• Авторизация


О_фантастике_и_обычной_прозе. 21-03-2006 21:42 к комментариям - к полной версии - понравилось!


    Многим непонятно явление фантастики как таковой. Или же они не приемлют её, полагая плебейским жанром.
    А я вот не могу себе представить, как можно писать в жанре реализма. Или читать. Я вообще не представляю себе задачу реалистической прозы.
    Допустим, я пишу прозаическое произведение про обычного человека.
    Вот он просыпается, умывается, одевается. Идёт на работу. В перекурах спорит с коллегами о политике. При возвращении домой покупает хлеба. Дома смотрит телевизор. Ругается с женой - если у него есть жена.
    На следующий день он просыпается, умывается, одевается. Идёт на работу. Спорит с коллегами о политике. При возвращении домой покупает водки. Дома его ждёт недовольная покупкой жена - или же куча невыполненных дел по домашнему хозяйству.
    Каждый день он проходит через одну и ту же цепочку событий.
    По выходным он крепко нарезается или отправляется куда-нибудь в место общественного увеселения. Раз в лето бывает на пикнике.
    Что с ним может произойти интересного?..
    Находка чемодана с миллионом долларов, как в одном романе Черкасова? Искромётная любовь с Шэрон Стоун?..
    Мерзко и пошло.
    Можно ещё сделать героя изначально необыкновенным, типа Данилы Багрова или "обычного" президента России. Путь того же Черкасова или того же Никитина. Маленький шажок навстречу фантастике. Но читатель редко любит отождествлять себя с такими персоналиями. В этой области он всё же реалист.
    Лучше уж я введу в действие совершенно нереалистичные силы - по крайней мере, не из повседневной реальности.
    Лучше уж я дам герою возможность встретиться с Иным Разумом, поучаствовать в научном прорыве, определить дальнейший путь развития человечества или сделать выбор между всезнанием и вмешательством. Или даже дам ему возможность отказаться от появления фантастических событий в его жизни - это будет его выбор.
    Фантастика - мечта о том, чего не было и нет.
    У этого есть и отрицательные последствия. В юности, например, я полагал, что мир полон неразведанных чудес. Возможно, он и впрямь ими полон, но явно не в том смысле.
    Надо сказать, что дидактическую роль Искусства я не признаю. Дидактическую роль должны играть Наука и общественные институты. Но фантастика в среднем и не играет дидактической роли; вместо того чтобы говорить "как надо", она предлагает читателю самому поразмыслить над этим.
    И в этом плане - не идеологически-морализаторском, но философском, - она также опережает реалистическую прозу.
    D i x i.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (9):
уж как-то больно просто сказано про простую человеческую жизнь...
Плюмбэкс 22-03-2006-02:48 удалить
    От сложности интересней она не становится. Лишь утомительней, разве что.
    Как в анекдоте:
    - Жили-были...
    - Короче!
    - Умерли-бумерли...
    Нет, интересные места в ней попадаются. Там, где кончается реальность и рождается миф. На грани между нами и снами. Эту грань стерегут фантасты, а человек, профессионально стоящий на границе, именуется страж.
    Но центр того круга, о границе коего я говорю, интереса не представляет. Именно в центре ютится большинство.
Плюмбэкс, не знаю...все-таки уж очень мне кажется, что жизнь она слоноя-сложная...именно так жизнь, которую проивает каждый...
Мы часто путаем процесс и понятие.
woland0504 24-03-2006-04:58 удалить
Плюмбэкс, ты как-то писал что-то подобное: любое художственное произведение уже фантастика
Плюмбэкс 24-03-2006-13:34 удалить
    Ну, вообще-то впрямую об этом тут я ещё не говорил. Косвенно - может быть.

    Кстати,_вот_фрагмент_из_интервью_с_Леонидом_Кудрявцевым:

    - Мне всегда казалось, что фантастика - это развлекательный, легкий жанр литературы, который не претендует на звание высокой литературы.
    - На самом деле, вся литература и есть фантастика. Есть такое могучее древо фантастики, которая началась еще с "Илиады" и "Одиссеи". И вот пока этот ствол развивался, от него время от времени отделялись ветви, которые назывались "любовный роман", "эпистолярный роман", "детектив", "приключенческий роман" и т. д. Эти ветви, достигнув определенной величины, останавливались в росте, переставали развиваться, а сам ствол все рос и рос. Вот сейчас, я считаю, трудно найти хорошего писателя-классика, который бы не обращался к фантастике.
DemoN_cedzip 27-03-2006-23:43 удалить
"каждому по способностям,
от каждого по потебностям" или наоборот...
СИ_8881 29-03-2006-16:51 удалить
Интересная инфа о Булгакове, Ефремове, Стругацких, Леме ..... Цитата: "...«Помоги, Господи, кончить роман!» — записал Булгаков в своем дневнике. Рукопись «Мастера и Маргариты» он называл «секретными мифами». А за несколько часов до смерти Михаил Афанасьевич показал глазами на картонную папку и прошептал: «Чтобы знали… чтобы знали....В сказке Алексея Толстого легко различить массу намеков на Кэрролла — вроде кота разбойного вида и его боевой подруги по имени Алиса. В обеих сказках есть золотой ключик и скрытая занавеской дверь, ведущая в маленький мир. И булгаковская Маргарита держит в руке желтые цветы. «Все зло — от Маргариток», — сказал Алисе «зазеркальный» Гладиолус. Совершенно верно: Ева заставила Адама ослушаться Создателя и скушать райский плод. Маргарита — «искуситель»: «Она сулила славу, она подгоняла…». Когда говорят про «Высший Разум», подразумевают хотя бы сущностное равенство, — как если бы палец считал своего владельца сверхпальцем. Все мы — литературные персонажи, творческая галлюцинация Демиурга, и наша макрокосмическая Вселенная — его Микрокосм. Именно поэтому куклы из театра Карабаса Барабаса дружно танцуют польку «карабас»: правитель мира воплощен в каждом существе! «Злой» Карабас дарит Буратино золотые монеты. Таким образом старый кукловод передает эстафету новому директору театра, — чтобы не прервалась цепь, чтобы вечный папа Карло снова завел часы на башне нового игрушечного мира. «Я умоляю вас не прерывать партии!» Тот, кто способен по настоящему осознать это, сам становится «Карабасом»: он проделывает дыру в иллюзорном котелке, открывает заветную дверь и обнаруживает за ней целый мир — новый «кукольный театр». готовый к Игре... Сын неизвестного короля — Маленький принц, «мальчик с золотыми волосами» — летает по звездам, а ефремовские звездолеты работают на фантастическом топливе, сделанном из золота. «Проинтегрируем» знаки: человек, нашедший духовное золото в себе самом, превращается в сверхчеловека. Это золото понесет его к звездам. — как уносят влюбленных волшебные кони Воланда. «Коня потерял», — говорит Бегемот, вылезая из под кровати. Он тоже аспект Воланда: Демиург разыскивает «филиусов» — блудных сыновей из знаменитой притчи Иисуса. Библейские «исполины» стали людьми, забыв свою истинную природу...? ...«Междупланетный игрок» и «астронавигатор» О.Бендер (человек с астролябией) не устает повторять, что будет командовать парадом и ходить в белых штанах. Целеустремленный пройдоха Ильфа и Петрова несет свой незримый крест, и читательский смех следует за ним. «Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого!..» — предупреждает нас «надувало» Коровьев...Герои отправляются в странное путешествие, а их тела хранятся в «платяных шкафах». Возможно, такие пункты существуют на всех континентах Земли, кроме Антарктиды. Но место для устройства «межзвездной явки» должно удовлетворять очень противоречивым требованиям: не слишком большая удаленность от культурных центров, редкое и суеверное народонаселение, пересеченная местность. Это вариант Стругацких («Трудно быть богом»). Очень удобно: база прогрессоров замаскирована под нехорошую лесную избушку...Итого: грибы — настой — невидимость — труба — столб до неба — нелюдской свет…" (с) Ольга и Сергей Бузиновские "Тайна Воланда"
СИ_8881 29-03-2006-22:22 удалить
До кучи > ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ НА ТЕМУ: ПРАВИЛА ЭТОЙ ИГРЫ ИЛИ ПРИЧИНЫ НАХОЖДЕНИЯ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ 8)

Кому: другим участникам этой мясорубки...
Зочем: т.к. "я это ты"

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ.

НА ОСНОВАНИИ ПОЛУЧЕННОЙ МНОЙ ИНФОРМАЦИИ, СЧИТАЮ СВОИМ ДОЛГОМ, ДОНЕСТИ ДО ВАШЕГО СВЕДЕНИЯ, О СУЩЕСТВОВАНИИ ВЕРСИИ, ЧТО ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ ЯКОБЫ ЯВЛЯЕТСЯ Т.С. ВСЕЛЕНСКОЙ ШКОЛОЙ, ОСНОВНОЙ ИЗУЧАЕМЫЙ ПРЕДМЕТ ЗДЕСЬ - ЛЮБОВЬ, ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ В ЭТОЙ ШКОЛЕ ЭТО НАУЧИТСЯ ЛЮБИТЬ, ЛЮБЫМИ СПОСОБАМИ, С ЛЮБЫМ КОЛЛИЧЕСТВОМ ПОТРАЧЕННЫХ НА ЭТО ФРАГОВ (ЖИЗНЕЙ), ЛИШЬ ТОГДА ПРОДВИГАЕШСЯ ДАЛЬШЕ, ЛЮБОВЬ ЭТО СРЕДА (БИОС), ДОБРО И ЗЛО СИДЯТ НА КОЛЕНЯХ У ЛЮБВИ, ЛЮБОВЬ ЭТО И ЕСТЬ БОГ, ВЕРНЕЕ ЭТА ТА СИЛА, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОЙ СОЕДИНЯЮТСЯ ПОСЛЕ СМЕРТИ МОЛЕКУЛЫ/КАПЛИ ("я", монады) МЕЖДУ СОБОЙ В *ОКЕАНЕ (*большое безличностное "Я"), ЛЮБОВЬ ЭТО ПАРОЛЬ НА ВЫХОДЕ ИЗ ЖИЗНИ, И ЕСЛИ ПРАВИЛЬНО НАЗВАЛ ПАРОЛЬ СТАНОВИШСЯ ЧАСТИЦЕЙ ОКЕАНА, А ЕСЛИ НЕТ, ПО НОВОЙ В МЯСОРУБКУ ГОУ ТУ ХАЛФ ЛАЙФ, НАВЕКИ МЁРТВЫЕ... (с) Тибетская книга мёртвых & Тимоти Лири & Клаус Джоул & Бузиновские & Булгаков .........
Становится понятным смысл "Соряриса" Лема, где ОГРОМНЫЙ МЫСЛЯЩИЙ ОКЕАН, разговаривающий не словами, а ......... Адаму дана Ева как первая ступенька в изучении предмета по названием ЛЮБОВЬ...Высший пилотаж, это осознанный посыл (намеренье) ЛЮБВИ тому кто прибивает тебя гвоздями к кресту (с) Клаус Джоул & Кастанеда & Ог Мандино...............ибо > "...Представьте себе базарную площадь, В ее центре стоит окруженный толпой эшафот, на котором рубят голову преступнику. Довольно обыкновенная для средневековой Индии картина. И для России тоже. Так вот, богоискательство - это когда лучшие люди нации ужасаются виду крови на топоре, начинают искать Бога, и в результате через сто лет и шестьдесят миллионов трупов получают небольшое повышение кредитного рейтинга. - Когда Бога находят прямо на базарной площади, как сделали учителя сикхов. - И где же он? - Бог в этой апории является казнящим и казнимым, но не только. Он является толпой вокруг эшафота, самим эшафотом, топором, каплями крови на топоре, базарной площадью, небом над базарной площадью и пылью под ногами. И, разумеется, он является этой апорией и - самое главное - тем, что сейчас ее слышит..."Здесь" кроме Бога то и нет ничего" (с) Пелевин - СКО
"Здесь" всё уже было (в миллиард двестипятьдесятшестой раз я пишу эту мессагу, и каждый раз это выходит по разному, ЗДЕСЬ ВСЁ УЖЕ БЫЛО.......... фантасты лишь разруливают основные ветки развития ситуаций в материальной реальности, сами того не подозревая или подозревая.... т.е. если большинство выберет, поверит и будет осознанно проецировать намеренье (ТВ как форма управления коллективным намереньем), на выходе мы получаем пси-атмосферу ака к.ф. "Вам и не снилось", "Обыкновенное чудо", "Кин дза дза"...........либо "Бумер", "Сволочи", "Криминальные хроники".............(с) Трансёрфинг
ДОКТОР, ГДЕ ЖЕ ВСЁТАКИ ПРЯЧЕТСЯ ТА НАКОКАИНЕННАЯ СВОЛОЧЬ, КОТОРАЯ ПРИДУМАЛО ЭТУ РЕАЛЬНОСТЬ?" (С) Пелевин - ЧиП
__________________
Во нафлудил то 8)


Комментарии (9): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О_фантастике_и_обычной_прозе. | Плюмбэкс - Магистр фантастических наук | Лента друзей Плюмбэкс / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»