Недавно Xyli напомнил о двух довольно забавных болидах из истории Ф1 и поэтому решил найти их картинки, а заодним и написать кое-что про эти два чудных болида:
Итак, номер раз! - Tyrrell P34.
В 1976 году настоящей сенсацией стал шестиколесный Tyrrell P34, спроектированный Дереком Гарднером. По замыслу создателя маленькие сдвоенные колеса заметно снижали аэродинамическое сопротивление. Проект разрабатывался в условиях повышенной секретности и стал для соперников неприятным сюрпризом. Однако составить реальную конкуренцию Ferrari и McLaren шестиколесный автомобиль так и не смог. Лишь в ГП Швеции Шектер и Депайе принесли Кену Тиреллу двойную победу.
Номер два! - Brabham BT46B.
Оригинальный болид Brabham BT46 с индексом "B" дебютировал в 1978 году на Гран При Швеции.
Только не подумайте, что этот "пропеллер" был придуман Гордоном Марри для того, чтобы увеличить скорость болида... вовсе нет! =) Это было сделано для того, чтобы увеличить вентиляцию двигателя, недостатком которой так страдали машины Brabham в 77-79 годах. Пропеллер был напрямую соединен со входным валом КП, способствуя тем самым отсосу воздуха, поступающего через воздухозаборники к двигателю, это приводило к мощному увеличению пропускной способности вентиляционных узлов. Но оказалось, что помимо задачи, для которой он был создан, узел выполняет и еще одну - создает разрежение под днищем и присасывает машину к асфальту.
Однако автомобиль, оснащенный вентилятором, получился крайне сложным в управлении. Так как частота вращения "пропеллера" напрямую зависела от оборотов двигателя, то в поворотах ситуация складывалась пародаксальным образом - если машину начинало сносить наружу, то гонщик должен был
не сбрасывать газ, а наоборот прибавить обороты, чтобы "пылесос" сильнее прижимал автомобиль к полотну. Тем не менее преимущества новинки оказались весомее недостатков, и Лауда выиграл на BT46B первую же гонку (это была первая победа Brabham с 1975-го года), но она же была и последней, по-скольку после ГП Швеции CIS (ныне - FIA) запретила новинку. Оказалось, что "гоночный пылесос" собирал с поверхности трассы пыль и мелкие камешки и с силой выплескивал все это в лицо преследователям.