С. Кара-Мурза. «Краткий курс манипуляции сознанием»
13-09-2005 22:23
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Введение
Что такое манипуляции сознанием.
Человек - существо социальное. Аристотель: «Только боги и звери могут жить вне общества». Манипуляция – акт влияния на людей или управления ими с ловкостью… скрытое управление или обработка.
– программирование мнений, устремлений, психических состояний с целью обеспечить такое поведение масс, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции.
Во первых – это духовное, психическое воздействие.
Во вторых – это скрытое воздействие, скрывается главная цель.
В третьих – требует мастерства и знаний. Манипуляции сознанием – это часть технологии власти, это не насилие, а соблазн.
Идеология как средство господства в современном мире. Слово и текст – частное выражение более широкого понятия – знака. Передаваемая информация воплощается в разные знаковые системы. Невербальные тексты - позы, жесты… Вербальные тексты – печатные тексты, радио, ТВ… Важный смысл, скрытый в образах (картины, фото…) Эффективнее всего действуют комбинации знаковых систем (ТВ). Истолкованию должны подвергаться также действия. Вообще, действие можно уподобить текстам на непонятном языке с недомолвками и иносказаниями. Даже в рамках одной культуры истолкование слов и поступков людей другого круга, другого сословия – непростая задача. Какую цель преследует тот, кто посылает нам сообщения в виде текстов или поступков? Его цель - дать нам такие знаки, чтобы мы, встроив эти знаки в контекст, изменили образ действительности в нашем восприятии… навязывает такое их истолкование, чтобы наше представление о действительности было искажено в желательном для манипулятора направлении… и окажет воздействие на наше поведение, причем мы будем уверены, что поступаем в полном соответствии с собственными желаниями.
Защита от манипуляции – научиться строить в уме варианты объяснения. Овладеть действительностью можно только, изучив оружие противника.
Глава 1
Успех манипуляции сознанием в годы перестройки.
1.Холодная война и идейное разоружение советского человека.
Холодная война – «война цивилизаций». Главный источник благосостояния «Запада» – в эксплуатации «Юга». Основная черта массового сознания советского человека – избалованность высокой надежностью социальной системы СССР (иллюзия отсутствия угроз). Поражение СССР было нанесено в духовной сфере, в общественном сознании. Против СССР велась холодная война и её важная часть – психологическая война.
Эти невоенные средства включают политические, экономические, социальные и идеологические формы. Сами психологические операции указаны как один из 17 видов боевых действий.
2. Перестройка – главные удары по системам защиты от манипуляции.
По какой неведомой причине в массе рабочих вызрело противоречащее здравому смыслу убеждение, что разрушение советского строя и отказ от солидарности будут им выгодны. Желание изменения было внесено массе советских людей посредством манипуляции их сознанием. «Технологически» разрушение советского строя было проведено по теории Антонио Грамши – посредством «молекулярной агрессии» в культурное ядро советского общества… воздействие на обыденное сознание, «маленькие» мысли среднего человека – неустанное повторение одних и тех - же утверждений на веру. Другое условие успеха манипуляции – культурные особенности советского человека – доверчивость, вытекающей из святости слова. Политика сумела оторвать сознание граждан СССР от здравого смысла, житейской мудрости, заставила поверить в химеры, противоречащие фактам и знанию.
Главные направления сдвига сознания:
1. Советское жизнеустройство сложилось под воздействием природных и исторических обстоятельств – «сокращение страданий»: (бедность, безработица, бездомность, голод, преступления, политическое и межнациональное насилие, массовая гибель в войне).
Альтернативный критерий выбора жизнеустройства – увеличение наслаждений. Шопенгауэр: «Мудрец должен искать не наслаждений, а отсутствия страданий. Нет худшего безумия, как желать превратить мир – эту юдоль горя – в увеселительное заведение и вместо свободы от страданий ставить себе целью наслаждения и радости; а очень многие так именно и поступают».
2. Мифический образ Запада к концу 80-х стал вожделенным. Массовая зависть к образу «чужого дома» с самоотрицанием своего – признак разрыва со здравым смыслом. («Так жить нельзя!»)
Шопенгауэр в «Афоризмах житейской мудрости»: «Зависть в человеке естественна, и всё же она и порок, и несчастье. В ней мы должны видеть врага нашего счастья и всеми силами задушить её. Будем наслаждаться тем, что имеем, не вдаваясь в сравнения… Нужно сдерживать своё воображение, запретить ему восстанавливать… унижения, победы и т.п.»
3. Для перехода к жизнеустройству, направленному на увеличение наслаждений, требуется изменение в культуре. Стремление к наслаждению, связанному с потреблением, не имеет предела. Поэтому несовместимы два устоя нашей культуры – нестяжательство и солидарность. Ресурсы ограничены… за них приходится конкурировать. Следовательно, сильные со спокойной совестью должны топтать ближних. Чтобы совершить «перестройку» необходимо было сломать идею равенства людей.
4. Посредством дестабилизации сознания удалось осуществить «толпообразование» населения. Без дебатов, сомнений… население согласилось на революцию в благополучном обществе. Это несовместимо со здравым смыслом. Шопенгауэр в «Афоризмах…»: «Прежде чем браться за выполнение какого – либо намерения, надо хорошенько его обдумать. Не следует без необходимости трогать ничего важного, нарушать существующий покой».
5. За время «перестройки» в сознание советских людей вошло много прекрасных, но расплывчатых образов – «демократия», «гражданское общество» и т.п. Принять язык противника – незаметно стать его пленником.
Даже если ты понимаешь слова иначе, чем собеседник, ты в его руках т.к. не владеешь стоящим за словом смыслом, часто многозначным и даже тайным. Это проигрыш в любом споре. Перейдя на язык неопределённых понятий, советский человек утратил возможность диалога со «своими» и с самим собой.
Логика оказалась разорванной, и простую проблему человек стал не в состоянии додумать до конца. Приняв вместо ясных понятий понятия – идолы, фантомы, народы СССР оказались в руках проходимцев.
Шопенгауэр в «Афоризмах житейской мудрости» пишет: «Путеводной звездой нашей деятельности должны быть не образы, фантазии, а ясно усвоенные понятия. Обычно бывает обратное. Решающий голос в …наших делах принадлежит не понятиям, не рассуждению, а именно воображению, облекающему в красивый образ то, что желало бы нам навязать».
6. Политика разрушила коллективную историческую память советского общества. Были осмеяны символы – вехи национальной истории. Общество и человек потеряли возможность анализировать прошлое и использовать его уроки для того, чтобы определить свою позицию в конфликтах настоящего. Шопенгауэр в «Афоризмах…» пишет: «Чтобы жить разумно и извлекать из собственного опыта содержащиеся в нём уроки, следует припомнить прошлое и пересматривать всё, что было прожито, сделано, познано и прочувствовано при этом, сравнивать свои прежние суждения с настоящими, сопоставлять свои знания и усилия с результатами».
3.Опытный факт: сдвиг в настроении рабочих.
Без диалога, без доказательств, вопреки уже полученному практическому опыту, рабочих склонили к слому их жизнеустройства.
4. Манипуляции образом труда и безработицы.
Признание безработицы благом было необходимым условием рыночных реформ и приватизации государственной собственности. Труд и отлучение от труда – фундаментальная проблема бытия. В христианстве запрет на безработицу уже в Ветхом Завете.
Пособие облегчает экономическое положение, но подчеркивает статус отверженного.
Сокрытие знания и блокирование истинной информации.
Улоф Пальме: «Свобода предполагает чувство уверенности. Страх перед будущим, перед болезнями и безработицей превращает свободу в бессмысленную абстракцию.… Помимо войны и стихийных бедствий не существует ничего такого, чего люди боялись – бы больше, чем безработица».
Грубый обман. «Вынужденная» безнравственность идеологов как признак манипуляции.
Некогерентность рассуждений. Манипуляторы вступают в своих построениях в противоречие с теми принципами, которые они сами же декларируют.
Использование авторитета науки.
Глава 2
Воздействие на оснащение ума.
1. Манипуляции словами и образами.
Что надо сделать, чтобы отключить здравый смысл, вызвать сумбур в мыслях, сделать их нелогичными и бессвязными, заставить человека усомниться в устойчивых жизненных истинах? Человек живет в двух мирах – в мире культуры и мире природы, мире вещей и мире знаков. Язык есть главное средство подчинения. «Мы – рабы слов» - сказал Маркс. Американский социолог Г. Лассуэл разработал методы семантического анализа текстов – использование тех или иных слов для передачи или искажения смыслов. Лассуэл создал систему, ядром которой стали принципы создания «политического мифа» с помощью подбора соответствующих слов. Политический миф – это комплекс идей, которые массы готовы рассматривать в качестве истинных независимо от того, истинны они или ложны в действительности. Из науки в идеологию, а затем в обыденный язык перешли слова – «амёбы», прозрачные, не связанные с конкретной действительностью. Это слова, не имеющие корней, не связанные с миром. Важный признак – кажущаяся научность. «Эмбарго» – вместо «блокада», «коммуникация» – вместо «общение». «Руководитель» - «лидер». Слово «избиратель» заменяется на «электорат». Биржевой делец, наёмный убийца заменяется на «брокер» или «киллер».
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote