• Авторизация


Христианство и психоанализ 31-08-2011 21:03 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 А сейчас я хочу начать разговор о том, что такое
"хороший человек" в христианском понимании.
     Прежде чем я перейду к деталям, я хотел бы остановиться на двух пунктах
более общего характера.
     Во-первых, христианская мораль  объявляет  себя  инструментом,  который
способен  наладить  человеческую  машину,  и, я думаю, вам интересно узнать,
есть ли что-нибудь общее у христианства с психоанализом, который  как  будто
бы  предназначен  для  той  же  цели.  Тут  нам  придется  установить четкое
разграничение  между  двумя  вопросами:  между  существующими   медицинскими
теориями  и  техникой  психоанализа,  с  одной  стороны, и общим философским
взглядом на мир, который Фрейд и другие  связывали  с  психоанализом,  --  с
другой. Философия Фрейда прямо противоречит христианству и философии другого
великого  психолога  -- Юнга. Когда Фрейд говорит о том, как лечить неврозы,
он рассуждает как специалист в  своей  области.  Но  когда  он  переходит  к
вопросам  философии,  то превращается в любителя. Поэтому есть все основания
прислушиваться к нему в первом случае, но не  во  втором.  Именно  так  я  и
поступаю,  и с тем большей уверенностью, что убедился: когда Фрейд оставляет
свою тему и принимается  за  другую,  которая  мне  знакома  (я  имею  ввиду
языкознание),  то  проявляет  крайнее  невежество.  Однако  сам психоанализ,
независимо от всех философских обоснований и выводов, которые делают из него
Фрейд и его последователи, ни в какой мере не противоречит христианству. Его
методика перекликается с христианской моралью  во  многих  пунктах.  Поэтому
неплохо,  если  бы  каждый  проповедник познакомился -- более или менее -- с
психоанализом. Но надо при этом  помнить,  что  психоанализ  и  христианская
мораль  не  идут  рука  об руку от начала и до конца, поскольку задачи перед
ними поставлены разные.
     Когда человек делает выбор в области морали  --  налицо  два  процесса.
Первый -- сам акт выбора. Второй -- проявление различных чувств, импульсов и
тому  подобного,  зависящих  от  психологической установки человека и как бы
являющихся тем сырьем, из которого "лепится" решение.  Существуют  два  вида
такого   сырья.   В  основе  первого  лежат  чувства,  которые  мы  называем
нормальными, поскольку они типичны  для  всех  людей.  Второй  -определяется
набором   более   или   менее  неестественных  чувств,  вызванных  какими-то
отклонениями от нормы на уровне подсознания.
     Страх перед теми или иными  вещами,  которые действительно представляют
опасность,  будет примером первого вида: безрассудный страх перед котами или
пауками -- примером второго вида. Стремление мужчины к женщине  относится  к
первому виду; извращенное стремление одного мужчины к другому -- ко второму.
Что   же   делает   психоанализ?   Он   старается   избавить   человека   от
противоестественных чувств, чтобы предоставить ему  более  доброкачественное
"сырье"  в  момент  морального  выбора. Мораль же имеет дело с самими актами
выбора.
     Давайте рассмотрим это на примере. Представьте себе,  что  трое  мужчин
отправляются  на  войну.  Один  из  них  испытывает естественный страх перед
опасностью, свойственный каждому нормальному  человеку;  он  подавляет  этот
страх   с   помощью  нравственных  усилий  и  становится  храбрецом.  Теперь
предположим,  что  двое  других  из-за  отклонений  в  подсознании  страдают
преувеличенным  страхом,  победить  который  не  дано  никаким  нравственным
усилиям. Далее представим, что в  военное  подразделение,  где  они  служат,
приезжает психоаналитик, исцеляет их от противоестественного страха и теперь
эти двое ничем не отличаются от первого, нормального мужчины. Это разрешение
психологических  проблем.  Однако  тут-то и возникает проблема нравственная.
Почему? Да потому, что теперь, когда оба страдавших  отклонениями  от  нормы
излечились,  они  могут избрать совершенно разные линии поведения. Первый из
них может сказать: "Слава Богу, я  избавился  от  этого  идиотского  страха.
Теперь  я  могу  делать  то,  к чему всегда стремился,-- исполнять свой долг
перед родиной".
     Однако другой может рассудить иначе: "Ну что ж, я очень рад, что сейчас
я чувствую себя сравнительно спокойно под пулями. Но это, конечно, не меняет
моего намерения. Чем лезть в пекло самому, позволю кому-нибудь другому, если
только представится возможность, принять огонь на себя. Вот хорошо! Теперь я
смогу уберечь себя, не привлекая при этом внимания".
     Разница - чисто моральная, психоанализ в этом случае бессилен.  Как  бы
вы  ни  улучшали  исходное  "сырье",  вам  все-таки  придется столкнуться со
свободным выбором, который, в конечном  счете,  продиктован  тем,  на  какое
место  человек  ставит  свои  интересы -- на первое или на последнее. Именно
нашим свободным выбором -- и только им -- определяется мораль.
     Плохой психологический материал -- не грех, а болезнь. Тут требуется не
покаяние, а лечение. Это, между прочим, очень  важно  понимать.  Люди  судят
друг о друге по внешним проявлениям. Бог судит нас на основе того морального
выбора,  который  мы  делаем. Когда психически больной человек, испытывающий
патологический страх к кошкам,  движимый  добрыми  побуждениями,  заставляет
себя  подобрать  котенка,  вполне  возможно,  что в глазах Бога он проявляет
больше мужества, чем здоровый человек, награжденный медалью за  храбрость  в
сражении. Когда человек, крайне испорченный с детства, привыкший думать, что
жестокость  --  это  достоинство,  проявляет  хоть  немножечко  доброты  или
воздерживается  от  жестокого  поступка  и,  таким  образом,  рискует   быть
осмеянным друзьями, он, быть может, в глазах Бога делает больше, чем сделали
бы мы с вами, пожертвовав жизнью ради друга.
     К  этой  же  самой идее можно подойти и с другой стороны. Многие из нас
производят впечатление очень милых, славных людей. Но на деле, возможно,  мы
приносим  лишь  незначительную  часть той пользы, которую могли бы принести,
принимая во внимание нашу хорошую наследственность  и  отличное  воспитание.
Поэтому  в  действительности  мы  хуже,  чем те, кого сами считаем злодеями.
Можем ли мы с уверенностью сказать, как бы мы  себя  повели,  если  бы  были
наделены  психологическими комплексами, да вдобавок плохо воспитаны и, сверх
всего, получили бы власть,  ну,  скажем,  Гиммлера?  Вот  почему  христианам
сказано: не судите.
 

 

К. Льюис "Просто христианство"

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
SPACELilium 24-05-2012-17:58 удалить
Благодарю за статью!!


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Христианство и психоанализ | MAXxxxx - MAXxxxx | Лента друзей MAXxxxx / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»