• Авторизация


что я нашла... 31-05-2006 17:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!


а нашла статью из газеты ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА, прошлогоднюю... про нашу экспедицию...


ВОСТОЧНО-АРКТИЧЕСКИЙ
ШЕЛЬФ: ЕСТЬ ПЕРСПЕКТИВЫ
НА НЕФТЬ И ГАЗ!
Больше двух недель работает в Певеке группа из 15 ученых, прибывших из Санкт-Петербурга. В распоряжении арктической экспедиции - съемочный самолет экспериментальной авиации ИЛ-18Д научно-производственного предприятия «Мир», переоборудованный под уникальную геолого-геофизическую аэролабораторию. В ходе ежедневных полетов идут широкомасштабные исследования внешней границы континентального шельфа России, которые рассчитаны на 45 суток. О целях и задачах экспедиции рассказал нашему корреспонденту руководитель группы Андрей ЗАЙОНЧЕК, кандидат геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института геологии и минеральных ресурсов Мирового океана (ВНИИОкеангеология).
- В последние пятнадцать лет Арктический океан является объектом интенсивного геологического изучения. Каждый год ученые ведущих стран мира проводят широкомасштабные полевые работы с бортов
специализированных научных воздушных и морских судов-лабораторий.
Актуальность подобных исследований, которые в основном проводятся приарктическими государствами -Россией, США, Норвегией, Данией и Канадой и примкнувшими к ним Германией и Швецией, определяется насущной стратегической задачей
- соблюдением собственных национальных интересов.
Названная задача распадается на две взаимосвязанные составляющие: политическую - обоснование внешней границы континентального шельфа государства - и экономическую
- оценка потенциала, поиск, открытие и освоение минерально-сырьевых ресурсов с учетом потребностей будущих поколений.
Особая важность политической составляющей вытекает из необходимости представления в 2008 году государствами, обладающими континентальным шельфом, заявок по обоснованию своих внешних морских границ в специальную Комиссию ООН по границам континентального шель-
фа. Россия, имеющая самый крупный сектор Арктического континентального шельфа, первой из стран приступила к проведению специальных научных работ по его обоснованию. Решение этой задачи было поручено головной организации Министерства природных ресурсов по морской проблематике - Всероссийскому научно-исследовательскому институту геологии и минеральных ресурсов Мирового океана имени академика И.С. Грамберга (ВНИИОкеангеология), с участием Полярной морской геологоразведочной экспедиции (ПМГРЭ), и Главному Управлению Навигации и Океанографии (ГУНиО) Министерства обороны РФ.
Первые отечественные специализированные геофизические работы по изучению глубинного строения
За три полевых сезона был поставлен уникальный натурный эксперимент, не имеющий зарубежных аналогов, когда вдоль линии протяженностью 1,5 тысячи километров от острова Жохова до Северного полюса, были проведены наледные сейсмические и гравиметрические исследования, которые сопровождались аэромагнитной съемкой в полосе шириной 100 километров. Аналогичные работы по данной программе были продолжены в 1992 году над хребтом Ломоносова, а в 2000 году - с борта научно-экспедиционного судна «Академик Федоров» над хребтом Менделеева. По результатам работ получены новые обширные материалы, проливающие свет на глубинное строение хребта Ломоносова, котловин Амундсена, Подводников и Макарова, которые, в совокупности с ранее проведенными работами, были использованы для составления и представления предварительной заявки в Комиссию ООН по границам континентального шельфа в 2004 году.
Во время полевого сезона этого года подобный эксперимент осуществляется в зоне сочленения хребта Менделеева с континентальной окраиной. В пятницу в район работ вышло научно-экспедиционное судно «Академик Федоров», на борту которого находится экспедиционный состав под руководством директора ВНИИОкеангеология кандидата геолого-минералогических наук Валерия Дмитриевича Каминского и руководителя работ по проблеме определения внешней границы континентального шельфа доктора геолого-минералогических наук Виктора Антоновича По-селова. Целью морской части экспедиции является проведение сейсмической разведки глубинными методами со льда и осуществление геологического пробоотбора.
Задачей нашего аэрогеофизического отряда является проведение площадной магнитометрической и гравиметрической съемки с борта переоборудованного специализированного воздушного судна-


лаборатории ИЛ-18Д №75713, которое на правах аренды предоставлено ОАО «НПП «МИР»». Пользуясь случаем, мы хотели бы поздравить инженера данного предприятия Котова Валерия Николаевича с полувековым юбилеем, который он перешагивает с нами в эти дни.
Кроме проблемы определения внешней границы, в задачи нашей экспедиции входит и осуществление геофизического картирования, способствующего выполнению оценок ресурсного потенциала на нефть и газ.
Важнейшим итогом исследований, проведенных на суше России, является обоснованный вывод о небольшой вероятности открытия на суше крупных нефтегазоносных провинций, которые могли бы изменить или кардинально дополнить сложившуюся за последние десятилетия нефтегазодобывающую инфраструктуру страны. Весь возможный прирост добычи углеводородов (УВ) из сухопутных месторождений может быть достигнут лишь путем доизучения уже выявленных нефтегазоносных провинций и областей. Этот факт широко известен и является причиной повышенного
интереса Министерства природных ресурсов РФ к поискам альтернативных источников углеводородов на акватории нашей страны, которые в соответствии с Морской Доктриной Российской Федерации, утвержденной Президентом В.В. Путиным, рассматриваются в качестве федерального резерва, призванного обеспечивать потребности народного хозяйства страны в жидком и газообразном топливе на протяжении всего XXI столетия.
Арктический шельф России является крупнейшим резервом углеводородных ресурсов страны, который позволит в XXI веке поддержать и даже нарастить объемы добычи нефти и газа. Потенциальные нефтегазовые ресурсы этого региона оцениваются в десятки миллиардов тонн (в пересчете на нефть), что сопоставимо с запасами крупнейших нефтегазоносных провинций мира. Вместе с тем, его ресурсы в целом распределены в высшей степени неравномерно: более 80% их заключено в недрах Карского и Баренцева (с Печорским) морей, а на долю морей Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского в совокупности прихо-
дится оставшаяся скромная часть. По мнению большинства специалистов, подобное распределение во многом связано не с особенностями геологического строения, а исключительно с низкой геолого-геофизической изученностью Восточного сектора Арктического шельфа РФ.
Принято считать, что добыча углеводородов на Восточно-арктическом шельфе -дело отвлеченно-далекого будущего. При ближайшем рассмотрении, однако, оказывается, что уже через 25-30 лет промышленность России без привлечения арктической нефти начнет испытывать энергетический голод. Даже такие гиганты, как Штокмановское и другие выявленные на западном Арктическом шельфе месторождения, не смогут компенсировать падающую добычу в старых районах и удовлетворить растущую потребность в топливе. На очередь встанет последний резерв страны - Восточно-арктический шельф с его еще не открытыми уникальными залежами углеводородов.
Мировой опыт освоения крупнейших нефтегазоносных провинций показывает, что период времени от момента разворота широкомасштабных нефтегазопоисковых работ до начала разработки выявленных месторождений при самых благоприятных условиях составляет не менее десяти-пятнадцати лет. Применительно к Арктическим шельфам, где геолого-геофизические работы будут неизбежно сопряжены с большими трудностями, этот период времени будет без сомнения в два-три раза дольше. Это означает, что не выявленные, но уверенно ожидаемые ресурсы углеводородов этих шельфов могут составить предмет добычи не ранее, чем через 3-4 десятилетия после
начала их изучения. Из всего сказанного следует, что если продолжить недальновидно откладывать на будущее начало регионального этапа нефтегазопоисковых работ на Восточно-арктическом шельфе, то в обозримой перспективе эта задержка обернется крупным дефицитом топлива и соответствующими экономическими потерями.
Во избежание такой ситуации специалисты ВНИ- б.о./
ИОкеангеология и
ПМГРЭ подготовили и представили на рассмотрение в Федеральное Агентство по недропользованию Аванпроект по проведению аэрогеофизического картирования всех акваторий восточно-арктических морей. В отличие от всей территории Российской Федерации, которая изучена в неф-тегеологическом отношении с детальностью, достаточной, чтобы выполнить количественный подсчет прогнозных ресурсов нефти и природного газа и тем самым уверенно представлять возможности прироста добычи УВ на всю обозримую перспективу, существующие оценки УВ ресурсов для восточно-арктических морей являются, из-за недостатка геолого-геофизической информации, по сути, экспертными. Можно рассчитывать, что по мере изучения геологического строения региона, обладающего крупными осадочными бассейнами, выполненными многокилометровой толщей осадочных пород, существенно возрастет и количественная оценка их нефтегазовых

ресурсов. Есть все основания полагать, что в ходе проведения широкомасштабных pa6oi на акваториях морей Лаптевых, Восточно-Сибирского v Чукотского, в пределах которых располагаются крупные осадочные бассейны, буду! обнаружены крупнейшие уни кальные нефтяные и газовые месторождения...
В заключение хочется до бавить, что мы очень признательны главе муниципального района Александру Юрьевич\ Гарнаженко и начальнику ФГУГ «ЧукотАвиа» аэропорт Певек Игорю Владимировичу Евдоки мову за помощь и содействие в организации размещения на шей научно-исследовательс кой экспедиции в самом се верном городе России Певе ке.
Записала Раиса СИНЬКЕВИЧ На фото из архивов экспедиции: уникальная геолого-геофизическая аэролаборатория ИЛ-18Д перед вылетом, (в аэропорту Певека); руково дитель полярной экспедиции кандидат геолого-минералоги ческих наук Андрей ЗАЙОН ЧЕК.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник что я нашла... | Настоящая_чукча - Настоящая_чукча | Лента друзей Настоящая_чукча / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»