Интересно, какой будет письменность Грядущего?
То есть, разумеется, не "письменность", а методика информационного обмена. Которая явится следующим шагом после письменности.
Иногда так надоедает читать в статьях рассуждения "этих" - ну, вы понимаете, кого я имею в виду. "Эти" обычно косят под эрудитов, оседлавших волну научно-технического прогресса. "Эти" зачастую неплохо разбираются в программировании или в высшей математике и создают сложные философские теории со множеством новых словооборотов. И при всём при том "эти" сплошь и рядом не понимают самых элементарных вещей.
Например, что переход от письменности к видеоизображениям - вовсе не шаг вперёд, а шаг назад.
Или что при конструировании памяти Искусственного Интеллекта самая главная проблема - не каким образом сохранять информацию, а по какому принципу её считывать.
Почему мы всегда помним, как следует поворачивать дверную ручку, когда подходим к двери? Почему при разговоре с тем или иным человеком нужные воспоминания о нашем прошлом опыте общения с ним самопроизвольно выстраиваются в необходимый ряд? Почему иногда во время мытья посуды нам вдруг ни с того ни с сего вспоминается совершенно рядовой инцидент многолетней давности?
Над нашей памятью поработала эволюция и антропный принцип.
Существа с неправильным устройством памяти не выживали и не оставляли потомства. Это называется эволюция.
Мы, сами наши "Я", могли возникнуть лишь в телах существ с достаточно развитым устройством памяти - как бы выбрав для этого подходящую планету с подходящим течением эволюции. Это называется антропный принцип.
Мы не понимаем, насколько совершенна наша память.
Мы и не можем этого понять.
Способна ли рыба понять, что такое вода? Ведь в сущности вся наша картина Вселенной и все наши представления об объективном мире содержатся лишь внутри нашей памяти.
Почему человеку, чей мозг составляет лишь крупицу окружающего мироздания, удаётся составить более или менее эффективное представление о нём? Составить в своём мозгу работоспособную модель мира?
Потому что мозг сложнее окружающего мира.
Потому что окружающий мир прост по сравнению с мозгом.
Не надо понимать утверждение о "простоте" буквально. Разумеется, ту же атмосферу пронизывают миллионы воздушных потоков, а песчаный пляж состоит из миллиардов разных песчинок, но многие ли из этих взаимосвязей имеют практическое значение для нас?
Весьма и весьма немногие.
Лишь это и спасает нас, позволяя сохранять в мозгу лишь наиболее важные контуры внешнего мира.
Но и это было бы невозможно, не будь человеческая память столь ёмким средством хранения информации.
Мёртвый мир инертен и относительно прост. Мир живого сложнее - неспроста человек издревле отделял живые организмы от неодушевлённого праха. Иерархию уровней сложности увенчивает сам человеческий мозг - неспроста гуманитарные науки, освещающие эту область мира, славятся самыми запутанными и неоднозначными формулировками.
Меня охватывает сверхъестественная дрожь, когда я думаю о труде нейрофизиологов, ежечасно исследующих строение и реакции мозга на уровне отдельных центров и даже нейронов.
Рано или поздно их исследования должны некоторым образом упереться в барьер, но кто знает, как скоро это произойдёт?
Останавливаться раньше времени не резон, но может ли система постичь систему равной сложности?
Кроме того, как это повлияет на этику и мораль?
В научно-фантастических произведениях, освещающих тему Искусственного Интеллекта, обычно описывается "очеловечивание" роботов и разумных компьютеров. В действительности же может произойти противоположная реакция - будет ли специалист по Теории Разума видеть в других людях разумных существ, если, наблюдая за их поведением, сможет в точности представить себе ход физических процессов в их мозгу: "Так, поток нервных импульсов типа A пошёл по каналу G"? Что, если психиатрические больницы пополнятся носителями нового симптома - больными, убеждёнными в собственном субъективном несуществовании, поскольку благодаря Теории Разума могут разложить собственное мышление до уровня элементарных биоэлектрических реакций?
Как можно сочувствовать системе электрических токов?
Вся наша этика и всё наше мировоззрение явно или неявно основано на противопоставлении идеального и материального.
Человек почти физически не в состоянии представить себе, что его мысли и ощущения имеют по сути ту же природу, что и кирпич на крыше.
Отсюда проистекает модный в среде современных философов термин "квалиа", обозначающий ощущения в чистом виде, как если бы их можно было оторвать от субстрата и рассмотреть сами по себе. Отсюда проистекают не менее модные теории о высших "надвиртуальных" мирах и информационных континуумах, являющиеся переиначиванием старых астралов и менталов.
Но, господа, эти допущения ничуть не меняют дела.
Допустим, что "квалиа" - чистые бестелесные ощущения - существуют. Допустим даже, что существует какой-нибудь ультра-высший абстрактный мир или информационный континуум, в котором пребывают наши истинные "Я".
Вопрос: как "чистые бестелесные ощущения" или "информация без носителя" может взаимодействовать с грубой материей?
Разумеется, можно предположить, что материи на самом деле не существует и что "идеальным" по своей природе является всё. Но и это не меняет дела. Если мир "притворяется" материальным, да ещё и делает это столь ловко, что до сих пор ни одному из учёных не удалось разоблачить его, то внутри него должно иметься материалистическое объяснение существования наших мыслей и ощущений.
Употребляя выше термин "информация", возможно, я был не вполне корректен. Дело в том, что при употреблении этого термина трудно быть корректным.
Статья, посвящённая ему в Википедии, находится в режиме постоянной переработки.
"Что есть информация?" - однозначно до сих пор не может сформулировать никто. Противоположность энтропии? Абсолютная величина или относительная? Любимое некоторыми апофатическое определение Винера ничего не проясняет.
Более или менее ясно одно - информация неотделима от материи в широком смысле последнего слова.
Я бы даже не стал употреблять термин "носитель" - поскольку он способен породить ложные ассоциации о разной природе наездника и скакуна.
Таким образом, когда говорят об "информации без носителя", то чаще всего в действительности имеют в виду метафизическую субстанцию, именовавшуюся в разных культурах праной, манной или духом.
Какой же будет письменность Грядущего? Или методика информационного обмена, если быть точным?
Я так и не коснулся этого вопроса.
Как уже упоминалось в тексте о шаблонах разума, человеческое мышление само по себе не является чёткой последовательностью образов или слов - хотя как те, так и другие могут в мыслях использоваться человеком. Но когда человек формулирует свою мысль в словах или образах - за мгновение до этого он уже знает, какую именно мысль собирается сформулировать.
Следовательно, в исходном своём виде мысли несводимы к образам или словам. Если же и сводимы, то лишь к их тусклым отблескам - и связь между этими отблесками едва ли близка к связи между словами или образами в осознанно продуманной мысли.
Какую же природу имеет изначальный облик наших мыслей?
Скорее всего, природу связей. Связей между образами и понятиями, абстрактного рисунка, выражающего наиболее важные взаимоотношения во внешней и внутренней среде.
Связи могут быть выражены графически, математически или в виде плетения.
При попытках представить себе знаковую систему Грядущего не могу отделаться от фантастической галлюцинации, что по виду своему она будет напоминать узелковое письмо - или морозные узоры на стекле. И что наши потомки будут передавать друг другу листы бумаги, на каждом из которых будет изображена хитрая паутинка смысловых взаимосвязей - которую можно "читать" с любого места. Хотя и трудно представить себе высокоразвитую цивилизацию, продолжающую пользоваться бумагой.
Не проще ли прямой мысленный обмен?
На первый взгляд кажется, что проще, да и на второй взгляд, в общем, тоже. Но не прекратится ли в результате выдумывание новых абстрактных понятий?
Не получится ли так, что в результате прямого обмена мысленными образами человечество будет вынуждено оперировать лишь тем набором абстракций, которым оно располагало к моменту введения кибертелепатии? Ведь новые абстракции создаются благодаря языку. Благодаря словам.
За каждой абстракцией стоит слово.
Хотя не всегда слово является "первопричиной" существования абстракции - но трудно представить себе, каким образом без его помощи абстракцию удалось бы "закрепить" в коллективном бессознательном.
С другой стороны, если соединить "кибертелепатию" со "смысловязью", то может исчезнуть необходимость в формулировке раз и навсегда установленных общепринятых абстрактных понятий - можно будет просто переслать собеседнику рисунок смысловых связей только что придуманной тобою абстракции.
Чем это будет отличаться от простой мысленной передачи смысла? Чёткостью и универсальностью. Придуманный тобою рисунок смысловых связей можно будет впоследствии использовать и вне контекста вашего разговора.
Не опасаясь его забыть.
И не опасаясь, что он окажется узкоприменимым или противоречивым.
Это речь о замене только письменности или и речи тоже?
То есть у всех поголовно должен прекратиться внутренний монолог?
Сможет ли думалка охватить разом даже пусть не всю, а хотя бы на ступень ниже многопроцессорно и независимо обрабатываемую информацию? Видимо, нет, в противном случае необходимости в упрощении не было бы.
связи - это интересно, спасибо за напоминанием, где-то это уже было...
а иероглифы?