Еще про истериков
28-04-2011 15:08
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
В своем выделении вариантов я опирался на характерные жизненные
типажи.
1. Практичные истерики. У них вытеснение направляется не только
эгоцентризмом, но и желанием получить выгоду, ради нее они способны
контролировать свои эгоцентрические проявления. На людей и события, которые
сулят выгоду, практичные истерики смотрят сквозь «очки доброжелательности»,
но к тому, что им не выгодно, они относятся безразлично или
высокомерно-брезгливо. Таким образом, в сумме их психической жизни
устанавливается некий баланс между эгоцентризмом и выгодой. Эти люди
аккуратны в своих делах, их не собьешь на поступок, идущий вразрез с их
интересами. Они могут, как Скарлет О'Хара из «Унесенных ветром», с
легкостью (благодаря вытеснению) сказать про что-то неприятное: «Ну, об
этом я подумаю завтра». В вопросах же своей выгоды подобные истерические
люди легкомыслием не отличаются. Во всем остальном они остаются вечными
детьми (юношами), отличаясь яркостью капризных чувств, красочностью
воображения, подвижностью психики, стремлением выставлять себя и т. д. Вот
почему порой, несмотря на то, что в них проглядывает что-то
хищно-практичное, легко помириться с такими людьми. Для этого достаточно
подлить воды на мельницу их эгоцентризма комплиментом, восхищением.
2. Умные истерики. Встречаются не часто. Речь идет не просто о
богатой эрудиции и формально высоком интеллекте, а о способности глубоко
жизненно обобщать явления, проникать в суть вещей. Такой человек, будучи
истериком, старается показать себя, намекнуть словом, поведением, что он
умнее окружающих. Присущи ему и другие, уже много раз перечислявшиеся
инфантильно-ювенильные черты. Но вот что интересно: ему действительно есть
что сказать, и потому не так жаль, что рядом с ним другие становятся
малозаметнее (отчасти он сам их умеет такими сделать). Несмотря на
содержательность своих мыслей, порой он «выдает» нечто позерски
экстравагантное. Сила умного истерика заключается в том, что в его позе
преобладает блистательный ум, а не дешевая театральность. К тому же такой
истерик, в отличие от примитивного, тонко сообразует свое позерство с
особенностями ситуации.
3. «Серые», примитивные истерики. Про женщину такого типа метко
говорят — «королева без королевства и подданных». Этим истерикам не хватает
внешнего блеска, остроумия, игры ума. У них нет яркого таланта в какой-либо
области, а претензий на особое положение и отношение хоть отбавляй. Их
жизнь полна внутреннего конфликта между их скромными возможностями и
завышенными притязаниями. Такому человеку повезет, если удастся найти
подходящего супруга, рядом с которым он будет ощущать себя значительным,
как порой жена генерала сама себя генералом ощущает (механизм обратной
проекции). Если же у них имеется хоть мало-мальский талант, то они
выставляют его как только возможно.
4. «Астенические» истерики. Подобных застенчиво-робких истериков
выделял Э. Кречмер. У них на самом деле имеется комплекс неполноценности,
нерешительность, тревожность. По этой причине на людях эти истерики
держатся тихо и скромно. Их принимают за астеников. Однако если
приглядеться, то можно заметить, что застенчивость, нерешительность
преломлены истерической позой. В некоторые моменты жизни эта поза
обнажается до крикливой театральности, вылезают претензии: «И я хочу есть
кокосы, хочу, чтобы и мне целовали руки, посвящали стихи». Хотя это нередко
душевно тонкие, по-детски милые люди, рыдающие по ночам из-за отсутствия
красивой одухотворенной жизни. Порой они находят себя в том, что несут
какой-то крест: самоотверженно ухаживают за больным родственником,
занимаются посильной благотворительностью, страдают от несчастной любви без
надежды на взаимность. Вся эта жертвенность по-настоящему им помогает, если
имеются восхищенные зрители, без которых жертвенность была бы только
тяжестью и углубляла отчаяние.
5. Стервозно-язвительные, безнравственные истерики. Внимание, которое
жаждет привлечь истерический человек, бывает совершенно разного качества:
от восхищения и почитания до жалости и сострадания. Некоторые истерики
«любят» негодование, ненависть — так они больше нравятся себе. Одна из
неприятных истерических черт — язвительность: выискивающе-острое стремление
ранить других людей откровенно или под видом невинного комментария, шутки.
Например, комплимент: «Знаешь, дорогая, тебе так идет новое платье, оно
просто замечательно скрывает дефекты твоей фигуры», — может довести
чувствительного человека до слез. Язвительность является частью
стервозности, то есть удовольствия, получаемого от гадостей: от маленьких
острых «шпилек» до настоящей подлости. При этом стервозно-язвительному
истерику не стыдно, наоборот, он гордится собой: «Ай да я! Как ловко выбил
из седла седока. Так этому паразиту и нужно». Подобным истерикам нравится
плести интриги, сочинять анонимки, клеветать. И все-таки истерик данного
типа редко бывает прожженным, законченным негодяем. Детско-юношеская
структура его психики не позволяет этого. По временам он бывает легким,
симпатичным, а язвительность и стервозность трансформируются в остроумие и
лихое веселье.
Вкрапления язвительности, стервозности, душевной холодности, расчета
могут быть у любого, даже самого милого, истерического человека хотя бы в
форме капризной колкости.
Поскольку среди истерических людей женщины преобладают (хотя и мужчин
не мало), мне хочется выделить два женских варианта этого характера.
6. Суперженщина. Она вбирает в себя все вышеописанные варианты, на то
она и «супер», чтобы быть любой. С утра — она интеллектуалка, днем —
экстрасенс, колдунья, вечером — своя «в доску» разбитная деваха. А все дело
в том, что были разные ситуации, и она играла разные роли. Нет такой двери,
куда бы не смогла войти суперженщина. Порой она может
обнаженно-самокритично сказать о себе: «Я — стерва», а в подтексте звучит:
«Мне все нипочем. Полюбуйтесь, удивитесь моей самокритике!». Обычно вокруг
нее свита мужчин, которыми она командует. Но и у нее бывают периоды
растерянности, когда встречает мужчину, который не теряется перед ее
напором, спокойно и ясно на все дает ответ, видит ее уловки, «снимает» с
нее роли-одежды. В результате такая женщина оказывается в роли Голого
Короля, не зная теперь, чем прикрыть свою суть — одержимое позерство.
Однако если при этом такой мужчина отнесется к ней доброжелательно, то и
она, чуть настороженно, ответит тем же, так как в глубине души у нее
появляется уважение и желание завоевать его, позируя
великодушно-благородным отношением к нему.
7. «Фифочка». Это прежде всего — дамочка, некое ангелоподобное
существо. Она носит пышные, украшенные ленточками и рюшечками платья,
обрамленные локонами прически, любит элегантные сумочки, кружевные зонтики
и украшения. Из детей предпочитает девочек, потому что их можно наряжать.
Она падает в обмороки, охает, ахает, и мужчины с удовольствием подставляют
ей свои крепкие плечи и вскоре с удивлением обнаруживают на них острые
коготки. Этот хрупкий, не приспособленный к жизни ангел быстро прибирает их
к рукам, а при разводе и их имущество. Она оказывается на редкость
выносливой, и из шумных скандалов выходит победительницей. Разведенного же
мужа, которого обобрала до нитки, выставляет своим знакомым как тирана и
ищет, несчастная, сочувствия.
8. Вероятно, к инфантильно-ювенильной группе принадлежат
патологические лгуны, псевдологи. Часть из них истерики. Они достаточно
подробно изучены. Их главная особенность — неспособность контролировать
возбудимое воображение, что выражается выдуманными рассказами о собственной
неординарности. Вспомните барона Мюнхгаузена и ювенильно-легкомысленного
Хлестакова.
Дифференциальный диагноз
Главное в распознавании истерического человека — умение видеть
демонстративную позу во всех ее разнообразных проявлениях: от позы
интеллигента, жертвы до позы безразличного циника. Поза (стремление
казаться) неискренна, ходульна, не имеет внутри себя душевной зрелости и
тепла.
Мышление многих истериков эмоционально прихотливо. В течение одной
беседы он может неоднократно противоречить себе, но противоречия возникают
не по причине дефекта логики (как при шизофрении), а потому, что мышление
следует за постоянно меняющимся настроением отношением. Даже при формально
высоком интеллекте, в жизни его ум перемешан с глупостью. Многие истерики
совершенно не способны, как замечал П. Б. Ганнушкин, к объективной правде о
самих себе. К ним подходит высказывание, что у других соринку замечают, а в
своем глазу бревна не видят. Они часто не понимают, как их поза
воспринимается тонкими людьми, хотя для них очень важно, кто и как к ним
относится. Когда истерик рассказывает о какой-то трудной для него ситуации,
то часто складывается впечатление, что он один хороший, а все вокруг
плохие. Также диагностике помогает выявление букета инфантильно-ювенильных
черт. От истериков «веет холодком», многим свойственен расчет, практицизм,
стервозность или хотя бы маленькая припрятанная «иголочка».
При встрече с истерическими людьми важно уметь отличать истинную
натуру человека от той роли, которую он играет. От истерической
демонстрации ощущается наигрыш и фальшь. «Одеваться» в позу могут и
циклоид, и шизоид, и шизотипальная личность. Но во всех этих случаях сквозь
позу просвечивает противоположное позе содержательное ядро соответствующего
характера, а истерическая поза есть только поза, за которой ничего не
стоит. Порой истерик рядится в шизоида, играя витиеватой многосложностью
фраз, необычными терминами, но шизоид чувствует, что за этим нет серьезной
содержательности, и называет такие интеллектуальные навороты «клюквой». В
наше время подобной «клюквы» становится все больше, так как нередко
брезгуют глубокой простотой и стараются непременно сказать что-то
необыкновенно сложное.
Когда демонстративность приобретает вычурные и разрушительные формы,
то возможно предполагать шизофренический процесс. Например,
четырнадцатилетний мальчик, чтобы обратить на себя внимание близких,
пытается выдавить себе пальцами глаза, так что портит свое зрение и сам
требует, чтобы его насильно и с унижением отправили в психбольницу, дабы
«насладиться» всей чашей страдания. Среди психиатров существует
высказывание: «Там, где слишком много истерии, думай о шизофрении».
Примеры
В рассказе А. П. Чехова «Попрыгунья» с художественной
выразительностью изображена душевная незрелость и эгоцентризм
мило-обаятельной истерической женщины.
Советую посмотреть фильм «Унесенные ветром», особенно внимательно
нижеописанные эпизоды. В них можно увидеть милую и при этом стервозную,
сильную практичную истеричку, которая играет чувства, которых нет,
вытесняет совесть, когда она не выгодна, не утомляясь от сплошного
притворства и игры.
Сцена 1. «Выцарапывание» денег у Батлера, который сидит в тюрьме.
Здесь Скарлет похожа на очаровательную хитрую лисичку, готовую на все ради
желанной добычи. Когда ее план срывается, она по-детски набрасывается с
кулаками на Батлера и желает ему смерти, хотя еще минуту назад
демонстрировала любовную заботу.
Сцена 2. Скарлет запускает руку в карман Фрэнка Кеннеди. Узнав, что
Фрэнк разбогател, она внимательно осматривает его бухгалтерские книги и
резко меняет к нему отношение. Кокетливой обворожительностью быстро
прибирает его к рукам и с честными глазами лжет ему про его невесту — свою
сестру.
Сцена 3. «Усмирение» Эшли. Эшли решает уехать. Скарлет не хочет
этого. Когда убеждения не помогают, она подчеркнуто громко плачет, на
помощь приходит благородная Мелани и помогает Скарлет, оставляя ей
возможность и дальше добиваться своего мужа.
В начале американского фильма «Человек за бортом» (в главных ролях
Курт Рассел и Голди Хон) показана экстравагантная, холодная, стервозная
истеричка. Ее богатство помогает ей ни в чем себя не сдерживать, и потому
капризный эгоцентризм цветет махровым цветом.
С утонченным творчеством истерических людей можно познакомиться на
полотнах К. Брюллова, Делакруа, Энгра; в произведениях Бунина, Северянина,
песнях Вертинского. Вульгарное истерическое творчество заполонило
современную эстраду, шоу-программы, в нем много крикливой, экстравагантной
позы. Однако и это творчество, будучи массовой культурой, необходимо людям.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote