Ученые выяснили, как фильмы зомбируют зрителей
        18-06-2008 18:51
        к комментариям - к полной версии 
	- понравилось!
	
	
        
Нейрофизиологи из университета Нью-Йорка выяснили, что содержание  кинофильма и индивидуальная манера режиссера может "брать под контроль" мозговую  активность зрителей, заставляя их следовать за событиями на экране.
Как говорится в  исследовании, опубликованном в журнале Projections: The Journal for Movies and  Mind, изучение активности мозга зрителей во время просмотра фильма показало, что  некоторые фильмы вызывают одинаковые реакции в мозге разных людей.
По мнению авторов статьи,  их работа поможет создать систему количественной нейрофизиологической оценки  кинокартин, что может быть полезным как киноиндустрии, так и для дальнейшего  изучения мозга человека.
Ученые использовали функциональную  магнитно-резонансную томографию для контроля активности мозга зрителей во время  просмотра фильма и один из типов корреляционного анализа для выяснения степени  сходства процессов в мозге.
"Некоторые фильмы могут вести многих зрителей  через череду схожих эмоциональных состояний. Это удержание сознания приводит и к  сходству в активности мозга - и высокой степени корреляции - у большинства  зрителей. Напротив, другие фильмы - намеренно или ненамеренно - менее сильно  контролируют реакции зрителей. В этом случае, как мы ожидаем, сходство в  мозговых процессах будет меньшим", - говорится в статье.
В эксперименте  исследователи показывали группе добровольцев три фрагмента: получасовой отрывок  из ленты Серджио Леоне "Хороший, плохой, злой", эпизод из телешоу Альфреда  Хичкока "Бах! ты убит" и одну из серий комедийного сериала Ларри Дэвида "Умерь  свой энтузиазм".
Результаты томографии показали, что сходство реакций наблюдалось в  неокортексе - отделе мозга, ответственном за восприятие, однако степень этого  сходства различалась в зависимости от фильма.
Эпизод телешоу Хичкока  вызвал сходные реакции у всех зрителей: более 65% неокортекса реагировали  одинаково, что указывает на большую степень контроля сознания. Несколько меньшая  корреляция (45%) наблюдалась при показе фрагмента картины "Хороший, плохой,  злой".
Самая  низкая степень сходства в мозговой активности была при просмотре эпизода  комедийного сериала - 18%.
"Наши данные показывают, что достижение плотного  контроля мозга зрителей во время фильма требует, в большинстве случаев,  намеренного выстраивания специфической конструкции сюжета с помощью эстетических  средств", - пишут авторы статьи.
"Тот факт, что Хичкок способен оркестровать  реакции мозга, "включая" и "выключая" в один и тот же момент у всех зрителей,  может дать нейрофизиологической доказательство его знаменитой способности  манипулировать сознанием людей", - говорится в статье.
Вместе с тем,  исследователи подчеркивают, что отсутствие сходства в активности мозга не  означает, что зрители не следят за событиями на экране: "Измерение корреляции  указывает только на способность режиссера вызывать сходные реакции у  зрителей".
"Сходство активности мозга у зрителей, или высокая степень корреляции,  может рассматриваться как знак того, что зрители воспринимают фильм сходным  образом. Различия в мозговой активности... могут говорить о меньшей  заинтересованности в поступающей информации или же о том, что события на экране  могут по-разному "обрабатываться", - говорится в статье.
По мнению авторов  исследования, их работа открывает путь к слиянию двух столь разных дисциплин,  как нейрофизиология и изучение кинематографа, в единую науку -  "нейрокинематографику" ("neurocinematic" studies).
	
	
		вверх^
		к полной версии
		понравилось!
                в evernote