Нам остается разобраться в одном, еще более
непопулярном вопросе. Христианские жены дают обещание повиноваться своим
мужьям. В христианском браке глава семьи -- мужчина. В связи с этим
возникают два вопроса: 1. Почему в семье обязательно должен быть глава,
почему нельзя допустить равенства? 2. Почему главой должен быть мужчина?
1. Необходимость иметь главу в семье вытекает из идеи, что брак -- союз
постоянный. Конечно, когда муж и жена живут в согласии, вопрос о главенстве
не возникает. И мы должны надеяться, что именно это является нормой в
христианском браке. Но если возникает разногласие, что тогда? Тогда супругам
не избежать серьезного разговора. Допустим, они уже пытались говорить и тем
не менее к согласию не пришли. Что им делать дальше? Они не могут решить
вопроса с помощью голосования, потому что при наличии лишь двух сторон
голосование невозможно. В таком случае остаются две вещи: либо им придется
разойтись в разные стороны, либо один из них должен получить право решающего
голоса. При постоянном браке одна из сторон должна в предвидении крайнего
случая иметь власть и решать вопросы семейного союза. Ибо никакой постоянный
союз невозможен без конституции.
2. Если в семье должен быть глава, то почему именно мужчина? Ну что ж,
во-первых, есть ли у кого серьезное желание, чтобы главную роль в семье
играла женщина? Как я уже сказал, я сам не женат. Однако я вижу, что даже те
женщины, которые хотят быть главою в своем доме, обычно не приходят в
восторг, наблюдая такую же ситуацию у соседей. Скорее всего, они скажут:
"Бедный мистер Икс! (имея в виду соседа). Почему он позволяет этой ужасной
женщине верховодить? Я просто не могу его понять!" Я даже не думаю, что эта
женщина будет польщена, если кто-нибудь заметит, что она сама "верховодит" в
своей семье. Должно быть, есть что-то противоестественное в женском
руководстве мужьями, потому что сами жены несколько смущены этим и презирают
таких мужей.
Но есть еще одна причина; и здесь, скажу откровенно, я говорю как
холостяк, потому что причину эту лучше видно со стороны, чем с позиции
женатого человека. Отношения семьи с внешним миром -- так сказать, внешняя
политика семьи -- должны находиться, в конечном счете, под контролем мужа.
Почему? Потому что он всегда должен быть (и, как правило, бывает) более
справедлив к посторонним. Женщина сражается в первую очередь за своих детей
и своего мужа, против всего остального мира. Для нее, вполне естественно, их
требования, их интересы перевешивают все соображения. Она -- их чрезвычайный
поверенный. Задача мужа -- следить за тем, чтобы это естественное
предпочтение не ставилось постоянно во главу угла в отношениях семьи с
окружающими. За ним должно оставаться последнее слово, чтобы он мог, в
случае необходимости, защитить других от семейного патриотизма своей жены.
Если кто-нибудь из вас сомневается в этом, позвольте мне задать вам вопрос.
Если ваша собака укусила соседского ребенка или ваш ребенок ударил соседскую
собаку, с кем вы предпочли бы иметь дело -- с хозяином или с хозяйкой? Или
если вы замужняя женщина, позвольте мне спросить вас: как бы вы ни обожали
мужа, не признаетесь ли вы, что его главный недостаток -- неспособность
постоять за свои и ваши права при столкновении с соседями?
К. Льюис "Просто христианство"