• Авторизация


Без заголовка 14-10-2005 15:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!




Согласно Максу Люшеру, у людей в процессе исторического развития сформировались определенные цветовые ассоциации с тем или иным видом активности. Так, темно-синий цвет, по Люшеру, связывался у наших пращуров с ночью, когда они укладывались спать. Ярко-желтый — цвет солнечного дня, цвет надежды и активности. Для примитивного человека активность выступала в двух видах: инициативы, "атаки" ( он гонится за жертвой) — красный цвет; за ним гонятся, он защищается — зеленый цвет.
Эксперименты, проведенный Люшером, показали, что чистый красный цвет стимулирует нервную систему: артериальное давление у испытуемых поднимается, возрастает частота дыхания и сердцебиения. Чистый синий цвет оказывает успокаивающий эффект: давление падает, дыхание и сердцебиение становится реже.
В целом имеющуюся литературу по проблемам цвета, так или иначе затрагивающую вопросы диагностики, можно разделить на следующие направления:
— физика цвета, или физиологическая основа цветовосприятия;
— физиология и психофизиология цвета и цветоощущений;
— психологические исследования корреляций цветовых предпочтений и эмоционально-личностных параметров (например, исследования цветовых ощущений в выборке депрессивных и маниакальных больных);
— культурологические и философские проблемы цвета.
В рамках исследований физиологии и психофизиологии цвета, согласно Люшеру, наиболее интересной представляется "теория контрастов" физиолога Hering. Он обнаружил, что зрительный пурпур в глазу изменяется под влиянием цветов: светлых — в направлении успокоения, темных — в направлении возбуждения. Черный цвет приводит зрительный пурпур в первоначальное положение.
Исследования L. Steide при проверке теста на валидность в случае цветовой слепоты показали, что инстинктивная реакция на цвет в терминах контраста делает Люшер-тест валидным даже в случае цветовой слепоты.
Исследования филогенеза и онтогенеза цветового зрения позволяют выделить следующие этапы:
— различение контрастов, "темноты" и "яркости";
— различение движения;
— различение цвета.
Becker в 1953 году показал, что цветовое видение связано как с корой, так и с подкоркой головного мозга. Различение цвета, его идентификация, называние и эстетическая реакция — все это является функцией коры; с другой стороны, различение цвета связано с различением контраста и влиянием на физиологические системы через средний мозг.
Исайчев С. А. в 1986 году показал в сравнительном популяционном исследовании генетических основ цветового восприятия, что индивидуалные различия в восприятии цвета обусловлены морфофункциональной спецификой иерархически организованных нейрофизиологических и психологических механизмов. Диапазон фено - и генотипической изменчивости цветового зрения варьирует в зависимости от особенностей генетической и средовой структуры.
Гавриленко О. Н. выявил связь между цветовым предпочтением, личностной и ситуативной тревожностью у испытуемых-студентов. По его сведениям, лица с высокой личностной тревожностью предпочитают желтый цвет, а с высокой ситуативной тревожностью — предпочитают красный и отвергают синий.
Н. В. Серов говорит о трех уровнях информационно-энергетического влияния цвета на человека:
а) сознательном (дорожный знаки);
б) подсознательном (красный — отвага, синий — разум);
в) бессознательном (красный — ускоряет пульс).
По мнению П. В. Симонова, Ч. Осгуда и др., эмоции связаны с аффективной нервной системой, "биологически одинаковой у всех людей" и, следовательно, бессознательный уровень цветового восприятия может быть идентичен во всех культурах, что прямо и косвенно подтверждается в работах К. Леви-Стросса, В. М. Бехтерева, Ч. Осгуда, К. Г. Юнга, В. С. Тюхтина и Дж. Гибсона (цит. по книге: Серов Н. В., Хроматизм мифа, Л., 1990). В частности, Леви-Стросс высказывает мнение, что "цвета представляют собой традиционную основу, которой нельзя абсолютно свободно манипулировать с момента истории возникновения человечества". "Сознательная" информация едина для конкретной цивилизации, нации, культуры, общества. Бессознательная и частично подсознательная информация (цвет, миф, мелодия, ритм) будет единой для всего человечества". (цит. по: Серов Н. В. "Хроматизм мифа" Л. 1990). Известно, что, хотя имеются существенные различия между цветовыми словарями различных языков и относительно размытые границы между цветами, определенные "фокусные" цвета легче запоминаются и выделяются в различных культурах (исследования Р. М. Фрумкина). Фокусные" цвета запоминаются лучше и точнее других даже теми испытуемыми, в языке которых отсутствуют данные цветообозначения. Иными словами, зрительный перебор при восприятии осуществляется относительно независимо от вербального (Хейдер). Выявление фокусных цветов было проведено в исследовании Берлина и Каца среди испытуемых 20 различных языковых групп. Задача испытуемых заключалась в выборе тех цветных фишек, которые максимально соответствовали основным цветовым категориям их языка. Границы цветообозначений не всегда совпадали, но "лучшие образцы" (фокусные цвета) оказались сгруппированы вокруг 11 основных цветов:
8-ми хроматических: красного, желтого, зеленого, синего, коричневого, оранжевого, розового, фиолетового (пурпурного) и 3-х ахроматических: черного, серого, белого.
Таким образом, цвет как таковой несёт огромную смысловую нагрузку, своими корнями уходящими в глубокую древность, при этом "бессознательный уровень цветового восприятия идентичен во всех культурах".
Семантика цвета, по Серову, является основной культурологической характеристикой, объединяющей людей по естественному семиотическому принципу цветового взаимодействия.
Цвет для первобытного человека являлся единственным и естественным механизмом обобщения опыта. В системе цветов, таким образом, равно как и в связанной с ней мифологией, была закодирована связанная с подсознанием модель мира. Манселл ставит знак равенства между "цветовым пространством" и "древом жизни", "древом познания" и "мировым деревом". Тернер высказывает идею о том, что "культура, как понятие "надфизиологическое", на ранних стадиях своего развития оказывается тесно связанной с физиологией человеческого тела". По его мнению, именно человеческий организм и важный для его существования опыт образуют источник для всякой классификации:
белое = семя — союз мужчины и женщины;
белое = молоко — мать и ребёнок;
красное = материнская кровь — мать и ребёнок
+ группа и социальная организация.
Существует множество захватывающих идей и исследований о связи мифологии с семантикой цвета в разных цивилизациях (см. Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л., 1990).
Исследования группы Л. М. Веккера в 70-х годах показали, что семантика цвета тесно связана с эмоциональной подструктурой личности.
Эмоция отображается в трех основных модальностях: слуховой, кинестетической и зрительной. Между этими модальностями и собственно эмоцией (точнее, эмоциональным комплексом, поскольку эмоция имеет "иерархическое" строение) имеются отношения подобия (изоморфизма). Алфавит слуховой модальности состоит из континуума вибраций, которым субъективно соответствует высота тона звукоряда, а также сила звука. Наиболее ярким и гармоничным примером в этом случае является мелодия.
Кинестетической модальности соответствует субъективный образ движения, который соответствует также графическому изображению.
Наконец, зрительной модальности эмоционального образа соответствует как графическое изображение, так и совокупность цветовых представлений.
Цвет и звук являются субъективными образами, отражающими определенный спектр звуковых и электромагнитных колебаний, или вибраций. Ритимические вибрации, таким образом, являются первоосновой всех трех модальностей (Вундт).
Таким образом, как индивидуальный эмоциональный опыт записывается с помощью трех основных алфавитов — модальностей.
Этот факт лежит в основе ряда психотерапевтических техник (например, NLP, медитативные техники).
Существующие идеи и гипотезы цвета позволяют сделать по меньшей мере два практических вывода:
1. Поскольку в цветовом образе может накапливаться нечто вроде суммы свойств различных предметов и совокупность цветов, таким образом, является единым для всего человечества простым языком, на котором, сам того не подозревая, говорит и думает каждый из нас, то этот простой язык может быть использован для создания нового поколения компьютеров, "совмещающих формально-логического язык спектроскопии и чувственно-образного язык "антропологии" и могущих работать в обоих режимах творческого мышления (Глезер В. Д. ) ".
2. Совокупность цветов можно использовать не только для диагностики эмоциональных состояний, но и для лечения многих психоматических расстройств.

Тест Люшера

Малый Люшер-тест состоит из стандартных 8-ми цветных карточек.. Каждому цвету присвоено определенное число: 1 — темно-синий, 2 — темно-зеленый, 3 — оранжево-красный, 4 — лимонно-желтый, 5 — бордо, 6 — светло-коричневый, 7 — черный и 8 (0) — серый.


Правила интерпретации


Общие значения цветов

1. темно-синий: покой, слияние, объединение, гармония, начало координат, любовь (матери и младенца). Темно-синий — это небо и первичный океан, где зародилась жизнь. Это состояние блаженства еще не родившегося ребенка.
2. темно-зеленый: символ — росток, пробивающийся сквозь асфальт. Воля, целеустремленность, жизнелюбие, решительность, упорство, честолюбие, упрямство.
3. оранжево-красный: символ — огонь, кровь, взрыв. Экспансия, расширение "Я", подчинение окружающей среды, сила, энергия, активность во всех направлениях.
4. лимонно-желтый: символ — расширяющийся луч солнца, изменение, новые горизонты, творчество, гибкость, растворение, отзывчивость на внешние стимулы, всепроникновение, радость.
5. бордовый: слияние красного с синим, искусство, мистичность, необычность, гармония духовности, перерождение, рождение нового, удвоение сущности, хрупкое динамическое равновесие.
6. светло-коричневый (сочетание красного и черного, желтого и черного): тревога, беспокойство, болезнь, неприкаянность, неуверенность, переживание неуютности, физический и психологический дискомфорт, важность соматических ощущений.
7. черный: символ — коллапс, пустота, ночь, смерть, уничтожение, является усилителем стоящего рядом цвета — эксцентричность.
Каждый цвет также символизирует определенный период жизни человека: 1 — период до рождения; 2 — рождение; 3 — активный рост и освоение мира; 4 — социализация, вхождение в общество; 5 — период вынашивания и воспитания потомства; 6 — старость, болезни, заботы; 7 — смерть; 0 — небытие, латентное существование.


Значения цветов в зависимости от положения в ряду

1 (синий) в начале ряда — символизирует потребности, названные выше. Синий цвет — концентрический, т. е. означает "камерность" чувств.
синий в конце ряда — символизирует депривацию потребности в ласке, любви, гармонии и покое. Отвергающий синий испытывает чувство одиночества, неудовлетворенность эмоциональными связями. Существующие отношения неудовлетворительны, но отказываться от них нельзя, поскольку мало надежды получить что-то взамен.
2. (зеленый) в начале ряда — символизирует целеустремленную, планирующую свои действия личность, упорную или даже упрямую до своеволия (если зеленый на 3-4 месте).
зеленый в конце ряда — у испытуемого все "валится из рук" самооценка занижена, предпринимать что-то для поддержания престижа не имеет смысла — все равно никому ничего не докажешь. Чувство вынужденности своего положения, загнанности в угол, насилия извне, переживание своей беспомощности, безволия, заниженной самооценки.
3. (красный) в начале ряда: предпочитающий красный хочет все почувствовать сам, пропустить через себя множество стимулов. Потребность в любых воздействиях, поскольку это дает ощущение реальности бытия. Широта интересов, отзывчивость на внешние события, заинтересованность во всем, активность, сексуальность, жажда власти над окружающей ситуацией.
красный в конце ряда: вышеназванные потребности, в том числе потребность добиться положения, существенно важного для ощущения своей состоятельности, не могут реализоваться. Испытуемый ощущает себя "бабочкой, бьющейся о стекло". Силы исчерпаны в неравной борьбе с внешними обстоятельствами за свою состоятельность.
"Столько маяться, столько мучиться, — думает один из героев Маркеса с отвергаемым-красным-поведением, — и только для того, чтобы шесть паршивых кастратов тебя убили. И ничего ты с этим не можешь поделать".
Возможна раздражительность, сосудистые реакции.
4. (желтый) в начале ряда: тяга к новизне, творчеству, кокетство, ветреность, изменчивость, импульсивность, отвлекаемость, отзывчивость на все новые стимулы, новые планы, жажда перемен, эмоциональность, непоседливость, " детскость" видения мира, стремление к творчеству, импровизация, которые не оставляют за собой каких-либо результатов достижений. Желтый, в отличие от красного, символизирует скорее растворение в окружающей реальности.
желтый в конце ряда: невротический сверхконтроль, опосредованное множеством проблем и забот поведение, депривация творческих способностей, чувство предопределенности своей жизни. Заботы, отсутствие психологического пространства для импровизации, гибкость поведения, низкая фрустрационная толерантность.
Это ощущение "колеи" из известной песни Высоцкого.
Отсутствие свободного времени, возможности распоряжаться самим собой. Невозможность определить степень важности всех дел, проблем и забот — все надо успеть, во всех мелочах соответствовать своим представлениям о себе.
5. (бордовый) в начале ряда: символизирует потребность во внешней гармонии, чаще всего потому, что отсутствует внутренняя гармония. Ориентация на внешний или нормативный (через Супер-эго) самоконтроль, дипломатический тип контактов, непринятие грубого обращения, тяга к искусству, философии, необычным увлечениям. Все необычное вызывает острое любопытство. Некоторые источники утверждают, что первым выбирают бордовый (фиолетовый) цвет дети, беременные женщины и гомосексуалисты. Однако все случаи предпочтения бордового цвета относить к этим причинам нельзя. Чувствительность, способность легко расстраиваться, различные гормональные изменения и т. п. факторы могут быть более предпочтительными при интерпретации.
бордовый (фиолетовый) в конце ряда: испытуемый настроен скептически (назовем его состояние "комплексом Базарова"); свою неудовлетворенную потребность в изысканных, духовных отношениях он переносит на вещи и идеи, разочарованный людским практицизмом и приземленностью. Может страдать от грубости, не производя при этом впечатление деликатного человека. Достаточно часто отвергающие 5-ый цвет имеют большие учебные достижения. В разочаровании людьми могут быть циничными, ставя идею выше человека.
6. (коричневый) в начале ряда: испытуемый переживает беспокойство, тревогу, физический и психологический дискомфорт, болезненное состояние. Хочет комфорта, освобождения от проблем, не хочет "высовываться". Более точное выражение состояние связано с соседними цветами и местом в цветовом ряду, о чем ниже.
коричневый в конце ряда: 6-ой цвет как источник стресса (см. выше), символизирует потребность в самоутверждении. Испытуемый хочет, чтобы его уважали без всяких дополнительных условий. Хочет реализовать свою "самость". Ему приходится бороться за право быть самим собой. За это право он готов претерпеть любые лишения. Это одиночество в толпе. У испытуемого очень высокие требования к себе и окружающим. Наиболее характерный выбор примерно для 13 — 22 лет. Маркер реакции эмансипации.
7. (черный) в начале ряда: в первую очередь усиливает значение рядом стоящего цвета. Цвет эксцентричности, чрезмерности, экстремизма и экзальтированности, нарушения адаптации.
черный в конце ряда: субъект хочет ощутить жизнь сполна, жаждет свободы в своем самоопределении. Отрицает смерть, вытесняет страх смерти.


Основные значения цветовых пар

Позиция в начале ряда
Напоминаю, что положение пары на первых двух-трех позициях обозначает желаемые цели. Субъект может и не считать себя даже потенциальным участником желаемых отношений, иногда идентифицируясь с "носителем" желаемых качеств. Положение пары на 3-4 позициях символизирует актуальное переживание, достижение своеобразного "апогея", "насыщения" данного эмоционального переживания.
Ниже дается только наиболее общая характеристика значений цветовых пар.
12 (21) — хочет нравиться, и вполне определился со своим выбором. Способен к постоянным и глубоким чувствам, которые не склонен афишировать. Вовлечен (хочет быть вовлеченным) в тесные эмоциональные отношения. Цвет, стоящий первым в паре, обозначает цель, вторым — средство ее достижения. Поэтому более детальная интерпретация пары 21 обозначает скорее удовлетворение своего честолюбия через эмоциональные каналы.
13 (31) — живо откликается на проблемы и симпатии других людей, хорошо себя чувствует в группе, "коллективист", может быть эмоциональным лидером. Благодаря этому — хороший самоконтроль в обществе. Неравнодушен, хочет гармонии в отношениях со всеми окружающими людьми. Сочетание 31 — в большей степени готов завоевать стороннников, чтобы направиться с ними на завоевание новых эмоциональных ощущений.
14 (41) — жаждет нежности, растворения, чтобы кто-нибудь взял и увел в прекрасную даль. Внушаем, хочет раствориться в другом. Этот "другой" может характеризоваться цветом или сочетанием цветов, находящихся впереди.
15 (51) — жажда всеобъемлющей близости, слияние духовно-социального и интимно-душевного. Субъект очень эмпатичен, деликатен, романтичен. Склонность к поэтическому видению мира, может быть эмоционально зависим от партнера. Занят поисками изысканных отношений, не принимает всего прагматичного и "земного". Сочетание 51 свидетельствует о предпочтении "куртуазных" взаимоотношений, слияния на высшем, духовном уровне. Возможны проблемы богоискательства.
16 (61) — жажда "корней". Хочет быть, как все. Тяга к семейности, удовольствие от традиций и ритуалов. Только так может чувствовать себя беззаботным. Возможны "серьезные" намерения, желание брачных уз. 61 — в эмоциональном статусе преобладает потребность освободиться от забот, приносящих беспокойство.
17 (71) — устал и хочет покоя, понимания и бесконфликтности в отношениях с другими во чтобы то ни стало. Способен только к тем контактам, которые гарантируют отсутствие конфликтов.
10 — считает, что покой, понимание и гармония помогут решить его проблемы, о которых он хочет забыть. 01 — "пробная идентификация" — хочет любви, понимания, но не уверен в том, что теперь приобрел их наконец.
23 — хорошее рабочее состояние. Активен, целеустремлен, полон решимости добиться благоприятного для себя положения. На 1-2 позициях выступает как желаемая цель, на 3-4 — могут проявляться признаки чрезмерной жесткости, властолюбия, деловитости вплоть до деспотизма. Может хотеть уйти от этого в отношения, симолизируемые впереди стоящей парой. 32 -преобладание потребности в расширении сферы своего влияния.
24 — хорошее рабочее состояние, но пока больше это деятельность планирования и детального обсуждения. При отвергаемом 3 цвете может быть опасность сосудистых катастроф. Может осознавать свой отрыв от практической реализации планов в позиции 3-4. Для девушек: при данном раскладе может проявлять своеволие, капризность с поклонниками. 42 — планируемая деятельность имеет тенденцию отрыва от контролирующего влияния чувства реальности.
25 — испытуемый в большой степени ориентируется на мнение окружающих. Хочет производить приятное впечатление, контролирует свое поведение, наблюдая за реакцией окружающих. Считает, что "дипломатическое" поведение даст ему возможность добиться своих целей, символы которых расположены, как правило, на 3-4 месте в цветовом ряду. Видимая гармония отношений с окружающими не означает полной удовлетворенности таким положением дел и часто скрывает проблемы одиночества (часто при этом отвергается синий цвет). Расположение этой пары в зоне актуального состояния (на 3-4 месте) может означать, как и во всех подобных случаях, насыщение такой формой поведения и потребность изменить его в соответствии со значением цветов первых двух позиций. 52 — акцент на цели "всеобщей гармонизации", иногда с помощью авторитарного давления.
26 — испытуемый переживает состояние "и хочется, и колется". Потребность в честолюбивых замыслах или достижении положения, существенно значимого для своей самооценки, вступает в противоречие с потребностью почувствовать себя в безопасности и отказаться от борьбы. Может встречаться у отставных (опальных) чиновников и проявляться в виде сомато-невротических реакций. Может также встречаться и у других категорий испытуемых, однако в целом такое сочетание в первых рядах цветового ряда больше характерно для людей среднего и старшего возраста. 62 — акцент на удовлетворении потребности в безопасности и комфорте, "привычная" ипохондричность, иногда — целенаправленная деятельность по обретению возможности заняться своими соматическими проблемами или активное стремление к обстановке безопасности и отсутствия ответственности.
27 — экстремисткая и волюнтаристская направленность испытуемого, абсолютизация значения воли в поведении, иногда — своеволие, упрямство, следование своей цели во что бы то ни стала, иногда даже в ущерб реальности ситуации. Положение этой пары на первых двух позициях означает или намерение самостоятельно решить свои проблемы волевым путем, отказом от компромисса, или поиск волевого покровителя, который бы позволил снять с испытуемого груз ответственности за принятие решения, поиск "сильной" личности. В позиции 3-4 — усиление собственной своевольности, вплоть до деспотического отношения к окружающим. 72 — крайне редко встречающееся сочетание, символизирует целенаправленное разрушение и саморазрушение. Сочетание 27 чаще встречается у молодых людей студенческого возраста.
34 — для испытуемого характерна повышенная импульсивность, чувствительность ко всем внешним стимулам, жадное желание жить, он хочет расширить сферу своего существования за счет многих интересов и "неравнодушного" отношения. Такое поведение характерно для положения пары на 1-2 месте. Перемещение ее на 3-4 место усиливает влияние импульсивности, вероятности любой разрядки -от немотивированного поступка до внезапных импульсивных агрессивных действий. Если впереди этого сочетания находится зеленый (2), черный (7) и даже коричневый (6) цвет — можно предполагать у испытуемого возможность сосудистых катастроф (гипертонические кризы, стенокардии, инсульт и т. п. ) Крайне опасное сочетание и для соматического, и для социального статуса. 43 — аналогичное состояние, только рассеянность и отвлекаемость на любые внешние раздражители еще усиливается. Весьма характерное состояние для младших и средних школьников (в данном случае имеется в виду только пара 34-43).
35 — у испытуемого актуализирована потребность "других посмотреть, себя показать". Тяга ко всему необычному, новому, мистическому. Жажда уйти от рутины, реальности, которая представляется скучной и тоскливой. Готовность к приключениям и авантюрам. Сочетание на 1-2 местах весьма характерно для подростков, особенно старших, особенно мальчиков, особенно с невысоким образовательным уровнем. 53 — означает больший акцент на мистических переживаниях, потребности через активную деятельность гармонизировать отношения с окружающим миром. Есть опасность стремления к наркотикам. Для "домашних" девочек такой расклад может свидетельствовать о стремлении идентифицировать себя с героинями популярных романов, артистами. Такое состояние может также свидетельствовать о существовании мечты стать знаменитостью, реализовать себя на эстраде и в т. п. демонстрационных видах деятельности.
36 — у испытуемого выражено чувство беспокойства, он "мается" и не находит успокоения. Возможна ажитированная депрессия, защитная агрессивность, сосудистые реакции. Окружение не дает расслабиться, постоянно ощущение дискомфорта и опасности. Испытуемый ищет пути снятия этого напряжения и неудовлетворенностью положения, в настоящее время возможно через участие в политических акциях. Это беспокойство может также направиться по пути сексуальной или алкогольной разрядки. Это сочетание может также быть маркером повышенного внутричерепного давления, гидроцефального синдрома у детей. 63 — акцент на большей тревожности, невозможности сосредоточиться, деятельность легко "разваливается", самоконтроль снижен.
37 — сочетание символизирует склонность "драматизировать" происходящие события, склонность к "экстремистским" оценкам и поведению. Диапазон стилей поведения сужен, оценки изобилуют крайностями. Повышенная вероятность агрессивных форм поведения. Испытуемый как бы живет по закону "все или ничего". 73 — усиление значения деструктивного начала в поведении: этот мир, если он не соответствует моим представлениям, достоин уничтожения. И я вместе с ним. Однако склонность к экстремальному поведению не означает, что такое поведение обязательно реализутся. Опасное сочетание, к счастью, как правило, находится "в плену" других цветов — отношений, которые чаще сглаживают такую форму поведения. Усиление деструктивного поведения может быть, в основном, при определенном сочетании цветов, о чем будет сказано ниже.
45 — предпочтение этой пары свидетельствует об эмоциональном состоянии, весьма схожем с состоянием 35; только в данном случае речь в большей степени идет о мечтательности, тяги к "далеким далям", склонности строить "замки на песке", отвлекаемости, ожидании чуда. Сочетание характерно для детей школьного возраста, особенно часто встречается весной.. Испытуемый способен к импровизации, хочет играть, легко может быть подвигнут на творчество или приключение. Импульсивен, внушаем, сохраняются элементы "детского" видения мира. 54 — означает преобладающее значение потребности во внешней гармонии.
46 — испытуемый жаждет вырваться из ситуации, которая его тяготит, может проявлять высокую готовность "хлопнуть дверью" и "послать всех подальше". Может сдерживать такое поведение, если это позволяют впереди стоящие цвета. 64 — большее осознание чувства дискомфорта, раздражительности, возможен переход на негативные соматические реакции.
47 — испытуемый делает ставку в своей жизни на возможность срочно, как можно скорее, начать другую жизнь, в которой он будет обеспечен тем, чего ему не хватает (содержание этих потребностей открывается нам на 1-2 позициях). При этом он может не осознавать истоки своих реальных проблем и пытаться решить вопрос самым радикальным путем. 74 — также весьма редкое сочетание: поиски новых путей к успеху не привели и вряд ли приведут, поэтому остается один кардинальный способ ухода от невыносимой ситуации — разрушение и саморазрушение без оглядки на возможные негативные последствия.
56 — часто встречающееся сочетание, символизирующее потребность в "чувственной роскоши". Испытуемый хочет попасть в обстановку, где потакали бы его капризам. Сочетание часто встречается у женщин среднего и старшего возраста, в т. ч. в период климакса. Может также встречаться у молодых девушек, стремящихся к материально и эстетически обеспеченному браку. Часто предпочтение такого сочетания носит компульсивный характер и замещает нерешенные проблемы одиночества, принятия, уверенности в себе. 65 — аналогичная интерпретация с акцентированием ощущения дискомфорта, растущей тревоги и беспокойства, что может испортить достигнутое ощущение "чувственной роскоши".
57 — экзальтированное стремление к духовности, гармонии окружающего мира. Это чувство сродни религиозно-экстатическому, не принимающему компромиссов и слабостей материального мира. Также встречается редко в качестве изолированной группы. В сочетании с другими цветами (4, 3) бывает в качестве предпочитаемого сочетания у мальчиков-подростков. В этом случае акцент делается на удовлетворении жажды новых впечатлений, приключений и авантюры. Такие испытуемые также страстно желают продемонстрировать свою необычность, особенно сверстникам. 75 — означает преобладание деструктивности, снижение критичности своего поведения.
67 — очень неприятное и настораживающее эмоциональное состояние, чреватое крайними, деструктивными формами поведения: испытуемый разочарован, он поворачивается спиной к этому миру, от которого не ждет ничего хорошего. Выхода из создавшейся ситуации он не видит (при положении группы на 1-2 месте) и дальше так существовать он не желает. Острое переживание безысходности своего положения. В позиции 3-4, т. е. в зоне актуального поведения, испытуемый может переживать чувство полного непринятия сложившейся ситуации, однако он все же надеется на то, что изменение его жизни, символизируемое сочетанием цветов на первых позициях, принесет ему счастье.

Позиция в конце ряда
-12 (21) — тревога, вызванная непониманием и неуважением близких, эмоционально значимых людей. Чаще встречается у женщин, обремененных домашними обязанностями при авторитарном муже. В подростковом возрасте и в ранней юности встречается редко. Отвергаемая пара 12 более характерна для робких и чувствительных подростков, у которых нормальная жизнеутверждающая реакция эмансипации от семьи заменяется внутренним переживанием своей несостоятельности и одиночества.
-13 (31) — тревога, вызванная переживанием неспособности занять приемлемое место в группе (сверстников). Одиночество, раздражительность, социальная дезадаптированность.
-14 (41) — испытуемый страдает от недостатка нежности и доверия. Может быть мнительным, подозрительным, демонстрировать гиперсоциальные установки.
-15 (51) — двойное одиночество: без Бога и без людей. Разочарование в духовности и эмоциональных связях с окружающими может обусловить ориентацию на эстетические ценности и гармонию идей. Возможная модель — "Степной волк" Гессе.
-16 (61) — в гордой жажде самоутверждения и готовности к самоограничениям ловит себя на малодушной мысли быть как все, чтобы обрести любовь.
-17 (71) — неудовлетворенность эмоциональными контактами способна спровоцировать гиперактивное поведение, легкую возбудимость и отвлекаемость, которые, впрочем, могут контролироваться самим испытуемым при предпочитаемом зеленом.
-23 (32) — острое переживание неспособности добиться положения, существенно важного для своего состояния. Крайне низкая работоспособность, раздражительность и отсутствие стратегии. Он уничтожен как творческий субъект.
-24 (42) — неуверенность в своих силах и необходимость что-то делать заставляют оттягивать момент принятия решения, вследствие чего он занимается пустяками.
-25 (52) — уничтожен недостатком признания. Может свидетельствовать о разочаровании социальными контактами и своеобразной "аутсайдерской" позицией испытуемого.
-26 (62) — безрезультатные требования уважения.
-27 (72) -чувствует себя униженным и уничтоженным, вследствие чего может быть способен на импульсивные поступки.
-34 (43) — нет сил добиться существенно важного для жизни положения; надежд не осталось.
-35 (53) — этот мир груб, и испытуемый бессилен изменить что-либо.
-36 (63) — в борьбе за право быть самим собой потеряны все силы. В отчаянии, поскольку испытывает недостаток в союзниках.
-37 (73) — находится в тисках между страхом смерти и страхом жизни. Истощаем, раздражителен, может пытаться "жить взаймы" или выбирает позицию ведомого, чтобы реально не нести ответственность.
-45 (54) — обжегшись на молоке, на воду дует. Замкнут и насторожен.
-46 (64) — хочет доказать другим свои способности и право быть самим собой. Не получает признания, но не намерен отказываться от своих принципов.
-47 (74) — заботы и хлопоты, необходимость держать все мелочи ситуации под контролем породили стресс. Сверхконтроль, сверхобязательства лишают возможности чувствовать себя личностью с правом выбора.
-56 (65) — сноб, интеллектуал и эстет вряд ли найдет необходимое ему тонкое взаимопонимание.
-57 (75) — разочарован в духовности своего окружения. Поэтому может быть циничен и прагматичен. Ценит эстетику материального мира.


Значения серого цвета

Если рассматривать цветовой ряд в целом, то 0 (серый) цвет служит как бы "разделительным знаком" между осознаваемыми и бессознательными чувствами. Чем больше цветов стоит перед серым цветом, тем более реализована эмоциональная жизнь субъекта. Все цвета, расположенные после него, свидетельствуют о нерешаемых эмоциональных проблемах, которые тем интенсивнее, чем их больше. Серый цвет — это театральный занавес, за которым расположена "кухня" настроения испытуемого.
Испытуемый, выбирающий серый цвет в качестве предпочитаемого, утомлен и не хочет, чтобы "лезли в душу", а также, возможно, он и сам не готов к "эмоциональному отреагированию". Цвет или цвета, стоящие впереди — вот та область эмоциональных отношений, "законно" (для себя и для других) демонстрируемых субъектом. Цвет, стоящий непосредственно после серого — находится как бы на пороге осознавания и является своеобразным "мостиком" между осознаваемой и бессознательной жизнью испытуемого.
01 — пробная идентификация: испытуемый хотел бы, чтобы его приняли, однако не уверен в успехе и ожидает каких-то событий для принятия решения об активных действиях в этой связи.
10 — испытуемый хочет, чтобы окружающие видели в нем принимающую, бесконфликтную личность, считает, что все его проблемы можно решить, демонстрируя такое поведение.
02 — испытуемый — целеустремленный человек, однако свои планы он пока держит про себя.
20 — испытемый хочет видеть себя властным и/или целеустремленным, волевым.
03 — вероятность внезапного импульсивного поведения. Состояние чревато сосудистыми реакциями.
30 — испытуемый хочет сконцентрироваться на активной, деятельной жизни.
04 — новые планы — как замки на песке: под критикой суровой реальности разрушаются, оставляя в душе горькое разочарование
40 — только новая жизнь и полное забвение всего того, что есть сейчас.
05 — редкое сочетание: эмоциональная усталость не дает даже возможности хотеть гармонии с миром; нереализуемая потребность в необычных переживаниях.
50 — испытуемый — воинственный борец за гармонию и "делатель людей счастливыми".
06 — беспокойство, дискомфорт и страх, никак не проявляемые, что делает эмоциональное состояние более тягостным. Возможна соматизация конфликта.
60 — соматизация конфликта, ипохондрическое состояние, "уход в болезнь".
07 — полное разочаровние собой и окружающим миром, при отсутствии сил его выразить.
70 — только разрушение и отрицание являются единственно адекватными реакциями на окружающий кошмар.


Оценка особенностей деятельности
Вытеснение одного из основных цветов к концу ряда свидетельствует о следующих недостатках деятельности: 1 — смысла деятельности, ее глубины; 2 — воли, целеустремленности; 3 — силы, активности, ответственности; 4 — творчества, гибкости, импровизации, легкости.

***
При попытке интерпретации эмоционального состояния и даже особенностей личности необходимо быть чрезвычайно осторожным, во-первых, потому, что эмоциональное состояние может быть как кратковременным, так и длиться долгое время, следует избегать навешивания "ярлыков". Кстати, имеются многочисленные исследования, которые доказывают, что собственно черт личности не существует
В любом случае профессиональный психолог использует Люшер-диагностику только в качестве вспомогательного, хоть и чрезвычайно интригующего и эффективного средства...


антимилитарист
Добавлено: Вт 30 Ноя, 2004 11:16 am Заголовок сообщения: Цветовой тест Люшера

--------------------------------------------------------------------------------

Метод цветовых выборов представляет собой адаптированный вариант цветового теста Люшера1. Разработчик оригинального варианта теста — Макс Люшер, врач и социолог, доцент кафедры психотерапии швейцарского антропологического института в Базеле. Его восьмицветовой тест — методика чрезвычайно интересная, отличающаяся от большинства психодиагностических методик стимульным материалом, который воздействует как мощный аккорд одновременно на разные стороны человеческой психики.
Разработка теста базируется на чисто эмпирическом подходе и изначально связана с установкой на изучение эмоционального и физиологического состояния человека. В основе весьма эклектичной интерпретационной схемы автора лежит социально-историческая символика цветов, элементы психоаналитического и психосоматического подхода. Издано немало книжек на эту тему, в которых отечественные авторы ограничивались переводом зарубежного издания теста Люшера, Исключение составляют серьезные публикации, в которых авторы (Г.Е. Бреслав, А.М. Эткинд, Е.Ф. Бажин, П.В. Яньшин, О.В. Сафуанова, Л. Сивик и др.) отражают свои взгляды на цветовосприятие.
Так как первые попытки применения теста на практике обнаружили весьма выраженную его эффективность, это вызвало серьезное желание понять феноменологию теста, соотнести результаты обследования с концептуальным подходом к пониманию термина «личность» в теории ведущих тенденций, а также приспособить тест для изучения психологических особенностей и актуального состояния детей. Для этого было предпринято изучение данных восьмицветового теста Люшера параллельно с системным психодиагностическим исследованием репрезентативной группы лиц, разных по возрасту, по уровню полученного образования и по профессиональной ориентации. Подробно результаты апробации и адаптации методики приведены в практическом руководстве2. В этой книге помимо подробного описания метода приводятся результаты многолетнего изучения восьмицветового теста в сравнительном анализе с теоретически обоснованной моделью психодиагностического исследования целостного конструкта личности.
Опыт изучения восьмицветового теста Люшера в отечественных условиях не только подтвердил его эффективность, но и позволил осмыслить феноменологию этого метода в контексте современного научного мировоззрения. Преимущество теста Люшера перед многими другими личностными тестами заключается в том, что он лишен культурно-этнических основ и не провоцирует (в отличие от большинства других, особенно вербальных тестов) реакций защитного характера. Методику можно применять при обследовании лиц любого возраста, в том числе и для изучения особенностей детской психики, начиная чуть ли не со дня рождения ребенка. Методика выявляет не столько осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, сколько его неосознанные реакции, что позволяет считать метод глубинным, проективным.
МЕХАНИЗМ ВОЗДЕЙСТВИЯ РАЗНЫХ ЦВЕТОВ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ПСИХИКУ
Г.Е. Бреслав3 считает, что мы ошибаемся, когда рассматриваем цвет как свойство материала. Он утверждает, что в природе цвета нет, что цвет — «одна из особенностей восприятия человека: наш глаз по-разному ощущает потоки света с разными физическими характеристиками. Большинство наблюдаемых нами предметов сами не испускают световые лучи, а видны потому, что падающий на них свет рассеивается и попадает в наши глаза. Цвет — это ощущение, возникающее в мозгу человека как реакция на свет определенной длины волны, попавший в сетчатку его глаза».
П.В. Яньшин4 утверждает, что цвета взаимодействуют не только со зрением, но и со всем организмом человека, что «цвет несет в себе нечто, ставящее его в совершенно особенные отношения с человеческой душевной организацией». Понять это «нечто» невероятно трудно, с чем нельзя не согласиться.
В работах, направленных на исследование семантического поля цветовых предпочтений (Ч.Е. Осгуд, Л. Сивик, О.В. Сафуанова), изучался в основном вербальный аспект цветовых ассоциаций и транскультуральные особенности цветовосприятия.

Мы же понимаем цветовое виденье как процесс восприятия каждого конкретного цвета и через призму опосредующего субъективного опыта, и через неосознаваемые, чисто физиологические реакции «старого мозга», то есть диэнцефальной области, которая является дирижером в сложном оркестре автономных систем организма и имеет индивидуальные различия в зависимости от генетически заложенных индивидных особенностей (темперамента человека).

Основной вывод, который можно сделать из проведенного исследования, — это то, что выбор цветового ряда зависит как от набора устойчивых (базисных) личностных характеристик, так и от актуального состояния, обусловленного конкретной ситуацией. Данные тестирования с помощью теста Люшера оказались сопоставимыми с индивидуально-типологическим подходом, который согласуется с концепцией целостного многоуровневого понимания личности в рамках теории ведущих тенденций5.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИКИ

Изучение восьмицветового теста с этих методологических позиций значительно расширило рамки применения методики и позволило приблизить методику к нуждам и интересам школьного психолога. Методика подкупает лаконичностью и простотой в предъявлении, способностью выявлять наиболее непосредственные, неподвластные сознанию индивидуально-личностные свойства. Естественно, в сочетании с другими методиками (например, с индивидуально-типологическим детским опросником ИТДО6) надежность полученных данных повышается, хотя такого рода комплексное обследование занимает всего 10—15 минут. Компьютерный вариант, предусматривающий как прямой диалог с компьютером, так и ввод полученных при обследовании данных вручную, еще в большей мере облегчает работу школьного психолога, выдавая на выходе готовую интерпретацию и рекомендации по выбору профессии и мер психологической коррекции.


ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ

Ребенку предлагается выбрать из разложенных перед ним цветовых таблиц самый приятный цвет, сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент.

Раскладывая перед обследуемым цветовые эталоны, следует использовать индифферентный фон.

Освещение должно быть равномерным, достаточно ярким (лучше проводить исследование при дневном освещении).

Расстояние между цветовыми таблицами должно быть не менее 2 см.

Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз.

При этом психолог записывает номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева направо. Номера, присвоенные цветовым эталонам, таковы:

темно-синий — 1,
сине-зеленый — 2,
оранжево-красный — 3,
желтый — 4,
фиолетовый — 5,
коричневый — 6,
черный — 7,
серый — 0.

Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны.

Через 2—5 минут, предварительно перемешав цветовые таблицы, нужно снова разложить их перед испытуемым в другом порядке и полностью повторить процедуру выбора, сказав при этом, что исследование не направлено на изучение памяти и что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так, как ему это будет угодно.

М. Люшер допускает интерпретацию данных тестирования и на основании однократного выбора. Но когда речь идет о детях, то нельзя не учитывать, что психика ребенка еще крайне неустойчива, эмоциональная сфера чрезвычайно лабильна. В обследовании они видят игровой компонент, интуитивно хотят понять, чего от них ожидают. Их реакции могут носить подражательный характер. Вместо того выбора, который шел бы «от сердца», они могут придумать такую игру, в которой отражается не отношение к цветам, а выдуманные правила игры. Так, один мальчик, проследив работу бригады психологов, подошел и сказал: «Я знаю, как надо выбирать цвета», и разложил их по порядку: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 0. Поэтому процедура обследования должна быть весьма продуманной.

Если ребенок делает каждый раз другой выбор, ничем не похожий на предыдущий, то, скорее всего, это — уход от раскрытия, желание поморочить психологу голову. В таких ситуациях ребенку следует дать понять серьезность обследования, создать мотивацию на искренность (допустим, пообещать рекомендации по выбору профессии). После повторных выборов, записав последний, перепутать карточки и разложить их в том порядке, как ребенок выбрал их в последний раз. Затем спросить, хочет ли он что-либо изменить или готов остановиться на этом выборе.

Цвета разделяются на основные (1 — темно-синий, 2 — сине-зеленый, 3 — оранжево-красный и 4 — светло-желтый) и дополнительные, среди которых 7 (черный) и 0 (серый) — ахроматические, а 5 (фиолетовый) и 6 (коричневый) — смешанные.

В норме и при полной уравновешенности, яркие цветовые эталоны должны находиться на первых позициях. Дополнительным цветам отводится роль как бы разделяющих или разбавляющих. Подробная обработка цветовых выборов с выделением функциональных пар и подсказки по их интерпретации приводятся в практическом руководстве, упомянутом ранее.


ОБЩИЕ ОРИЕНТИРЫ

Однако есть весьма важные общие ориентиры, на которых можно строить изучение ведущих индивидуально-типологических тенденций и выявлять степень адаптированности (или дезадаптации) обследуемого ребенка. При этом следует учитывать тот факт, что мы имеем дело с еще не сложившейся, слабо интегрированной структурой, незрелой личностью. Поэтому для выявления более или менее устойчивых индивидуально-типологических черт следует проводить повторные, лонгитюдные исследования. При этом нужно обязательно иметь в виду конкретную ситуацию, которая в значительной степени сказывается на цветовых выборах ребенка.

Изучение разных по индивидуально-личностным особенностям детей, относимых к психической норме, убедительно показало значимость цвета в определении ведущей, корневой индивидуально-психологической тенденции. Причем эта значимость тем выше, чем левее оказывается позиция того или иного основного цвета.

Таким образом, первые 4 выбора (позиции) цвета определяют личностные особенности как сочетание первоочередных (I позиция), вторичных (II позиция) и второстепенных (III и IV позиции) индивидуально-типологических свойств, однако с оговоркой: если этот выбор не носит сугубо случайного характера, если это — устойчивый, свойственный ребенку на протяжении длительного периода выбор.

Для повышения надежности результатов сама процедура обследования детей несколько трансформирована: если первый и второй выборы заметно отличаются, испытуемому предлагается уточнить свое отношение к изменившим позицию цветам в процессе их парного сравнения. Например, при двух выборах

1 2 4 3 5 6 0 7

2 4 1 3 5 6 0 7

дополнительная инструкция должна звучать так: «Какой из этих двух цветов ты предпочитаешь: синий или желтый? Зеленый или желтый? Желтый или красный? Зеленый или синий?» При этом пара 2 4 в данном выборе может оказаться случайной, если конечным выбором будут 2 1 4 3 или 1 2 3 4 на первых позициях, что встречается нередко.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЦВЕТОВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ С ПОЗИЦИЙ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
1-й цветовой эталон, устойчиво занимающий в цветовом ряду первую позицию, свидетельствует о том, что ребенок соответствует сензитивно-интровертному типу личности. Черты пассивности сочетаются с повышенной тревожностью, проявляется склонность к пессимистичности. Неуверенные в себе дети этого типа постоянно нуждаются в надежной опоре и спокойствии, вследствие чего формируются черты зависимости, крайней чувствительности к средовым воздействиям, тенденция к укреплению своей позиции за счет привязанности и защиты со стороны других лиц, а потребность в теплых отношениях является ведущей. Среди девочек этот тип реагирования встречается значимо чаще, чем среди мальчиков.

В поведенческом плане у детей этого типа обнаруживается конформность установок, избегание конфликта, стремление к устойчивому стереотипу жизни, страх перед трудностями, нерешительность в принятии решений, вдумчивость, способность к сопереживанию, пассивность в отношении актуальных проблем, повышенная склонность к рефлексии (самоанализу).

Эти качества усугубляются и проявляются тревожно-мнительными чертами при сочетании 1-го с 0-м эталоном на первых позициях. В этой ситуации интровертированность уже звучит как проблема трудности общения и проявляется избыточной нерешительностью, застенчивостью, ощущением непонятости, неприятия значимыми другими, эгоцентричной невротической сосредоточенностью на своих проблемах. Сочетание предпочитаемого 1-го эталона с 7-м свидетельствует об эмоциональной (одновременно с вегетативной) неустойчивости, контрастных проявлениях ранимости с агрессивностью, обидчивости и раздражительности. Здесь выявляется проблема подавленной агрессии, что в целом свойственно детям с психосоматической предиспозицией и вегетососудистым дисбалансом.

Сочетание предпочитаемого 1-го эталона с другими яркими цветами придает эмоциональному паттерну определенные оттенки, усложняющие его меланхолическую основу.

Сочетание 1 2 выявляет несколько «смягченные» благодаря синему цвету атрибуты зеленого цвета. Умеренно выраженный (неакцентуированный) характер этого типа содержит в себе наряду со сдержанностью, постоянством в привязанностях и глубиной переживаний оборонительные черты, стремление к точности, повышенное чувство аккуратности, практичность, склонность к систематизации опыта и накоплению негативных эмоциональных переживаний.

Сочетание 1 2 отражает потребность в самоуважении и уважении окружающих, сензитивность в отношении критических замечаний, стремление к упорному отстаиванию своих позиций социально поощряемыми или неагрессивными способами. Это же сочетание, смещенное с первых позиций ахроматическими таблицами и смешанными цветами, соответствует актуальности проблемы самоутверждения, задетого самолюбия и стремления к отстаиванию личностной позиции с оттенком уязвленности.

Если же 1 2 находятся на III—IV позициях, а первые позиции заняты яркими цветами, то такой вариант может трактоваться как сочетание стенических и гипостенических тенденций у гармонично сбалансированной личности.

Присутствие 2-го цветового эталона на первых позициях отражает смешанный тип реагирования с преобладанием пассивно-оборонительных тенденций, если он сочетается с 0-м или 1-м эталоном, и проявляется большей агрессивностью в сочетании с яркими цветами, придавая оборонительный характер позиции, при которой собственная агрессия оправдывается идущей извне угрозой и переживается личностью как вторичная, ситуативно обусловленная защитная реакция на агрессию окружающих.

Дети, постоянно выбирающие 2-й эталон на первые позиции, отличаются ригидностью установок, упорством и настойчивостью, склонностью к систематизации, способностями к точным наукам, тенденцией к опоре на накопленный опыт, повышенной чувствительностью к социальным критериям внешней оценки своей личности, отсюда — амбициозность, проблема собственного престижа, устойчивость привязанностей и интересов, чувство соперничества, соревновательность, аккуратность или даже педантизм. Подчинение для них неприятно, отсюда стремление к лидированию или, по крайней мере, к самостоятельности и социальному признанию. Этот тип реагирования значимо чаще встречается среди мальчиков.

Если 2-й эталон сочетается с 0-м, то можно говорить об усилении черт обособленности, о межличностном конфликте, трудностях общения, ощущении непонятости, неприятии окружающими, преувеличенной чувствительности к критике, субъективной уверенности в своей правоте.

Иррациональный, дезадаптирующий аспект 5-го эталона усугубляет подозрительность 2-го, и они в сочетании 5 2 или 2 5 на первых позициях выявляют тенденцию к систематизации субъективных, надуманных оценок по отношению к окружающим лицам и сложившейся ситуации.

Расположение 2-го эталона на последних позициях цветового ряда свидетельствует о фрустрированной потребности в социальном самоутверждении, ущемленном самолюбии, нереализованных притязаниях. Сочетание 2 3 или 3 2 на первых позициях усиливает характеристики 2-го эталона, тип реагирования характеризуется как более стеничный, позиция — как активно-оборонительная (2 3) или агрессивно-оборонительная (3 2) и отражает сплав свойств, присущих каждому из цветов в отдельности. Это сочетание представляется как столкновение сильных тенденций, создающих предиспозицию к взрывным реакциям.

Сочетание на первых позициях цветового выбора 2-го и 4-го эталонов является еще более конфликтным: характеристики ригидности противопоставлены эмоциональной неустойчивости; склонность к накоплению отрицательных эмоций сочетается с высокой спонтанностью, безудержностью эмоциональных реакций; тенденция к самоконтролю — с плохой контролируемостью; подозрительность — с демонстративностью; недоверчивость — с открытостью; аккуратность — с безалаберностью; оборонительная враждебность — с неразборчивой общительностью; осторожность — с беззаботностью. Если эти качества выражены умеренно, то это дает в сумме нормальную сбалансированность гармоничной личности, в которой противоречиво направленные тенденции уравновешены и разумно дозируются соответственно конкретной ситуации. Но при избыточной выраженности каждой из этих тенденций характер приобретает черты заметной неустойчивости с резкими изменениями поведенческого паттерна, вспышками чрезмерных эмоциональных переживаний, склонностью к взрывным реакциям в ситуации задетого самолюбия.

Если выбор 1-го эталона на первые позиции характерен для лиц с сензитивной акцентуацией, то выбор 2-го в аналогичной позиции свойствен ригидным в нашей классификации личностям с эпилептоидными чертами характера, особенно если 2-й эталон сочетается с 5-м или 7-м, а у ригидных интровертов — с 0-м.

3-й эталон в качестве предпочитаемого характерен для детей, у которых отмечается сильный, стенический тип реагирования, и выявляет напряженность потребности в активности, направленной на достижение цели, на овладение всем тем, что доставляет радость и наслаждение; в том числе это и высокая сексуально-эротическая вовлеченность у подростков. Выбор этого эталона на первые позиции свойствен детям с выраженной самостоятельностью, независимым, авторитарным, быстро принимающим решения. Им свойственны высокая поисковая активность, любознательность, преобладание эмоций интереса, любопытства. Высказывания и поступки могут опережать их продуманность в силу спонтанности поведения, раскованности чувств. Это — стремление к самореализации, проявляющееся напряжением аффекта, если реализация потребностей в данный момент невозможна. У дисгармоничной личности это качество выливается в импульсивность, сниженный самоконтроль, агрессивные высказывания и поступки.

Возможность безудержного поведения с компульсивной агрессией возрастает, если 3-й эталон находится на одной из последних позиций (фрустрированность насущных, жизненно важных потребностей, невозможность самореализации), а 7-й эталон при этом находится на одной из первых позиций (иррациональные и безудержные протестные реакции).

Если сочетание со 2-м и 4-м предпочитаемыми цветами по-своему дополняет характеристики 3-го цвета, выявляя смешанные варианты реагирования по ригидно-импульсивному и неустойчиво-импульсивному типу, то при сочетании 3 1 «сильные», возбудимые черты, свойственные 3-му эталону, входят в противоречивое взаимодействие с характеристиками слабого, тормозимого типа — пассивностью, сензитивностью, пессимистичностью, мягкостью, вдумчивостью, зависимостью, женственностью. Люшер выделяет этот вариант как идеально-гармоничный. Однако наш опыт показывает, что этот тип личности, хотя и выглядит внешне достаточно уравновешенным в силу выраженного самоконтроля, отличается выраженной внутренней напряженностью.

Выбор, в котором на первых позициях находятся 3-й и 0-й эталоны, свойствен нарциссическому варианту личности; при этом эгоцентризм и жажда жизни сочетаются с холодно-дистантным отношением к окружающим. Сочетание 3 7 как на первых, так и на последних позициях говорит о способности к импульсивным агрессивным поступкам. При низком интеллекте такие дети отличаются своевольным и непокладистым характером, повышенным чувством независимости, иррациональными поведенческими реакциями, стремлением выделиться, не быть подвластными общепринятым нормам, что в определенных неблагоприятных условиях может выражаться в антисоциальных тенденциях (особенно при сочетании 3 5 7, 3 7 5, 7 5 3 на первых позициях).
Выбор 4-го эталона на первую позицию свойствен детям эмотивного склада. Переживания и процесс общения сами по себе им насущно необходимы; ведущая потребность — быть вовлеченными в процесс эмоционально насыщенного межличностного взаимодействия. Активность ради активности, общение ради общения, жизнь ради жизни — таковы потребности данного типа личности. В отличие от 3-го эталона, характерного для тех, кто зажигает других своей целеустремленностью и жаждой жизни, выбор 4-го эталона на первые позиции присущ детям, которые загораются от общения с другими как спичка от прикосновения к ребру спичечного коробка.
У лиц, предпочитающих 4-й цвет, выбор профессии больше ориентирован на сам процесс деятельности, приносящий удовлетворение, чем на достигаемые этой деятельностью цели. При выраженной дезадаптации эти черты перерастают в истероидные, фобические и неврастенические проявления, то есть в те невротические расстройства, которые свойственны эмоционально неустойчивым личностям. Для детей с акцентуированным характером по данному типу характерна склонность к страхам, экзальтация чувств, неустойчивость интересов, избыточный оптимизм, непостоянство, нетерпеливость, демонстративность.
Черты демонстративности усиливаются при сочетании 5 4. Здесь они сопровождаются признаками избыточной эмотивности, сниженным самоконтролем, защитным механизмом вытеснения, иррациональным способом достижения целей в основном путем перекладывания трудностей на плечи других.
Сочетание 4 1 выявляет выраженную чувствительность к средовым воздействиям в связи с тем, что каждый цвет в отдельности по-своему связан с высокой чувствительностью к факторам внешнего влияния. В сочетании же они выявляют циклотимный тип личности со склонностью к перепадам настроения, легко провоцируемым внешними поводами, с быстрыми переходами от грусти к экзальтированной веселости, личности, тяжело переживающей одиночество, испытывающей повышенную потребность в общении, что делает ее зависимой от авторитетного для нее лица и мнения референтной группы. В сочетаниях, где 4-й эталон оказывается на одной из последних позиций, этот признак является предвестником дезадаптации.
Смешанные и ахроматические цветовые эталоны, выбираемые на первые позиции, определяют степень и индивидуальный тип дезадаптации.
5-й эталон на первой позиции статистически чаще встречается у детей и подростков с эмоциональной незрелостью, с недифференцированной полоролевой и социальной позицией. Так же он отражает богатую фантазию, творческий, нешаблонный подход к решению заданий, своеобразие интересов, высказываний и поступков. Детский период характеризуется тем, что личность еще не сформирована, отсюда слабая интеграция «Я». Трудности подросткового возраста связаны с тем, что ребенок переживает промежуточный период между детством и взрослостью. Непосредственный способ восприятия, когда каждая ситуация воспринимается как впервые переживаемая, а способность использовать накопленный опыт и готовые штампы еще не стала привычкой, отражает свойственное детям богатое воображение, которое чаще всего угасает с повзрослением. Как показывает опыт, сохранным оно остается у творческих, оригинально мыслящих личностей.
Один из часто встречающихся выборов среди акцентуированных личностей — предпочитаемый 5-й и 4-й эталоны. В этом выборе 5-й эталон отражает неустойчивость адаптации и сниженный контроль над эмоциональной сферой, что усиливает непосредственность, неустойчивость эмоций, повышенную чувствительность к средовым воздействиям, подверженность сиюминутным настроениям, нетерпеливость, склонность к вытеснению проблем, свойственные характеристикам 4-го эталона, обогащая их иррациональными тенденциями, необузданной фантазией, трудностями идентификации, усиливающими подражательные тенденции, богатым воображением, художественным складом мышления, иногда — выраженными истероидными чертами.
Предпочитаемый 6-й эталон отражает проблему тревожности с витальной (соматической) окраской, переживание чувства неуверенности и приниженности; при сочетании 6-го эталона с 3-м можно говорить о напряженности физиологических потребностей, в ряде случаев об ипохондрической фиксированности, дискомфорте общесоматического плана или неудовлетворенности гедонической личности. 6-й эталон на третьей и четвертой позиции часто означает ситуативно обусловленный дискомфорт, отражая тем самым адаптивную реакцию на изменение привычного стереотипа.
7-й эталон на первой позиции выявляет не только протест против сложившейся ситуации и негативное отношение к ней, но и агрессивность, крайний субъективизм, чувство обособленности и непокорность, активное противодействие среде. Агрессивность увеличивается и принимает компульсивный (неуправляемый) характер при сочетании 7-го эталона с 3-м на первых позициях и проявляется как затаенная агрессия, контролируемая (хотя и с трудом) при сочетании этих же эталонов на последних позициях.
Сочетание 7-го эталона с 4-м характерно для состояний, связанных с переживанием навязчивых страхов, а с 5-м выявляет иррациональную, субъективную позицию ребенка-индивидуалиста.
0-й эталон в качестве предпочитаемого может означать: временную усталость; ситуативные трудности в межличностных контактах; интровертированность как константное свойство личности, если такого рода выбор постоянно повторяется.

Часто 0-й или 7-й эталон «выскакивают» на первое место в тех случаях, когда ребенка проводимое обследование настораживает или вызывает протестную реакцию. Спокойный и доброжелательный тон психолога снимает настороженность, и тогда ахроматические цвета сразу уходят на последнюю или одну из последних позиций в цветовом ряду.
ОЦЕНКА ТРЕВОЖНОСТИ
Выбор 6 0 7 выявляет состояние выраженного стресса независимо от того, чем и у кого этот стресс вызван. Это может быть объективно сверхсложная ситуация или невротическая реакция у неустойчивой личности на жизненные трудности.
При нарушенной или затрудненной социально-психологической адаптации интенсивность показателя тревожной напряженности измеряется количеством знаков «!».
Их следует вычислять следующим образом.
Наличие в цветовом ряду 1-го, 2-го, 3-го или 4-го эталонов на VI позиции оценивается как один знак «!» (1 балл тревожности), на VII позиции — как два «!!» (2 балла), на VIII — как три «!!!» (3 балла).
К этим баллам тревожности, выраженным суммой знаков «!», вычисленных в связи с нахождением ярких цветовых эталонов на последних позициях цветового выбора, добавляются те, которые обозначают присутствие ахроматических цветовых эталонов на первых позициях: это значит, что присутствие 6-го, 7-го или 0-го эталона на III позиции оценивается как «!» (1 балл тревожности), на II позиции — «!!» (2 балла), на I позиции — «!!!» (3 балла).
Все баллы тревожности суммируются (5-й цвет не обозначается «!» ни на какой позиции). Таким образом, тревога в целом может быть оценена максимально 12 баллами. Сравнение количества знаков «!» в первом и втором выборе является прогностически важным признаком и показывает тенденцию к нарастанию тревоги, если во втором выборе знаков «!» больше, чем в первом, и, наоборот, свидетельствует о тенденции к снижению тревоги в перспективе, если количество «!» больше в первом выборе.
Чем ближе к началу ряда предпочитаемый цвет, тем больше значимость выявляемой им ведущей индивидуально-личностной тенденции, а сочетание основных цветов между собой образует мозаику характера, которая определяется их пропорциональными соотношениями, в зависимости от близости к первой позиции цветового выбора. Сочетание неразрозненных ахроматическими цветами ярких цветовых эталонов отражает хорошую работоспособность и называется собранной «рабочей группой». Это позитивный фактор, отражающий устойчивость к стрессам и преходящий характер признаков дезадаптации, если таковые обнаружены.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ЦВЕТОВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
Исследование с помощью цветового теста репрезентативных групп лиц, объединенных профессиональной принадлежностью, показало, что предпочтение 1-го эталона свойственно довольно широкому кругу представителей профессий, в которых требуются такие качества, как вдумчивость, сосредоточенность на содержательной, смысловой структуре информации, гуманистический характер деятельности, тяга к кабинетному стилю работы без вовлеченности в широкий круг контактов. Это, как правило, лица с преобладанием вербального стиля познавательной деятельности. При высоком интеллекте это могут быть научные деятели, теоретики, искусствоведы, словесники, литераторы. При невысоком интеллекте лица этого круга в силу ответственности и старательности успешно справляются с канцелярской работой, с выполнением деятельности, четко регламентированной определенными правилами и инструкциями, с теми видами работы, где нет необходимости принимать самостоятельные решения. Типологически эти личности отличаются сензитивностью, тревожностью, интровертированностью.
Предпочтение 2-го эталона чаще встречается у лиц с формально-логическим мышлением, опирающимся на цифровую знаковую систему, тяготеющих к точным сферам знаний. В сочетании с 1-м эталоном он формирует пару, которая отражает способности к математике, технике или физике, стремление системно оценивать информацию, опираясь при этом на конкретный опыт. Отсюда и сфера их интересов нередко лежит в области экономики, инженерно-конструкторской деятельности, связана с бухгалтерским делом, а также выявляет способности к преподаванию точных наук и к военной кадровой службе. Если специальность не насыщает ведущую потребность в кропотливой, точной работе, то люди, оказывающие стойкое предпочтение 2-му цвету, в свободное время занимаются выпиливанием, рисованием, вязанием, шитьем, конструированием и др. Разные виды ремесел, связанных с ручным, требующим точности
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Мир_Хамелеона - Мир_Хамелеона | Лента друзей Мир_Хамелеона / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»