Эсхатеизм - также часто обозначаемый как "эсхатизм", поскольку не все признают наличие или примат религиозной составляющей, - мировоззренческая позиция, ключевым узлом и опорной точкой которой является конец света. Сейчас или в отдалённом будущем - не имеет значения.
Вера в конец света - так можно было бы коротко охарактеризовать эсхатеизм или эсхатизм, не будь в нашем языке слово "вера" столь запутанным и неоднозначным.
Каковые следствия могут вытекать из таких взглядов?
Что живём мы один раз, а значит, следует исподволь отучать себя от вечностного мышления, раз уж не получилось изначально сформироваться как личности без него. Взамен векторных, или линейных мотиваций надлежит ввести в обиход пунктирные, или точечные мотивации, сутью которых является последовательный переход от цели к цели.
Смелой, хотя и сомнительной попыткой совместить эсхатеизм с вечностным мышлением надлежит назвать книгу доктора Типлера "Физика бессмертия". Однако же, базируясь на неустановленных до конца физических закономерностях, тезисы книги в настоящее время не могут быть ни опровергнуты, ни подтверждены.
Из современных разновидностей эсхатизма можно выделить: экологический, косвенно граничащий с пантеизмом и выводящий неизбежность гибели человечества из его вины перед Природой, технологический, выводящий неизбежность гибели человечества из его неспособности справиться с последствиями собственных дел, и космологический, основанный на астрономических наблюдениях за движением метеоритов и наклоном земной оси, а также сборе информации об изменениях климата. К сожалению, все эти течения в значительной мере содержат в себе компоненту сурвивализма, глубоко чуждого эсхатизму как самостоятельной идеологии.
Сурвивализм представляет собой своего рода противоположность, мнимую альтернативу эсхатеизму, которая уничтожает себя саму, будучи последовательно проведённой.
Сама возможность Спасения в исторической и космологической перспективе отрицается изменчивостью реального мира.
Поэтому некто Кончеев, являющийся последовательным сторонником Спасения, выступает за идею уничтожения физической реальности как таковой. Будучи субъективным идеалистом, он не считает необходимым для этого применять термоядерное оружие, гигантские чёрные дыры, тотальную аннигиляцию материи или что-то подобное - его идея заключается в уничтожении Вселенной или Проявленного Бытия чисто ментальным путём. Впрочем, "уничтожение" - не совсем подходящий эпитет, поскольку с точки зрения Кончеева мироздание лишь тогда приобретёт абсолютные законченность и полноту, когда перестанет существовать в частно-относительном плане. Подробней с воззрениями Кончеева можно ознакомиться на его собственном сайте - www.koncheev.narod.ru - данный же текст посвящён несколько иной теме.
В социальном преломлении эсхатизм может играть роль как деструктивного, так и эволюционно-каталитического фактора, поскольку нередки случаи поиска эсхатистом наивысшей точки приложения усилий в итоговом миге существования. В критический миг обнажается подлинная человеческая суть - и здесь нет парадокса, равно как и нет ничего достойного удивления, если вспомнить, что именно те человеческие черты, которые выдерживают испытание обстоятельствами, мы и зовём обычно "подлинной сутью человека". Таким образом, утверждение, что в критический миг обнажается подлинная человеческая суть, подобно трюизму "покрасив яблоко ультрамарином, мы получим голубой фрукт".
С точки зрения банальной эрудиции, любая градуировка человеческих качеств имеет сугубо субъективный характер.
Источники:
- Большая Фиолетовая Энциклопедия, стр. 415-621.
- Джедайские Клинописи, свиток третий.
- Протоколы Сетевых Мудрецов. Last edition 30.05.2007.
- В. Пелевин, С. Лукьяненко. Чапаев и Глубина.
- Антиномикон, стр. AY-05 - включая 5 стр. вглубь и 12 стр. направо.