• Авторизация


О_«линейных»_и_«мечущихся»_персонажах. 02-04-2010 23:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!


     Интересно, что зачастую побуждает нас сочувствовать порывистым, мечущимся из стороны в сторону персонажам? Противопоставляя их персонажам линейным, последовательно идущим к своей цели? Несмотря на то, что линейные и последовательные индивидуумы улучшают мир, в то время как хаотичные индивидуумы доставляют себе и своим ближним лишь одни неприятности?
     Есть два объяснения.
     Первое из них связано с теорией энергоэволюционизма и довольно скучно. Содержа в себе отсылки к таким понятиям, как возбудимость нервной системы, амплитуда эмоциональных перепадов и тому подобное.
     Согласно второму объяснению, чувство сопереживания «мечущимся» персонажам — сродни сопереживанию самоубийцам. Бомжам. Наркоманам. Алкоголикам. Тем, кто не смог устроиться в этой жизни.
     «Мечущийся» персонаж — он ведёт себя подобно усевшемуся голым задом на раскалённую сковородку. Ему больно, и он мечется.
     Раскалённая сковорода для него — весь наш мир.
     То есть «мечущийся» персонаж своим поведением выражает и проявляет несовершенство мира. Ту точку зрения, согласно которой мир недостаточно хорош.

     Эту точку зрения в наши дни не совсем принято проявлять. Известны простые этические правила: «Не вини окружающих в своих бедах», «Если мир тебя в чём-то не устраивает — виноват ты, а не мир». Хотя в действительности винить мир и винить окружающих — не вполне одно и то же, а отделять свою вину от мировой не имеет особого смысла — ты есть часть и порождение мира. Если ты виноват, то виноват и мир.
     А как насчёт обратного?
     Обратное — что особенно забавно и что особенно может позлить некоторых неосознанных миропоклонников — вовсе не обязательно. Поскольку ты — лишь часть мира, то мир может быть «виноват» и без твоей вины.
     Как я уже говорил, сейчас подобные рассуждения непопулярны. Сейчас считается приличней надеть на себя картонную треуголку с надписью «Loser», чем заявить о несовершенстве мира. Кроме того, подобные заявления бесполезны и никуда не ведут. Ну, заявил ты, что мир несовершенен, и что делать дальше?
     Поэтому теория Несовершенства Мира в настоящий момент расположена в низу топа общественных симпатий.
     Своего рода естественный отбор. Те, кто дорвался до рупора — будь то должность телеведущего, профессия кинорежиссёра или слава известного писателя — на том или ином этапе своей жизни должны были отречься от этой теории.
     Иначе ничего не получится.
     Мир, может быть, и несовершенен, но если открыто декларировать это — шансы уменьшатся до нуля. К тому же путь к славе телеведущего, кинорежиссёра или писателя сам по себе уменьшает веру в несовершенство мира.
     Взамен поощряя синдром Избранного.
     Те, кто обладает властью над общественным мнением, уже в силу одного этого факта не могут быть приверженцами теории Несовершенства Мира. Так же, как не может с прежним пылом обрушиваться на политическое устройство государства тот, кто стал его президентом: «Всё-таки это государство не так уж и безнадёжно, раз я попал за его руль, верно?» Но именно эти люди создают ноосферу. Всё то, что мы говорим, думаем, читаем или слышим об общественном мнении, в действительности рождается в их умах.
     Поэтому теория Несовершенства Мира расположена в низу топа общественных симпатий.
     Официально.
     А на самом деле — на самом деле — многие из представителей не прорвавшегося на Олимп большинства очень даже сочувствуют ей.
     Лузеры? Неудачники?
     В любом случае это лишь следствие, а мир — причина.

     Итак, к чему мы пришли?
     «Мечущийся» персонаж своим поведением открыто выражает загнанную в подполье, но тайно разделяемую большинством теорию о Несовершенстве Мира. Подобно самоубийцам, наркоманам, бомжам, он не нашёл себе места в существующей реальности — и его действия чётко сигнализируют об этом.
     Уже этим он вызывает сочувствие.
     Среди «линейных и последовательных» персонажей тоже есть те, кто считает мир недостаточно совершенным. И некоторые из них предпринимают шаги по его улучшению. Причём с гораздо большей эффективностью, чем это получается у «мечущихся» персонажей.
     Вот только по поведению «линейных» персонажей это не всегда заметно. Кроме того, среди них немало — или вообще большинство — бюргеров, органично инкорпорировавшихся в существующую реальность и не стремящихся её изменить.
     «Мечущийся» же персонаж — контрреалист по определению.
     В отличие от «линейных» персонажей, у него нет выбора. Он не может отступить от затеи по улучшению мира. Если бы он был в состоянии найти для себя спокойное место, то не метался бы как уж на раскалённой сковороде.
     Он обречён быть противником существующей реальности.

     Сторонники теории энергоэволюционизма — равно как и большинства других психологических теорий — скажут, что «спокойное место» и «раскалённая сковорода» находятся внутри человека. Что в действительности метаться человека заставляет его собственная неуживчивая внутренняя энергия. Что речь идёт лишь о достижении человеком мира с самим собой.
     На что я отвечу — это неважно, совершенно неважно.
     Мой внутренний мир является частью внешнего мира и его порождением. Он для меня является таким же навязанным извне артефактом, как и туманность Андромеды.
     Изначально ведь я не выбирал, каким быть?
     Поэтому, когда кто-то говорит о «несовершенстве мира» и о необходимости его «изменения», то подразумеваться может как упразднение законов гравитации и раздача хлебов нищим, так и тотальное психопрограммирование.
     Не всё ли равно?
     Мы обречены на изменение реальности. Таков курс разума и путь жизни.
     Гностики — была такая раннехристианская секта, ключевыми пунктами мировоззрения которой были положения о холодной враждебности мироздания и о несовершенстве наших телесно-мозговых оболочек, — осознали условия стоящей перед человечеством Сверхзадачи ещё в средние века. Остальным для этого потребовалось несколько больше времени.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (6):
Имитатор 02-04-2010-23:52 удалить
На "линейность" ещё возраст хорошо влияет. Чем моложе, тем больше желаний этот мир изменить.
А вот на счёт ощущений на этот счёт в более зрелых годах я пока могу только предпологать, более подробно напишу лет через 20 :)
Я сочувствую "мечущимся" потому, что у них ярко выражена открытая система познания и они принимают новое, в то время как "линейные" уже всё поняли, и больше им ничего не надо.
Плюмбэкс 03-04-2010-01:08 удалить
Ответ на комментарий Синь_соколиная_высь # У "линейных" выкристаллизована система ценностей, а не система знаний. По идее это не должно мешать им усваивать новые знания.
Хотя...
У человека всё тесно переплетено.
sunkeeper 03-04-2010-12:58 удалить
Линейные..., мечущиеся..., а как же взрывоопасные персонажи, которые и из линейных могут сделать мечущихся. Посмотри Дом2)))
Гн. Плюмбэкс, я все переменю у Вас..
Напротив "хаотические" персонажи не являют еще конкретной оценки сему миру (отсюда и метания), линейные все поняли про этом мир (про гнусное его устройство) и действуют в предлагаемых обстоятельствах единственным кажущимся им верным образом (2 возможных варианта - по течению, или против)..
Плюмбэкс 08-04-2010-10:24 удалить
Каковы бы ни были намерения «линейного» персонажа, он слишком хорошо интегрирован в реальность, знает её законы. У него всегда есть путь отступления, тёплый тыл. Ему трудно доверять.
Для сравнения — один из фэнтезийных законов жанра: «Союзником и наставником Главного Героя неизменно выступает добрый волшебник, статный старец, наделённый посохом и длинной белой бородой клочковатого вида. Внимание: ухоженный вид бороды является сигналом о возможном переходе персонажа в команду Врага».


Комментарии (6): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О_«линейных»_и_«мечущихся»_персонажах. | Плюмбэкс - Магистр фантастических наук | Лента друзей Плюмбэкс / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»