Играем жизнь в комедии дель арте. И для других незначащих людей,
Перетасовываем выпавшие карты, подсовывая ряд других мастей.
Напялив маски на свои личины, меняем образ так, что не узнать...
Не зная текст, лепечем без причины лишь то, что кем-то задано сказать
И посреди пустынных декораций ведем непреходящую игру.
Экспромт, азарт и сонм инсинуаций, но ничего, что близко по нутру...
Мы дарим радость уличным зевакам, играем образ, вовсе не людей,
За это нам, как уличным собакам, бросают корм. Здесь каждый - лицедей.
Заучиваем модные словечки, и то, что ныне в обществе в ходу.
Их говорим без нравственной усечки: нам нужно быть повсюду на виду.
Играем сцены, не смотря в сценарий, сценария как такового нет.
Здесь каждой не ленивой твари найдется роль, и маска, и сонет.
Нам чужды предпремьерные прогоны, живой экспромт с подсказками "творца".
Мы - суть шуты, надевшие короны, в большой театр вошедшие с торца.
Анна Кирикова
Точный перевод термина «commedia dell'arte» - «профессиональный театр». Название «комедия масок», или «комедия положений» более позднего происхождения. У «commedia dell'arte» было два основных центра - Венеция и Неаполь. В соответствии с этим сложились и два основных квартета масок :
«Северный» (или венецианский) Панталоне, Арлекин, Бригелла, Доктор.
«Южный» (или неаполитанский) Тарталья, Скарамуччо, Ковьелло, Пульчинелло.
В обоих квартетах часто принимали участие Капитан, Фантеска (или Серветта), служанка Коломбина, Влюбленные. А вообще число масок, появившихся на сцене «commedia dell'arte» превышает сотню. Но все они являлись модификациями основных масок, перечисленных выше.
«В предместье Парижа» 187 7
Francois Louis Lanfant De Metz «The Carnival »
К.Дюжарден "Представление комедии дель арте" 1657
Robert Gemmell Hutchison «Commedia dell'Arte troupe Gelosi» 16th с.
«Commedia dell'Arte troupe Gelosi» 16th-century Flemish painting (Musée Carnavalet, Paris)
Jacques Callot
Giovanni Domenico Tiepolo "Commedia dell'arte" 1757
К.Сомов "Итальянская комедия" 1917
К.Сомов "Книга маркизы. Иллюстрация №5 Сommedia dell'arte" 1918
А.Н.Бенуа "Итальянская комедия"
František Tichý
А.Ф.Лушин "Итальянская комедия" 1971
К.Сомов "Книга маркизы. Иллюстрация №8 Сommedia dell'arte" 1918
К.Сомов "Книга маркизы. Иллюстрация №1 Сommedia dell'arte" 1918
Жак Калло "Капитан Спеццамонти и дзани Багаттино" Неаполь, 1622
Jacques Callot "Капитан Спеццамонти и дзани Багаттино" (1592-1635)
Pablo Picasso
Маска была обязательным атрибутом, и изначально понималась исключительно в этом смысле. Однако, со временем маской стали называть и всего персонажа. Актёр, как правило, играл одну и ту же маску. Так актёру, игравшему Бригеллу, редко приходилось играть Панталоне, и наоборот. Маска становилась образом актёра, который он выбирал в начале карьеры, и играя его всю жизнь, дополнял своей артистической индивидуальностью. Ему не нужно было знать роль, достаточно знать сценарий, сюжет и предлагаемые обстоятельства. Всё остальное создавалось в процессе представления путём импровизации. Основой спектакля является сценарий, в котором очень кратко изложен по эпизодам порядок выхода на сцену, действия актёров и предметы реквизита. В основном это переделка существующих комедий, рассказов и новелл для нужд отдельно взятой труппы (со своим набором масок). Источник: www.wikipedia.it
Серия сообщений "Венецианские маски":
Часть 1 - Венецианские маски в живописи. Баутта.
Часть 2 - Венецианские маски... 2 Маттачино.
...
Часть 8 - Венецианские маски... 8. Вольта
Часть 9 - Венецианские маски... 9. Полумаска
Часть 10 - Венецианские маски. «Commedia dell'arte»
Часть 11 - Венецианские маски в живописи... 10. Пульчинелла
Часть 12 - Венецианские маски в живописи... 11. Панталоне.
...
Часть 14 - «АРЛЕКИНО» на полотнах Константина Сомова
Часть 15 - Венецианские маски в живописи... 13. Педролино
Часть 16 - Венецианские маски в живописи (link's)