Самое странное свойство человека - несамодостаточность.
Речь не идёт о неспособности человека выжить без кислорода, или, скажем, сохранить разум без прямого или косвенного общения со своими сородичами.
Нет.
Я веду речь о несколько ином феномене, известном нам в весьма многоликих и изменчивых своих проявлениях - таких, как долг, честь, совесть, обеты, религиозная вера и аналогичные ментальные конструкции.
Как каждый может легко установить на своём самоличном опыте, укоры совести обычно экстериоризируются и выглядят в виде укоров некоего внешнего собеседника.
Или - как направленный на тебя извне укоряющий взгляд.
Возьмём часто имеющие место бытовать на виртуальных форумах дискуссии, так или иначе затрагивающие религиозную тему. В этих диспутах часто упоминается, что не все религиозные запреты бессмысленны и нецелесообразны. Но практически все они мотивируются соображениями, далёкими от практической пользы.
Почему человек не может верить в себя? Ему нужно верить в кого-то, кто в свою очередь верил бы в него.
Это напоминает сцену исцеления Марией самой себя из "Осенних визитов" Сергея Лукьяненко.
И зачем, спрашивается?
В эзотерике - та же проблема. Большинство эзотериков считают, что вера человеческая не имеет пределов могущества, и что человек, подлинно верующий в своё всевластие, воистину сможет всё. Но почему же при этом они не развивают веру лично в себя? Вместо этого эзотерик напитывает своей верой разнообразные сомнительные символы и эгрегоры, чтобы его вера, отразившись в них, дала ему магическую власть.
Зачем?
Можно было бы предположить, что, используя общеизвестные символы и заклинания, эзотерик подключает к магическому процессу силу чужой веры - или чужих суеверий. Однако некоторые эзотерики пользуются специфическими приёмами собственного производства.
Для чего?
Феномен несамодостаточности формирует общество. Но он же - этот феномен - мешает работать красивым теориям либертарианства и анархизма.
У меня такое чувство, что, когда мы полностью поймём природу феномена несамодостаточности, то поймём и многое другое.
как можно доказать самодостаточность человека верующего, так и не необходимость религии...