Мне снилось, будто бы я сплю не у себя дома, а в квартире у родственников. Мне снилось, будто бы я приехал к ним в гости на пару дней. И воспоминания эти будто бы изобиловали многочисленными подробностями - о причинах приезда, о вкусном угощении, о разговорах с родственниками - как и полагается воспоминаниям наяву.
Мне снилось, будто бы настенный ковёр вовсе не слева от моей кровати - как у меня дома - а справа. Тот самый ковёр, в геометрических узорах которого мне с детства мерещилось некое злобное чудище.
Ворочаясь во сне, я периодически упирался в стенку - и стенка эта находилась то слева, то справа. Где же на самом деле стена?
Какая из версий реальности верна?
Та, где я сплю в гостях у родственников, или та, где я сплю у себя дома?
Когда я засыпаю у кого-то в гостях, то мне часто снится, будто бы я в своей постели. Но как отличить сон от яви?
"К счастью, я легко могу осуществить это, - думал я. По крайней мере, так звучали бы мои мысли, если бы я облёк их в словесную форму. - Разве наличие в моей голове отчётливых воспоминаний о приезде в гости к родственникам не доказывает, что это - не сон? Ведь во сне мы не помним отчётливо о прошлом".
Тут на мгновение я вынырнул из сна - это ощущение нельзя было ни с чем спутать - и увидел проклятый ковёр. Он был слева!
Сказать, что в этот миг я испугался, - ничего не сказать. У меня возникло ощущение, что меня выкинуло в иную реальность. Я попытался панически сосредоточиться на ускользающих воспоминаниях о приезде в гости к родственникам, удержать в голове эти воспоминания - принадлежащие иной реальности - но попытка не увенчалась успехом.
Вместо этого в моей голове стали возникать воспоминания, принадлежащие этой реальности.
Я медленно, словно сквозь туман, вспомнил, что предшествовало моему засыпанию у себя дома. Вспомнил, что ковёр с геометрическими узорами висит как раз у моего дивана - вот только никакое злобное чудище на нём мне практически никогда не мерещилось. На другом ковре - было дело.
Что есть сон?
Что есть явь?
Суть представленного выше монолога будет неясна, если не коснуться ряда философских концепций вроде антропного принципа и множественности миров.
Антропный принцип - который правильнее называть "принципом наблюдателя" - заключается в утверждении, что ни один возможный наблюдатель в бесконечно разнообразной Вселенной не должен удивляться маловероятности своего существования. Поскольку в бесконечно разнообразной Вселенной реализуются все вероятности, включая и вероятность существования любого возможного наблюдателя.
Множественность миров - или упомянутое выше бесконечное разнообразие Вселенной - теоретически способно навести на мысль о бессмертии каждого отдельно взятого индивидуума.
Допустим, Вы умерли.
Через какое-то количество времени в бесконечно разнообразной Вселенной или в бесчисленной множественности миров обязательно возникнет Ваш двойник. Мысли и чувства которого будут идентичны Вашим мыслям и чувствам на момент гибели. Фактически это будете Вы в двух экземплярах - с той разницей, что один из Вас не погибнет.
Следует заметить, что выражение "через какое-то количество времени" само по себе условно. Во Вселенной не существует единой шкалы отсчёта времени. И даже если бы она существовала - это не имело бы никакого отношения к рассматриваемому нами вопросу. Ваш двойник, мысли и чувства которого идентичны Вашим мыслям и чувствам на момент гибели, мог возникнуть в бесчисленной множественности миров за миллионы лет до Вашего рождения. Выражаясь более точным языком, из двух экземпляров Вас "удачливый экземпляр" мог возникнуть за миллионы лет до "обречённого".
В действительности Вы не исчерпываетесь всего двумя экземплярами.
Если принять за допущение теорию бесчисленной множественности миров, то каждый из нас каждую секунду существует в бесконечном количестве экземпляров. Экземпляров с идентичной памятью, мыслями и чувствами - различающиеся экземпляры я в счёт не беру. И даже когда Вам кажется, что Вы обречены на гибель, реально погибнет лишь часть Ваших нынешних экземпляров.
В многомировой интерпретации Эверетта этот парадокс известен под наименованием "квантового бессмертия".
Но вообще-то этот парадокс в состоянии работать и без квантовой механики. Как я показал выше - на допущении, что во Вселенной бесконечное количество раз воспроизводятся все возможные ситуации.
Правда, в этом допущении игнорируется Фактор Разума.
Если верны научно-оптимистические теории, согласно которым Разум способен поставить бытие под свой контроль в тотальном масштабе, то диапазон всех существующих во Вселенной ситуаций может быть уже ожидаемого. Тем не менее, поскольку Вы и Ваша психика существует как минимум в одном экземпляре - неясно, почему воля таинственных сверхцивилизаций или космических мудрецов должна воспротивиться существованию других Ваших экземпляров с чуть отличающимся будущим.
Что должно произойти с Вами в момент Вашей смерти, согласно рассматриваемой теории? Взирая на происходящее не с точки зрения холодной безразличной Вселенной, а лично с Вашей?
Возможны разные варианты.
Вероятно, что большинство Ваших экземпляров будут идентичны друг другу не только внутренне, но и в плане среды обитания. Иначе как разные среды обитания могли бы привести к возникновению идентичной памяти и чувств? Здесь можно вообразить сразу несколько экзотических вариантов, но все они маловероятны.
Следовательно, вариант "А" - после гибельного момента Вы обнаружите себя в той же среде и в той же ситуации, но также обнаружите, что смерть чудесным образом Вас миновала.
Ядерная бомба не взорвалась. От потери крови Вас в последний момент спасли врачи. Звук пистолетного выстрела оказался звуком хлопушки.
Этот вариант наиболее вероятен - постольку, поскольку он касается группы абсолютно идентичных Ваших экземпляров. Но здесь возникает интересный вопрос: насколько идентичны друг другу должны быть экземпляры, чтобы их можно было назвать Вашими?
К примеру, все они должны иметь идентичную память.
Ту, которую Вы считаете своей.
Но так ли это? Каждую ли секунду Вы помните своё имя, свой номер паспорта и свой нынешний генетический код? Впрочем, последнего Вы могли и не знать никогда, но это не имеет отношения к существу дела.
Если Вас спросить - воспоминания всплывут. Но можно ли сказать, что Вы постоянно и осознанно помните об этом?
У Алексея Турчина, весьма уважаемого мною философа и фантаста, однажды проскользнула интересная мысль о двоичном определении "Я". С одной стороны, "Я" - это запас наших знаний и опыта. С другой стороны, существует "мгновенное Я" - представляющее собою поток сиюминутных ощущений. Что будет со мною, вопрошал Алексей Турчин, если в момент чтения мною книги, когда я настолько увлекусь похождениями героя, что забуду, кто я такой, некий Суперкомпьютер незаметно заменит мои воспоминания на воспоминания Пушкина? Буду ли это по-прежнему я? Ведь нить моего мышления не прерывалась.
Каждый из жителей Земли периодически испытывает ощущения, похожие на подключение к чужим воспоминаниям.
Речь идёт о сновидениях.
Подключение - лишь метафора. Но из теории бесчисленной множественности миров вытекает, что все реалистичные сновидения - или даже не только реалистичные - являются случайными отражениями иных миров и чужих судеб.
Когда Вы во сне ощущаете себя другим человеком и умираете от вражеской пули - в этот момент Вы психически идентичны другому обитателю Вселенной, действительно умирающему от пули. Хотя идентичность лишь поверхностная - на уровне сиюминутного потока ощущений - но разве наше "мгновенное Я" само по себе не является сиюминутным потоком ощущений?
И что произойдёт, когда Вы умрёте?
Не будет ли Ваш сиюминутный поток ощущений, Ваше "мгновенное Я" полностью идентично "мгновенному Я" другого обитателя Вселенной, которому в настоящий момент снится происходящая с Вами ситуация?
Здесь могут быть приведены определённые возражения.
Прежде всего, сны тусклы. Вернее, они кажутся нам тусклыми post factum. И они не дают нам чётких воспоминаний о происходившем до событий сна.
С другой стороны, выше приведён пример противоположного содержания - пример сновидения, в котором чувства и воспоминания казались предельно чёткими на момент их переживания. Психолог может сказать: "Эти воспоминания о поездке в гости к родственникам лишь казались Вам подробными". Ну а сейчас? Вы уверены, что Ваши нынешние воспоминания о том, как Вы сели за компьютер и начали читать этот текст, всего лишь не кажутся Вам подробными?
Отсюда проистекает вариант "Б" - в ту секунду, когда от неминуемой смерти Вас будет отделять лишь мельчайшая доля мгновения, Вы проснётесь.
Следует заметить, что этот вариант обладает более высокой вероятностью. Ведь вероятность того, что некто из обитателей Вселенной под действием сна или бреда испытает сиюминутный поток ощущений, совпадающий с Вашим, значительно выше вероятности того, что некто из обитателей Вселенной проживёт точно такую же жизнь, как и Вы.
Под ощущениями подразумеваются и воспоминания - но лишь осознанно вызываемые из памяти.
Здесь каждый из вас может задать себе вопрос: "А случайно ли, что я - именно я - обитаю в мире, который населяют разумные существа со способностью видеть сновидения?" Дело в том, что любое разумное существо, пережив собственную гибель один или несколько раз, с высокой вероятностью... проснётся. А при каком условии наиболее высока вероятность пробуждения от грёз? При условии, что Вы - представитель вида разумных существ, способных грезить.
Разумеется, расчёт не совсем полноценен.
Для полноты следовало бы учесть точное соотношение видимых разумными существами снов и переживаемых разумными существами реальных ситуаций. Но такой информации ни у кого из моих знакомых нет.
Следуют ли из этого какие-либо практические выводы?
Нет. Никаких.
Если Вас убили, Вы очнулись в теле другого человека с другой памятью, а воспоминания о Вашей предыдущей жизни мгновенно рассосались - правильнее всего будет отнестись к произошедшему просто как к сну. Потому что это и был просто сон.
Неясно, следует ли считать происходящий при этом трансфер "мгновенного Я" реальным субъективным событием или метафорой.
Скорее всего, это вопрос определения.
И уж во всяком случае не следует торопиться проверять теорию своего бессмертия прямым непосредственным образом, приставив ствол пистолета к виску и нажав на курок.
Во-первых, теория бесконечного разнообразия Вселенной и даже многомировая интерпретация Эверетта могут быть ошибочны. В этом случае Вы просто умрёте. Во-вторых, невозможность для наблюдателя лицезреть собственную смерть не избавит от зрелища Вашей смерти Ваших родственников - хотя для некоторых это может быть дополнительным поводом к эксперименту. В-третьих, из всех возможных вариантов будущего, где Вы выживаете после выстрела себе в висок, вполне может реализоваться тот вариант, где пуля повреждает важный отдел мозга и делает Вас инвалидом на остаток жизни. Вам это надо?
Я намеренно не рассмотрел возможность существования таких трансцендентных сущностей, как Душа и Загробная Жизнь. В случае их существования все вышеприведённые умствования автоматически становятся бессмысленными.
Посмотрев на ковёр с геометрическими узорами, я глубоко и надолго задумался.
Что, если в тот момент, когда я проснулся со стремительно тающими воспоминаниями о поездке к родственникам, где-то в иной части Безграничного Мироздания проснулся мой почти идентичный дубликат?
И, разглядывая изнутри обстановку квартиры родственников, в ужасе пытался сосредоточиться на стремительно тающих воспоминаниях о том, как он только что лежал у себя дома в своей постели?..
Я намеренно не рассмотрел возможность существования таких трансцендентных сущностей, как Душа и Загробная Жизнь. В случае их существования все вышеприведённые умствования автоматически становятся бессмысленными.Не уверен насчет бессмысленности. Но если предположить, что они существуют, то их увязывание с концепцией многомирности в единую операбельную систему - задача действительно затруднительная. Неприятное, но по своей природе преодолимое препятствие.
Возьмем самое простое мгновение, скажем, сон Чжуанцзы (Герберт Алан Джайлс, «Чжуанцзы», 1889). Двадцать четыре столетия назад этот мудрец увидел себя во сне мотыльком и, проснувшись, не мог понять, кто он: человек, приснившийся себе мотыльком, или мотылек, видящий себя во сне человеком? Не будем отвлекаться на пробуждение, возьмем только миг – или один из мигов – сна. «Мне приснилось, что я был мотыльком, порхавшим в воздухе и не ведавшим о Чжуанцзы», – гласит старинный текст. Неизвестно, видел ли Чжуанцзы сад, над которым как бы порхал, или тот летучий золотой лоскуток, каким был тогда он сам, но ясно одно: этот образ, хотя и вызванный в памяти, видел только он один. По учению о психофизическом параллелизме, этому образу должен был соответствовать некий сдвиг в нервной системе сновидца; по Беркли же, в этот миг не существовало ни тела Чжуанцзы, ни темной спальни, где он лежал, – ничего, кроме картины в сознании некоего божественного духа. По Юму, дело обстояло еще проще. Для него в тот миг не существовало и сознания Чжуанцзы – одни лишь цвета сна и уверенность в том, что он – мотылек. Он существовал только как мимолетная данность той «связки или пучка ощущений», которые за четыре века до Рождества Христова и были сознанием Чжуанцзы; иначе говоря, существовало какое-то состояние n в бесконечной временной цепи состояний – между n-1 и n+1. Для идеализма никакой другой реальности, кроме этих состояний духа, не существует, и прибавлять к мотыльку, чувствующему себя мотыльком, еще одного, объективного – такое же ненужное удвоение, как прибавлять к этим состояниям еще какого-то переживающего их субъекта. Мы вправе утверждать, что есть сон, есть восприятие сна, но никак не сновидец и даже не сновидение: говорящий о субъекте и объекте загоняет себя в ловушку двусмысленной мифологии. Но если любое состояние ума самодостаточно, если привязка его к тому или иному обстоятельству, к тому или иному «я» есть всего лишь никчемный и неправомерный домысел, то на каком, спрашивается, основании мы приковываем его к какому-то месту во времени? Чжуанцзы снился себе мотыльком, и во время сна не было никакого Чжуанцзы, был только мотылек. Тогда как же мы, упразднив и пространство и личность, привязываем этот миг сна к минуте пробуждения или к феодальной эпохе китайской истории? Я не о том, что нам никогда с точностью не узнать даты этого сна, я всего лишь о том, что любая хронологическая привязка происходящего – что бы и где ни происходило – отношения к нему не имеет, она всегда останется чем-то внешним. Для китайцев сон Чжуанцзы вошел в пословицу. Так вот, представим, что кто-то из его практически неисчислимых читателей снится себе мотыльком, а потом и самим Чжуанцзы. Представим – а почему бы и нет? – что этот сон в точности повторяет сон наставника. И, допустив такое, спросим себя: разве эти совпавшие мгновения – не один миг? И разве одного повторяющегося мига недостаточно, чтобы смешать и спутать всю мировую историю, чтобы объявить ее несуществующей?
Исходное сообщение Dron_ShimodaПо Вашей версии мы всегда должны попадать в ту ветку, где человек умирает. Наш случай, наверное, можно сравнивать с Кубитом квантового компьютера. Состояние кубита определяется вероятностью нуля и вероятностью еденицы. Сумма этих вероятностей равна еденице (полная вероятность). И его состояние не определенно, пока не происходит снятие показаний. И каким будет это состояние после снятия показаний состояния зависти от вероятности нуля и еденицы, в нашем случае жизни или смерти. Конечно, если в нашем мире вероятность смерти выше, а это судя по всему так, то мы всегда и будем наблюдать смерть (но парадокс многомирия все равно остаётся). Кстати, тут опять же возникает парадокс квантового бессмертия. Из квантовой теории следует, что если мы беспрерывно будем снимать показания о состоянии, он никак не сможет изменить это состояние на пртивоположное, таким образом, если один человек абсолютно непрервно будет наблюдать другого человека, то наблюдаемый никогда не должен умереть. Но как уже говорилось, это не работает с макрообъектами, например человеком.
Может именно этот мир такой, что в нем не оказалось "долгожителей".
Десять лет тому назад достаточно было любого симметричного построения с видимостью порядка - диалектического материализма, антисемитизма, нацизма, - чтобы заворожить людей. Как же не поддаться обаянию Тлена, подробной и очевидной картине упорядоченной планеты? Бесполезно возражать, что ведь реальность тоже упорядочена. Да, возможно, но упорядочена-то она согласно законам божественным - даю перевод: законам бесчеловечным, которые нам никогда не постигнуть. Тлен - даже если это лабиринт, зато лабиринт, придуманный людьми, лабиринт, созданный для того, чтобы в нем разбирались люди.
По поводу того, что в снах мы подключаемся к нашим альтернативным "Я". А как тогда объяснить, что в снах по большей части представлена совсем другая реальность, с совсем другими законами?
Мы можем представить себе взрывающуюся планету и предположить, что где-то она действительно взорвалась. Или представить себе миллиарды умирающих альтернативных "Я" и получить титул величайшего убийцы в Мультивселенной. "Так что, думайте, о чем думаете." :)
Исходное сообщение Dron_ShimodaМне вот интересно другое. Не генерируется ли всё это многообразие вселенных на лету.