.
     Если вернуться в наш грешный мир смертных, то можно заметить подчёркнутую индивидуалистичность многих моральных ценностей, каковых придерживаются сумбуриты. Честь вместо совести. Преданность другу вместо преданности племени. Следование слову вместо следования идеям всеобщего блага.
     Узкая фокусировка света, пропущенного через чёрную линзу.
     При взгляде со стороны может создаться впечатление, что это поиск оправдания - или самооправдания. Индивидуум может сколько угодно отвергать законы человечества, но сам для себя он должен знать, что не выродился в мутанта. С другой стороны, если действительно отвергнуть решительно все моральные максимы, вплоть до первобытных понятий о чести, какой смысл тогда будет в существовании? Всё сведётся либо к "Давайте есть и пить, потому что завтра мы умрём", либо к невыполнимой сверхцели масштабов Гитлера или Македонского.
Плюмбэкс 09-02-2009-23:35 удалить
Фьють! Страничка Цепеша, оказывается, удалена. Или, может, он сам её удалил - к примеру, найдя издателя, согласившегося это напечатать.
К счастью, его произведения есть и на Либрусеке:
http://lib.rus.ec/a/29819
Айсидора 10-02-2009-23:43 удалить
Спасибо за ссылку!

...если действительно отвергнуть решительно все моральные максимы, вплоть до первобытных понятий о чести, какой смысл тогда будет...

А, может быть, такие моральные максимы являются необходимым "прожиточным минимумом" для любой мало-мальской человеческой общности? Может быть, чем правильнее моральные установки, тем больше шансов у общности выжить в сравнении с другими? Вот и "отрабатывается" мораль по кусочкам в разных конфигурациях на сумбуритах на предмет правильности и ценностности, потому и фокусировка узкая. И уже "выжившая мораль" становится достоянием Статиса.

И, всё-таки, чем выше ранг сумбурита, тем более он наделён атрибутами отшельника. Такое у меня сложилось впечатление.


Комментарии (9): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Глюки_яйцекосмизма:_Зародыш_или_Матричный_Бог? | Плюмбэкс - Магистр фантастических наук | Лента друзей Плюмбэкс / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»