Гурджиев - Медитативные практики в индуизме, йоге, тантризме
21-07-2006 16:24
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Подавляющее большинство населения Индии исповедует индуизм. Как религия индуизм сформировался к середине 1-го тысячелетия до н.э. на основе ведийской религии и брахманизма. В основе системы индуизма лежат Веды. Центральное место в системе ведийских представлений имеет концепция Брахмана – высшей объ-ективной реальности, безличного духовного начала, из которого возникает мир со всем в ним находящимся. Для восстановления человеческого единства необходима практика йоги. Основная практика ведийской йоги – аске-тическая практика и отречение от мирских благ. Один из основных методов ранней йоги – постепенное отклю-чение разума от чувств и от объектов внешнего мира. Самым хорошим средством для этого считалось сосредо-точение на Брахмане.
Система индийской йоги отличается свой многоаспектностью: физические и психические свойства чело-века получают в ней своё гармоническое развитие. Все стороны функционирования физического тела, ума и психики в йоге детально согласованы. Медитативная практика в ёё рамках имеет строго определённое положе-ние в общей системе упражнений.
Большое влияние на развитие теоретико-философского фундамента йоги оказал трактат “Йога-сутра” Па-танджали. Патанджали определяет сущность йоги в прекращении деятельности ума, в устойчивом сохранении чистоты ума. Достигнуть этого можно с помощью упражнений, умственно-духовных усилий, достигаемых со-средоточением и медитацией. Согласно Патанджали, для того, чтобы выявить духовную составляющую челове-ка, необходимо мысленно отказаться от восприятия зрительных, слуховых и чувственных образов.
Большая заслуга Патанджали заключается и в том, что он сформулировал концепцию “восьмеричного пути”, отражающую последовательность ступеней практики, позволяющую занимающимся в полном соответст-вии с природными принципами достичь высших уровней физического и духовного развития.
Можно выделить несколько способов и уровней медитативной практики. Традиционно их подразделяют на 2 больших группы: “медитация с формой” и “медитация без формы”. В первом случае медитирующий на-правляет сознание на работу с объектом, имеющим определённую форму (цветок, пламя свечи и т.д.), во втором случае объектом медитации становятся не имеющие формы объекты (понятия, идеи и т.д., например, понятие Брахмана).
Мантра-йога определяется как искусство достижения духовного прогресса при помощи контроля звуко-вых вибраций специальных форм ¬– мантр. Модификация умственно-психического состояния человека посред-ством мантр может привести к возбуждению или успокоению, к возникновению молитвенного настроя и т.д. Мантра может состоять как из нескольких звуков, так и из нескольких слов. Непрерывное произнесение мантр в йоге практикуется в джапа-медитации. истоки мантра-йоги коренятся в древнем представлении о вселенских вибрациях. В янтра-йоге объектами медитации становятся особые изображения. В надо-йоге объектами медита-ции являются внутренние звуки. В кундалини-йоге эффект погружения в состояние транса обусловлен соответ-ствующими приёмами управления скрытой энергии организма.
Тантризм – религиозно-философское течение, сочетающее в себе принципы ведийской йоги с положе-ниями буддизма. К VII-VIII векам учение размежевалось на две ветви: тантризм Левой руки и тантризм Правой руки. Триада “мысль – слово – действие” признавалась нераздельными гранями всеобъемлющего единства Все-ленной. Все основные положения в тантризме подчинены идее теснейшей связи макро- и микрокосмоса. Со-гласно представлениям тантризма, звучание мантр вызывает в теле вибрационные колебания, обуславливающие те или иные состояния разума и сознания. Истинное значение каждой мантры познаётся в процессе медитации над ней; тем самым устанавливается тесное единство мысли и слова. В практике тантризма, как и в других уче-ниях, большое внимание уделяется высшим способностям человека (“сиддхи”).
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote