Астенический характер
28-04-2011 22:48
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Ядро характера
Asthenia — по-латински значит слабость. Астеник — это дефензивный
человек, которому свойственны раздражительная слабость с вегетативной
неустойчивостью, чрезмерная впечатлительность, тревожная мнительность,
быстрая утомляемость.
Дефензивность (defenso — оборонять, лат.) или оборонительность
означает, что такие люди при встрече с жизненными трудностями не идут в
агрессивную атаку, а стараются уйти, спрятаться или замыкаются в духе
молчаливого протеста, также могут давать быстро истощающиеся
раздражительные вспышки в кругу близких людей. Дефензивные люди, как
правило, совестливы и противоположны агрессивным или лениво-безразличным
людям. Дефензивному человеку присущ конфликт ранимого самолюбия и
преувеличенного чувства собственной неполноценности. Такой человек в тяжкие
периоды своей жизни кажется себе хуже и малозначимей большинства людей и
остро страдает, так как его самолюбие не мирится с этим. Этот дефензивный
конфликт является самым мучительным проявлением в жизни астенического
человека, мучительнее раздражительности, нервозности, истощаемости.
Внешне астеническое чувство неполноценности выражается в
нерешительности, неуверенности в себе, робкой застенчивости. Стесняясь,
астеник прячет глаза, густо краснеет, не знает, куда деть руки. Такой
человек часто думает о себе хуже, чем того заслуживает, легко пасует перед
неожиданной наглостью, остро стыдится своих недостатков. Избегает публичных
выступлений, центра внимания, так как боится, что его «никчемность» будет
замечена и осмеяна. Временами, после какого-то успеха или просто
размечтавшись, астеник способен самолюбиво переоценивать себя, но длится
это до первой неудачи, после которой переживание своей неполноценности
вспыхивает с прежней силой.
Астеническая раздражительная слабость проявляется вспышками
раздражения. Астеник кричит на близких, несправедливо оскорбляя их. Эта
вспышка заканчивается своей противоположностью: раскаянием, слезами,
извинениями. В ней нет истинной ярости, опасности перехода к грубо
разрушительным агрессивным действиям. Причинами раздражительности астеника
обычно являются обиды и подозрения в том, что к нему плохо относятся, не
любят, мало помогают, недостаточно заботятся. Астеник особенно
раздражителен тогда, когда в глубине души недоволен самим собой, из-за
этого он может придираться ко всему на свете, кричать о том, что все его
ненавидят, хотят от него избавиться. Эти вспышки порой называют
«истериками», потому что они протекают бурно и громок. Однако в них нет
истерического сужения сознания с неспособностью посмотреть на себя со
стороны, поэтому у астеника сквозь крик или судорожные рыдания иногда можно
вызвать улыбку, даже заставить серьезно задуматься. В астеническом
раздражении нет позы, демонстрации себя, суть его — неспособность
сдерживать дискомфорт, нахлынувшие эмоции. Астеническая женщина может
прийти домой и в порыве раздражительности с размаху швырнуть в стену только
что купленный торт, но даже в таком поступке проявляются не истерические
механизмы, а патологическая несдержанность.
Вегетативная неустойчивость — характерная черта астеников. Она
проявляется колебаниями артериального давления, усиленным сердцебиением
(вегетососудистая дистония), головной болью, потливостью, дрожанием рук,
рвотами, поносами, запорами. Вегетативная нервная система, управляющая
обменом веществ и функциями внутренних органов, не поддается обычному
волевому контролю, поэтому астеник беспомощен перед этими ощущениями,
которыми «наводнен» его организм. Его могут мучить бессонница, плохая
переносимость духоты, транспорта, жары, перемен погоды. Он повышенно
чувствителен к яркому свету, шуму, скрежетам, скрипам. Тесный воротник,
галстук, колючий свитер действуют ему на нервы. Появляющийся с возрастом
остеохондроз позвоночника, к которому астеники склонны, добавляет свои
неприятные телесные ощущения. Все это пронизывает и усиливает астеническую
раздражительность.
Суть астенической тревожной мнительности состоит в преувеличении
какой-то опасности, например болезни, экзамена. Слово «мнительность»
происходит от старого русского слова «мниться», то есть казаться.
Действительно, астеник чаще тревожно эмоционально преувеличивает опасность
вместо того, чтобы кропотливо рассчитать ее вероятность холодным умом
независимо от эмоций. Однако это преувеличение, хотя и без логических
доказательств, долго сохраняется в силу инертности и глубокой тревожности
астеника. Он часто тревожно застревает на какой-то своей мнимой
неполноценности, тем самым усиливая и делая стойким дефензивный конфликт.
Астеникам трудны ответственные решения, они ищут советов, поддержки,
в некоторых случаях согласны, чтобы решение было принято за них. Им трудно
требовать и добиваться чего-то для себя — становится неловко. Легче делать
то же самое для других людей. Часто, чтобы избежать столкновений с людьми,
молчат или делают вид, что согласны, иногда поддакивают, стыдятся показать
свою неосведомленность или высказать точку зрения, которая не совпадает с
только что прозвучавшей.
Астеника легко обидеть. Он злопамятен в том смысле, что рана даже от
маленькой обиды (если она значима) долго болит и не заживает. Однако
агрессивной мстительности в нем нет. Он может «мстить» пассивно, например,
мог бы обидчику сделать что-то хорошее, но не сделает. Астеники часто
недовольны своим робким характером, хотели бы, чтобы он был более
решительным.
Ряд астеников с выраженной раздражительной слабостью попадают в
разряд ноющих домашних тиранов. Сохранность семьи в таких случаях зависит
от умения близких относиться к раздражительности, как к прозрачной
занавеске, сквозь которую не теряется из вида ласковый и душевный
астенический человек. И второй момент — сохранность семьи зависит от
толерантности близких к тем «ужасным» словам, которые астеник выкрикивает в
раздражении. К счастью для астеников, многие люди отличаются подобной
толерантностью. Но если близкие решат, что эти слова порождаются не
дискомфортным состоянием, а соответствуют бессознательному отношению
астеника к ним, то разрыв семьи весьма вероятен. Некоторые люди, чаще это
шизоиды, стихийно психоаналитически относящиеся к любым неотслеженным
высказываниям, как к неслучайным оговоркам, долго астенической
раздражительности не вынесут.
Астенические родители — обычно тревожно опекающие, создающие у
ребенка впечатление, что мир полон опасностей. Они сами невольно являются
образцами страха перед жизнью. Тяжелые астенические психопаты, будь их
воля, держали бы свое любимое чадо при себе, не выпуская на улицу. Однако в
астенических родителях есть много хорошего: они дают много любви и ласки
своим детям, ответственно относятся к их развитию, дарят им свои светлые
душевные особенности характера. Когда астеническая мама в раздражении
нашлепает своего ребенка, то тут же нередко целует его, извиняется, плачет.
Место астеника там, где нужна душевная чистота и жалостливость, где можно
приносить насущную, пусть малую пользу конкретным людям, где необходимы
деликатность и добросовестность. Человеческая преданность тем, кого
полюбил, — ценная черта астеника. Многие одухотворенные астеники
бессознательно чувствуют, что самое дорогое для них в этом грубом мире —
теплые души близких людей. Сохранить искорку родной человеческой жизни,
сберечь ее — вот главный и вполне достаточный смысл жизни. Все остальное
вторично по отношению к нему.
Астеникам свойственна ранимая романтическая одухотворенная
реалистичность. Ранимая духовность заключается в щемящей жалости ко всему
хрупкому, нежному, беззащитному, с желанием по возможности это беззащитное
как-то защитить, уберечь. Астеническому человеку трудно без муки в душе
пройти мимо котят, мокнущих под дождем. Если есть возможность, то он
постарается их обогреть, накормить. Астенику по себе хорошо известно, что
такое беззащитность и как велика благодарность тому, кто искренне помог. Из
этого знания и возникает особенная астеническая жалостливость с талантом
тонкого сочувствия и сопереживания.
При гиперкомпенсации человек пытается добиться успехов там, где
изначально слаб. Стимул к действию идет от желания соответствовать
ценностям окружающих, от стыда, чувства ненависти к себе. Радость,
получаемая при этом, — лишь радость самолюбия. К тому же при серьезных
препятствиях гиперкомпенсация срывается: от астенического «нахальства» не
остается и следа, а только слезы и отчаяние. Чувство неполноценности при
этом обостряется. Плюс ко всему многие учителя и родители неточно
воспринимают гиперкомпенсацию как недостаток внутренней культуры. С молодым
астеником в период гиперкомпенсации иногда бывает неуютно и неприятно
общаться, так как он самолюбиво-неестественно пытается «нечто из себя
изображать».
Варианты астенического характера
Данный вопрос практически не разработан. Мне представляется возможным
выделить следующие варианты:
1. Эмотивные астеники. Под эмотивностью К. Леонгард /8, с. 198/
понимал «чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций».
Эмотивные люди мягкосердечны, жалостливы, задушевны. Они легко впадают в
растроганность, сентиментальность. Под влиянием трудных обстоятельств
становятся угнетенными, теряя способность сопротивляться и бороться. Это
застенчивые, боязливые, но чуткие и правдивые люди, глубоко чувствующие
природу и искусство, радость и горе. Одухотворенные эмотивные астеники
полны сострадания, за других переживают больше, чем за себя. Они способны
разделять все трудности судьбы любимого человека. Им свойственна
серьезность переживаний без экзальтированности. Слабое место —
неспособность драться в широком смысле. Осторожным, кротким отношением к
окружающим эмотивные астеники пытаются защититься от людской агрессии.
2. Астеники с романтическим полетом в душе. Одухотворенность роднит
их с эмотивными. Однако главное для них — жизнь мечты. Они затаенно ждут
спокойного тихого вечера, когда можно будет предаться воображению разных
ситуаций. В этих ситуациях представляют себя смелыми, лихо раскованными,
искрометно остроумными — то есть такими, какими не получается быть в
обычной жизни, но хотелось бы. Также мечтают о чем-то высоком, любовном,
приключенческом. В мечте могут пережить полнее и больше, чем в
действительности, которая им тяжела и от которой лечатся мечтаниями.
Подобные астеники напоминают интровертов, но в отличие от шизоидов их мечты
не оторваны от жизни, а наполнены земной романтикой. В повседневной
реальности они отзывчивы, стремятся посильно помочь друзьям и близким. К
людям, которых любят, относятся с большой преданностью, теплом, очень
дорожат их отношением к себе. Но в отличие от циклоидов способны легко
проявлять искреннее тепло и заботу лишь к узкому кругу духовно созвучных
людей (в этот крут могут не попасть родственники). Некоторые свою
зажатость, застенчивость элегантно прячут за мило-неряшливым стилем
поведения. Одна из их проблем заключается в том, что они не умеют
отказывать в просьбах друзьям и потом мучаются под грузом дел, который
оказался на их плечах.
3. Астеники, «застрявшие» в гиперкомпенсации. Есть астеники, которые
до старости стараются во что бы то ни стало казаться уверенными в себе,
решительными, сильными. В результате они не раскрывают заложенное в их душе
богатство лирических переживаний. Но некоторым из них (далеко не всем)
удается благодаря гиперкомпенсации сделать карьеру. Как правило, эти
астеники отличаются особенно острым самолюбием-честолюбием, наличием так
называемого стенического жала, меньшим духовным богатством, чем описанные
выше два варианта. Однако даже став начальниками, они не воцаряются в
кабинете, сохраняют человечность, стараются помогать людям.
4. Примитивно-занудливые астеники. Живут простыми интересами,
заботами о близких. В их душе нет полета романтической мечты. Многие по
причине тревожности занудливы, стараются все сделать по правилам, боятся
отойти от заведенного порядка — «как бы чего не вышло!». Часть из них
производит ложное впечатление на людей с нелогичным мышлением. Дело же в
том, что они не умеют точно выражать словами свои переживания. Чувствуя
это, они занудливо кругообразно пытаются уточнить свою мысль, иногда
используя простонародные выражения, отчего понять их становится еще
труднее. Примитивные астенические люди у многих не вызывают симпатии. Они
часто угрюмо-неразговорчивые, колючие или ранимо-капризные, завидующие
своим удачливым знакомым. Также немало среди них скучных ипохондриков,
мучающих родственников вечным требованием поддержки и жалости. Некоторые по
причине трусливости подводят своих знакомых в отличие от одухотворенных
астеников, чье нравственное чувство заставит преодолеть трусливость и не
подвести человека.
Примеры
1. Главный герой фильма Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким
паром» Женя Лукашин — милый, мягкий, стеснительный, робкий человек. Ему уже
почти сорок, а он все не может решиться на женитьбу (хотя хотел бы этого).
Лиризмом, душевной симпатичностью, тонкостью он напоминает астенического
человека. Особое внимание обратите на эпизоды, в которых Лукашин ведет себя
как бы нахально, уверенно. В этом видится гиперкомпенсация, быть может,
усиленная опьянением.
2. В искусстве астеникам созвучна щемящая, ранимая теплота-доброта,
ласковая тоскливость, лирическая нота, камерность, стремление к уюту,
тонкая чувственная радость жизни. Многие из них находят это для себя на
полотнах Поленова, Рябушкина, Саврасова, Левитана, Перова, импрессионистов.
В отдельных полотнах Крамского (возможно, астенического художника) мы видим
характерную мечтательность вплоть до сказочности, нежную красоту изящных
линий, романтичность. Некоторых астеников волнует и поднимает над тревогами
романтически возвышенное искусство, например теплая гармония Шопена,
нежность Вивальди, Сен-Санса, пронзительная чувствительность Чайковского. В
литературе астеникам часто нравятся лирические произведения со счастливым
концом, проникнутые добротой, иногда сентиментальностью, как, например
некоторые романы Ч. Диккенса.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote