• Авторизация


Как писать сказки? Руководство пользователя. 13-04-2009 00:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Задание написать сказку, честно говоря, нас озадачило.
 
Как говорит Олег – ну вот не сказочники мы ни разу. Поэтому для начала мы попытались вспомнить собственный опыт сочинительства сказок. Выяснились печальные подробности: у Y они отсутствуют полностью в виду тяжелого детства и физико-математического образования, которое сказочничеству никоим образом не способствует, у О некоторый опыт есть, но настолько далекий, что не считается.


Лирическое отступления про опыт от О: «Я попыталась вспомнить, а какие вообще выдумывания и писательские ухищрения (ну кого ж в юности стороной обошло) – у меня были.

На самом деле первый раз придумывать, т.е. сочинять, а не писать, сказки я начала в глубоком детстве. Произошло это потому, что древний агрегат, извлекающий в шестьсот двадцать пятый раз из пластинки шепелявящий голос Чебурашки наконец благополучно загнулся, а родителям (ох как я их сейчас понимаю) – читать дитю сказки голосом и из книжки каждый день было мягко говоря сильно в лом. И тогда мама, пытаясь разрешить сложившийся тупик с уложением меня спать предложила – «А ты ложись, и придумывай сама себе сказку. Ну например вот про птичек..» Надо сказать, что я была послушным ребенком до поры до времени, и посему честно стала придумывать сказку. Про семью дятлов (Саш, ничего личного – просто правда про дятлов было). Почему-то весь сюжет сказки крутился у меня вокруг дупла, его внутреннего обустройства и его обороны. Очень уютно почему-то в темноте под одеялом выдумывать всякие подробности про обустройство дома. И как-то зацепило меня это дело – я довольно долго по ночам эту сказку разматывала.

Дальнейший опыт сочинительства от сказок был далек, не считая одного раза сочинения в вполне сознательном возрасте душераздирающей сказки про художника по мотивам избитого сюжета «Ты ее рисуешь, рисуешь, а она, сцуко, потом ноги сделает», который широко использовался в мировой литературе со времен Эллады. Правда на сем мой опыт с придумыванием сказок благополучно прекратился, и начался другой опыт придумывания – в основном баек, отмазок, отписок и иного прикладного изящного вранья, так необходимого нам во взрослой жизни».

Таким образом, в виду явной нехватки семейного опыта сказительства мы решили обратится решили обратится к первоисточникам о том как ЭТО надо делать, и воспоминаниям собственного опыта и ломанулись в просторы интеренета.

Не будем утомлять читателей подробностями наших литературных изысканий в поисковиках, к которым мы вопрошали о том, как же пишутся сказки. Заметим только, что удовольствия получили массу, ржали от души, всем рекомендуем на досуге долгими зимними вечерами. Помимо кучи довольно-таки однообразной информации и смешных цитат понравилось пожалуй определение, данное Дж.Толкиеном в статье «Волшебные сказки»: «Вообще сказки во многом (а лучшие из них – в основном) имеют дело с простыми, лежащими в основе всего фактами и явлениями, не тронутыми фантазией. Но они, будучи помещены в сказку, начинают светиться неожиданно ярким светом, ибо сказочник, позволяющий себе "вольности" с Природой, – скорее ее возлюбленный, чем раб. Именно благодаря сказкам я впервые угадал скрытую силу слов и чудесную природу вещей: камня, древесины, железа; деревьев и травы; дыма и огня; хлеба и вина».

А еще в процессе наткнулись на очень интересный труд Джанни Родари «Грамматика фантазии», который представляет из себя укрупненное и доступно написанное обобщение из всех значительных исследований, связанных со сказками. Из его работы вынесли ссылки на работы советского фольклориста Владимира Яковлевича Проппа, в частности «Морфологию сказок», раскладывающую народные сказки на «функции», которая принесла ему всемирную известность. И обалдели. «Проанализировав структуру народной сказки, причем особенно тщательно - ее русский вариант (являющийся в значительной мере частью индоевропейского наследия, к которому принадлежат также немецкие и итальянские сказки),

В.Я.Пропп сформулировал следующие три принципа:
1) "Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются".
2) "Число функций, известных волшебной сказке, ограниченно".
3) "Последовательность функций всегда одинакова".

Согласно системе Проппа, этих функций - тридцать одна, а если учесть, что внутри они еще варьируются и видоизменяются, то материала вполне достаточно для того, чтобы дать описание формы сказки:
1) отлучка кого-либо из членов семьи
2) запрет, обращенный к герою
3) нарушение запрета
4) выведывание
5) выдача
6) подвох
7) невольное пособничество
8 ) вредительство (или недостача)
9) посредничество
10) начинающееся противодействие
11) герой покидает дом
12) даритель испытывает героя
13) герой реагирует на действия будущего дарителя
14) получение волшебного средства
15) герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков
16) герой и антагонист вступают в борьбу
17) героя метят
18) антагонист побежден
19) беда или недостача ликвидируется
20) возвращение героя
21) герой подвергается преследованиям
22) герой спасается от преследования
23) герой неузнанным прибывает домой или в другую страну
24) ложный герой предъявляет необоснованные притязания
25) герою предлагается трудная задача
26) задача решается
27) героя узнают
28) ложный герой или антагонист изобличается
29) герою дается новый облик
30) враг наказывается
31) герой вступает в брак.

Понятно, что последовательность приведенных функций может нарушаться, какие-то функции могут выпадать совсем, но считается, что с использованием системы Проппа можно составить практически любое повествование, рассказ, сценарий, сказку и так далее. Все перечисленные функции (разложенные на таблички) составляют «карты Проппа», по которым обучают и развивают как детенышей в развивающих группах, так и филологов в университетах. Причем самое, наверное, прикольное – это придумать сюжет, потом перемешать карточки – и разложить функции случайным образом – а по ним придумать заново. Или выбрать случайные пять карточек… В общем своего рода буриме. Вдохновившись титаническим трудом, который проделал Пропп, раскладывая по составляющим вековой народный фольклор, вдохновившись утверждением Д.Роддари: « Нас эти функции интересуют потому, что на их основе мы можем строить бесконечное множество рассказов, подобно тому как можно сочинять сколько угодно мелодий, располагая двенадцатью нотами …» а также убедившись в полном отсутствии опыта в сочинительстве именно сказок, выступим-ка мы пожалуй подопытными кроликами и попробуем рассказать свою сказку о путешествии, пользуясь картами Проппа.

Что получилось? смотрите тут: http://www.liveinternet.ru/users/yuo/post100389534/
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
01-10-2009-21:55 удалить
А как сочинять сказки о знаках препинания?
05-11-2011-00:11 удалить
крутота :) и сказка прекрасная получилась я хочу свои иллюстрациями дополнять.. а пока пишу тут: http://igrlandia.ru/skazki но они очень странные и волшебные))


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Как писать сказки? Руководство пользователя. | YuO - Путешествия дилетантов | Лента друзей YuO / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»